Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ноября 1991 года, вечер, комната






– проба прогона, - и " пробы" костюмов и атрибутики возможной…

– между блоками, - Она – к камину, Он – к окну, при этом – подойти могут друг к другу, прислониться, стать рядышком…

/Два прогона, один – при зрителе…/

 

8 ноября 1991 года, вечер, Молодежный театр…

Беседа – и самостоятельно, - подряд три прогона…

 

9 ноября 1991 года, Молодежный театр…

Беседа – и два прогона, - один в зале, другой – на сцене, как концертный вариант, строго, минимум движений…

 

10 ноября 1991 года…

Просил – самостоятельно, - в интиме – постель, ночь – вариант " экстремально-импровизационного прогона" …

 

11 ноября 1991 года…

Настрой к открытому, при приглашенных зрителях, показу…

Замечания по прогону:

1) задание было – отдельно " прямые реплики" – их только вслух – на " прямой звуковой дорожке" …

2) отдельные строчки – из текста партнера – повторяются, - принимаются…

3) в своем тексте, как выделения, повторы: глаголов, существительных, прилагательных – и им соответствие зримое…

4) прямое сюжетное – содержание, и смысл – не должны теряться – зритель должен понимать " видимый сюжет" – про что рассказывают – что произошло, происходило тогда, когда-то…

5) в прогоне – открытом показе, - любые нарушения условий – пожалуйста! – но если это осознанно, так захотелось, на это человек – " по вдохновению! " – решился…

6) искать оправдания пластическому движению (как и, вероятно, - " сюжетному" графическому) – может это какие-то узоры – которые заполняют воздушное пространство…

7) и шепот – он наполнять должен воздух – некое " шаманство" – тепло распространяется…

8) текст – то, что про него (нее) – все время – примерять – сопоставлять со своим – с собой, - и сюжетное, и эмоциональное – через переосмысление чтобы (сначала – осмысления как первичное – теперь – переосмысление, как бы " ревизия смыслов"?)…

Обрамление – в двери узкая щель – Она тихо входит, в финале – также тихо – туда же – уходит, - на стуле остается ее шаль…

Динамик висит на стене – реальная на сегодня программа – он работать должен на протяжении всего спектакля…Герой лишь время от времени – может подходить, уменьшать или увеличивать громкость…

Между блоками – оба рядышком, у камина, у окна…

Полы скрипят – звуки шагов слушать…

Двигаться – в мелодии речи партнера, в унисон (нарушения – когда осознанно, когда берешь на себя эту ответственность)…

 

12 ноября 1991 года, Львов, Спілка письменників…

 

Показ – открытый, репетиционный, при зрителе приглашенном…

Обсуждение – благосклонно, без неожиданного, ждут и следующих показов, и спектакль…

 

Помимо исходной – первые репетиционные задания «от карандашей» - опоры на идеи «знакового театра», - важным и плодотворным оказалось выделение в тексте пьесы реальных структур сюжетных – по «грамматическому признаку»: глаголы, имена существительные, прилагательные – и, на этой основе, в процессе актерского существования игрового, – наделение этих «формальных сюжетных структур», – ассоциативно-знаковым и выразительно-образным актерским «освоением-существованием»…

 

 

Жан Кокто «Людський голос»

 

…путь – существование героини – как структура – знаками выстроенная и как тропинка «проложена» - идти можно каждый раз снова и снова, знаки – от эмоционального, от смыслового, от сюжетного – и в графике линий движения, и в пластике, и в уровнях-изменениях звучания текста и условных «звуковых дорожек», - тут задача и освоения текста как мира авторского /драматургического/ - вхождение в него, и – поиск вариантов игровых – в структурно жестких схемах – системах кодирования – для дальнейших возможностей свободного актерского игрового существования в жестких структурных схемах – в процессе их театрального «раскодирования»…

 

 

А

Репетиционные задачи первого этапа

 

Основа – разработка на трех последовательных уровнях:

 

- анализ пьесы /драматургического материала/ - как практическое отслеживание собственных, актрисы, ощущений и импульсов - отслеживание в процессе…

 

- мир внутренних образов – как направленная установка – задание - насыщения внутреннего пространства актрисы - картинами воспоминаний возможных героини – в процессе…

 

- эмоциональные доминанты и их выявление – пластика, голос – в них образы отдельные – как эскизный набросок партитуры эмоциональной…

 

В процессе - это с текстом в руках – путь – «разметка пути» - по фразам – по переходам от темы к теме – остановки – повороты – линии – характер движения – произвольно, – от текста – от своего ощущения – и в тексте карандашные, соответственно, разметки - идти рядом со своей героиней – представлять в воображении –фантазией зримой - что она делает – и что вокруг нее – и как она одета: от уровня «простой графики», интуитивного пути – до уровня «примерки образа и действий в воображаемой «реальной обстановке»…

 

В процессе – и картинки видеть: от фантазии – воображении актрисы – рисовать «вспоминая» - Он и Она – представлять – и вслух надиктовывать как бы себе - что Он делал – что Она /Я/ чувствовала в то время, как…

 

И, наконец, - тоже в процессе реального существования актрисы на площадке, - с текстом в руках, – нацеленность на выявление первичное: сюжета переходов эмоциональных состояний – и, соответственно, – каждому «настроению», состоянию – экспромтом – соответствие пластическое и голосовое – как «примерка одежки» - в образах пластических и мелодических рисунков…

 

И это все – первоначальный этап работы актрисы – далее: поиск выхода к спектаклю – конкретным игровым условиям и правилам театральным – от реальных возможностей – от индивидуальности актрисы – от наработанного на первом этапе материала…

 

В

В проекте " Української робітні"

/Серия " Репетиционных тетрадей" – тетрадь пятая…/

 

1. Понятие эмоционального внутреннего мира человека (женщины) – как палитры красочной: тогда каждой эмоциональной " краске" – цвету каждому – как настроению, состоянию эмоциональному – искать соответствие в пластическом существовании, - " выражении" – импульсах – тела собственного…

Опыты – пробы, - направляются и ограничиваются следующими условиями: 1) тело, по возможности, освобождается от стесняющих его одежд…2) все движения – на полу, не поднимаясь с пола, не становясь на ноги, - активны тело и ноги, пассивны руки…3) при этом добиться надо – внутреннее самонаблюдение, контроль и коррекция, - чтобы в непрерывном движении находилось все тело – от кончиков пальцев ног до головы…4) и – в том ритме, темпе и амплитуде – которые соответствуют – по самоощущению, - определенному эмоциональному состоянию – той или иной, - " краске" (" цвету")…Как бы – воплотить эмоциональное внутреннее – в пластическое и мышечное внешнее – определенный " формо-поток" физического существования…

Это пластическое физическое непрерывное существование – не есть некая определенная последовательность движений, найденная опытным путем, - а именно сиюминутное непрерывное – " движение-процесс" …

 

Последовательность работы:

- сначала актриса, наметив для себя - и " сформулировав", -" репертуар эмоциональных состояний" – пробует каждое из них – " переработать" – перевести на язык пластического мышечного непрерывного существования…

- затем пробы - как тренинговое задание, - в любой момент - " материализации" в пластику – именно своего сегодняшнего, сиюминутного настроения, состояния внутреннего (эмоционального) – как своеобразная " настройка" перед репетицией (или же бытовое, при необходимости, - " снятие напряжения")…

- на определенном этапе в процессе этих опытов – возникает момент, когда человек – " переключив эмоциональное в мышечное (пластическое, физическое)" – как бы освобождается от груза этого " эмоционального" – и получает возможность – удерживая внешнюю форму непрерывного физического существования, - наблюдать за своим физико-эмоциональным " Я" – со стороны, - что-то при этом корректируя…

 

2. По аналогии – каждому эмоциональному состоянию – найти можно соответствие в " голосозвучании" …

Голос, его звучание – как бы " отпускается в свободное существование" – вместе с телом, решая ту же задачу – соответствия… И, важно - не в отдельном звуке – а в непрерывности и бесконечности (условной) сменяющих друг друга отдельных звуков и звукосочетаний…

Условие – уходить от мелодий, напевов известных – " прогонять их", - создавая свою особую интонационно-мелодическую - постоянно изменяющуюся – " звучащую среду", - тот звуковой (голосовой) эквивалент, который – как бы сам есть определенное эмоциональное состояние…

 

3. Пластическое и голосо-звуковое существование – как эквивалент палитры внутренних эмоциональных состояний (настроений, ощущений) – необходимая " среда существования" – насыщенное (энергетически) пространство, - в котором может жить, существовать героиня Ж.Кокто…

 

Требование предельной искренности и полноты " вхождения в опыты" – особой чуткости самонаблюдения – в разработке разнообразия эмоциональной палитры…В каждой женщине есть " все эмоции мира" – то, что есть и в ней, в героине Ж.Кокто…Но в какие- то моменты доминирует что-то одно, в другие мгновения вдруг на первый план выходит что-то другое…

 

4. Произносится (читается) текст – " последовательное движение вдоль литературного (драматургического) текста":

  • актриса свободно перемещается (существует) в игровом пространстве, - ее движение зависит от голоса (текста), - пока произносит текст – она движется, замолчала – остановилась…

Останавливаясь, актриса - условно " отсекает" какой-то логический или эмоциональный (или ассоциативно значимый, на ее взгляд) " кусок драматургического текста" – " условную фразу" …

  • остановившись, - осмыслить пробуя только что произнесенную " условную фразу", - необходимо найти ей, этой " фразе" – соответствие в " пластической модели", - собирающей, обобщающей - только что пройденный актрисой (и текстом) путь, - и в другом языке, языке театральном, условном – в пластике – вновь как бы " восстанавливая" внутренний сюжет (последовательность) произнесенного текста…

Пластическая модель – маленькое, но законченное – самоценное – произведение театральное – " зарисовка", набросок актерский, беглый…

Ограничивающие условия: актриса стоит на месте, в движении пластическом " не работают" (не участвуют) руки…

 

  • подобно " пластической модели" (актерской " миниатюре") – вариант голосозвучания, - " звуко-голосовая модель" …

Может быть – чередование " голосозвуковой" и " пластической" модели (или же оба уровня возникают одновременно, или – синхронизуются тут же, согласовываются, или же " контрапунктно сосуществуют", или же вариант " комбинированной модели", когда модель искомая строится в чередовании, сплетениях голоса и пластики…

 

  • вариант " гримаска" – когда актриса, остановившись, произнеся некую " условную фразу" – видит ее, решение этой " фразы" – в реально-бытовой плоскости – как бы наблюдает за своей героиней - видит ее (актерское воображение!), - произносящей эту " фразу" и видит, что она, героиня, при этом делает, чем занимается…

Эту " внутреннюю картинку" надо – " остановить" – невольная возникнет пауза, - а затем ее, свою героиню, за которой наблюдаешь, которую видишь (т.е. как бы самое себя?) – попытаться передразнить, " дружески спародировать" – и текст, только что уже произнесенный, -вновь произнести – но интонируя, " кривляясь" над самим собой, немного иронизируя (может быть повторяется не вся " фраза", а лишь отдельные из нее слова)…

 

Итак, актриса произносит (читает) текст и перемещается в игровом пространстве, произвольно разделяя текст на " условные фразы", - тут же их, эти " фразы" – " актерски переосмысливает", сотворяя либо " модели игровые" (пластические и голосовые), либо " гримаски" …

 

Актриса имеет право выйти из игрового пространства – отдохнуть, уточнить задание, поделиться возникшими неожиданными ощущениями, проблемами (На площадке, это важно, актриса на слух принимает все замечания режиссера, - не останавливает при этом свое существование игровое…)

 

Домашняя работа: 1) разбить текст на " условные фразы" …2) выписать (и подчеркнуть в тексте) слова, обозначающие реальные предметы, названия… 3) перечень эмоциональных состояний (" красок") и их " сюжет" (последовательность в драматургическом тексте) - здесь понятие – " путь" – тот путь, который проходит героиня, - актриса, отслеживая – идет с ней рядом…

 

5.

  • В палитре эмоциональных состояний, " вычлененных" актрисой из текста пьесы, - каждой " краске" найти соответствие: и в " графике", и в " характере" движений на игровой площадке: например, - страху (" серому цвету") соответствует волнистая линия (" графика") и прерывистое (" характер") движение актрисы на этой линии…

 

  • Теперь " нейтральное" (пассивное) движение при чтении текста сменяется движением " динамичным" (активным), выявляющим через " графику" и " характер" эмоциональную окраску каждой " условной фразы" …

А также, - на " точках" – когда " фраза" заканчивается, - предлагается – " уходить в собственное " внутреннее эмоциональное погружение" – пластическое и голосовое существование собственного " Я" эмоционального…

Или – в " гримаски", или – в " модели", отличая " модели" от непрерывной " среды" …

 

Важно:

- " динамичное движение" – это эскизная проба, текст при этом произносится легко, без " нажимов и зажимов" …И, наряду с " динамичным", как бы чередуясь, – продолжает существовать, на других " фразах", - движение " пассивное" (нейтральное)…

- эмоциональное пластическое и звуковое существование отличается от пластической и звуковой " модели" – ибо последняя является законченной (сюжетной) формой, а первое – понятие " среды" – есть непрерывность (бесконечность) изменений, - и фрагменты движения, и звуки, звучания – не фиксируются, не закрепощаются формой, не принадлежат " сюжету фразы" … При этом эмоциональное пластическое (и голосо-звуковое) существование актрисы может быть – и от ее собственного состояния, и от ее понимания состояния героини в данный момент, и от ее ощущения атмосферы комнаты, в которой находится героиня…

 

 

«Стефаник-Тичина» (Цикл «репетиционных тетрадей», тетрадь шестая)

Задача: выход к возможности спектакля-импровизации, - от жестких субъективных знаково-ассоциативных моделей – на основе текстов новелл «позднего Стефаника» и стихотворений «раннего Тычины»…

 

Последовательность работы:

1. Разметка текста: выявление (расслоение) структур, объективно существующих в литературном произведении (тексте) – ритмической, мелодической, смысловой, эмоциональной, реально-бытовой и ассоциативно-образной – и соответствующая разметка текста, – понятие объективного и субъективного…

2. Варианты решений – как поиск вариантов «материализации знаковой» – каждой выделенной условной (но и реальной!) структуры - через актёра (актёров): а) в пластике, зримых образах…

б) в голосе, звуках…

3. Звучание текста: «текст нейтральный» и «текст живой»…

4. Эскизные импровизации, – от жёсткой модели в направлении к «живому тексту»…

 

Важно: группа актёров – не менее десяти-двенадцати человек, – каждый из них выбирает по два-три стихотворных («раннего» Тычины) и одно- два прозаических (новеллы «позднего» Стефаника) произведения, в которых, - авторы субъективных «знаково-ассоциативных моделей», - выделяют - «вдоль текста и в тексте», - названные шесть структур, - составляющих условное композиционное целое произведения…

 

(1) Разметка текста…

1) объективная стихотворная ритмическая структура (определяющая стихотворный размер) – ударения, выделение ударных и безударных слогов, но, кроме этого – субъективный накладывается ритмический узор – в люфтпаузах между словами, – указать надо (отметить в тексте) – места этих дополнительных (произвольных) ритмических ударов…

В прозаическом тексте – ритмические ударения в каждом предложении, – так, как слышит читающий, – произвольно, но вслушиваясь в каждый «текстовой период», ограниченный знаками препинания, – собственно предложение и его составляющие… «Ритмические узоры» – произвольно, в дополнении к ритмическим (объективным) ударениям…

2) мелодическая структура – в трёх понятиях (условных обозначениях) – повышения, понижения и ровного звучания голоса (звука), – над каждым условным грамматическим периодом (предложение, его составляющие, выделенные знаками препинания, а также – стихотворная строка, как особый вид «художественно-грамматического» периода) – не менее одного из трёх перечисленных знаковых обозначений и не более количества слов в данном грамматическом периоде (т.е. над словом не может быть «двух указующих знаков»)…

3) реально-бытовая структура – как выявление бытовой реальности: кто, где, что делает, что сейчас там происходит… Однако конкретное произведение может и не давать точных реально-бытовых координат, особенно стихотворное – это могут быть и мир мечты, раздумий, мир фантастических сновидений… Тогда предположение, версия «разработчика»… Установленной (либо предположенной) реальности происходящего в произведении – найти надо (придумать) соответствие, – как возможность параллели существования – по аналогии, своеобразный «контрапункт» к реальности произведения, к её сюжету, – фрагмент реально-бытового физического существования какого-то другого человека, – «в другом месте, в другой комнате» – занятого другим делом – «в то время, как…» – это такая, условно, бытовая картинка, которая (по мнению «разработчика») могла бы стать основой (стимулом, вдохновением, реальностью) художественного произведения, подобного тому, которое анализируется (исследуется)…

В тексте произведения (в прозе – не нарушая предложения, в стихотворении – не ломая стихотворную строку) – отметить надо условные точки пересечения (сочленения) – те моменты (места), в которых возникает «созвучие структурное»: текста с актёрским существованием – в этих точках намечается возможность «прерывающих действий» – действий-отвлечений, прерывающих основное действие-занятие актёра (актёров), собственно «бытовую картинку» (фрагмент бытового физического существования персонажа (персонажей)…

4) смысловая структура – раскрывает «путь мысли», сюжет размышлений, – это последовательное изложение, – «вдоль текста» – конспективное, краткое, резюмирующее, как бы перечень – мыслей, «заключённых» в произведении, прочитываемых «объективно» в процессе субъективного восприятия-соразмышления – явных, конкретных, прямых, – хоть и выраженных «разработчиком» своими «субъективными» словами, – важно старание, добросовестность, внимание, пристальность – чтобы не пропускать мысли, уметь их выявлять… Может быть и так, что мысль не сказана, но провоцируется автором у читателя, – когда к мысли этой тебя как бы подводят…

5) эмоциональная структура, – последовательность эмоциональных состояний, окрасок, чувств, их переходы, смены – тоже «вдоль текста» – выписанных, обозначенных, – это могут быть чувства персонажей, могут быть твои («разработчика») чувства, возникающие при чтении, могут быть чувства, описываемые автором…

6) ассоциативно-образная структура – это те, наиболее «образно-значимые» слова, словосочетания текста, – которые провоцируют (вызывают) активные ассоциации, – эти слова «разработчиком» подчеркиваются, – и их, этих слов ритмическая цепочка (слово-ударение, невыделенные слова – паузы умолчания) – составлять должны особую значимую ассоциативно-образную целостную структуру данного произведения… И это – субъективно, но – слова, их ритмическая последовательность – объективно…

 

(2) Варианты решений,

– как плоскость возможного актёрского существования игрового, в данном пространстве игровом, - и в данном «пространстве текста художественного»:

 

А) образующие звуковую партитуру –

· «погружение в слово» (словосочетание) – как в «образ-знак» – в повторе, интонационном варьировании – поиска звучания, поиска пластического эквивалента этому звучанию…

· «мелодическое звучание голоса» (вокализы-импровизации)…

· «звуковая картинка» («радиотеатр») – калейдоскоп «голосов-персонажей» – тех, что «собираются» в переменчивые узоры…

· отдельные «звуки» и «вздохи» – на «глухих», на дыхании, без голоса… и аккомпанемент шорохов, скрежетаний, скрипов и т.п.

· «звонкие» звуки и «вздохи» – и голос, и «цоканья» различные, и т.п.

· звуки шагов, хлопков – «звукоизвлечения» при помощи рук, ног…

· «художественный свист» и подражания музыкальным инструментам…

· извлечения звуков из «подручных средств»…

 

Б) образующие зримую (пластическую) партитуру –

· реально-бытовое физическое существование – «фрагменты» и «прерывающие действия»…

· графическое движение – линейное, круговое, точки…

· стилизованное, условно танцевальное движение…

· пластическое волнообразное движение, непрерывное – либо в точке, либо в «среде пространства», либо «на линии»…

· прерывистое «дискретное» движение, также – точка, линия…

· «импульсное» движение-существование…

· варианты марионеток, кукольного движения и т.п.

· статические фигуры – позы, композиции, перемены поз (фигур)…

 

(3) Звучание текста:

А) Нейтральное, «очищенное от эмоций и смысловых подтекстов» – логическое, бесстрастное чтение текста, произнесение…

(от этого чтения, «на нём» – и строятся первоначально, и затем – «оживают», существуют – все актёрские «материализации выявленных структур»…)

Б) «Живое звучание» – сегодня, от настроения читающего – как бы вспоминающего эти строчки, может быть и не всё произведение – именно отдельные строчки, их повторы…

· А) попытка понять «ускользающий» смысл…

· Б) погрузиться в мелодику («наслаждаться, купаться»)…

· В) ломать ритм и играть-строить ритмом текста…

(с возможностью такого, «живого» чтения – входит в мир существования данного произведения, в то, что он построил – автор-актёр, он же «разработчик»-режиссёр…)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.