Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Психофармакотерапия






Александровский Ю.А.

Психофармакотерапия

Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Юрий Анатольевич Александровский. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2005. — 128 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. Диагностика и лечение больных с психическими расстройствами

1.1.Методические особенности

1.2.Общие подходы к лечению

Глава 2. Средства и методы терапии в психиатрической практике (история и современность)

Глава 3. Психофармакотерапия

3.1.Краткая историческая справка

3.2.Классификация и терапевтическое воздействие психофармакологических препаратов

3.3.Основные психофармакологические препараты

3.3.1.Психолептики

3.3.2.Психоаналептики

3.3.3.Гипнотики (снотворные средства)

Глава 4. Клинические исследования действия психофармакологических препаратов

Терминологический словарь

Приложения

1. Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи

2.Положение об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи

3.Квантифицированная оценка клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов (КОДПП)

Список литературы

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Лечение больного человека с использованием лекарственных препаратов, в соответствии с существующим законодательством, может проводить только врач. Это в полной мере относится к орга­низации терапии больных с психическими расстройствами, при которой используются прежде всего психофармакологические препараты. В лечении психически больного современными мето­дами важная роль отводится медицинскому психологу. Он имеет возможность с помощью психодиагностического анализа уточнять характер болезненного нарушения, проводя иногда очень тонкую границу между «нормой» и «болезнью», оценивать личностно-типологические особенности больного, прослеживать динамику со­стояния в процессе терапии, определять диагноз заболевания. На­ряду с этим компетенция психолога позволяет ему самостоятель­но проводить психологическое консультирование и участвовать в психотерапевтических лечебных и реабилитационных программах, выполняемых в различных лечебных учреждениях.

В терапевтической практике современной психиатрии сложи­лось триединство биологического (прежде всего психофармако­логического) лечения, психотерапии и социально-реабилитаци­онных мероприятий. Оно основано не только на большом опыте, но и на системном понимании этиологии и патогенеза психичес­ких расстройств, единстве взаимодополняющих друг друга меха­низмов психической адаптации в норме и при патологических состояниях. С учетом этого в практике лечебных психиатрических учреждений, как зарубежных, так и нашей страны, формируется так называемый «бригадный метод» ведения больного. В бригаду, работающую под руководством компетентного врача-психиатра (при необходимости — консилиума врачей), несущего общую пер­сональную ответственность за постановку диагноза, назначение лекарственной терапии (в амбулаторной практике только врач имеет право выписывать рецептурные препараты), решение врачебно-экспертных и других вопросов, входят психолог, социо­лог, реабилитолог и другие специалисты. На современном уровне дифференциации медицинских знаний именно «бригадный под­ход» позволяет наиболее полно использовать диагностические и лечебные возможности разных специальностей, что создает осно­ву для развития интегральной медицины. При этом члены брига­ды должны быть достаточно хорошо ориентированы в возможностях смежных специальностей и действовать согласно Приказу Мин­здрава России «О психотерапевтической помощи» от 16 сентября 2003 г. № 438 (прил. 1, 2). Для этого в последние годы в образова­тельных программах высших учебных заведений и в системе пос­левузовской подготовки специалистов большое место занимают спецкурсы по смежным дисциплинам.

Спецкурс «Психофармакотерапия» для студентов психологи­ческих факультетов университетов предназначен для ознакомле­ния с современными возможностями медикаментозного лечения психически больных. Это необходимо не только психологу — чле­ну терапевтической бригады в лечебно-профилактическом учреж­дении, но и специалистам, работающим в разных областях меди­цинской практики, в которых психофармакологические препара­ты используются при лечении невротических и психосоматиче­ских нарушений.

При составлении плана настоящего учебного пособия учиты­валась необходимость использования утвержденной программы спецкурса «Психофармакотерапия». Для предлагаемого издания специально подготовлен терминологический словарь основных по­нятий, используемых в психиатрической практике при проведе­нии психофармакотерапии, позволяющий более четко ориенти­роваться в вопросах диагностики психических расстройств и лече­ния больных.

В конце учебного пособия (прил. 3) приводится оценочная шкала, предназначенная для изучения состояния больных с пограничны­ми психическими расстройствами во время психофармакотерапии. На примере этой шкалы и рекомендаций по ее использованию мож­но увидеть всю сложность квантифицированных подходов к оценке состояния больных во время терапии.

Глава 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.