Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть вторая.






Репетиционные пробы – от идеи «знакового театра»…

 

…Знаковый театр, общее:

1) в процессе репетиций – и, затем – спектакля /как «відтворення»/ - построение «знаковых структур», - нескольких, – и взаимопересеченных и параллельных – расширяющих и углубляющих возможное «пространство восприятия» - реальное и ассоциативное…

2) насыщение каждой «структуры» - возможностями разнопланового игрового актерского существования – как «прохождения» и «прочтения» - по «знаковым пунктирам» - в условном «раскодировании» их, - импровизационное начало, его стимулы должны быть «заложены» в каждой отдельной «структуре»…

 

/заметки на полях:

…знаковый театр – что это – как условная категория?.. предположение – посыл? – возможность соединения: сложной структуры и – живого актерского существования – импровизации, и – реальная направленность и перспектива: философский театр (или? …)

…знаковый театр – как тема, направление исследования – институт театра?..- если институт театра – исследование – гипотезы и опыты, пробы – практические?..

… что сделано? – какие были пробы – от «гипотезы искомой» - направленности целевой, - и тогда – результат, пусть лишь этап – что сделано – выводы….

…и проблемы возникшие, выявленные, и перспективы…

... и что такое театр? – развлечение в отстранении от реальности – вхождением в другие миры, реальности – в некие «зеркала человеческого быта», - или - в созерцание, в размышление – возможно - в сопряжении с разными уровнями эмоционального вхождения…

… его, театра признак – наличие актера – акт свершающего – вхождением – созиданием – существованием своим игровым, - пусть от игры-шутовства, развлечения? – или, обязательно? - от осознания миссии особой? …

… и что еще? – пространство - время – сюжет – реальности разных уровней?../

 

Целостно – в постановочных пробах, открытых показах – реализовать, претворить в спектакль идеи и наработки в направлении к искомому «знаковому театру», - в оформившейся его модели – как «театра знаковых ассоциативных структур», - к сожалению, не представилось возможным…

Однако, в отдельных постановочных проектах, в разное время, в различных условиях репетиционного процесса – были, более или менее удачные, попытки применения идей «знакового театра» - как на этапах «рабочих», репетиционных, так и в ряде публичных показов-проб…

 

 

1.1

Практика «Української робітні»

В постановочных проектах «Української робітні» - это и «Тихого вечора» по тексту Олександра Олеся, и «Людський голос» по Жану Кокто, - хоть здесь отдельные идеи и наработки в русле «знакового театра» оказывали лишь некоторую практическую помощь в репетиционном процессе, в то время как уже проект «Стефаник – Тичина» был направлен на целостную реализацию и представление в открытом показе театра импровизации – как «театра знаковых ассоциативных структур»…

 

 

Олександр Олесь «Тихого вечора»

 

Кратко, исходное – первое – репетиционное игровое задание – в направлении, движении - к модели искомого «знакового театра»:

 

«игра разноцветных карандашей» – двое актеров - вычерчивание линий – параллельно произнесению – «разведки текста», – линий нескольких цветов - взаимосвязанных и взаимопересеченных – как проба – экспромт – «нащупывания» игровых структурных схем - вариантов эмоциональных противостояний партнерских…

 

Подробно:

… по каждому условному «блоку» – чистый лист бумаги – каждый из (двух) актёров – на своей реплике и на реплике партнёра, – чертит («ведёт») карандашную линию – в двух цветах – «свой цвет» и цвет реплики актёра, – в итоге возникают четырёхцветные линии – некая условная графика…

Эти линии произвольные, их рисунок – непосредственное эмоциональное восприятие звучания текста – сейчас, сегодня…

Варианты дальнейшей репетиционной игры-опыта, естественно, могут быть самые различные… Но в любом случае: противостоянию графических линий на «белом листе бумаги» – надо найти соответствие – в противостояниях (существовании на линиях графического движения) актёров - на условном «белом листе игрового пространства»…

И – эти движения актёров - от реплик и на репликах – всегда «по отношению друг к другу» – если на листе бумаги это может быть «не ярко выраженным», – то на площадке игровой – всегда этот аспект сосуществования актёров становится зримым – явным и выразительным, «самоговорящим», - и создающим «новые смыслы»…

Две пары карандашных линий – «свои» и «чужие» – «что слышу» и «как говорю» – и воплощаться должны на разных игровых уровнях: «диалога восприятий: как взаимные движения от звучания текста партнёра, – так и «прямого диалога» движение - на собственном тексте…

Соответствие карандашному рисунку – воплощение актёрское – может быть и в пластическом движении – не на линии, а в неких точках, – статика, остановка – рисунок возникает не на плоскости условного планшета сцены, а – в объёме данного пространства игрового – в естественной, разумеется, привязке к месту-точке на площадке…

Ещё один вариант воплощения («материализации») карандашных линий – в звучании голоса, – условного «выявлении звука линии» – двух взаимонаправленных линий-звучаний, четырёх…

Возможно и разделение на «голосозвучания» и различные «неголосовые звучания» – звуки шагов, удары, щелчки, хлопки… – руки, ноги актеров – реальные – сознательные и эмоционально окрашенные звукоизвлечения - без участия голоса, и – не прибегая к посторонней помощи – предметам различным, тем более – музыкальным инструментам…

. Актёрам предлагаются различные вариации «решений-воплощений» карандашных линий – соединение графического движения с пластическим, с «реализациями» в звучаниях голосовых и в звуках шагов и «пальцевых отщёлках» ритма…

Принципиально, - параллель: различные варианты «материализации» исходных карандашных линий и – нейтрально звучащие реплики, – это «нейтральное звучание» на данном этапе репетиционном является обязательным… Потому что – только первое знакомство с текстом, осторожное вслушивание в него – в своём голосе и в голосе партнёра…

Во всех опытах этого периода начального – прежде всего раскрытие личностного ощущения и понимания словесного текста, - его внутреннего потенциального эмоционального подтекста, – интонационно сдерживаемого – однако обнажённого «в карандаше» и зримо выявляемого в вариациях «материального» партнёрского существования…

И – игру искать, провоцировать, и – актёров пытаться понять, – в их понимании автора и текста, – в их актёрских возможностях и устремлениях, – и, конечно, – попытаться - «нащупать», «угадать» – открыть «путь к автору и его произведению» – с этими актёрами, сегодня…

 

 

Львов, год 1991 – «четвёртая репетиционная тетрадь» - конспект первого этапа репетиционных проб:

 

5 ноября 1991 года, день…

Игра с текстом:

а) чей текст – мой…

n моего героя (героини)…

n чей-то (знаю ли я его, ее?)…

б) кому адресован – к тебе…

n к нему (к ней)…

n к кому-то (знаю ли я его, ее?)…

в) сейчас читаю – сам себе…

n ему (ей)…

n кому-то (условно – зрителю?)…

При этом, - рисовать: движение карандаша в твоих руках по листу бумаги – соответствует движению интонационному…Когда " чужой текст" – соответствие своему внутреннему произвольному импульсу…На одном большом листе чистом – рисуют и Он, и Она – цвет карандашей у них разный…При этом – оба лежат рядышком на ковре – и " смокчуть цукерки" …

Остановки – после каждого условного игрового блока, - пояснения, коррекция задания, - рисовать " по ходу" …

 

5 ноября 1991 года, вечер…

- существование в свободном графическом движении – в соответствии с движением интонационным (на своей реплике – поочередно)…

- после " свободной пробы" – по блокам игровым – пробовать фантазировать и строить – образ, - фигуру графическую…

- пробы " сюжетных" линий-движений, - сознательных " ходов" – то в одну сторону, то в другую, то замедляя, то ускоряя шаг…

- во время движения – текст не звучит, - он произносится " про себя" – но движение соответствует этому внутреннему звучанию текста…Партнер следит за этим движением, - и, по книге, за текстом – он выходит на площадку, когда заканчивается реплика, когда первый актер останавливается…При этом – произвольные – на сегодня, сейчас тебе вдруг показавшиеся значимыми – слова, фразы – звучат – в повторе – вслух – на статике…

Модификация заданий – последовательно – по блокам – в одном, без повторов – " прохождении" всего текста…

 

6 ноября 1991 года, утро, Спілка письмеників…

а) по всему тексту пьесы выделить особо, как отдельные структуры ткани текстовой:

- глаголы…

- существительные…

- прилагательные…

б) и соответствие в движении:

- графическое (" сюжетное") движение…

- статика – погружение…

- пластическое движение (руки, корпус)…

Работа по блокам – и по репликам - " отработав", - каждый уходит " за площадку" …

Домашнее задание: переписать трижды пьесу – выписывая

- только глаголы…

- только существительные…

- только прилагательные…

Вместо других слов – точки – структура должна быть выявлена…

 

7 ноября 1991 года, утро, Молодежный театр им.Леся Курбаса…

Композиционные опыты, -

тот, кто начинает " блок" – строит в игровом пространстве композицию, - для чего есть на площадке стулья и есть сам " Я" – статичный, лишь меняющий позы…

партнер существует в свободном движении – свои реплики он ведет именно на движении (тут отличие от первого актера, который произносит текст только в статике, - переходы на паузах небольших), при этом первый актер ведет текст – громко, второй – на шепоте…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.