Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рецензенты:доктор философских наук, профессорЛ.П. Воронко- ва\ доктор исторических наук, профессорА.В. Павловская 3 страница






Своеобразие культуры того или иного народа может прояв­ляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных по­требностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто стро­ят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища фаса­дом вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревян­ные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой мест­ности она родилась.

Таким образом, составными частями человеческой культуры яв­ляются локальные культуры, носителями которых выступают наро­ды, их создавшие. Каждый народ представляет собой самостоятель­ную этническую общность, или, как принято называть в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важными объединяющими факто­рами являются общность территории и языка.

Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завер­шение в культурной картине мира, которая одновременно формиру­ется в процессе возникновения и развития самой культуры. Куль­турная картина мира является результатом различного мировос­приятия, поскольку в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о мире, полу­чившее в науке название «картина мира». Культурная картина мира — это совокупность рациональных знаний и представ­лений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собствен­ной культуры и культур других народов. Данные знания и пред­ставления придают культуре каждого народа самобытность, благо­даря чему становится возможным отличить одну культуру одного народа от культуры другого.

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры. Например, на Мадагаскаре похо­роны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к умершему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некото­рых народов прощание с покойником растягивается на недели. На­против, в современной России или США похороны умершего зани-

3-4910 33 мают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение.

Исследование коммуникационного аспекта общения культур по­казывает, что отношения между культурами могут быть различны­ми: 1) утилитарными; 2) отношениями неприятия; 3) отно­шениями взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.

Первый тип отношений означает самоотречение от своей само­бытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Тре­тий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следую­щих принципах:

• любая культура представляет собой совокупность неповтори­мых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с дру­гими народами;

• все народы составляют единое целое в общем культурном на­следии человечества, а культурная самобытность народов об­наруживается и обогащается в результате культурных контак­тов с традициями и ценностями других народов;

• ни одна культура не может претендовать на право быть уни­версальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;

• культурные особенности каждого отдельного народа не про­тиворечат единству всеобщих человеческих ценностей, кото­рые объединяют человечество и делают его жизнедеятель­ность плодотворной и прогрессивной.

Культурно-антропологический подход на сегодняшний день яв­ляется наиболее распространенным в мировой культурологии. Его придерживаются ведущие западные ученые в области межкультур­ной коммуникации, он лежит в основе многих научных публика­ций, теорий и методов межкультурной коммуникации. Его преиму­щество заключается в том, что с его помощью можно со значи­тельной долей вероятности предсказывать взаимодействие пред­ставителей различных народов и анализировать потенциальные проблемы, могущие возникнуть в процессе межкультурного взаи­модействия.

2.2. Социализация и инкультурация

2.2.1.Социализация. По своей природе человек является со­циальным существом и поэтому социальная интеграция чрезвы­чайно важный фактор его жизни. Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он не сможет сосуществовать с окружающими, будет обречен на изо­ляцию и одиночество. Чтобы этого не происходило, человек с са­мого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит, включается в окружаю­щий мир. Индивидуальное развитие каждого отдельного человека начинается с вовлечения его в окружающую социокультурную реальность. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвое­ния индивидом необходимого количества знаний, норм, ценно­стей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.

Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и куль­туры принято обозначать термином «социализация». Потребность в социализации обусловлена у человека биологически и коренится в его генетических особенностях. Практически все животные орга­низмы генетически запрограммированы на определенные стандарты поведения. Чем выше положение, занимаемое тем или иным видом животных в шкале эволюции, тем большую часть необходимого для жизни набора поведенческих стандартов его представителям прихо­дится усваивать через общение с родителями и другими сородича­ми. Однако значительную часть жизненно важных поведенческих установок животные все же получают через прямое, генетическое наследование.

В отличие от животных, человеческие особи не запрограммиро­ваны на сложное поведение. Они рождаются с очень небольшим унаследованным набором простейших образцов поведения, мини­мально необходимым для выживания в первые несколько лет жиз­ни. Всему остальному им предстоит научиться в процессе общения с другими людьми. Сложность человеческих навыков и различных поведенческих моделей детерминирует длительность и многомер­ность процесса социализации. Например, животным для усвоения смысла используемых звуковых сигналов требуется от нескольких часов до нескольких недель, в то время как у человека на овладение только основами родного языка уходит несколько лет. Или детены­ши шимпанзе, самого высокоразвитого после человека вида живот -

3* ' 35


ных, начинают самостоятельно добывать пишу уже через 3—6 ме­сяцев после рождения, в то время как человеческим детенышам для этого требуется гораздо больше времени.

Сам термин «социализация» был введен в широкий научный оборот в 40-е годы XX века, однако проблема социализации задол­го до этого разрабатывалась в философии, психологии и социоло­гии. Еще в XVIII в. философы эпохи Просвещения заложили мето­дологическую основу изучения социализации, считая человека про­дуктом социальной среды.

В современной науке инициатива изучения социализации при­надлежит Э. Дюркгейму, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, представлений в элементы внутреннего мира каждого отдельного индивида[43]. По мере того, как интерес к проблеме социализации че­ловека у ученых возрастал, ее механизмы и различные аспекты ста­ли изучаться различными направлениями психологии и социологии: бихевиоральным, когнитивным, гуманистическим, феноменологиче­ским и другими. Традиционно эти направления в науке рассматри­ваются как альтернативные, но, если отбросить их некоторые мето­дологические особенности, то нетрудно заметить, что все они до­полняют друг друга, исследуя те или иные аспекты одного процесса социализации.

В контексте темы нашего исследования наиболее значимый вклад был сделан представителями символического интеракцио- низма, ведущим представителем которого является американский социолог Джон Мид. По утверждению сторонников данного на­правления, люди в обществе занимают разные позиции в отноше­ниях друг с другом и в социальных институтах. Каждая такая пози­ция представляет собой социальную роль, требующую от ее носи­теля определенного поведения и выполнения определенных функ­ций. Социальные роли бесконечно многообразны, они могут быть межличностными, бытовыми, служебными, внутригрупповыми и т.д. Овладение этими ролями и есть процесс социализации инди­вида[44].

Кроме того, в содержание социализации, по мнению интерак- ционистов, входит также овладение символами. Жесты, язык, тон, одежда и многое другое во взаимодействии людей выступают как символы, имеющие определенные значения. Понимание смыс­ла этих значений составляет другую сторону процесса социали­зации.

С позиций интеракционизма личность объясняется как гипо­тетический конструкт, который относится к особым формам по­ведения, характеризующим адаптацию каждого индивида к прак­тическим ситуациям своей жизни. Ситуационные переменные представляют собой условия окружения, в которых осуществля­ется поведение человека, и которые влияют на него. При этом у человека имеется способность осуществлять выбор того окруже­ния, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраи­вает.

Сегодня значительная часть отечественных ученых согласна с тем, что интеракционистская модель дает наиболее убедительное объяснение поведения человека в социуме и социализации как процесса воспроизводства социальных отношений. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусто­ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвое­ние индивидом социального опыта путем вхождения в соци­альную среду, в систему социальных связей, а с другой — ак­тивное воспроизводство этой системы индивидом в его дея­тельности

Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В процессе взаимо­действия человека с различными институтами и организациями про­исходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одоб­ряемого поведения. Таким образом происходит гармоничное вхож­дение индивида в социальную среду, усвоение им системы социо­культурных ценностей общества, что позволяет ему успешно суще­ствовать в качестве полноценного его гражданина.

Механизм социализации представляет собой, с одной сторо­ны, усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, неосознанно, с помощью имитации, некритического восприятия господствую­щих стереотипов. Другой стороной процесса социализации явля­ется усвоение необходимых знаний и навыков в процессе взаимо­действия человека с институтами общества, как специально соз­данными для его социализации (школа, вуз, воспитательные уч­реждения и т.д.), так и реализующими социализирующие функ­ции одновременно со своими основными функциями (производст­венные коллективы, общественные организации, клубы по инте­ресам и т.п.).

Кроме того, важным фактором социализации является влия­ние этнических и групповых субкультур. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы: витальные (биологические) и ментальные (духов­ные).

Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, ухода за ними, осо­бенности их физического развития и т.д. Ментальные особенности социализации представляют собой этнические нормы общения, оп­ределяющие стиль общения младших со старшими, величину воз­растной дистанции, специфику восприятия ими друг друга, в том числе и как партнеров по общению. Одновременно ментальные особенности играют также большую роль и в формировании меж­этнических установок, которые, зарождаясь в детстве и сохраняясь долгое время, становятся стереотипами.

Влияние субкультуры в социализации наиболее явно прослежи­вается в целом ряде аспектов. В первую очередь витальные, мен­тальные особенности и ценностные ориентации субкультуры влия­ют на отношения ее носителей к окружающему миру, на их само­сознание и самоопределение, на выбор сфер и способов самореали­зации и т.п. В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. определяет самосознание личности, ее самоуважение и само­восприятие

Сравнительные кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества лич­ности. Формирование и развитие принятых в данном обществе ка­честв личности происходит, как правило, путем их целенаправлен­ного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов достойного по­ведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта моло­дому поколению. Этнологи и социологи сравнили стили воспита­ния детей в различных культурах и выделили два противополож­ных по своему характеру — японский и английский[45].

В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы по­ощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а предвидя плохое, обучать пра­вильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил при­личия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поста­вить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания япон­ских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески вну­шая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские тради­ции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психи­ку ребенка может привести к обратному результату.

Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европей­ской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимо­верно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Пер­вые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6—7 лет японский ребенок на­чинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя по­добающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс социализации детей основывается на совер­шенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное про­явление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам, ба­ловать детей — значит портить их. Традиции английского воспи­тания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детст­ва молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответст­венности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Созна­тельно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут от­дельно.

2.2.2. Инкультурация. В последние годы в различных гумани­тарных дисциплинах широкое распространение получил термин «инкультурация». В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация» подразумевает освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от предста­вителей других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот про­цесс включает в себя формирование основополагающих человече­ских навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различ­ным явлениям окружающего мира. Конечным результатом про­цесса инкультурации является культурная компетентность чело­века в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.

Стадии инкультурации. Основоположник исследования про­цесса инкультурации, американский культуролог Мелвилл Херско- виц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализа­ции и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества[46]. При этом он выделял два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.

Дело в том, что на протяжении жизни каждый человек прохо­дит определенные этапы, которые принято называть стадиями жизненного цикла: детство, юность, зрелость и старость. На каж­дой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризу­ется своими результатами и достижениями. В соответствии с эти­ми достижениями обычно выделяют две основные стадии инкуль­турации — начальную (первичную), охватывающую периоды дет­ства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два дру­гих периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продол­жается до окончания подросткового возраста. Ее основное содер­жание составляют воспитание и обучение. В этот период дети ус­ваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, не­обходимые для нормальной социокультурной жизни. Процесс их ин­культурации реализуется посредством целенаправленного воспита­ния и частично с помощью собственного практического опыта. Для данного периода в каждой культуре существуют специальные спо­собы формирования у детей адекватных знаний и навыков для по­вседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различ­ных типов игр. Игровые формы представляют собой универсальное средство в инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:

• обучающую, заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации раз­личной модальности;

• коммуникативную, ориентированную на объедине­ние разрозненного сообщества людей в коллектив и установ­ление межличностных эмоциональных контактов;

• развлекательную, выражающуюся в создании бла­гоприятной атмосферы в процессе общения;

• релаксационную, предполагающую снятие эмоцио­нального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную сис­тему в различных сферах жизнедеятельности;

• развивающую, состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;

• воспитательную, направленную на усвоение общест­венно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях. - •

Всем взрослым людям приходилось наблюдать ситуации, когда маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на ос­тальных людей. Первоначально им свойственна уединенная незави­симая игра. Примерно с двух лет в своих играх они начинают копи­ровать поведенйе взрослых и других детей, не вступая с ними в кон­такт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, т.е. они играют в соответствии со свои­ми желаниями, но уже учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. Наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих дей­ствий и поступков с другими.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадле­жит освоению трудовых навыков и формированию ценностного от­ношения к труду и развитию способности к обучению. В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает со­циально обязательные общекультурные знания и навыки. В данный период их приобретение и практическое освоение становятся веду­щими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социо­культурной жизни.

Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится при­ласкать ребенка, действует поощрением, потакает слабостям и ка­призам. Мужчина, напротив, испытывает эмоциональный диском­форт при тесном контакте с ребенком и поэтому чаще действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Ма­теринская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональ­ную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец путем поощрения силовых и военных игр развивает в нем самостоятель­ность и собственную активность. Таким образом, первичная ин­культурация дополнительно также закладывает основы половой идентификации.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достиже­нием им совершеннолетия. В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде освоения только от­дельных элементов культуры, возникающих время от времени в процессе их жизнедеятельности. Обычно такими элементами вы­ступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняю­щие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать приобретенные знания и навыки для решения собственных жиз­ненных проблем, расширяется его способность принимать реше­ния, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он обретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изме­нениям.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени инди­вида. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также боль­шое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрос­лого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

Механизм инкультурации. Каждому человеку на протяже­нии всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации про­должаются всю жизнь. Каждая социальная роль требует от чело­века выполнения множества культурных норм, правил и стереоти­пов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невоз­можна.

В современных исследованиях процесса инкультурации сегодня все шире используется понятие «культурная трансмиссия», ко­торое означает механизм передачи социокультурной инфор­мации какой-либо группы своим новым членам или поколени­ям}. Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для ос­воения:

• вертикальная трансмиссия, в процессе которой куль­турная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;

• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками; - '

• непрямая трансмиссия, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, сосе­дей, учителей, а также в специализированных институтах ин­культурации (школах, вузах).

На разных этапах жизненного пути человека эти способы куль­турной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особен­но забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млеко­питающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы вы­жить и быть готовым к самостоятельной жизни, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать и защищать. По­этому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, род­ственниками являются определяющими в ранний период инкульту­рации. Заметим, что если в культурах европейских народов главны­ми агентами социализации и инкультурации выступают родители ребенка, то в традиционных обществах в воспитании ребенка при­нимают участие все члены общины или рода, которому он принад­лежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Ата- лыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. В свою семью он возвращался только после совершеннолетия. Приемного ребен­ка родственники воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливались близкие от­ношения, равные кровному родству.

В возрасте от трех до 15 лет в инкультурации ребенка более значимыми являются такие факторы, как общение со сверстни­ками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В этот пе­риод дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетво­ренности или неудовлетворенности у них развивается эмоцио­нальная сфера. Таким образом постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возмож­ным миром существования, с которым он себя полностью иден­тифицирует.

Наряду с указанными способами культурной трансмиссии про­цесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имита­ция, идентификация, чувства вины и стыда.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка под­ражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в каче­стве объекта имитации выступают родители, но в своем поведении дети могут также ориентироваться и на учителей, известных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции или действия, как, например, поведение за столом, но и более сложные поступки, которым его обучают родители (например, пра­вильно мыть голову и др.).

Идентификация — способ усвоения детьми родительского по­ведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети ак­тивно воспринимают особенности личности родителей и других близких к ним людей. Часто дети выбирают профессии родителей, чтобы стать похожими на них.

Имитация и идентификация — это позитивные психологические способы инкультурации. В отличие от них стыд и вина являются их противоположностями, т. е. негативными психологическими спосо­бами инкультурации.

Чувство стыда представляет собой совокупность пережива­ний человека, вызванных отрицательной оценкой какого-либо по­ступка и поведения, данной им самим или другими людьми. Оно по­является в тех случаях, когда человека застали на месте преступле­ния, разоблачили его какой-то неблаговидный поступок или опозо­рили.

Чувство вины также представляет собой совокупность пере­живаний человека, вызванных внутренним раскаянием за соверше­ние какого-то общественно осуждаемого поступка. По сути дела чувство вины есть наказание человеком самого себя за совершение плохого поступка, проявление его совести.

2.3. Культура и поведение

Человек, общаясь с представителями других культур, чаще все­го не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах. При этом основная цель коммуникации заключается- в том, чтобы понять смысл каждо­го конкретного поступка партнера по общению, но этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в различных культурах и социокультурных группах существенно различаются.

Например, правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала глав­ное — ни на что не наступать, ни через чего не перешагивать и са­диться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них — опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются по­клоны. Кланяться, сидя на подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседни­ка — верхом неприличия.

Истории известно огромное число фактов, когда попытки тех или иных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Обычно неудачи объяснялись личны­ми причинами, недостатками другой стороны или просто языко­вым непониманием и практически не принимались во внимание культурные различия в качестве причины неудачной коммуника­ции. Это объясняется тем, что культурные различия взаимодей­ствующих сторон в этом случае оставались скрытыми друг для друга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.