Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор: Нуралиев Радмир






 

Как писал небезызвестный и всеми полюбившийся нам Василий Ян

– Читателю Салям!

 

Я взялся за эту работу вынужденно, но, признаюсь, нисколько не пожалел, что углубился в эту тему, так-так сам по себе являюсь большим любителем истории своего народа. Это исследование не является научной работой, но тема ее актуальна. К Миру науки отношения не имею, я исследователь «из народа. Моим стимулом к написанию этой статьи послужили вызывающе агрессивные лозунги в социальных сетях, отрицающие в корне существование такого символа Ногайского Народа, как Крылатый Волк, на эту тему даже была написана статья. Авторы (возможно один автор) – люди, ревностно защищающие догмы нашей религии, люди, которые посвятили себя и свою жизнь Исламу. Это праведные люди, и чего скрывать, люди достойные служить примером в наше «свободное» время, когда даже хотя бы элементарные понятия приличия стали вымирать, и вымирать так быстро, что иногда ловишь себя на нехорошей мысли, что так и было, или должно было быть, да простит меня Аллах. Но их форма подачи заявлений мне показалась некорректной. (Ну, а когда они перешли на прямые провокационные обвинения уважаемых и заслуженных людей нашего народа - Исы Капаева и Сраждина Батырова, яткан ери ярык болсын, терпение моё закончилось. Оказывается, эти уважаемые люди – сказочники, что всё, что они говорили и говорят, пишут - это выдумки). Камнем преткновения стала тема, посвящённая символу Ногайского Народа – Крылатой Волчице/Волку, тотему ногайцев, в народе зовущемуся - «Коьк боьри», что можно перевести как – небесный волк.

 

Не раз я вступал в полемику со своими оппонентами по этому вопросу, но они оставались непреклонны. Так вот, от слов я решил перейти к делу и самостоятельно изучить этот вопрос, потратил на это, признаюсь, немало времени, но мой труд оказался ненапрасным. Ниже будут приведены материалы, которые доступны для каждого в сети, взяты не с форумов, написанные кем-то бездоказательно, а именно научные работы, так же будут приведены названия этих трудов и ученые звания этих исследователей, что бы их вдруг также не записали в «сказочники». Возможно, описанная «титулара» ученых покажется излишне пафосной, но я иду на это намеренно, каждый раз подчеркивая научное звание автора, да и звания эти ведь заслужены.

 

Я могу понять переживания этих людей, вопросы верований всегда, во все времена были и, наверное, останутся самыми сложными в обществе. Но не всё есть истина, много бывает и заблуждений. Считаю, что люди должны уважать свои корни, мы не выбирали, в какой расе родиться, не выбирали свое прошлое. Оно просто было. Для ревностных представителей своей веры, миролюбивая религия становится идеологией, отсюда возникновения разных крайностей, которые ошибочны уже в зародыше. В современном Мире, человек должен уметь сохранять терпимость, терпимость ко всему, ибо наш Мир с его прошлым, настоящим и будущим – невероятно многогранен. Многое, благодаря этим изысканиям, я для себя узнал впервые.

 

Сегодня мы подробно поговорим о духовной составляющей древних тюрков, об одном элементе Тенгрианства, который был унаследован их потомками, принявшими Ислам, но сохранявшими в разное время «языческие пережитки», о – тотеме. Тотемам, как таковым посвящены отдельные научные работы, и эту тему можно считать изученной. Речь пойдет именно о ногайском тотеме, о крылатом волке, которого отождествляют с собакой. Со слов Исы Суюновича Капаева, именно небесная собака была первоначальным тотемом. Сам тотем известен, наверное, практически каждому ногайцу, даже проживающему за пределами России, как символ нашего Народа. Изображается традиционно на флаге, и понятие «тотем» к этой символике употребляется далеко не всеми. Я бы даже сказал, что именно под такой призмой его рассматривает только узкий круг людей, углубленно изучающих и интересующихся историей Ногайского Народа. Для среднестатистического ногайца Крылатый Волк – это символ, и дальше этого понятия он не уходит. Таково упрощенное восприятие этого символа в простой обывательской среде, и глубокое изучение тотемов и корней, истории его происхождения, это уже в принципе лишняя информация, достаточно сложная, и ненужная в современное время, по сути, повторюсь, необходимая, возможно, только для узкого круга лиц. Народу, простым людям нужна Идея, нужен символизм единства, своего рода самоидентификация в Тюркском Мире. Примечательна в этом плане публикация в сети одного материала, под красноречивым названием «Крылатая Волчица» автора Марины Долгих, с небольшим отдельным комментарием в начале, выделенным жирным шрифтом, который гласит: «Древний знак на машинах и мобильниках помогает ногайцам найти " своих"». Сразу понятно, что материал не научный, но мы его и приводим в пример, чтобы подчеркнуть для наглядности простой подход ногайцев к восприятию тотема. Вот что она пишет: «На интернет-сайтах ногайской молодежи расположились целые картинные галереи с изображением волка, особо рьяные делают тату волка и пишут на своем теле " ногаец". При этом никто из опрошенных мной молодых активистов национального движения не смог вспомнить, почему так дорога ногайцам именно крылатая волчица, какая легенда с ней связана. Впрочем, это нисколько не мешает нашим молодым современникам гордиться своим крылатым символом, воспевать его в песнях, прославлять в стихах». Как-то так. Спасибо автору публикации, уделившему на это время. Понятная статья у «обозревателя», простой подход у народа.

 

Раскроем общее понятие тотема. Если говорить о тотемах вообще, то тотемами, по представлениям древних тюрок, были символы, изображающие зверей (реже другие элементы), имеющие сакральное значение, обладающие большой духовной энергетикой и символизировали какое - либо тюркское племя или род и считались прародителями этих самых племен или родов. Тюрки верили в родство душ со своими тотемами, они служили оберегом, и являлись неотъемлемой частью ритуальных комплексов. Позже, когда кочевники стали принимать Ислам, в их числе предки ногайцев – печенеги и половцы, культ тотемизма и другие признаки язычества не были вытеснены полностью, о чем свидетельствую многие авторы. При всей строгости канонов Ислама, они сохранились. Не нужно далеко ходить за примерами, этот аспект подробно изучил наш замечательный ногайский ученый Ахмет Аминович Ярлыкапов (Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, этнограф и религиовед), в своей монографии «Ислам у степных ногайцев», где доисламским верованиям посвящена отдельная глава в работе.

Есть короткая, но весьма объемная по смыслу формулировка, автор которой дореволюционный историк. Хотел бы процитировать Веселовского, который в своем труде «О религии татар по русским летописям», еще в 1916 году очень точно дал пояснение этому явлению: «Золотая Орда недолго оставалась шаманскою: Ислам наложил на нее свою тяжелую руку сперва при хане Беркае (1255-1266), а окончательно при Узбеке… Тем не менее шаманские обряды в виде пережитков удерживались в государственном строе Орды очень долго. В качестве пережитков эти обряды мало-помалу утрачивали свой смысл и переходили просто в традицию, которую и сами монголы и татары не могли объяснить».

 

Ногайский ученый, Уважаемый, Рамазан Хусинович Керейтов, Доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии, заслуженный деятель наук Карачаево-Черкесской Республики, будет первым, кого мы рассмотрим.

В статье «Некоторые проблемы этногенеза ногайцев», вышедшей в первом номере журнала «Половецкая Луна» за 1992, ученый пишет:

«… Напрашивается также и другая параллель. Не дали ли название народа по имени тотема? А тотемом мог быть сам этноним «ногай». Предкам ногайцев – древним тюркам – мог быть известен тотем «ногай», который они использовали еще в V веке. В переводе с монгольского языка «ногай» звучит как «пес». Это слово не должно удивлять или коробить слух кого-либо… Известный исследователь Л.Н. Гумилев пишет, что многие народы называли своим родоначальником того или иного зверя.»

В своей монографии «Ногайцы: Особенности этнической истории и бытовой культуры»(2009г.), Рамазан Хусинович отмечает интересные факты, показывая важность связи ногайцев с волком. Цитирую:

«В верованиях ногайцев большое место отводилось волку. Его зуб носили как амулет от сглаза, от действия различных злых духов. Большое внимание уделялось черепу волка. Вот что пишет собиратель народной мудрости Т. Акманбетов: «В шестьдесят лет волка бери, - говорят у ногайцев. Шестидесятилетний человек должен был найти волка, умертвить его и на кургане содрать шкуру. На это мероприятие он приглашал односельчан. Шкуру волка он разрезал на куски и раздавал им. Получившие кусочки кожи целовали, затем прикладывали ко лбу и прятали, носили с собой. А голова волка крепилась на палке одного из уважаемых в округе стариков здесь же на кургане. Женщины по этому случаю произносили благопожелание:

 

Боъри бас, боьри бас,

Болма бизге кас.

Яным ян болсын.

Басым дань болсын.

Боьри бас, боьри бас,

Тилекке кулак ас

Кылышым тот болмасын,

Кардашым ят болмасын.

Билбил кустай сарнайык,

Эдиге хандай тойлайык.

Душпаным туз есин,

Сув ишпей, ув ишсин».

 

[Ногай давысы. 1994. №2].

 

Волчья голова, волчья голова,

Не будь нам вражеской,

Пусть душа станет спокойной,

Пусть голова в почете останется.

Волчья голова, волчья голова.

Внемли нашим просьбам,

Пусть наши сабли не затупятся,

Пусть братья врагами не будут.

Тогда как соловей мы запоем,

Как Эдиге пир сделаем,

Пусть наши недруги соль поедят,

Воды не найдя, пусть яд выпьют.

 

(Перевод из книги «Ногайские Мифы, Легенды и Поверья», И.Капаев)

 

Как видим, у ногайцев было особое отношение к волку и волчьей голове. В целом религия и религиозные верования ногайцев отражают как мусульманскую, так и домусульманскую эпоху в жизни народа. Являя собой союз различных племен и родов, народ вобрал многие элементы их культуры. Поэтому, как и другие виды культуры, религия и религиозные убеждения ногайцев - это результат этногенетических и этнокультурных связей народа».

 

Георгий Владимирович Вернадский - Магистр, Профессор, Выдающийся русский историк, Философ, Работал и преподавал в России, Турции, Греции, Чехии, США. Ученик В.И. Ключевского. В своей фундаментальной работе «Монголы и Русь», пишет –

«Ногай, однако, представлял собой слишком видную фигуру, чтобы полностью уйти со сцены. Помимо того, что он был джучидом, он был еще и военачальником высокого ранга - мириархом. Более того, он имел в распоряжении собственную армию - войска его орды, набранные, главным образом, из племени мангкытов. Основной территорией проживания мангкытов в то время был бассейн реки Яик. Позднее они стали известны как Ногайская Орда. Поскольку «Ногай» означает «собака», можно предположить, что собака была тотемным животным ведущего клана мангкытов. В египетских источниках хан Ногай упоминается под двойным именем: Иса-Ногай. Вполне возможно, что Иса - это его собственное имя, а Ногай - клановое имя (то есть, название клана, вождем которого он был). В 1287 г. Ногай заявил, что получил особый указ от хана Бату поддерживать единство и порядок среди своей родни после смерти последнего в ханстве кипчаков. Если так было в действительности, Бату, должно быть, утвердил господство Ногая над войсками его орды (орды мангкытов), считая их специальным подразделением, предназначенным для поддержания законного правительства в ханстве.»

 

Иса Капаев отмечает, что вариантов имени Иса-Ногай зафиксировано несколько, например: Иесу, Еси, Яса, Ясакши (Столицей эмира Ногая был город Исакчи), Есугей (имя отца Чингиз-хана). Тотем собаки был у многих племен. Вернадский же, по моим наблюдениям одним из первых выдвинул версию о том, что собака была тотемом именно у Мангытов - правящего клана Ногайской Орды. Отдельной информации касаемо тотемного культа именно у мангытов я не нашел, в этом Георгий Владимирович мне видится «пионером», и учитывая его огромную роль в развитии науки и не менее большой авторитет, я склонен полагать, что этим выводам ученый пришел конечно неспроста. Интересный поворот событий, не правда ли?

 

Ну а к слову, у многих авторов понятие, определение слова «Ногай» будет схоже, и будет казаться, что они все повторяются, и это понятно, авторитетные ученые в своих исследованиях пришли к схожему мнению, кое можно, наверное, даже признать бесспорным, под «тяжестью» подтвержденных фактов. Этот факт показывает нам, насколько велика и неопровержима доказательная база в этом вопросе.

 

В журнале «Экспертиза Власти» (г. Ставрополь), была опубликована статья о ногайцах с несколько спорным названием «Потомки Чингизхана», в которой интересна ссылка на Сергея Васильевича Фарфоровского, который, к слову, был дореволюционным историком, этнографом, автором нескольких работ о ногайцах. Вот короткая, но весьма содержательная заметка об этом: «Дореволюционный исследователь Сергей Фарфоровский полагает, что Ногай – это тотемное имя, в переводе означающее «собака»». В нашем случае, как отмечалось, постоянно идет прямая связь имени с символом Небесной Собаки.

 

Еще один выдающийся дореволюционный историк, Николай Иванович Веселовский, которого мы уже цитировали, тоже был весьма краток в объяснении имени «Ногай» в своей работе «Хан из темников Ногай и его время»:

«Один из влиятельнейших темников Золотой Орды, Ногай (по-монгольски: Нохай – «собака») именем которого назвался, называется и теперь, некогда многочисленный степной народ – Ногайцы, под конец своей долгой и боевой жизни усилился до такой степени, что основал особое владение и в международных сношениях занял положение одинаковое с ханским».

 

В статье ученого из Подмосковной Балашихи, Кулькатова Жанбека Бахтгереевича «Ногайский этнический компонент в Крыму и Нижнем Поволжье» мы наблюдаем не менее интересные ссылки. Перейдем к тексту, а ниже будут примечания к ссылкам – их источники. Цитата:

«Есть и другое убедительное утверждение о происхождении и этнонима, и имени от древнего тотема тюрков и монголов - язычников «ногай» - «собака» [1, с.273-276]. Хотя идея происхождения центрально-азиатских народов от героического предка (Огуз-хан, Чингис-хан, Алаш, Манас, Ногай и др.) широко распространена и мифологизирована, следует вспомнить, что тотему «собака» или «волк» поклонялись древние племена алтайской семьи. «Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах, в двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице» [5, c.23]. Примечательно, что изображение мифического существа – крылатой волчицы (собаки) присутствует на национальном знамени ногайцев. Историческую память о мифическом предке народа не вытравила даже принадлежность к миру ислама на протяжении нескольких веков.»

Об авторе статье мы знаем следующее - Кандидат Исторических Наук. Доцент кафедры истории РГАЗУ, и так - как его работы посвящены в целом ногайцам, я назову его без преувеличения ногаеведом. Вот на что у нас ссылки из текста:

1. Валиханов Ч. В. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды / И. И. Валиханов // Собр. соч.: в 5 т. / И. И. Валиханов. – Алма-Ата: Гл. ред. Казах. совет. энциклопедии, 1984. – Т. 1. – С. 273-276

5. Гумилев Л. Н. Древние тюрки / Л. Н. Гумилев. – М., 1993

Я думаю, каждый уважающий себя любитель истории знает эти имена, их знают, возможно, даже люди далекие от истории, потому, что это выдающиеся личности!

Лев Николаевич Гумилев - выдающийся советский и российский историк, этнолог, востоковед, доктор исторических и географических наук, переводчик

Чокан Чингисович Валиханов - Дореволюционный казахский ученый, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик.

О Гумилеве вообще отдельно можно писать книги, и открыть новое направление науки названной его именем – «История Гумилева». Уж слишком колоссальная личность! Ну а символизм волка у тюрков, в общем – информация, наверное, не требующая никаких подтверждений. О чем это я? В нашем случае – требующая.

 

Я полагаю, что при первых же материалах, описанных выше, в самом начале, можно было бы закончить этот «труд», и предположим, дать возможность тем людям, которые написали статью о том, что символа волка у ногайцев не было - попробовать опровергнуть эти цитаты. Я знаю изначально, что они это не смогут. Можно было бы закончить на этом, но я продолжу.

 

Казалось бы, в ничем неприметной, с уж слишком обобщенным названием, статье - «Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье» авторов В.Я. Петрухина, Д.С. Раевского, я столкнулся с очень интересным фактом. Читаем:

«Волк был символом-тотемом многих тюркских народов, вплоть до половцев-кипчаков, хан которых выл по-волчьи перед битвой — ему откликалась волчья стая (по описанию русской летописи).» Только по пришествию времени, я изучил этот момент подробно у Плетневой, о которой, конечно же, тоже будет написано. Авторы данной работы:

Раевский Дмитрий Сергеевич - Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН. Специалист по истории и культуре скифской эпохи.

Петрухин Владимир Яковлевич - Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

 

Есть работы и татарских ученых. Саттаров Гумар Фаизович - Языковед, Академик, Доктор филологических наук, Профессор по кафедре татарского языка. Заслуженный деятель науки ТАССР, Член Академии гуманитарных наук, в своей «профильной» работе на татарском языке «Древне - тюркские имена, имеющие отношение к тотемным верованиям», поделился с нами вот чем:

«Опираясь на китайские источники, Л.Н.Гумилев пишет о том, что предки тюркских народов верили в происхождение от волка… Некоторые булгарские племена связывали свое происхождение с собакой. Археологические материалы и источники подтверждают уважительное отношение булгар и казанских татар к этому животному. У большинства древних тюркских народов был и культ собаки. Дунайские болгары, волжские булгары, хазары, чуваши, казанские татары считали собаку святым животным, оберегающим от злых сил, оказывали ему уважение. При ритуале захоронения, при закладке дома, по древнему языческому обряду, собаку приносили в жертву. (Свой ритуал захоронения был и у ногайцев, прим. авт.) А в IX-X веках на Востоке регион Среднего Поволжья называли «печенегами, произошедшими от собаки» («собачьи бечены»). Ибн Фадлан же называет поволжских булгар «сакалабы», т.е. «люди, рожденные собакой». В нашем историческом антропонимиконе было еще имя Нукай, пришедшее [к нам] из монгольского языка (по-монгольски «нукай» — собака). В древнетюркском и монгольском языках «нукай ил» (год собаки) — одиннадцатый год в летоисчислении, основанном на [именах] 12 животных. В эти годы ребенку мужского пола частенько давалось имя Нугай ([или] ему однородное — Нагай). Казанскими татарами имена Нугай, Нагай активно использовались еще в XVI-XVIII веках и от них образованы фамилии Нугаев, Нагаев. Среди древних тюркских народов у кипчаков особенно популярными были имена, имеющие отношение к [понятию] собаки и ее прозвищам.» Оригинальное название этой работы – «Исемең матур кемнә р куйган» (Кем дано твое прекрасное имя?) Перевод на русский язык выполнил Нургаяз Гарипов.

 

Его коллега - Давлетшин Гамирзан Миргазянович, доктор исторических наук, доцент по кафедре истории татарского народа, профессор, старший научный сотрудник по специальности " археология", заведущий кафедрой истории ТГГИ, написал несколько работ о тотемах, затрагивающих и нашу тему. В работе «Культ животных у древних тюрков» он отмечает:

«Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом. Небесный волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска. Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние времена. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место, так как часто угрожал стаду. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались волки. Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов - кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имен. Особенно это наблюдается в высших слоях общества. Татары верили, что их тотемным животным, предком был Белый волк. Кроме культа волка, у народов, занимающихся кочевым скотоводством, также распространился культ собаки. В некоторых преданиях собака фигурирует как родоначальница племени, рода. Собака была тотемом некоторых кипчакских родов.» Другая работа - «Белый Волк и Крылатый Барс», читаем:

«Почитание предками татар животных, считавшихся основателями рода, племени, уходит в древнетюркскую эпоху. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались «волками», на их знамени изображалась волчья голова. Понятия «тюркский хан» и «волк» выражались одним словом. С распадом древнетюркской общности распался и всеобщий тотем тюрков. Тотемом стали отдельные части тела зверя или его необычайная масть. Так появился тотем Белый волк. Он стал главным тотемом огузов -кыпчаков в X–XII веках.»

 

Не останется незамеченной и башкирская сторона. В виду последних генетических открытий, ставящих башкир на более близкое родство, нежели традиционно таковыми считавшихся, например казахов, мы поговорим и о них, и раз уж они нам самые близкие, то мы их примем полностью, с их историей и мировоззрением. Всем известно, что средневековая Башкирия была одним из улусов Ногайской Орды, управляемая тайбугой. Исхаков Дамир Мавлявиевич, доктор исторических наук, этнолог, пишет: «Что касается " башкир", то они для XV-XVI вв. вряд ли могут быть отделены от общей массы племен, образовавших население Ногайской Орды, что в исторических преданиях башкир передается следующей формулой: " нагаи и башкиры составляли как бы один народ". Тем не менее, следует признать, что у группы племен, входивших в Ногайскую Орду, по фольклорным данным обнаруживается устойчивое бытование этнонима " башкорт". (" Татары" М. серия " Народы и культуры", 2001). Отмечу от себя, что у башкир и по сей день в составе разных племен существует род – ногай, что уже говорит об очень многом.

По самоназванию башкиры тоже имеет отношение к волку, и их тесную связь с нами в этом тоже можно подчеркнуть. Ногай – волк (собака), Башкир – Волчья голова.

В работах Раиля Гумеровича Кузеева связи волка с башкирами уделяется большое внимание. Одна из них, с понятным названием «Происхождение башкирского народа», сообщает нам:

«Юго-восточные башкиры более отчетливо, чем другие народы, сохранили пережитки древних тотемистических представлений о происхождении тюрков от волка. Это хорошо иллюстрируется народной этимологией этнонима башкорт. В соответствии с преданием этноним расчленяется на слова баш 'голова' и корт — на юго-западных (огузских) языках 'волк' (в умысле: башы корт' во главе с волком' или 'волчья голова')/ Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп. 21, д. 6, стр. 242. Волк как тотем занимал большое место в мифологии древних тюрков и монголов Центральной Азии и Восточной Европы.

 

 

Тотем башкирского рода «Катай»

( Кытай - род, который есть и у ногайцев.Наскальное изображение, ввзято из работы «Родовая символика бпшкир», со ссылкой на Р. Б. Ахмерова)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.