Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и механизм процесса восприятия






Как уже отмечалось, главной отличительной особенностью про­цесса коммуникации является обязательное взаимопонимание парт­неров. Без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания весь процесс коммуникации теряет смысл. Для эффективной и ус­пешной коммуникации с представителями других культур необхо­димы определенные знания, навыки и способности, которые фор­мируют адекватное и верное взаимопонимание партнеров по ком­муникации. Исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме межкультурного взаимопонимания позволяют сделать вывод, что здесь существует довольно много причин для непонима­ния и возникновения межкультурных конфликтов. Эти причины прямо или косвенно связаны с психологическим механизмом вос­приятия и формированием межкультурной компетенции.

Восприятие мира человеком определяется многими факторами: воспитанием, социально-культурной средой, образованием, харак­тером, мировоззрением, личным опытом и т.д. Все эти факторы об­разуют сложную систему, направленную на восприятие информа­ции, ее анализ и формирование соответствующего типа поведения. Ученые выделяют несколько видов восприятия мира, среди которых главными являются обыденное и осознанное[100]. В рамках этих видов восприятия еще выделяется чувственное восприятие, когда речь идет о том, что человек воспринимает, понимает и познает.

Процесс коммуникации начинается с наблюдения за партнером, его внешностью, голосом, особенностями поведения и т.д. Совокуп­ность этих наблюдений составляет процесс восприятия, который в самом общем виде представляет собой отбор, организацию и ин­терпретацию чувственных данных. Эта исходная и обязательная со­ставная часть коммуникации получила название перцептивной сто­роны общения. При этом термин «перцептивный» здесь использу­ется не просто как «восприятие», а как познавательное восприятие собеседника или партнера. Восприятие своего партнера по комму­никации происходит в виде его «прочтения», в ходе которого рас­шифровываются внутренний мир и особенности личности по ряду внешних (в основном невербальных и паравербальных) проявле­ний. При этом одновременно осуществляется и эмоциональная оценка другого, предпринимается попытка понять логику его по­ступков и мышления, а на основе этих знаний строить стратегию собственного поведения.

Каждый человек убежден, что он в состоянии правильно понять и оценить другого человека. Такого рода убеждение вызвано тем, что восприятие им другого основывается на его впечатлениях и представлениях о нем. Вся информация о другом человеке форми­руется через органы чувств в форме ощущений. Полученной ин­формации придается какое-либо значение, т.е. она интерпретирует­ся. Например, звук телефонного звонка, который мы слышим, яв­ляется ощущением, а значение, которое придается этому звуку, бу­дет нашей Интерпретацией. В частности, неожиданный телефонный звонок в три часа ночи в большинстве случаев будет интерпретиро­ван как тревожный сигнал о каком-то неординарном событии, а те­лефонный звонок в течение дня мы обычно интерпретируем как нормальную, ежедневную ситуацию.

Процесс восприятия предполагает отражение в сознании чело­века отдельных ощущений о предметах, ситуациях и событиях внешнего мира, в результате которого сенсорные данные отбирают­ся и организовываются таким образом, чтобы мы могли понять как очевидные, так и скрытые характеристики окружающего мира. При этом восприятие мира и последующее суждение о нем несвободно от эмоций, мотиваций или представлений. Так, похожих на нас лю­дей мы склонны воспринимать более позитивно, чем непохожих, та­кое отношение распространяется на людей, напоминающих тех зна­комых, с которыми мы когда-то имели опыт позитивного общения. Более того, на основании своего прошлого опыта человек структу­рирует и перерабатывает поступающие от органов чувств сигналы так, что они Moiyr служить для преодоления конкретных жизненных затруднений. Как правило, интерпретация и структурирование по­ступающей* информации происходит на основании предыдущего опыта. Данный подход обеспечивает успешное преодоление затруд­нений и доказывает свою практическую эффективность.

13* 195


Вместе с тем восприятие человеком информации об окружаю­щей среде избирательно. Культурный и жизненный опыт, эмоции, воспитание, образование каждого человека индивидуальны и не­повторимы, и по этой причине разные люди просто не в состоянии давать одним и тем же событиям одинаковую интерпретацию. По­лучая информацию из окружающего мира, человек систематизиру­ет и упорядочивает ее в удобной для себя форме. Это означает, что воспринимаемые вещи, люди, отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы, классы, виды, т.е. категории. В психологии этот процесс получил название «катего­ризация».

Категоризация помогает «упростить» действительность, сделать ее более понятной и доступной, что позволяет справиться с огром­ным потоком информации о людях, явлениях, событиях. Кроме того, с помощью категоризации становится возможным строить предположения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между нашими знаниями о людях и окружающем мире, опи­сывая типичные образцы поведения и отдельные поступки людей, давая им характеристику. Если человек делит какую-либо область окружающего мира на категории, то он тем самым группирует все объекты данной категории (вещи, люди), исходя из их общих при­знаков, не учитывая их различий. Однажды созданная и использо­ванная на практике категория впоследствии оказывает постоянное влияние на то, как человек позднее будет воспринимать свое соци­альное окружение, других людей.

Категоризация является необходимым элементом процесса вос­приятия окружающего мира. Вещи приобретают ясность только в том случае, если установлено их четкое отличие от других вещей. Если категории уже сформированы, то мы принимаем их за само собой разумеющиеся, а границы между ними воспринимаем как " нормальные". В то же время строго очерченные, жесткие катего­рии затрудняют адекватное восприятие мира и создают проблемы, особенно в межличностном общении. Однако, если какое-либо со­бытие не может быть подвергнуто категоризации, то возникает бес­покойство или даже страх по этому поводу, поскольку создается си­туация неопределенности и неясности. Для того чтобы легче «справляться» с окружающей действительностью, необходимы гиб­кие категории.

Вместе с тем при восприятии и оценке окружающего мира че­ловек руководствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т.д., которые зависят от предыдущего жизненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-эко­номических факторов и т.д. В силу действия всех этих факторов ок­ружающий мир для человека открывается в самых разных значени­ях: от самых благоприятных для него до несущих угрозу его жизни. Все это означает, что восприятие действительности человеком обу­словлено культурными, социальными и личностными причинами. Из огромного числа факторов такого рода ученые выделяют четыре главных, которые в основном определяют восприятие человеком действительности в процессе коммуникации: фактор первого впе­чатления, фактор «превосходства», фактор привлекательности и фактор отношения к нам.

5.1.1. Фактор первого впечатления. Каждый человек имеет собственные представления и суждения о других людях, об окру­жающем мире, о себе. Все эти представления и суждения в процес­се коммуникации формируют первое впечатление о партнерах и со­беседниках. В разных ситуациях общения требуются различные представления о партнере — такие, которые помогали бы выстро­ить поведение и общение с ним. В конкретных ситуациях необходи­мо представлять себе, как поведет партнер в данной ситуации, чего от него следует ожидать в данном контексте. Коммуникаций строит­ся на принципе «здесь и сейчас» и представление о партнере долж­но следовать этому принципу.

Для процесса коммуникации фактор первого впечатления имеет большое значение, поскольку образ партнера, который начи­нает формироваться сразу при знакомстве, становится регулятором всего последующего поведения. Первое впечатление позволяет правильно и эффективно начать общение в конкретной ситуации. Дело в том, что процессы коммуникации осуществляются в опреде­ленном контексте, рамки которого определяют правила поведения и возможную интерпретацию происходящего. Факторами, формирую­щими контекст коммуникации, чаще всего выступают место и вре­мя встречи, намерения и цели участников, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. От сочетания этих факто­ров и особенностей партнеров зависит «техника» общения. Выбор «техники» общения диктуется социокультурными и личностными характеристиками партнера, которые позволяют отнести его к ка- кой-то категории, группе. В начале общения в фокусе восприятия оказываются те признаки партнера, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с осо­бенностями ситуации общения и требованиями к построению даль­нейшего поведения.

Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Одежда человека может сказать особенно много. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда по ней узнают о событиях в жизни человека (свадьба, по­хороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владель­ца. Так, человек в форме милиционера уже одним своим присутст­вием может призвать к порядку. Одежда может выделить челове­ка, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться толпе.

Поэтому, зная «секреты» одежды, человек может создать опре­деленный образ своего партнера по общению, повысить свой пре­стиж, доказать свою значимость. В принципе это явление ничем не отличается от желания папуасов иметь как можно более яркие и длинные перья, обладатель которых пользуется наибольшим уваже­нием у соплеменников. Однако прежде чем одеваться, индивид дол­жен решить, зачем, для кого или для чего он это делает. Предполо­жим, ему предстоит официальная встреча с иностранным деловым партнером. В этом случае с помощью правильно подобранной оде­жды он может создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, зарекомендовать себя надежным партнером.

В невербальном общении имеют значение цвет одежды и мане­ра ее носить. Можно наблюдать следующие различия в одежде немцев и русских: у немцев преобладают коричневые, желтые и бе­жевые цвета. Удивление у русских вызывает манера немцев носить обувь: при входе в дом они часто не снимают обувь и могут даже лечь в ней на диван или кровать. Как правило, обувь не снимается в гостях, за столом. Это поведение объясняется тем, что на улицах Германии так же чисто, как и в домах. Широко известны правдивые рассказы, что немцы с шампунем отмывают тротуары около своих домов.

Кроме того, с помощью одежды можно передать самую разно­образную информацию о статусе человека. Так, креолки острова Ямайка могут посредством особым образом повязанного платка пе­редать сведения о своем семейном статусе. Если женщина показы­вает только один кончик головного платка, то это значит, что она еще свободна от семейных отношений, два открытых кончика озна­чают, что она помолвлена, три — замужем, а четыре — разведена или овдовела. Женщины острова Самоа передают похожие посла­ния посредством цветов, которые вставляются либо за правое ухо, либо за левое.

Полнота и характер первого впечатления зависят от таких ка­честв воспринимающего субъекта, как степень его уверенности в себе и присущего ему отношения к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соот­ветствуют действительности, то он не будет заинтересован в полу­чении обратной связи. В этом случае роль первого впечатления окажется решающей. Большинство людей неоднократно пережи­вали ситуации, когда партнер по общению никак не реагирует на ваше поведение — он уже сделал о вас свое заключение, которое невозможно изменить.

В действии фактора первого впечатления важным является во­прос о его верности или неверности. Исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный и раз­нообразный опыт общения, вполне способен точно определить поч­ти все характеристики партнера — его психологические черты, со­циально-демографическую принадлежность и т.п. Но эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, т.е. в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможные внешние влияния, зависимости между людьми, и единственной целью является точное и полное восприятие другого человека. В реальных же. ситуациях обязательно присутствует какой-то процент ошибок. Чем нейтраль­нее отношения между партнерами по коммуникации, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок в первом впечатлении.

5.1.2. Фактор превосходства. Первое впечатление создает толь­ко основу для дальнейшего общения, но его оказывается недоста­точно для постоянного и длительного общения. В постоянном об­щении становится важным более глубокое и объективное воспри­ятие партнера. В этой ситуации начинает действовать фактор «превосходствав соответствии с которым происходит определе­ние статуса партнера по коммуникации. Исследования показывают, что для определения этого параметра коммуникации служат два ис­точника информации:

• одежда человека, включающая все атрибуты внешности чело­века, в том числе и знаки различия, очки, прическу, драго­ценности и т.п.;

• манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смотрит человек во время общения).

В самом деле, в одежде и манере поведения человека так или иначе «заложена» информация, свидетельствующая о принадлеж­ности человека к той или иной социальной группе или о его ориен­тации на какую-то группу. Различные элементы одежды и поведе­ния служат знаками групповой принадлежности как для самого «носителя» одежды и «автора» поведения, так и для окружающих его людей. Правильное понимание знаков такого рода во многом определяет общение и взаимодействие людей.

В Китае важное значение придают налаживанию неформальных отношений. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях, что следует понимать как искренний интерес к вам. По этой причине вас могут пригласить в гости или в ресторан, где подадут не менее 20 разных блюд. Не отказывайтесь ни от какого блюда, попробуйте хотя бы немного каждое из них. Традиционным завер­шением китайского застолья является подача супа — это сигнал, что обед близится к концу. После супа гость должен первым встать из-за стола.

Китай самая церемониальная страна в Азии, там принято гово­рить много тостов, но совсем не обязательно при этом чокаться бо­калами. Но если все же за столом чокаются, то строго соблюдается правило: младший должен чокнуться верхней часть своего бокала о ножку более старшего человека, тем самым показывая, что он ста­вит себя ниже сотрапезника. Разливающий напиток должен напол­нять чужие бокалы до краев, иначе это воспринимается как неува­жение.

В прежние времена это было настолько важно, что люди опре­деленного профессионального статуса или общественного положе­ния не только могли, но и должны были носить определенную оде­жду в соответствии с неписаными нормами и строгими предписа­ниями.

Например, в Китае вплоть до XX в. самой распространенной одеждой был халат, и социальное положение владельца кодирова­лось фасоном и цветом халата. Так, халат желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого цветов — престарелые са­новники, красного и синего — герои; студенты носили халаты голу­бого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного.

В настоящее время, когда практически во всех культурах исчез­ли столь жесткие предписания и ограничения, роль одежды в ко­дировании социального положения человека все же остается зна­чимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициаль­ной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы которой одновременно являются признаками, опреде­ляющими формирование первого впечатления о статусе человека.

Здесь наиболее важными являются три показателя: цена (чем она выше, тем выше статус); силуэт (одежда людей высокого социаль­ного положения отличается «строгим», «официальным» силу­этом); цвет (в разных странах конкретные цвета могут иметь раз­ное значение). Все эти особенности неосознанно фиксируются сознанием человека и влияют на оценку статуса, следовательно, и на тип взаимоотношений в форме превосходства или равенства партнеров по коммуникации.

Отношения превосходства или равенства определяются также манерой поведения коммуникантов, в которой присутствуют эле­менты, позволяющие судить о статусе человека. Каждый человек по манере поведения может определить свое равенство или неравенст­во в общении с другим человеком. Дело в том, что в процессе об­щения в той или иной степени проявляются интерес к партнеру, ре­акции на информацию и действия, настроение, состояние и т.д. Внешне эти признаки выглядят, например, как высокомерие, на­глость, уверенность в себе и т.п. Такое поведение может восприни­маться по-разному, но оно почти всегда свидетельствует об опреде­ленном превосходстве. На это же указывает ряд мелких деталей об­щения: расслабленная поза (означает превосходство в ситуации); партнер смотрит в окно или осматривает свои ногти (явная демон­страция превосходства). Если человек говорит непонятно для собе­седника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то это восприни­мается как интеллектуальное превосходство.

Особенно часто фактор «превосходства» можно наблюдать при межкультурной коммуникации, когда человек оказывается в ситуа­ции, которую он не понимает, в которой он плохо ориентируется, что влечет за собой определенную зависимость от своих партнеров по общению. В этом случае человек, легко ориентирующийся в си­туации — «хозяин» ситуации, обязательно будет вести себя уве­ренно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере по­ведения элементы превосходства.

Таким образом, действие фактора превосходства начинается тогда, когда при общении человек фиксирует превосходство друго­го над собой по знакам в одежде и манере поведения. С одной сто­роны, человек на основе этого строит свое поведение в данный момент, а с другой — при оценке личности партнера может допус­кать ошибки, преувеличивать или преуменьшать те или иные его качества.

5.1.3. Фактор привлекательности. Психологическими исследо­ваниями достоверно установлено, что существуют реальные основа­ния для восприятия и понимания человека по его внешности. В них доказано, что почти все детали внешнего облика человека могут не­сти информацию о его эмоциональном состоянии, отношении к ок­ружающим людям, о его отношении к себе, состоянии его чувств в данной ситуации общения. В этом проявляется действие фактора привлекательности при коммуникации.

По своей сущности фактор» привлекательности имеет ту же со­циальную природу, что и фактор превосходства, поэтому их меха­низмы схожи. Знаки привлекательности следует искать не в разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного при­знака, который служит знаком привлекательности. У каждого наро­да существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты и одобряемые или неодобряемые обществом типы внешности. В этом отношении привлекательность представляет собой не что иное, как степень приближения к соответствующему типу внешности, макси­мально одобряемой той социокультурной группой, к которой при­надлежит человек.

При контактах с представителями других культур китайцы с са­мого начала большое внимание уделяют внешнему виду своих парт­неров, манерам их поведения. На этой основе китайцы пытаются определить статус своих собеседников. В дальнейшем они преиму­щественно ориентируются на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Кроме того, среди партнеров они выделяют людей, которые выражают симпатии китайской сто­роне. Именно с такими людьми они стараются больше контактиро­вать и взаимодействовать.

Наиболее значимым признаком фактора привлекательности яв­ляется телосложение человека. Принято выделять три основных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) — склонные к пол­ноте люди; мезоморфное — стройное, сильное, мускулистое тело­сложение; эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие фигуры. Давно доказано, что тип телосложения человека связан с некоторыми его психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны, склонны к комфорту, переменчивы в настрое­ниях; атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любо­вью к приключениям, астеники обычно более сдержаны, молчали­вы, спокойны. В обыденном сознании людей эти связи зафиксиро­ваны довольно прочно.

Сами по себе тийы телосложения не имеют принципиального значения для коммуникации. Главное здесь — какой тип телосло­жения социально одобряется, а какой нет. Привлекательность оп­ределяется социально одобряемым типом и усилиями, затраченны­ми на его получение. На первый взгляд, утверждение такого рода кажется несколько абсурдным, поскольку тип телосложения задан природой и не изменяется. Однако по-разному оцениваются, напри­мер, толстяк, который этого не скрывает, и толстяк, который стре­мится выглядеть подтянуто. Здесь знаком привлекательности явля­ются усилия, затраченные на приближение к идеалу. Фактором привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым и желание быть отнесенным к группе с социально одобряемыми знаками.

5.1.4. Фактор отношения к нам. Как правило, рассмотрение процесса общения ограничивается вопросами восприятия и пони­мания других людей. Однако совершенно очевидно, что здесь также важен вопрос об отношении к нам партнера при коммуникации: люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. Фактор отно­шения к нам проявляется при общении в чувствах симпатии или антипатии, в согласии или несогласии с нами.

В практике общения существует большое количество косвенных признаков согласия. Это и определенное поведение — кивки голо­вой, одобряющие и ободряющие улыбки в нужных местах и многие другие проявления, соответствующие позиции человека. Главное в них — выражение согласия с нашей позицией. Тогда выключается механизм восприятия по фактору отношения к нам. Основой этого фактора служит представление о так называемых субъективных группах, которые не «существуют в природе», т.е. не детерминиро­ваны общественными отношениями, а существуют только в нашем сознании. Например, человек считает себя умным, знающим инже­нером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же, что относить себя к группам ум­ных людей, знающих инженеров, знатоков политики, футбола и др., естественно, что знаком принадлежности к этим группам будет со­гласие с ним.

Действие отмеченных факторов происходит постоянно в процес­се восприятия, однако роль и значение каждого из них в той или иной конкретной ситуации различны. Поэтому восприятие одних и тех же явлений каждый раз происходит специфическим образом. В результате восприятие человеком окружающего мира носит изби­рательный характер. Люди, ситуации, явления и предметы своего окружения воспринимаются индивидами не абсолютно адекватно и не такими, как их описывают другие наблюдатели, а чаще всего та­кими, какими эти индивиды ожидают их увидеть. При этом одни объекты воспринимаются вполне осознанно, внимательно, посколь­ку являются особо значимыми, а другие объекты рассматриваются приближенно или же вообще игнорируются. Важнейшим фактором, управляющим этим процессом, является степень значимости объ­екта для воспринимающего. Так, если необходимы капли от на­сморка, то в поле восприятия будут попадать все аптечные киоски с характерным знаком зеленого креста, а все другие знаки будут «ус­кользать» из поля зрения. Восприятие всех явлений окружающего мира фильтруется через упорядоченную систему установок, значи­мости полученной информации, а также ожиданий, интересов, чувств, черт характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.