Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рецензенты:доктор философских наук, профессорЛ.П. Воронко- ва\ доктор исторических наук, профессорА.В. Павловская 5 страница






Нравы были исторически одним из первых регуляторов челове­ческого поведения. Их предназначение — регулировать повседнев­ное поведение людей, способы реализации продуктов культурной деятельности и давать оценку различным формам взаимоотношений людей. Из всего многообразия культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регу­лировать текущие события и поступки. Нравы представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм как собствен­ного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты моральной оценке.

В силу своей природы нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем при нарушении всех других норм. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть самым различ­ным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наи­более распространенным наказанием в этом случае является уст­ное порицание.

Обычаи являются наиболее распространенным и влиятельным видом культурных норм, они представляют собой исторически сло­жившиеся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев распространяется, главным образом, на сферу частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и общение между близкими и дальними родст­венниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение челове­ка за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми.

Сохранение традиционных манер поведения особенно харак­терно для традиционных обществ. Например, в Малайзии веками без изменений передаются нормы взаимоотношения родителей и детей, уважительного отношения молодых людей к пожилым, чи­нопочитание в зависимости от занимаемого общественного и иму­щественного положения. В соответствии с нормами повседневного поведения там неприлично показывать на кого-то указательным пальцем. Надо сжать правую руку в кулак и показать на человека большим пальцем. Брать и передавать что-либо можно только правой рукой, а еще лучше — обеими руками, слегка наклонив­шись вперед.

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предпи­сывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи также возникли в незапамятные времена как традицион­ные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культур­ная и социальная стабильность общества. В такой их роли было за­интересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и куль­тивировать, поэтому многие обычаи оставались неизменными на протяжении веков.

В каждой культуре постепенно складывается своя система обычаев, охватывающая своим влиянием все стороны повседнев-. ных отношений ее носителей. Тот или иной обычай всегда порож­ден соответствующей причиной или специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев обязательно соот­ветствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре, и одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных куль­турах приобретают совершенно разные содержание и смысл. При­мерами здесь могут служить различные обычаи заключения брака в разных культурах.

Обычай заключения брака у разных народов имеет множество форм проявления. Так, в Европе или Северной Америке вполне ес­тественно, когда молодые люди сами решают вопрос о вступлении в брак. В то время как у многих народов Азии и Африки принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Культурные обычаи других народов до недавнего времени запрещали видеться жениху и невесте до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтиче­ской любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть продан­ной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты счи­тается нормой:.родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона.

Традиции связаны со становлением разнообразных культурных регуляторов поведения человека, происходившем одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим ми­ром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать и более устойчивые формы поведения, которые предпи­сывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что постепенно придало им традиционный характер и породило новый вид культур­ных норм — традицию (первоначальное значение термина «тради­ция» — предание, передача).

В настоящее время назначение традиций сводится к регулиро­ванию межличностных и межгрупповых отношений, а также к пере­даче от поколения к поколению продуктов социального и культур­ного наследия. Исходя из этого традиция «...представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчи­вости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим тер­мином обозначается непосредственная трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования этим формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочи­ваются взаимодействия с представителями других групп в стандарт­ных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично-специфичный опыт»[54].

Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систе­му поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом особую роль. Основной особенно­стью традиций является акцент на использовании таких.образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид куль­турных норм исключает элемент мотивации поведения, поскольку нормы, составляющие традицию, должны выполняться автомати­чески. Представители данной культуры должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуи­тивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так приня­то» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведе­нию представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покуп­ке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчи­выми ценами; в редких случаях здесь уместен торг, но он скорее ис­ключение, а не правило. В то же время именно торг выступает не­обходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торг является одновременно формой общения между продавцом и покупателем и поэтому превращается в увлекательную и эмоцио­нальную форму коммуникации.


Обряд является одной из разновидностей культурных норм, он представляет собой совокупность символических стереотип­ных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Его главны­ми отличительными чертами выступают массовость и высокая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в другую социальную или возрастную группу, смер­тью. Среди большого количества различного рода обрядов наи­более известны и распространены религиозные обряды, особен­но жертвоприношения. Достоверно известно, что во многих ре­лигиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это не случайно, поскольку еда является первоосновой челове­ческого существования. По этой причине практически в любой культуре ей приписывалось мистическое и символическое значе­ние. На ранних этапах становления культуры процесс потребле­ния пищи означал для человека не только утоление голода, но и приобщение к окружающему миру через убеждение, что сила съеденного животного переходит к съевшему его человеку, а съеденные злаки и ягоды символически приобщают человека к силам Земли. Подобного рода символические значения лежат в основе многих религиозных традиций, жертвоприношений и та­инств.

Право является неотъемлемой частью культуры любого народа, наряду с указанными видами культурных норм оно представляет со­бой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством. Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть совместный договор лю­дей о правилах поведения. Эти правила общеобязательны для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права рас­пространяется на все сферы общественной и индивидуальной жиз­ни, поскольку нормы права определяют производство и распределе­ние между людьми продуктов их культурной деятельности, регули­руют отношения людей во всех сферах их взаимоотношений, регла­ментируют контакты и связи между народами.

В то же время роль и значение каждого из указанных видов культурных норм в культуре каждого народа имеет различное значение, что и определяет особенности коммуникативного пове­дения его представителей. В зависимости от значимости и степе­ни влияния на практическое поведение представителей какой-ли­бо культуры все нормы в свою очередь подразделяются на четы­ре группы: общекультурные, групповые, ситуативные и индивиду­альные нормы.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения харак­терны для какой-либо большой социокультурной общности, по­скольку выражают принятые в ней правила этикета, вежливого об­ращения. Они порождаются ситуациями самого общего характера, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности. При­мерами таких стандартных ситуаций могут служить обращение, зна­комство, привлечение внимания, прощание, разговор по телефону, поздравление, благодарность, пожелание, сочувствие и т.д. Эта группа культурных норм не зависит от сферы общения, возраста, социального статуса, сферы деятельности и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда обще­ние определяется конкретными обстоятельствами коммуникатив­ной ситуации. Например, различия в статусах партнеров по ком­муникации позволяют говорить о двух разновидностях коммуника­тивного поведения — вертикальной и горизонтальной коммуника­циях. Кроме того, к этой группе относятся культурные нормы об­щения между мужчинами и женщинами, принятые в той или иной культуре.

Групповые нормы отражают особенности общения, закреплен­ные культурой для определенных профессиональных, тендерных, социальных и возрастных групп. Практически в каждой культуре есть свои особенности коммуникативного поведения юристов, вра­чей, детей, родителей и т.д.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и пред­ставляют собой личностное преломление общекультурных и ситуа­тивных коммуникативных норм в личности человека.


Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной систе­мы социальных институтов. В процессе развития культуры некото­рые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обяза­тельность их исполнения в общественном сознании современного социума воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека. Все эти нормативные регуляторы могут быть как разрешительны­ми, так и запретительными. Однако независимо от их характера они помогают координировать действия отдельных индивидов и челове­ческих групп, вырабатывать оптимальные пути решения конфликт­ных ситуаций, находить культурные способы реализации и удовле­творения разнообразных потребностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.