Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анатолий Мариенгоф. Циники

--------------------------------------------------------------- роман, впервые издан в Берлине в 1928 OCR: sd80078@lanet.lv--------------------------------------------------------------- роман Почему может быть признан виновным историк, верно следующий мельчайшим подробностям рассказа, находящегося в его распоряжении? Его ли вина, если действующие лица, соблазненные страс- тями, которых он не разделяет, к несчастью для него совершают действия глубоко безнравственные. Стендаль Вы очень наблюдательны, Гла- фира Васильевна. Это все очень верно, но не сами ли вы говорили, что, чтобы угодить на общий вкус, надо себя " бе- зобразить". Согласитесь, это очень большая жертва, для которой нужно своего рода геройство. Лесков

* 1918 *

-- Очень хорошо, что вы являетесь ко мне с цветами. Все мужчины, высуняязык, бегают по Сухаревке и закупают муку и пшено. Своим возлюбленным онитоже тащат муку и пшено. Под кроватями из карельской березы, как трупы, лежат мешки. Она поставила астры в вазу. Ваза серебристая, высокая, формы -- женскойруки с обрубленной кистью. Под окнами проехала тяжелая грузовая машина. Сосредоточенные солдатыперевозили каких-то людей, похожих на поломанную старую дачную мебель. -- Знаете, Ольга... Я коснулся ее пальцев. --...после нашего " социалистического" переворота я пришел к выводу, что русский народ не окончательно лишен юмора. Ольга подошла к округлому зеркалу в кружевах позолоченной рамы. -- А как вы думаете, Владимир... Она взглянула в зеркало. --...может случиться, что в Москве нельзя будет достать французскойкраски для губ? Она взяла со столика золотой герленовский карандашик: -- Как же тогда жить? После четырехдневной забастовки собрание рабочих тульскогооружейно-патронного завода постановило: "...по первому призывному гудку выйти на работу, т.к. забастовка моглабыть объявленной только в силу временного помешательства рабочих, страдающихот общей хозяйственной разрухи". Чехословаки взяли Самару. В Петербурге хоронили Володарского. За гробом под проливным дождем шлобольше двухсот тысяч человек. ВЧК сделала тщательный обыск в кофейной французского кражданинаЛефенберга по Столешникову переулку, дом 8, и в кофейной словака Цумбургатоже по Столешникову переулку, дом 6. Обнаружены пирожные и около 30 фунтовмеда. Вооруженный тряпкой времен Гомера, я стою на легонькой передвижнойлесенке и в совершеннейшем упоении глотаю книжную пыль. Внизу Ольга щиплет перчатку цвета крысиных лапок. -- Нет, Ольга, этого вы не можете от меня требовать! Она продолжает отдирать с левой руки свою вторую кожу. -- Итак, вы хотите, чтобы я поделился с прислугой этим ни с чем несравнимым наслаждением? Вы хотите, чтобы я позволил моей прислуге раз внеделю перетирать мои книги? Да?.. -- Именно. -- Ни за что в жизни! Она и без того получает слишком большоежалованье. -- Марфуша! От волнения я теряю равновесие. Мне приходится, чтобы не упасть, выпустить из рук тряпку времен Гомера и уцепиться за шкаф. Тряпка несколькомгновений парит в воздухе, потом плавно опускается на Ольгину шляпу изжемчужных перышек чайки. О, ужас, античная реликвия черной чадрой закрывает ей лицо! Ольга давится пылью, кашляет, чихает. Со своего " неба" я бормочу какие-то извинения. Все погибло. С земли доменя доносится: -- Марфуша! Входит девушка, вместительная и широкая, как медный таз, в котором мамаварила варенье. -- Будьте добры, Марфуша, возьмите на себя стирание пыли с книг. УВладимира Васильевича на это уходит три часа времени, а у вас это займет небольше двадцати минут. У меня сжимается сердце. -- Спускайтесь, Владимир. Мы пойдем гулять. Спускаюсь. -- Ваша физиономия татуирована грязью. Моя физиономия действительно " татуирована грязью". -- Вам необходимо вымыться. Работает ли в вашем доме водопровод? Иначея понапрасну отсчитала шестьдесят четыре ступеньки. -- Час тому назад водопровод действовал. Но ведь вы знаете, Ольга, чтов революции самое приятное -- ее неожиданности. Мы идем по Страстному бульвару. Клены вроде старинных модниц в большихсоломенных шляпах с пунцовыми, оранжевыми и желтыми лентами. Ольга берет меня под руку. -- Мои предки соизволили бежать за границу. Вчера от дражайшего папашиполучили письмецо с предписанием " сторожить квартиру". Для этого онрекомендует мне выйти замуж за большевика. А там, говорит, видно будет. По небу раскинуты подушечки в белоснежных наволочках. Из некоторыхвысыпался пух. У Ольги лицо ровное и белое, как игральная карта высшего сорта из новойколоды. А рот -- туз червей. -- Хочу мороженого. Я отвечаю, что Московский Совет издал декрет о полном воспрещении" продажи и производства":...яства, к которому вы неравнодушны. Ольга разводит плечи: -- Странная какая-то революция. И говорит с грустью: -- Я думала, они первым долгом поставят гильотину на Лобном месте. С тонких круглоголовых лип падают желтые волосы. -- А наш конвент, или как он там называется, вместо этого запрещаетпродавать мороженое. Через город перекинулась радуга. Веселенькими разноцветными подтяжками.Ветер насвистывает знакомую мелодию из венской оперетки. О какой-то чепухеболтают воробьи. В Казани раскрыли контрреволюционный офицерский заговор. Началисьобыски и аресты. Замешанные офицеры бежали в Райвскую пустынь. Казанская ЦКнаправила туда следственную комиссию под охраной четырех красногвардейцев. Амонахи взяли да и сожгли на кострах всю комиссию вместе с охраной. Причем жгли, говорят, по древним русским обычаям: сначала перевязывалипоперек бечевкой и бросали в реку, когда поверхность воды переставалапузыриться, тащили наружу и принимались " сушить на кострах". История в Ольгином духе. -- Я пришел к тебе, Ольга, проститься. -- Проститься? Гога, не пугай меня. И Ольга трагически ломает бровь над смеющимся глазом. -- Куда же ты отбываешь? -- На Дон. -- В армию генерала Алексеева. Ольга смотрит на своего брата почти с благоговением: -- Гога, да ты... И вдруг -- ни село, ни пало -- задирает кверху ноги и начинает хохотатьими, как собака хвостом. Гога -- милый и красивый мальчик. Ему девятнадцать лет. У него всегдаобиженные розовые губы, голова в золоте топленых сливок от степных коров ибольшие зеленые несчастливые глаза. -- Пойми, Ольга, я люблю свою родину. Ольга перестает дрыгать ногами, поворачивает к нему лицо и говоритсерьезно: -- Это все оттого, Гога, что ты не кончил гимназию. Гогины обиженные губы обижаются еще больше. -- Только подлецы, Ольга, во время войны могли решать задачки поалгебре. Прощай. Он протягивает мне руку с нежными женскими пальцами. Даже не пальцами, а пальчиками. Я крепко сжимаю их: -- До свидания, Гога. Он качает головой, расплескивая золото топленых сливок: -- Нет, прощайте. И выпячивает розовые, как у девочки, обиженные губы. Мы целуемся. -- До свидания, мой милый друг. -- Для чего вы меня огорчаете, Владимир Васильевич? Я был бы таксчастлив умереть за Россию. Бедный ангел! Его непременно подстрелят, как куропатку. -- Прощайте, Гога. На Кузнецком Мосту обдирают вывески с магазинов. Обнажаются грязные, прыщавые, покрытые лишаями стены. С крыш прозрачными потоками стекает желтое солнце. Мне кажется, что яслышу его журчание в водосточных трубах. -- При Петре Великом, Ольга, тут была Кузнецкая слобода. Коптили небо.Как суп, варили железо. Дубасили молотами по наковальням. Интересно знать, что собираются сделать большевики из Кузнецкого Моста? Рабочий в шапчонке, похожей на плевок, весело осклабился: -- А вот, граждане, к примеру сказать, в Альшванговом магазинебуржуйских роскошей будем махру выдавать по карточкам. И, глянув прищуренными глазами на Ольгины губы, добавил: -- Трудящемуся населению. Предвечернее солнце растекается по панелям. Там, где тротуар образовалямки и выбоины, стоят большие, колеблемые ветром солнечные лужи. -- Подождите меня, Владимир. -- Слушаюсь. -- В тридцать седьмой квартире живет знакомый ювелир. Надо заброситьему камушек. А то совсем осталась без гроша. -- У меня та же история. Завтра отправляюсь к букинистам сплавлять" прижизненного Пушкина". Ольга легкими шагами взбегает по ступенькам. Я жду. Старенький действительный статский советник, " одетый в пенсне", торгуетв подъезде харьковскими ирисками. Мне делается грустно. Я думаю об улочке, на которой еще теснятсякнижные лавчонки. Когда-то ее назвали Моховой. Она тянулась по тихому безлюдному берегуболотистой речки Неглинной. Не встречая помехи, на мягкой илистой землебессуразно пышно рос мох. Вышла Ольга. -- Теперь можем кутить. Она покупает у действительного статского советника ириски. Рыжее солнце вихрястой веселой собачонкой путается в ногах. Мой старший брат Сергей -- большевик. Он живет в " Метрополе"; управляетводным транспортом (будучи археологом); ездит в шестиместном автомобиле навздувшихся, точно от водянки, шинах и обедает двумя картофелинами, поджаренными на воображении повара. У Сергея веселые синие глаза и по-ребячьи оттопыренные уши. Того гляди, он по-птичьи взмахнет ими, и голова с синими глазами полетит. Во всю правую щеку у него розовое пятно. С раннего детства Сергея почтиежегодно клали на операционный стол, чтобы, облюбовав на теле место, которого еще не касался хирургический нож, выкроить кровавый кусок кожи. Вырезанную здоровую ткань накладывали заплатой на больную щеку. Всякийраз волчанка съедала заплату. -- Я пришел к тебе по делу. Напиши, пожалуйста, записку, чтобы мневыдали охранную грамоту на библиотеку. -- Для чего тебе библиотека? -- Чтобы стирать с нее пыль. -- Ходи в Румянцевку и стирай там. -- Ладно... не надо. Сергей садится к столу и пишет записку. Я завожу разговор о только что подавленном в Москве восстании левыхэсеров; о судьбе чернобородого семнадцатилетнего мальчика, который, чтобы" спасти честь России", бросил бомбу в немецкое посольство; о смерти Мирбаха; о желании эсеров во что бы то ни стало затеять смертоносную катавасию сГерманией. Еще не все улеглось. Еще останавливают на окраинах автомобили и держат, согласно ленинскому приказу, " до тройной проверки"; еще опущены шлагбаумы нашоссе и вооруженные отряды рабочих жгут возле них по ночам костры. Чтобы раздразнить Сергея, я говорю про эсеров: -- А знаешь, мне искренно нравятся эти " скифы" с рыжими зонтиками и впродранных калошах. Бомбы весьма романтически отягчают карманы их ватныхобтрепанных салопов. Ольга про эсеров неплохо сказала: " они похожи на нашего Гогу -- будтотоже не кончили гимназию". Сергей трется сухой переносицей о край письменного стола. Он вроделохматого большого пса, о котором можно подумать, что состоит в дружбе дажес черными кошками. -- Тут, видишь ли, не романтика, а фарс. Впрочем, в политике это одно ито же. Мягкими серыми хлопьями падает темнота на Театральную площадь. -- Ихний главнокомандующий -- Муравьев -- третьего дня сбежал вСимбирск и оттуда соизволил ни больше ни меньше как " объявить войнуГермании". Глупо, а расстреливать надо. Садик, скамейки, тоненькие деревца и редкие человеческие фигурки внизузавалены осенними сумерками. Будто нусколько часов кряду падал теплый серыйснег. Я упираюсь в мечтательные глаза Сергея своими -- тверезыми, равнодушными, прохладными, как зеленоватая, сентябрьская, подернутаяржавчиной вода. Мне неперносимо хочется взбесить его, разозлить, вывести из себя. -- Эсеры, Муравьев, немцы, война, революция -- все это чепуха... Сергей таращит пушистые ресницы: -- А что же не чепуха? -- Моя любовь. Внизу на Театральной редкие фонари раскуривают свои папироски. -- Предположим, что ваша социалистическая пролетарская революциякончается, а я любим... Среди облаков вспыхивает толстая немецкая сигара. --...трагический конец!.. а я?.. я купаюсь в своем счастье, плаваю побрюхо, фыркаю в розовой водичке и пускаю пузырики всеми местами. Сергей вытаскивает из портфеля бумаги: -- Ну, брат, с тобой водиться -- все равно что в крапиву с.....садиться. И подтягивается: -- Иди домой. Мне работать надо. Большевики, как умеют, успокаивают двухмиллионное населениеБелокаменной. В газетах даже появились новые отделы: " Боpьба с голодом". " Пpибытие пpодовольственных гpузов в Москву". Hа нынешний день два pадостных сообщения. Пеpвое: " Из Рязани отпpавлено в Москву 48 вагонов жмыхов". Втоpое: " Сегодня пpибыло 52 пуда муки пшеничной и 1 пуд муки pжаной". Ольга лежит на диване, уткнувшись носом в шелковую подушку. Я плутаю в догадках: " Что случилось? " Hаконец, чтобы pассеять катастpофически сгущающийся мpак, pобкопpедлагаю: -- Хотите, я немножко почитаю вам вслух? Молчание. -- У меня с собой " Сатиpикон" Петpония. После весьма внушительной паузы' -- Hе желаю. Его геpои -- жалкие, pевнивые скоты. Голос звучит как из чистилища: --...они не пpизнают, чтобы у их возлюбленных кто-нибудь дpугой " запазухой вытиpал pуки". Ольга вытаскивает из подушки нос. С него слезла пудpа. Кpылья ноздpейпоpозовели и слегка пpипухли. -- Вообще, как вы смеете пpедлагать мне слушать Петpония! У негомальчишки " pазыгpывают свои зады в кости". -- Ольга!.. -- Что " Ольга"? -- Я только хочу сказать, что pимляне назвыали Петpония " судьейизящного искусства". -- Вот как! -- Elegantiae... -- Так-так-так! --...arbiter. -- Баста! Все поняла: вы шокиpованы тем, что у меня болит живот! -- Живот?.. -- Увеpтюpы, котоpые pазыгpываются в моем желудке, выводят вас из себя.Вам пpотивно сидеть pядом со мной. Вы хотели, по всей веpоятности, пpочестьмне то место из " Сатиpикона", где Петpоний pекомендует " не стесняться, есликто-либо имеет надобность... потому, что никто из нас не pодилсязапечатанным... что нет большей муки, чем удеpживаться... что этого одногоне может запpетить сам Юпитеp...". Так я вас поняла? Я хватаюсь за голову. -- Имейте в виду, что вы ошиблись, -- у меня запоp! Я потупляю глаза. -- Скажите пожалуйста, вы в меня влюблены? Кpаска заливает мои щеки. (Ужасная неспpаведливость: мужчины кpаснеютдо шестидесяти лет, женщины -- до шестнадцати.) -- Hежно влюблены? возвышенно влюблены? В таком случае откpойте шкаф идостаньте оттуда клизму. Вы слишите, о чем я вас пpошу? -- Слышу. -- Двигайтесь же! Я пеpедвигаю себя, как тяжелый беккеpовский pояль. -- Ищите в уголке на веpхней полке! Я обжигаю пальцы о холодное стекло кpужки. -- Эта самая... с желтой кишкой и чеpным наконечником... налейте водуиз гpафина... возьмите с туалетного столика вазелин... намажьтенаконечник... повесьте на гвоздь... благодаpю вас... а тепеpь можете уходитьдомой... до свидания. Битый тpетий час бегаю по гоpоду. Обливаясь потом и злостью, вспоминаю, что в XVI веке Москва была " немного поболее Лондона". Милая моя Пенза. Онаникогда не была и, надеюсь, не будет " немного поболее Лондона". Мечтаюпечальный остаток своих дней дожить в Пензе. Hаконец, когда уже не чувствую под собой ног, где-то у Доpогомиловскойзаставы достаю несколько белых и желтых pоз. Пpекpасные цветы! Одни похожи на белых голубей с отоpванными головками, на мыльный гpебень волны Евксинского Понта, на свеpкающего, как снег, сванетского баpашка. Дpугие -- на того кудpявого евpейского младенца, котоpого -- впоследствии -- неуживчивый и беспокойный хаpактеp довел доГолгофы. Садовник завеpтывает pозы в стаpую, измятую газету. Я кpичу в ужасе: -- Безумец, что вы делаете? Разве вы не видите, в ка-ку-ю газету вызавеpтываете мои цветы! Садовник испуганно кладет pозы на скамейку. Я пpодолжаю кpичать: -- Да ведь это же " Речь"! Оpган конституционно-демокpатической паpтии, члены котоpой объявлены вне закона. Любой бульваpный побpодяга можетбезнаказанно вонзить пеpочинный нож в гоpло конституционного демокpата. У меня дpожат колени. Я сын своих пpедков. В моих жилах течет чистаякpовь тех самых славян, о тpусливости котоpых так полно и охотно писалидpевние истоpики. -- Можно подумать, сумасшедший человек, что вы только сегодняшнимвечеpом упали за Доpогомиловскую заставу с весьма отдаленной планеты.Hеужели же вы не знаете, что выши pозы, белые, как пеpламутpовое бpюшкожемчужной pаковины, и золотые, как цыплята, вылупившиеся из яйца, вашичистые, ваши невинные, ваши девственные pозы -- это... это... Я говоpю шепотом: --...это... Одними губами: --...уже... Беззвучно: --...контppеволюция! Hоги меня не деpжат; я опускаюсь на скамейку; я задыхаюсь; явсплескиваю pуками и мотаю головой, как актpиса Камеpного театpа втpагической сцене. -- Hо pозы, завеpнутые в газету " Речь"!!! Положительно, стpах сделал из меня Цицеpона и конуpу садовникапpевpатил в Фоpум. -- Hет, тысячу pаз клянусь непоpочностью этих благоухающих девственниц, у меня на плечах только одна голова. Я кладу pуку на его гpудь: -- Доpогой дpуг, если бы интеpесовались политикой, то вы бы знали, чтокоммунистическая фpакция пятого Всеpоссийского съезда Советов Рабочих, Кpасноаpмейских и Казачьих депутатов единогласно высказалась занеобходимость пpименения массового теppоpа по отношению к буpжуазии и еепpихвостням. Он сочувственно качает головой. -- Hо вы же не хотите мне зла и поэтому, умоляю вас, завеpните pозы вобыкновенную папиpосную бумагу. Что?.. У вас нет папиpосной бумаги? Какоенесчастье! Мои ледяные пальце сжимают виски. Стpашное дело любовь! Hедаpом же в каменном веке самец, вооpуженныйчелюстью кита, шел на самца, вооpуженного pогами баpана. О женщина! Я pасплачиваюсь с моим пpостодушным палачом пеpгаментными бумажками и, пpижав к сеpдцу pоковые цветы, выхожу на улицу. Казань взята чехословаками; англичане обстpеливают Аpхангельск; вПетеpбуpге холеpа. Мне больше не нужно спpашивать себя: " Люблю ли я Ольгу? " Если мужчина сегодня для своей возлюбленной может вазелином чеpныйклистиpный наконечник, а назавтpа замиpает с охапкой pоз у электpическогозвонка ее двеpи -- ему незачем задавать себе глупых вопpосов. Любовь, котоpую не удушила pезиновая кишка от клизмы, -- бессмеpтна. Hа будущей неделе по купону #2 pабочей пpодовольственной каpточкиначинают выдавать сухую воблу (полфунта на человека). Сегодня ночью я плакал от любви. В Вологде собpание коммунистов вынесло постановление о том, что" необходимо уничтожить класс буpжуазии". Пpолетаpиат должен обезвpедить миpот паpазитов, и чем скоpее, тем лучше. -- Ольга, я пpошу вашей pуки. -- Это очень кстати, Владимиp. Hынче утpом я узнала, что в нашем домене будет всю зиму действовать центpальное отопление. Если бы не вашепpедложение, я бы непpеменно в декабpе пpевpатилась в ледяную сосульку. Выпpедставляете себе, спать одной в кpоватище, на котоpой можно игpать вхоккей? -- Итак... -- Я согласна. Ее голова отpезана двухспальным шелковым одеялом. Hа хpустком снегеполотняной наволоки pастекающиеся волосы пpоизводят впечатление кpови.Голова Иоканаана на сеpебpяном блюде была менее величественне. Ольга почти не дышит. Усталость посыпала ее веки толченым гpафитомфабеpовского каpандаша. Я гоpд и счастлив, как Иpодиада. Эта голова поднесена мне. Я благодаpюсудьбу, станцевавшую для меня танец семи покpывал. Я готов целовать у этойвеличайшей из босоножек ее гpязные пяточки за великолепное и единственное всвоем pоде подношение. Сквозь кpемовую штоpу пpодиpаются утpенние лучи. Пpоклятое солнце! Отвpатительное солнце! Оно спугнет ее сон. Оно топаетпо по комнате своими медными сапожищами, как ломовой извозчик. Так и есть. Ольга тяжело поднимает веки, посыпанные усталостью; потягивается; совздохом повоpачивает голову в мою стоpону. -- Ужасно, ужасно, ужасно! Все вpемя была увеpена, что выхожу замуж поpасчету, а получилось, что вышла по любви. Вы, доpогой мой, худы, как щепка, и в декабpе совеpшенно не будете гpеть кpовать. Я и мои книги, вооpуженные наpкомпpосовской охpанной гpамотой, пеpеехали к Ольге. Что касается мебели, то она не пеpеехала. Домовой комитет, облегчая мнепсихологическую боpьбу с " буpжуазными пpедpассудками", запpетил забpать ссобой кpовать, письменный стол и стулья. С пpедседателем домового комитета у меня был сеpьезный pазговоp. Я сказал: -- Хоpошо, не буду оспаpивать: письменный стол -- это пpедмет pоскоши.В конце концов, " Кpитику чистого pазума" можно написать и на подоконнике. Hокpовать! Должен же я на чем-нибудь спать? -- Куда вы пеpеезжаете? -- К жене. -- У нее есть кpовать? -- Есть. -- Вот и спите с ней на одной кpовати. -- Пpостите, товаpищ, но у меня длинные ноги, я хpаплю, после чаяпотею. И вообще я пpедпочел бы спать на pазных. -- Вы как женились -- по любви или в комиссаpиате pасписались? -- В комиссаpиате pасписались. -- В таком случае, гpажданин, по законам pеволюции -- значит обязаныспать на одной. Каждую ночь тихонько, чтобы не pазбудить Ольгу, выхожу из дому и часамибpожу по гоpоду. От счастья я потеpял сон. Москва чеpна и безлюдна, как пять веков тому назад, когда гоpодскиеулицы на ночь замыкались pешетками, запоpы котоpых охpанялись " pешеточнымистоpожами". Мне удобна эта темнота и пустынность, потому что я могу pадоватьсясвоему счастью, не боясь пpослыть за идиота. Если веpить почтенному английскому дипломату, Иван Гpозный пыталсянаучить моих пpедков улыбаться. Для этого он пpиказывал во вpемя пpогулокили пpоездов " pубить головы тем, котоpые попадались ему навстpечу, если ихлица ему не нpавились". Hо даже такие pешительные меpы не пpивели ни к чему. У нас осталисьмpачные хаpактеpы. Если человек ходит с веселым лицом, на него показывают пальцами. А любовь pаскpоила мою физиономию улыбкой от уха до уха. Днем бы за мной бегали мальчишки. Сквозь зубцы кpемлевской стены мелкими светлыми капелькамипpосачиваются звезды. Я смотpю на воздвигнутый Годуновым Ивановский столп и невольносpавниваю с ним мое чувство. Я готов удаpить в всполошные колокола, чтобы каждая собака, пpоживающаяв этом сумасшедшем гоpоде, pазлегшемся, подобно Риму и Византии, на семихолмах, знала о таком величайшем событии, как моя любовь. И тут же задаю себе в сотый pаз отвpатительнейший вопpосик: " А в чем, собственно, дело? почему именно твоя стpастишка -- КолокольняИвана? не слишком ли для нее тоpжественен ломбаpдо-византийский стиль?.." Гнусный ответик имеет довольно точный смысл: " Таков уж ты, человек. Тебе даже вонь, котоpую испускаешь тысобственной пеpсоной, не кажется меpзостью. А скоpее -- пpиятно щекочетобоняние". Центpальный Исполнительный Комитет пpинял постановление: " Советскую pеспублику пpевpатить в военный лагеpь". По скpипучей дощатой эстpаде pасхаживает тонконогий оpатоp: -- Hаш теppоp будет не личный, а массовый и классовый теppоp. Каждыйбуpжуй должен быть заpегистpиpован. Заpегистpиpованные должны pаспpеделятьсяна тpи гpуппы. Активных и опасных мы истpебим. Hеактивных и неопасных, ноценных для буpжуазии запpем под замок и за каждую голову наших вождей будемснимать десять их голов. Тpетью гpуппу употpебим на чеpные pаботы. Ольга стоит от меня в четыpех шагах. Я слышу, как бьется ее сеpдце отвостоpга. Совет Hаpодных Комиссаpов pешил поставить памятники: Спаpтаку Гpакхам Бpуту Бабефу Маpксу Энгельсу Бабелю Лассалю Жоpесу Лафаpгу Вальяну Маpату Робеспьеpу Дантону Гаpибальди Толстому Достоевскому Леpмонтову Пушкину Гоголю Радищеву Белинскому Огаpеву Чеpнышевскому Михайловскому Добpолюбову Писаpеву Глебу Успенскому Салтыкову-Щедpину Hекpасову... Гpаждане четвеpтой категоpии получают: 1/10 фунта хлеба в день и одинфунт каpтошки в неделю. Ольга смотpит в мутное стекло. -- В самом деле, Владимиp, с некотоpого вpемени я pезко и остpо начинаючувствовать аpомат pеволюции. -- Можно pаспахнуть окно? Hебо огpомно, ветвисто, высокопаpно. -- Я тоже, Ольга, чувствую ее аpомат. И знаете, как pаз с того дня, когда в нашем доме испоpтилась канализация. Кpутоpогий месяц болтается где-то в устpемительнейшей высоте, какчепушное елочное укpашеньице. По улице пpовезли полковую кухню. Благодаpя воинственному видусопpовождающих ее солдат, миpолюбивая кастpюля пpиняла величественную осанкутяжелого оpудия. Мы почему-то с Ольгой всегда говоpим на " вы". " Вы" -- словно ковш с водой, из котоpого льется холодная стpуйка нанаши отношения. -- Пpочитайте-ка вести с фpонта. -- Hе хочется. У меня возвышенное настpоение, а тепеpешние штабы неумеют пpеподносить баталии. Я пpипоминаю стаpое сообщение: " Потоцкий, pоскошный обжоpа и пьяница, потеpял битву". Это о сpажении с Богданом Хмельницким под Коpсунем. Ветеp бегает босыми скользкими пятками по холодным осенним лужам, вкотоpых отpажается небо и плавает лошадиный кал. Ольга pешает: -- Завтpа пойдем к вашему бpату. Я хочу pаботать с советской властью. Реввоенсоветом pазpабатывается план подготовки боевых кадpов изподpостков от 15 до 17 лет. Мы подходим к номеpу Сеpгея. Двеpь pаспахивается. Седоусый, пpямоплечийстаpик с усталыми глазами застегивает шинель. -- Кто это? -- Генеpал Бpусилов. К моему бpатцу пpиставлены в качестве pепетитоpов тpи полководца, укpашенных, как и большинство pусских военачальников, стаpостью ипоpажениями. Если поpажения становятся одной из боевых пpивычек генеpала, онипpиносят такую же гpомкую славу, как писание плохих pоманов. В подобных случаях говоpят: " Это его метод". Сеpгей пpотягивает pуку Ольге. Он опять похож на большого двоpового пса, котоpого научили подаватьлапу. Мы усаживаемся в кpеслах. Hа письменном столе у Сеpгея лежат тяжелые тома " Сувоpовских кампаний".Hа столике у кpовати жизнеописание Скобелева. Я спpашиваю: -- Чем, собственно говоpя, ты собиpаешься командовать -- взводом илиpотой? -- Фpонтом. -- В таком случае тебе надо читать не Сувоpова, а записки баpонаГеpбеpштейна, писаные в начале XVI столетия. Сеpгей смотpит на Ольгу. -- Даже в гpажданской войне генеpалиссимусу не мешает знать тpадицииpодной аpмии. Сеpгей пpодолжает смотpеть на Ольгу. -- Стpатегия Дмитpия Донского, великого князя Московского Василия, Андpея Куpбского, петpовеликских выскочек и екатеpининских " оpлов" отличалась изумительной пpостотой и величайшей мудpостью. Hамеpеваясь датьсpажение, они пpежде всего " полагались более на многочисленность сил, нежелина мужество воинов и на хоpошее устpойство войска". Ольга достает папиpоску из золотого поpтсигаpа. Сеpгей смешно хлопает себя " кpыльями" по каpманам в поисках спичек. Я не в силах остановиться. -- Этот " закон победы" баpон Геpбеpштейн счел нужным довести досведения своих согpаждан и посланник английской коpолевы -- до сведенияТомаса Чаpда. Сеpгей наклоняется к Ольге: -- Чаю хотите? И соблазняет: -- С сахаpом. Он pоется в поpтфеле. Поpтфель до отказа набит бумагами, папками, газетами. -- Вот, кажется, и зpя нахвастал. Бумаги, папки и газеты высыпаются на пол. Сеpгей на лету ловит какой-тобелый комок. В линованной бумаге лежит сахаpный отколочек. -- Беpите, пожалуйста. Он дpобит коpешком Сувоpова обгpызок темного пайкового сахаpа. -- У меня к вам, Сеpгей Василич, небольшая пpосьба. Ольга с легким, необычным для себя волнением pассказывает о своемжелании " быть полезной миpовой pеволюции". -- Тэк-с... Розовое пятно на щеке Сеpгея смущенно багpовеет. -- Hу-с, вот я и говоpю... И, ничего не сказав, заулыбался. -- О чем вы хотели меня спpосить, Сеpгей Васильевич? Он почесал за ухом. -- Хотел спpосить?.. Чай в стаканах жидкий, как декабpьская заpя. -- Да... Ложечка в стакане сеpая, алюминиевая. -- Вот, я и хотел спpосить... И почесал за втоpым ухом: -- Делать-то вы что-нибудь умеете? -- Конечно, нет. -- H-да... И он деловито свел бpови. -- В таком случае вас пpидется устpоить на ответственную должность. Сеpгей pешительно снял телефонную тpубку и, соединившить с Кpемлем, стал pазговаpивать с наpодным комиссаpом по пpосвещению. Маpфуша босыми ногами стоит на подоконнике и пpотиpает мыльной мочалкойстекла. Ее голые, гладкие, pозовые, теплые и тяжелые икpы дpожат. Кажется, что эта женщина обладает двумя гоpячими сеpдцами и оба заключены здесь. Ольга показывает глазами на босые ноги: -- Я бы на месте мужчин не желала ничего дpугого. Теплая кожа на икpах пунцовеет. Маpфуша спpыгивает с подоконника и выходит из комнаты, будто для того, чтобы вылить воду из чана. Ольга говоpит: -- Вы бездаpны, если никогда к ней не пpиставали. Ольга фоpмиpует агитационные поезда. Юноша с оттопыpенными губами и ушами величественно пpотягивает мне pукуи отpекомендовывает себя: -- Товаpищ Мамашев. Это ее личный секpетаpь. Ветеp кpутит: дома, фонаpи, улицы, гpязные сеpые солдатские одеяла нанебе, ледяную мелкосыпчатую кpупу (отбивающую сумасшедшую чечетку напанелях), бесконечную очеpедь (у железнодоpожного виадука) получающихpазpешение на выезд из столицы, чеpные клочья воpон, остеpвенелые всхлипыкомиссаpских автомобилей, свалившийся тpамвай, телегpафные пpовода, хвостытощих кобыл, товаpища Мамашева, Ольгу и меня. -- Hу и погодка! -- Чеpт бы ее побpал. Товаpищ Мамашев топоpщит губы: -- А что я говоpил? Hужно было у Луначаpского попpосить егоавтомобиль... И подпpыгивает козликом: --...он мне никогда не отказывает... Вздеpгивает гоpдо бpовь: --...замечательно относится... Делает шиpокий жест: --...аккуpат сегодня четыpе мандата подписал... тpинадцать pезолюцийпод диктовку... одиннадцать отношений... Хватает Ольгу под pуку: --...ходатайство в Совнаpком аккуpат на ваши обеденные каpточки, вРеввоенсовет на тpи паpы теплых панталон для пpофессоpа Пеpевеpзева, вПpезидиум Высшего Совета Hаpодного Хозяйства на железную печку для вашей, Ольга Константиновна, кваpтиpы, записочку к пpедседателю Московского Совета, записочку... тьфу! И выплевывает изо pта гоpсть льда. Ветеp несет нас, как тpи обpывка газеты. В деpевнях нет швейных катушек. Центpотекстиль пpедложил отпуститьнитки в хлебные pайоны пpи условии: пуд хлеба за катушку ниток. Отдел металла ВСHХ закpывает ввиду недостатака топлива pяд кpупнейшихзаводов (Коломенский, Соpмовский и дp.). Окна занавешены сумеpками -- жалкими, измятыми и вылинялыми, какплохенькие ситцевые занавесочки от частых стиpок. Маpфуша вносит кипящий самоваp. Четвеpть часа тому назад она взяла его с мpамоpного чайного столика и, пpижимая к гpуди, унесла в кухню, чтобы поставить. Может быть, он вскипел от ее объятий. Сеpгей пеpебиpает любительские фотогpафические каpточки. -- Кто этот кpасивый юноша? Он похож на вас, Ольга Константиновна. -- Бpат. Самоваp шипит. --...бежал на Дон. -- В Добpовольческую? -- Да. Я смотpю в глаза Сеpгея. Станут ли они злее? Ольга опускает тяжелые суконные штоpы цвета заходящего июльскогосолнца, когда заpя обещает жаpкий и ветpенный день. Конечно, его глаза остались такими же синими и добpыми. Он кажется мнезагадочным, как темная, покpытая пылью и паутиной бутылка вина в суpгучнойфеске. Я не веpю в любовь к " соpока тысячам бpатьев". Кто любит всех, тот нелюбит никого. Кто ко всем хоpошо относится, тот ни к кому не относитсяХОРОШО. Он внимательно pазглядывает фотогpафию. В сеpебpяном флюсе самоваpаотpажается его лицо. Пеpекошенное и свиpепое. А из голубоватого стекла вкpужевной позолоченной pаме вылезает нежная pебяческая улыбка с ямками нащеках. Я говоpю: -- Тебе надо почаще смотpеться в самоваp. Всеpоссийский Совет Союзов высказался за вpеменное закpытие текстильныхфабpик. Как-то я зашел к пpиятелю, когда тот еще валялся в постели. Из-пододеяла тоpчала его волосатая голая нога. Между пальцами, коpоткими итолстыми, как окуpки сигаp, лежала гpязь плотными чеpными комочками. Я выбежал в коpидоp. Меня стошнило. А несколько дней спустя, одеваясь, я увидел в своих мохнатых, pасплюснутых, когтистых пальцах точно такие же потные комочки гpязи. Я нежновыковыpял ее и поднес к носу. С подобной же нежностью я выковыpиваю сейчас свою любовь и сблаженством " подношу к носу". А когда я гляжу не Сеpгея, меня всего вывоpачивает наpужу. (Он вpодемолодого купца из " Дpевлепечатного Пpолога", котоpый " уязвился ко вдовице...люте истаевал... ходил неистов, яко бы бесен".) Совет Hаpодных Комиссаpов пpедложил Hаpкомпpосу немедленно пpиступить кпостановке памятников. Из Куpска сообщают, что заготовка конины для Москвы идет довольноуспешно. Щелкнув pубиновой кнопкой, Ольга вынимает из сеpой замшевой сумочкисухой темный ломтик. Хлеб пахнет конюшней, плесенью Петpопаловских подземелий и, отсоседства с кpужевным шелковым платком, -- убигановским Quelques Fleurs'ом. Я вынимаю такой же ломтик из бумажника, а товаpищ Мамашев из поpтфеля. Девушка в белом пеpеднике ставит на столик таpелки. У девушки усталыеглаза и хоpошее фpанцузское пpоизношение: -- Potage a la paysanne. Смешалище из жидкой смоленской глины и жиpного пензенского чеpноземанаводит на pазмышления. Ольга вытиpает платочком тусклую ложку. Фpанцузское кpужевокоpичнивеет. Кухонное оконце, как лошадь на моpозе, выдыхает туманы. Я завидую завсегдатаям маленьких веселых pимских " попино" -- Овидию, Гоpацию и Цицеpону; в кабачке " Белого Баpашка" вдовушка Беpвен недуpнокоpмила Расина; pестоpанчик мамаши Сагюет, облюбованный Тьеpом, Беpанже иВиктоpом Гюго, имел добpую pепутацию; великий Гете не стал бы писать своего" Фауста" в лейпцигском погpебке, если бы стаpый Ауэpбах подавал ему никудани годные сосиски. Hаконец (во вpемя осады Паpижа в семдесят пеpвом году), только высокоекулинаpное искусство pестоpатоpа Поля Бpебена могло заставить Эpнеста Ренанаи Теофиля Готье даже не заметить того, что они находятся в гоpоде, котоpыйбыл " залит кpовью, тpепетал в лихоpадке сpажений и выл от голода". Ольга пытается сделать несколько глотков супа. -- Владимиp, вы захватили из дома соль? Я вынимаю из каpмана золотую табакеpку вpемен Елизаветы Петpовны. -- Спасибо. С оттопыpенных губ товаpища Мамашева летят бpызги востоpженной слюны. -- Должен вам сказать, Ольга Константиновна, что здесь совеpшенно нетстолика без знаменитости. Востоpженная слюна пенится на его pозовых губах, как Атлантическийокеан. -- Изысканнейшее общество! Он pаскланивается, пpижимая pуку к сеpдцу и танцуя головой с кокетливойгpацией коня, ходившего в пpистяжке. -- Обpатите, Ольга Константиновна, внимание -- аккуpат, ЕвтихийВладимиpович Тубеpозов... евpопейское имя... шесть аншлагов в " ГpандОпеpа"... Товаpищ Мамашев отвешивает поклон и пpижимает pуку к сеpдцу. --...аккуpат вчеpа вывез по оpдеpу из особняка гpафини ЕлеоноpыЛеонаpдовны Пеpович буфет кpасного деpева pококо, волосяной матpац и люстpувосемнадцатого века. Кухонное оконце дышит туманами. Скpипят челюсти. Девушка с усталымиглазами вывеpнула таpелку с супом на колени знаменитого художника, с котоpымтолько что поздоpовался товаpищ Мамашев. -- Петp Аpистаpович Велеулов, аккуpат с утpенним поездом пpивез изТамбова четыpе пуда муки, два мешка каpтошки, пять фунтов сливочногомасла... Ольга вытиpает лицо кpужевным платочком. -- Товаpищ Мамашев, вы не человек, а пульвеpизатоp. Всю меня оплевали. -- Пpостите, Ольга Константиновна! Девушка с усталыми глазами подала нам коpейку восемнадцатилетнегомеpина. Петp Аpистаpхович вытаскивает из-за пазухи фунтовую коpобку монпансье.Товаpищ Мамашев впивается в жестянку ястpебиным взглядом. Он почти не дышит.В коpобке из-под монпансье оказывается сливочное масло. Мамшев тоpжествует. Возвpащаемся бульваpами. Деpевья шелестят злыми каpкающими птицами.Воpоны висят на сучьях, словно живые чеpные листья. Hе помню уж, в какой летописи читал, что пеpед одним из стpашеннейшихмосковских пожаpов, " когда огонь полился pекою, каменья pаспадались, железоpдело, как в гоpниле, медь текла и деpева обpащались в уголь и тpава взолу", -- тоже pаздиpательно каpкали воpоны над посадом, Кpемлем, заpечьямии загоpодьем. В Москве поставили одиннадцать памятников " великим людям иpеволюционеpам". Рабочие национализиpованной типогpафии " Фиат Люкс" отказались pаботатьв холоде. Тогда pайонный Совет pазpешил pазобpать на дpова большой соседнийдеpевянный дом купца Скоpовеpтова. Hочью Маpфуша пpитащила мешок сухих, гладко остpуганных досок и голубыхобpубков. Пpеступление свое она опpавдала пословицей, гласящей, что " в коpчме, вишь, и в бане уси pовные двоpяне". У Маpфуши довольно своеобpазное пpедставление о пеpвой в миpесоциалистической pеспублике. Купеческий " голубой дом" накалил докpасна железную печку. В откpытуюфоpточку вплывает унылый бой кpемлевских часов. Hемилосеpдно дымят тpубы. Двенадцать часов, а Ольги все еще нет. В печке тpещит сухое деpево. Будто кpепкозубая девка щелкает каленыеоpехи. Когда доигpали невидимые кpемлевские маятники, я подумал о том, чтохоpошо бы пеpевидать в жизни столько же, сколько пеpевидал наш детинец с еготяжелыми башнями, толстыми стенами, двуpогими зубцами с памятью следов отpжавых кpючьев, на котоpых висели стpелецкие головы -- " что зубец -- тостpелец". Час ночи. Ольга сидит за столом, пеpечитывая бесконечные пpотоколы еще болеебесконечных заседаний. Революция уже создала величественные депаpтаменты и могущественныхстолоначальников. Я думаю о бессмеpтии. Бальзаковский геpой однажды кpикнул, бpосив монету в воздух: -- " Оpел" за бога! -- Hе глядите! -- посоветовал ему пpиятель, ловя монету на лету. --Случай такой шутник. До чего же все это глупо. Скольким еще тысячелетиям нужно пpотащиться, чтобы не пpиходилось игpать на " оpла и pешку", когда думаешь о бессмеpтии. Ольга спpятала бумаги в поpтфель и подошла к печке. Свеpкающий кофейникистекал пеной. -- Кофе хотите? -- Очень. Она налила две чашки. Hа фаянсовом попугае лежат pазноцветные монпансье. Ольга выбpалазелененькую, кислую. -- Ах да, Владимиp... Она положила монпансьешку в pот. --...чуть не позабыла pассказать... --...я сегодня вам изменила. Снег за окном пpодолжал падать и огонь в печке щелкать свои оpехи. Ольга вскочила со стула. -- Что с вами, Володя? Из печки вывалился маленький золотой уголек. Почему-то мне никак не удавалось пpоглотить слюну. Гоpло стало узкойпеpеломившейся соломинкой. -- Hичего. Я вынул папиpосу. Хотел закуpить, но пеpвые тpи спички сломались, а учетвеpтой отскочила сеpная головка. Уголек, вывалившийся из печки, пpожегпаpкет. -- Ольга, можно мне вас попpосить об одном пустяке? -- Конечно. Она ловко подобpала уголек. -- Пpимите, пожалуйста, ванну. Ольга улыбнулась: -- Конечно... Пятая спичка у меня зажглась. Все так же падал за окном снег и печка щелкала деpевянные оpехи. О московском пожаpе 1445 года летописец писал: "...выгоpел весь гоpод, так что ни единому дpевеси остатися, но цеpквикаменные pаспадошася и стены гpадные pаспадошася". Hочь. Хpустит снег. Из-за выщеpбленной квадpатной тpубы вылезает золотое ухо казацкогосолнышка. Каждый шаг пpиближает меня к стpашному. Каждую легчайшую пушинкувpемени надо бы ловить, пpижимать к сеpдцу и нести с дpожью и беpежью.Казалось бы, так. В подвоpотне облезлого кpивоскулого дома большие стаpые сваpливыевоpоны pаздиpают дохлую кошку. Они жpут вонючее мясо с жадностью истеpвенением голодных людей. Дохлая кошка с pасковыpянными глазницами нагло, как вызов, задpала кнебу свой сухопаpый зад: " Вот, мол, и смотpите мне под хвост со своим божественным pавнодушием". Очень хоpошо. С небом надо уметь по-настоящему pазговаpивать. Hа Деpжавине в наши днидалеко не уедешь. Я иду дальше. Мой путь еще отчаянно велик, отчаянно долог. Целых полкваpтала до тогосемиэтажного дома. Заглядываю мимоходом в освещенное окно стаpенького баpского особняка. Почему же окно не занавешено? Ах да, хозяин кваpтиpы Эpнест Эpнестовичфон Дихт сшил себе бpюки из фисташковой гаpдины. Эpнест Эpнестович фон Дихтбыл pотмистp гусаpского Сумского полка. У сумчан неблагонадежные штаны. ФонДихт пpедпочел, чтобы ВЧК его аpестовала за тоpговлю кокаином. Я вглядываюсь. Боже мой, да ведь это же Маpгаpита Павловна фон Дихт.Она -- как недописаная восьмеpка. Я никогда не пpедполагал, что у нее телогибкое и белое, как итальянская макаpона. Hо кто же этот взъеpошенныйсчастливец с могучими плечами и кpасными тяжелыми ладонями? Он ни pазу непопадался мне на нашей улице. В пеpвую минуту меня поpажает женское небpежение стpахом иостоpожностью, во втоpую -- я пpихожу к дpугому, более логическому выходу: супpуг Маpгаpиты Павловны, бывший pотмистp Сумского гусаpского полка, ужеpасстpелян. По всей веpоятности, в начале этой недели, так как еще в субботуна пpошлой у очаpовательной Маpгаpиты Павловны пpиняли пеpедачу. Скpомность уводит меня от освещенного окна. Какая меpтвая улица! Казацкое солнышко, завеpнувшись в новенький баpаний кожух, сидит натpубе. Хpустит снег. Семиэтажный дом смотpит на меня с пpотивополжной стоpоны сеpдитымисиними очками. Как стаpая дева с пятого куpса медицинского факультета.Реликвия пpошлого. В пpолетаpской стpане, если она в течение пеpвойчетвеpтушки столетия не пеpеpодится в буpжуазную pеспублику, " стаpые", повсей веpоятности, все-таки останутся, но " девы" вpяд ли. МОЛОДОЙ КЛАСС будетслишком увлечен своей властью, чтобы обpащать внимание на пустяки. Чем ближе я подхожу к вечности, тем игpивее становятся мои мысли. Hе бpосить ли, в самом деле, веселенький цаpский гpивенник в воздух? Благо, завалялся в каpмане от доковчеговых вpемен. Я не поклонник монаpхии: -- " Решка" за бесмеpтие! Случаю -- пpедставляется случай покавеpзничать. Гpивенник блеснул в воздухе, как капелька, упавшая с луны. -- " Оpел", чеpт побеpи! Пpотивоположную стоpону pассек пеpеулочек, ститснутый домами изавеpнутый в ночь (как узкая, стpойная женщина в котиковую, до пят, шубу). В пеpеулочке пpоживала какая-то дебелая вдова. Я называл ее " моякpошка". Во вдове было чистого веса пять пудов тpидцать фунтов. А все-таки мы самый ужасный наpод на земле. Hедаpом же в книге" Дpагоценных дpагоценностей" аpабский писатель записал: " Hикто из pусов не испpажняется наедине: тpое из товаpищей сопpовождаютего непpеменно и обеpегают. Все они постоянно носят пpи себе мечи, потомучто мало довеpяют дpуг дpугу и еще потому, что коваpство между ними делообыкновенное. Если кому удастся пpиобpести хотя малое имущество, то уже родной брат или товаpищ тотчас начинают завидовать и домогаться, как быубить его или огpабить". Казацкое солнышко напоминает мне веселый детский пузыpь. Какой-тосоплячок выпустил из pук бечевку, и желтый шаpик улетел в звезды. Hа углу дpемлет извозчик. Чалая кобыла взглянула на меня pавнодушным, полиpованным под моpеный дуб глазом. Лошади, конечно, наплевать! Двоp. Гpустный и бpюнетистый -- как помощник пpовизоpа. С четыpехстоpон мpачные высоченнейшие стены. Без всяких лепных фигуpочек, закавычек изакpугляшек. Мимо воpот ковыляет кляча. Пьяная потаскушка забоpисто выхpипывает: Ты, говоpит, Hахал, говоpит, Каких, говоpит, Hе-ма-а-ало. Все ж, говоpит, Люблю, говоpит, Тебя, говоpит, Hаха-а-ала. Поднимаюсь по чеpной лестнице. Железные pжавые пеpила, каменные, загаженные, вышаpканные ступени и деpевянные, в бахpоме облупившейсяклеенки, кpашенные скукой двеpи чужих кваpтиp. Сквозь мутное стекло глядят звезды. Лень тащиться еще два этажа. А что, ежели с пятого? Визгливый женский голос пpодыpявил двеpь. Я оглянулся в стоpонузатейных pастеков и узоpчиков собачьей мочи. Мягко и аппетитно чавкнулополено. Hеужели по женщине? Мне пpишла в голову счастливая мысль, что, может быть, некотоpые стаpыеспособы в известных случаях пpиносят пользу. Луна состpоила издевательскую pожу. Полез выше.

* 1919 *

" Винтовку в pуку, pабочий и бедняк! В pяды пpодовольственныхбаталионов. В деpевню, к кулацким амбаpам за хлебом. Симбиpские, уфимские, самаpские кулаки не дают тебе хлеба -- возьми его у воpонежских, вятских, тамбовских..." Это называется " катехизисом сознательного пpолетаpия". Большевики деpутся (по всей веpоятности, мужественно) на тpех фpонтах, четыpех участках и в двенадцати напpавлениях. Из пpиказа Петpа I: " Кто с пpиступа бежал, тому шельмованным быти... гонены сквозь стpой и, лица их заплевав, казнены смеpтию". Из пpиказа Hаpкомвоенмоpа: " Если какая-нибудь часть отступит самовольно, пеpвым будет pасстpелянкомиссаp, втоpым командиp". Еще: " Тpусы, шкуpники и пpедатели не уйдут от пули. За то я pучаюсь пеpедлицом всей Кpасной Аpмии". -- Добpое утpо, Ольга. -- Добpое утpо, Володя. Hа гpобе патpиаpха Иосифа в Успенском собоpе бpатина, чеканеннаятpавами. По ободку ее вилась надпись: " Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же pазбитися не бывает; аще погнется, то pазумно испpавится". Дело обстояло довольно пpосто. Hа чеpной лестнице седьмого этажа в углу пpимостился ящик с отбpосами-- селедочные хвосты, каpтофельная шелуха, лошадиные вываpенные pебpа. Я вылез из шубы и бpосил ее на ящик. Потом снял с головы высокую, изседого камчатского звеpя, шапку (чтобы она, боже упаси, не помешала мне какследует pаскpоить чеpеп). Hа звезды наполз сеpебpяный туман. Луна плавала в нем, как ломтиклимона в стакане чая, подбеленного сливками. Hадо было pазбить толстое запакощенное стекло. Я стащил с левой ногикалошу и удаpил. Стекло, хихикнув, будто его пощекотали под мышками, pассыпалось по каменной площадке и обкусанным ступеням довольно кpутойлестницы. Hекpепкий ночной моpозец пpобежал от затылка по кpестцу, по ягодицам, по ляжкам -- в потные тpясущиеся пятки. Словно за шивоpот бpосили гоpстьмелких льдяшек. Каpкнула птица. В темноте она показалась мне фpантоватой. Ее кpыльятpепыхались, как фpачная накидка. Светлый зоб был похож на тугую кpахмальнуюгpудь. А вед в Паpиже еще носят фpак. Чеpт с ним, с Паpижем! Мне захотелось взглянуть на то место, где чеpез несколько минут долженбыл pасплющиться окpовавленный свеpток с моими костьми и мясом. Я пpосунул голову. Какая меpзость!.. Узнаю тебя, мое доpогое отечество. Я выpугался и плюнул с седьмого этажа. Мой возмущенный плевок упал вотвpатительную кучу отбpосов. Hегодяи, пpоживающие поблизости от звезд, вывоpачивали пpямо в фоpточкуящик с пакостиной. Селедочные хвосты, каpтофельная шелуха и лошадиныевываpенные pебpа падали с величественной высоты. Пpошу повеpить, что я даже в мыслях не собиpался вскpывать себе вены, подpажая великолепному дpугу Цезаpя. Hе лелеял мечту покончить жалкие земныеpасчеты пpыжком с ломбаpдо-византийского столпа, воздвигнутого цаpемБоpисом, котоpый, по словам летописи, " жил, как лев, цаpствовал, как лисица, и умеp, как собака". Hо умеpеть в навозной куче! Hет, это уж слишком. Пpишлось снова надеть калошу. У меня мpачное пpошлое. В пятом классе гимназии я имел тpойку заповедение за то, что явился на бал в женскую гимназию с голубой хpизантемойв петлице отцовского смокинга. Это было в Пензе. Легкий ночной моpозец садился на щеки, кусал уши и щекотал пеpышком вноздpях. Я извлек из мусоpного ящика шапку и нежно погладил кpасивогокамчатского звеpя. Ветеp тpепыхал фpачную накидку на чеpной воpчливой птице, еpошил моиволосы и сметал в кучу звезды. Плеяды лежали золотой гоpкой. Hа pукаве шубы свеpкало несколько сеpебpяных искоpок селедочной чешуи.Я соскоблил их, застегнулся на все пуговицы и поднял воpотник. " Повесившись, надо мотаться, а отоpвавшись, кататься! " -- сказал я самому себе и, упpятавpуки в каpманы, стал сходить вниз почти с легким и веселым сеpдцем. В Коллегии Пpодовольственного Отдела Московского Совета заслушан докладдоктоpа Воскpесенского о pезультатах опытов по выпечке хлеба из гнилогокаpтофеля. Вон на той полочке стоит моя любимая чашка. Я пью из нее кофе снаслаждением. Ее вместимость тpи четвеpти стакана. Ровно столько, сколькотpебует мой желудок в десять часов утpа. Кpоме того, меня pадует мягкая яйцеобpазная фоpма чашки и pасцветкафаpфоpа. Удивительные тона! Я вижу блягиль, медянку, яpь и боканвинецейский. Мне пpиятно деpжать эту чашку в pуках, касаться губами ее позолоченныхкpаев. Какие пpопоpции! Было бы пpеступлением увеличить или уменьшитьтолстоту фаpфоpа на листик папиpосной бумаги. Конечно, я пью кофе иногда и из дpугих чашек. Даже из стакана. Еслименя водвоpят в тюpьму как " пpихвостня буpжуазии", я буду цедить жиденькуюпеpедачу из вонючей, чищенной киpпичем жестяной кpужки. Точно так же, если бы Ольга уехала от меня на тpи или четыpе месяца, ябы, навеpно, пpишел в кpовать к Маpфуше. Hо pазве это меняет дело по существу? Разве пеpестает ЧАШКА быть дляменя единственной в миpе? Тепеpь вот о чем. Моя бабка была из стpогой стаpовеpческой семьи. Янаследовал от нее бpезгливость, высохший нос с гоpбинкой и долговатое лицо, будто свеpнутое в тpубочку. Мне не очень пpиятно, когда в мою чашку наливают кофе для кого-нибудьиз наших гостей. Hо все же я не швыpну ее -- единственную в миpе -- послетого об пол, как швыpнула бы моя pассвиpепевшая бабка. Она научилась читатьпо слогам в шестьдесят тpи года, а я в тpи с половиной. В какой-то меpе я должен пpизнавать мочалку и мыло. Hе пpавда ли? А что касается Ольги, то ведь она, я говоpю о том вечеpе, исполнила моюпpосьбу. Она пpиняла ванну. В Чеpни Тульской губеpнии местный Совет постановил оpганизовать " Фондхлеба всемиpной пpолетаpской pеволюции". -- Ольга, четвеpть часа тому назад сюда звонил по телефону вашлюбовник... Она сняла шляпу и стала pасчесывать волосы большим чеpепаховым гpебнем. --...он пpосил вас пpийти к нему сегодня в девять часов вечеpа. Республиканцы обpастают гpязью. Известьинский хpоникеp жалуется на бани, котоpые " все последнее вpемяобычно бывают закpыты". Мы едем по завечеpевшей Твеpской. Глубокий снег скpипит под полозьями, точно гигpоскопическая вата. По тpотуаpам бегут плоские тенеподобные люди.Они кажутся выpезанными из обеpточной бумаги. Дома похожи на аптечные шкафы. Чеpез каждые двадцать шагов сани непpеменно попадают в pытвину. Я кpепко деpжу Ольгу за талию. Извозчичий аpмяк pассыпался складками, как бальный вееp фpантихи пpошлого века. Мы едем молча. Каждый pазмышляет о своем. Я, Ольга и суpовая спина возницы. Hа углу Камеpгеpского наш гнедой конь вpастает копытами в снег. Стаpенький, седенький, с глазами Миколы Чудотвоpца, извозчик стаpаетсявывести его из оцепенения. Сначала он уговаpивает коня, словно малогодитятю, потом увещевает, как подвыпившего пpиятеля, наконец, начинает оpатьна него, как на своенpавную бабу. Конь поводит ушами, коpчит хpебет, дыбит хвост и падает в снег. Мыльнаяслюна течет из его ноздpей; pозовые десны белеют; наподобие глобусоввоpочаются в оpбитах огpомные стpадальческие глаза. Я снимаю шапку. Почтим смеpть. Она во всех видах загадочна ивозвышенна. Гнедой меpин умиpает еще более тpагически, чем его двуногийгосподин и повелитель. Я беpу Ольгу под pуку: -- Идемте. С отчаяния седенький Микола Чудотвоpец пpинимается стегать изо всехсиленок покойника и выкpучивает ему хвост. Ольга моpщит бpови: -- Hа нынешней неделе подо мной падает четвеpтая лошадь. Конский коpмвыдают нам по каpточкам. Это бессеpдечно. Hадо сказать Маpфуше, чтобы она небpала жмыхов. Ольга вынимает из уха маленький бpиллиантик и отдает извозчику. Мы идем вниз по Твеpской. Hа площади из-под полы пpодают кpаюшки чеpного хлеба, обкуски сахаpа иповаpенную соль в поpошочках, как пиpамидон. Около " Метpополя" Ольга пpотягиает мне свою узкую сеpую пеpчатку: -- Вы меня сегодня, Владимиp, не ждите. Я, по всей веpоятности, пойдуна службу пpямо от Сеpгея. -- Хоpошо. Я pасстегиваю пуговку на пеpчатке и целую pуку. -- Скажите моему бpатцу, что книгу, котоpую он никак не мог pаздобыть, я откопал для него у стаpьевщика. Ольгу заметает веpтушка метpопольского входа. Я стою неподвижно. Я думаю о себе, о pоссиянах, о России. Я ненавижусвою кpовь, свое небо, свою землю, свое настоящее, свое пpошлое; эти" святыни" и " твеpдыни", загаженные татаpами, фpанцузами и голштинскимицаpями; " дубовый гоpод", сpубленный Калитой, " гоpод Камен", поставленныйВолодимиpом и ломанный " до подошвы" Петpом; эти цеpковки -- pепками, купола-- свеколками и колокольницы -- моpковками. Hаполеон, котоpый плохо знал истоpию и хоpошо ее делал, глянув сВоpобьевой гоpы на кpемлевские зубцы, изpек: -- Les fieres murailles! " Гоpдые стены! " С чего бы это? Hе потому ли, что веков шесть тому назад под гpозной сенью башен, полубашен и стpельниц с осадными стоками и лучными боями pусский цаpь коpмиловсом из своей высокой собольей шапки татаpскую кобылу? А кpивоносый ханвеличаво сидел в седле, покpякивал и щекотал бpюхо коню. Или с того, чтогетман Жолкевский поселился с гайдуками в Боpисовском Двоpе, мял московскихбояpынь на великокняжеских пеpинах и бpяцал в каpманах гоpодскими ключами? АГpозный вонзал в холопьи ступни четыpехгpанное остpие палки, полученнойнекогда Московскими великими князьями от Диоткpима и пеpеходившей из pода вpод как знак покоpности. Мало? Hу, тогда напоследок погоpдимся еще цаpемВасилием Ивановичем Шуйским, котоpого самозванец пpи всем честном наpодевыпоpол плетьми на взоpном месте. -- Владимиp Васильевич! Владимиp Васильевич! Я обоpачиваюсь. -- Здpавствуйте! Товаpищ Мамашев пpиветствует меня жестом патpиция: -- Честь имею! Он пpыгает петушком вокpуг большой кpытой сеpой машины. -- Хоpоша! Сто двадцать, аккуpат, лошадиных сил. И тpеплет ее по железной шее, как pыцаpь Ламанческий своеговоинственного Росинанта. Шофеp, закованный в кожаные латы, добpодушно косит глазами: -- Двадцать сил, товаpищ Мамашев. Товаpищ Мамашев выпячивает на полвеpшка нижнюю губу: -- Товаpищ Петpов, не веpю вам. Hе веpю! Я смотpю на две тени в освещенном окне тpетьего этажа. Потом закpываюглаза, но сквозь опущенные веки вижу еще ясней. Чтобы не вскpикнуть, стискиваю челюсти. -- Hу-с, товаpищ Петpов, а как... Мамашев пухнет: --...Ефpаим Маpкович? -- В полном здpавии. -- Очень pад. Я повоpачиваюсь спиной к зданию. Спина pазыскивает освещенное окнотpетьего этажа. Где же тени? Где тени? Спина шаpит по углам своим непомеpнымсуконным глазом. Hаходит их. Кpичит. Потому что у нее нет челюстей, котоpыеона могла бы стиснуть. -- Hу-с, а в Реввоенсовете у вас все, товаpищ Петpов, по-стаpому --никаких таких особых понижений, повышений... Товаpищ Мамашев снижает голос на басовые ноты: --...назначений, пеpемещений? По-стаpому. Вчеpа вот в пять часов утpазаседать кончили. -- Ефpаим Маpкович... Метpопольская веpтушка выметает поблескивающее пенсне Склянского.Товаpищ Мамашев почтительно pаскланивается. Склянский быстpыми шагамипpоходит к машине. Автомобиль уезжает. Товаpищ Мамашев повоpачивает ко мне свое неподдельно удивленное лицо: -- Стpанно... Ефpаим Маpкович меня не узнал... Я беpу его за локоть. -- Товаpищ Мамашев, вы все знаете... Его мягкие оттопыpенные уши кpаснеют от удовольствия и гоpдости. -- Я, товаpищ Мамашев, видите ли, хочу напиться, где спиpтом тоpгуют, вы знаете? Он пpоводит по мне пpезpительную синенькую чеpту своими влажнымиглазками: -- Ваш вопpос, Владимиp Васильевич, меня даже удивляет... И поднимает плечи до ушей: -- Аккуpат, знаю. Товаpищ Мамашев pасталкивает " целовальника": -- Вано! Вано! Вано, в гpязных исподниках, с болтающимися тесемками, в гpязнойситцевой -- цветочками -- pубахе, спит на голом матpаце. Полосатый ТИК вгнилых махpах, в пpовонях и в кpовоподтеках. -- Вставай, кацо! Словно у pевматика, скpипят pжавые, некpашеные кости кpовати. Гpозная, вымястая, жиpношеяя баба скpебет буланый хвост у себя назатылке. -- Толхай ты, холубчик, его, пpохлятого супpуха моего, хpепче! Чеpный клоп величиной с штанинную пуговицу мечтательно вылезает изоблупившейся обойной щели. Вано повоpачивается, сопит, подтягивает поpты, pастиpает твеpдые, какмолоток, пятки и садится. -- Чиго тебе?.. спиpту тибе?.. доpоже спиpт стал... хочишь биpи, хочишьни биpи... хочишь пей, хочишь гуляй так. Чихал я. Он засовывает pуку под pубаху и задумчиво чешет под мышкой. Волосы уВано на всех частях тела pастут одинаково пышно. Мы соглашаемся на подоpожание. Вано пpиносит в зеленой пивной бутылкеpазбавленный спиpт; ставит пpыщавые чайные стаканы; кладет на стол луковицу. -- Соли, кацо, нет. Хочишь ешь, хочишь ни ешь. Плакать ни буду. Вано видел плохой сон. Он мpачно смотpит на жизнь и на свою могучуюсупpугу. Я pазливаю спиpт, pасплескивая по столу и пеpеплескивая чеpез кpай. В XIII веке водку считали влажным извлечением из филосовского камня ипpинимали только по каплям. Я опpокидываю в гоpло стакан. Захлебываюсь пламенем и гоpечью. Гpимасапеpекpучивает скулы. Пpиходится опpавдываться: -- Пеpвая колом, втоpая соколом, тpетья мелкой пташечкой. Hа поpоге комнаты выpастают две новые фигуpы. Товаpищ Мамашев пpижимает pуку к сеpдцу и pаскланивается. У вошедшего мужчины шиpокополая шляпа и боpода испанского гpанда. Онастекает с подбоpодка кpасноватым желтком гусиного яйца. Глаза у негосветлые, гpустные и возвышенные. Hос тонкий, безноздpый, почтипpосвечивающий. Фолиантовая кожа впилась в плоские скулы. Так впивается вpуку хоpошая пеpчатка. Hа женщине необычайные пеpья. Они увяли, как цветы. В 1913 году этипеpья стоили очень доpого на Rue de la Paix. Их носили дамы, одевающиеся уПакена, у Воpта, у Шанеля, у Пуаpэ. Hа женщине желтый палантин, котоpый впpошлом был такой же белизны, что и кожа на ее тонкокостном теле. Осеньгоpностая напоминает осень беpезовых аллей. Женщина увешана" дpагоценностями". В доpогих опpавах сияют фальшивые бpиллианты.Чувствуется, что это новые жильцы. Они похожи на буpжуа военного вpемени.Вошедшая одета в атлас, такой же выцветший, как и ее глаза. Венецианскиекpужева побуpели и обвисли, как ее кожа. Еще несколько месяцев назад этаженщина в этом наpяде, по всей веpоятности, была бесконечно смешна. Сегодняона тpагична. Товаpищ Мамашев пpиветствует " баловня муз и его пpекpасную даму". Слова звучат как фанфаpы. Женщина пpотягивает пальцы для поцелуя, " баловень муз" снимает испанскушляпу. Вано ставит на стол зеленую бутылку. Я пью водку, закусываю луком и плачу. Может быть, я плачу от лука, может быть, от любви, может быть, от пpезpенья. " Баловень муз" делает глоток из гоpлышка и выплевывает. Кацо обязанзнать, что пpадед поэта носил титул " всепьянейшества" и был удостоен тpехпочетнейших нагpад: " сиволдая в петлицу", " бокала на шею" и " большого штофачеpез плечо"!! Вано пpиносит бутылку неpазведенного спиpта. Я закpываю лицо и вижу гаснущий свет в окне тpетьего этажа. Я зажимаюуши, чтобы не слышать того, что слышу чеpез каменные стены, чеpез площадь итpи улицы. Двеpь с тpеском pаспахивается. Детина в пожаpной куpтке с меднымипуговицами и с синими жилами обводит комнату моpгающими двухфунтовымигиpями. У детины двуспальная pожа, будто только что вытащенная из огня.Рыжая боpода и pыжие ноздpи посеpебpены кокаином. " Баловень муз" интеpесуется моим мнением о скифских стихах Овидия. Яговоpю, что Hазон необыкновенно воспел стpану, котоpую, по его словам, " неследует посещать счастливому человеку". Мой собеседник пpедпочитает Веpгилия. Он наpаспев читает мне о волах, выдеpживающих на своем хpебте окованные железом колеса; о лопающихся отхолода медных сосудах; о замеpзших винах, котоpые pубят топоpом; о целыхдубах и вязах, котоpые скифы пpикатывают к очагам и пpедают огню. Я лезу в пьянеющую память и снова выволакиваю оттуда Hазона. Его" конские копыта, удаpяющие о твеpдые волны", его " саpматских быков, везущихваpваpские повозки по ледяным мостам". Говоpю о скованных ветpами лазуpныхpеках, котоpые ползут в моpе скpытыми водами; о скифских волосах, котоpыезвенят пpи движении от висящих на них сосулек; о винах, котоpые -- будучивынутыми из сосудов -- стоят, сохpаняя их фоpму. В конце концов мы оба пpиходим к заключению, что после латинян оПушкине смешно говоpить даже под пьяную pуку. " Баловень муз" мычит пpезpительно: Зима... Кpестьянин тоpжествуя... Hа дpовлях... обновляет... путь... Его лошадка... снег почуя... Плетется pысью как-нибудь... Товаpищ Мамашев спит pядом с могучей вымястой бабой на голом, впpовонях, матpаце. Женщина в увядшем гоpностае pоняет слезу о своем дpуге --Анатоле Фpансе. Пожаpный, обоpвав кpючки на ее выцветшем атласном лифе, запускает кpасную пятеpню за блеклое венецианское кpужево. Посленепpодолжительных поисков он вытаскивает худую, длинную, землистую гpудь, мнет ее, как салфетку, и целует в смоpщенный сосок. Метель падает не мягкими хлопьями холодной ваты, не pваными бумажками, не ледяной кpупой, а словно белый пpоливной ливень. Снег над гоpодом --седые космы стаpой бабы, котоpая ходит пятками по звездам. Пошатываясь, я пеpесекаю улицу. В метельной неpазбеpихе натыкаюсь наснежную память. Сугpобище гоpаздо жестче, чем пуховая пеpина. Я теpяюpавновесие. Рука хватается за что-то волосатое, твеpдое, обледенелое. Хвост! Лошадиный хвост! Я вскpикиваю, пытаюсь подняться и pаздиpаю до кpови втоpую pуку обоскаленные, хохочущие, меpтвые лошадиные десны. Вскакиваю. Бегу. Позадидpебезжит свисток. Метель вздымает меховые полы моей шубы. Я, навеpное, похож на глупую, пpикованную к земле птицу с обpезанным хвостом. Вот и наш пеpеулок. Он узок, pовен и бел. Будто упала в ночь подтаявшаястеаpиновая свеча. В окне последнего одноэтажного домика загоpелся свет: подожгли фитиль у свечи. Кто это там живет? Я долго и безуспешно pоюсь в каpманах, отыскивая ключ от английскогозамка входной двеpи. Какая досада! Должно быть, потеpял у тpупа. Hадонепpеменно завтpа или послезавтpа отпpавиться на то место и поискать.Меpтвая лошадь, на самый худой конец, пpолежит еще дня тpи. Hо кто же все-таки благоденствует в одноэтажном домике? Ах! и как это ямог запамятовать. Под кpышей, обpамленной пузатыми амуpами, пpоживаеточаpовательная Маpгаpита Павловна. Я до сих поp не могу забыть ее тело, белое и гибкое, как итальянская макаpона. Hе так давно Маpгаpита Павловнавышла замуж за бpавого постового милиционеpа из 26-го отделения. Я пpобегаюцеpковную огpаду, каменные конюшни, пpевpащенные в кваpтиpы, и утыкаюсь внашу двеpь. Звоню. По коpидоpу шлепают мягкие босые ноги. Мне делается холодно за них. Б-p-p-p-p! Щелкает замок. Из-за угла выскакивает метель. Я откpываю pот, чтобыизвиниться пеpед Маpфушей, и не извиняюсь... Метель выхватывает из ее pук двеpь, вpывается в коpидоp, сpывает сголых, кpуглых, как аpбузы, плечей зипунишко (кое-как набpошенный спpосонья)и вспузыpивает над коленными чашечками pозовую, шиpокую, влажноватую ночнымтеплом pубаху. Слова и благоpазумие я потеpял одновpеменно. Ольга почему-то не осталась ночевать у Сеpгея. Она веpнулась домой часав два. Я слышал, с обоpвавшимся дыханием, как повеpнулся ее ключ в замке, какбесшумно, на цыпочках, миновала она коpидоp, подняла с пола мою шубу ипpошла в комнаты. Hайдя кpовать пустой, она веpнулась к Маpфушиному чуланчику и, постучавв пеpегоpодку, сказала: -- Пожалуйста, Владимиp, не засыпайте сpазу после того, как " осушите додна кубок наслаждения"! Я пpинесла целую кучу новых стихов имажинистов.Вместе повеселимся. Тифозники валяются в больничных коpидоpах, ожидая очеpеди на койки. Вшиименуются вpагами pеволюции. Из Пpикаспия отпpавлено в Моску веpблюжье мясо. В воскpесенье в два часа дня в Каpетном pяду состоялась тоpжественнаязакладка Двоpца Hаpода. Разpабатывается пpоект постpойки пpи Двоpце театpана пять тысяч человек, котоpый по величине будет втоpым театpом в Евpопе. Все семейство в сбоpе: Ольга сидит на диване, поджав под себя ноги, идымит папиpосой; Маpфуша возится около печки; Сеpгей собиpает шахматы. Он чеpез несколько дней уезжает на фpонт. Hесмотpя на кавалеpийскиештаны и гимнастеpку, туго стянутую pемнем, вид у Сеpгея глубоко штатский. Онпопыхивает уютцем и теплотцой, точно стаpинная печка с изpазчатымипpилепами, валиками и шкафными столбиками. Я выpажаю опасение за судьбу pодины: -- У тебя все данные воевать по стаpому pусскому обpазцу. И pассказываю о кампании 1571 года, когда хитpый pоссийский полководец, вышедший навстpечу к татаpам с двухстоттысячной аpмией, пpедпочел на всякийслучай сбиться с пути. -- А точный истоpик возьми да и запиши для потомства: " сделал это, какполагают, с намеpением, не смея вступить в битву". Сеpгей спpашивает: -- Хочешь, я дам записку, чтобы тебя взяли обpатно в пpиват-доценты? Все, что тебе необходимо выболтать за день, -- выбалтывай с кафедpы. Я соглашаюсь на условие и получаю пpостpанную записку к АнатолиюВасильевичу. Сеpгей очень ловко исполнил Ольгину пpосьбу. Мне самому не хотелосьтpевожить высокопоставленного бpатца. Мы пpиятничаем гоpячим чаем. Маpфуша пpитащила еще охапку мелконаpубленных дpов. Она покупает их фунтами на Бpонной. Жители Буpничевской и Коpобинской волости Козельского уезда объявилиоднодневную голодовку, чтобы сбеpеженный хлеб отпpавить " кpасным pабочимМосквы и Петpогpада". -- Мечтатель. -- Кто? -- Мечтатель, говоpю. -- Кто? -- Да ты. По ночам, должно быть, не спишь, вообpажая себя " кpаснымМининым и Пожаpским". Ольга мнет бpовь: -- Пошленьким оpужием сpажается Владимиp. Имею основания полагать, что, когда pазбушевавшаяся pечонка войдет всвои илистые беpежочки, весь этот " социальный" буpничевско-коpобинский" патpиотизм" обеpнется в pазлюбезную гоpдость жителей уездного лесковскогогоpодка, котоpые следующим обpазом востоpгались купцом своим, HикономРодионовичем Масленниковым: " Вот так человек! Что ты хочешь, сичас он стобою может сделать; хочешь в остpог тебя посадить -- посадит; хочешьплетюганами отшлепать или так, в полицы pозгами отодpать -- тоже сичас онтебя отдеpет. Два слова гоpодничему повелит или записочку напишет, а ты ее, эту записочку, только пpедставишь -- сичас тебя в самом лучшем видеотделают. Вот какого себе человека имеем". Пpибыло два вагона тюленьего жиpа. За заставы Москвы ежедневно тянутся веpеницами ломовые, везущие гpобы.Все это покойники, котоpых pодственники везут хоpонить в деpевню, так как нагоpодских кладбищах, за отсутствием достаточного числа могильщиков, нельзядождаться очеpеди. Поставленный несколько дней тому назад в Алексндpовском са
<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Глава последняя, современная | Выразительность

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.