Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Что называют воспризводящей, жизненной и духовной энергиями






 

Это главные материальныне субстанции, отвечающие за жизнедеятельность человеческого тела, между ними существуют внутренние обусловленные связи.

1. Воспроизводящая энергия — основа этих субстанций. В книге " Прямые вопросы", в главе " Об истинных речах из золотого шкафа" говорится: " Вот цзин, корень тела".

Воспроизводящую энергию подразделяют на относящуюся к " прежнему Небу" и к " последующему Небу". В Линшу [эта книга, как и " Прямые вопросы " (Сувэнь), является частью " Трактата о внутреннем" (Нэйцзин)], в " Главе о продольных каналах" сказано: " Человек начинает жить — сначала образуется цзин, цзин образовалась — образуются головной и костный мозг. Кости — это стволы, каналы — питание, сухожилия — крепления, мясо — стены, кожа — прочность и волосы — рост. Пища попадает в желудок, пути каналов становятся проходимы, тогда кровь и ци проходят". Здесь описывается период, когда человек находится в чреве матери; самое первое, что возникает — это " воспроизводящая энергия (прежнего Неба)".

" Воспроизводящая энергия последующего Неба" возникает после рождения, и тонкие компоненты " воды и злаков" [39]перерабатываются селезенкой и желудком [о селезенке и ее связи с желудком см. в части IX]. Они хранятся в пяти плотных внутренних органах, поэтому в " Трактате о внутреннем" записано: " Пять плотных органов хранят цзин, ци и не дают ей вытекать". Среди пяти плотных органов, хранящих воспроизводящую энергию, основной орган — почки, отсюда выражение " почки хранят цзин ", но упоминаемая здесь воспроизводящая энергия относится к " последующему Небу" пяти плотных и шести полых органов. В книге " Прямые вопросы", в главе " Истинная теория верхнего древнего Неба" сказано: " Почки главенствуют над Водой, принимают цзин от пяти плотных и шести полых органов и хранят ее".

" Воспроизводящая энергия прежнего Неба" и " последующего Неба" взаимозависимы: первая подготавливает материальную базу для второй, а вторая постоянно пополняет расходы и траты первой.

2. Жизненная энергия (ци) — это есть некая материальная субстанция, заполняющая и питающая тело человека. Два ее общих вида: один — базовая материя, поддерживающая жизнедеятельность тела человека, другой — функциональная деятельность структур плотных и полых органов. О важности жизненной энергии в " Трактате о трудном" (Наньцзин, стр. 84)[40], в " Восьмой трудности" сказано: " Жизненная сила ци — это корень и основание человека. Если корень отрезан, то высыхают листья и стебель… пульс может быть здоровым, но, когда внутри исчерпывается родительская жизненная сила шен-ци, (человек) умирает".

Живший при династии Мин (1368–1644) медик Чжан Цзин юэ[41]говорил: " Если и есть жизненное в человеке, то все опирается на эту (самую) ци ".

Ци в человеке имеет много форм проявления и наименований в зависимости от зоны в теле и ее роли. В древности считали: " Истинная ци — это изначальная ци. Ци, находящаяся в Небе, забирается носом, и горло главенствует над ней. Ци, находящаяся в воде и злаках, входит в рот, и глотка главенствует над ней. О начальном, посаженном и нерожденном, говорят: ци прежнего Неба. О созданном уже после рождения говорят: ци последующего Неба. Ци, находящаяся в янской половине, — янская ци. Защитную энергию, находящуюся в янской половине, тоже называют янской ци; ци, находящаяся в иньской половине, — иньская ци. Питающую энергию, находящуюся в кровеносных сосудах, тоже называют иньской ци. Ци, которая находится внутри, называют питательной ци; находящуюся в селезенке называют наполняющей ци; находящуюся в желудке называют ци желудка; находящуюся в " верхнем обогревателе" называют родовой ци, находящуюся в " среднем обогревателе" называют средней ци, находящуюся в " нижнем обогревателе" называют изначальной ци, т. е. ци изначального ян ". Однако, говоря о всем теле, ци подразделяют на изначальную, родовую, питательную и защитную ци, всего 4 вида:

а) изначальная ци (юаньци). Изначальную ци еще называют " истинная ци " (чжэньци). Это комплексное проявление инь и ян почек. В " Трактате о трудном" (Наньцзин, стр. 143–144)[42], в " Тридцать шестой трудности", сказано: " … Почек не две. (Та, что слева) действительно является почкой, но та, что справа является " Воротами жизненности" (мин-мэнь). Что касается Ворот Жизненности, то говорят, что в них находится Цзинь-Шэнь. А также, здесь источник жизненных сил ци. У мужчин в нем собирается сперматическая эссенция цзин. У женщин здесь находится менструальная кровь или сила, удерживающая плаценту. Теперь понятно, почему почка одна". В книге Линшу, в главе " Об истинном и вредоносном при укалывании суставов" также сказано: " Истинная ци соединяется с ци злаков [т. е. ци пищи] и наполняет тело". " Изначальная ци " предназначена для возбуждения и развития функциональной деятельности различных структур внутренних органов человека;

б) родительская энергия (цзунци). Родительская энергия образуется из чистой ци, входящей при вдохе в легкие, которая соединяется с ци воды и злаков, поступающей после их переработки селезенкой и желудком[43].

Она, главным образом, " проходит дыхательными путями, чтобы руководить выдохами и вдохами, пронизывает канал сердца, чтобы шли кровь и ци ". " Родительская энергия" собирается в точке " море ци " (цихай) в центре груди (это точка таньчжун (VC17), точка " объединения энергии ци "). В той же главе книги Линшу сказано: " Родительская энергия сохраняется в море, ее нижняя часть изливается на " путь ци " (под пупок в зону " поля пилюли"), ее верхняя часть идет в дыхательные пути";

в) питательная энергия (инци). Питательная энергия порождается, главным образом, тонкими элементами жидкости и пищи, переработанными селезенкой и желудком; это тонкая составляющая воды и злаков играет питающую роль. В Линшу, в " Главе о вредоносных гостях" сказано: " Питательная ци изливает слюнную жидкость, изливается в каналы, превращается в кровь, во славу четырех концов [т. е. ради благополучия, оздоровления четырех конечностей], внутри изливается в 5 плотных и 6 полых органов, чтобы тут же многократно использоваться";

г) защитная энергия (вэйци). Защитная энергия — это часть янской ци тела человека. Она также образуется из тонких элементов воды и злаков. Однако, вэйци, по качеству жесткая и отважная, движется вне сосудов, не привязывается к каналам. Ее перемещения быстрые и изворотливые, нет мест, куда она не попадала бы. В книге " Прямые вопросы", в главе " Об онемении конечностей" сказано: " Защитная ци — отважная ци. Она происходит из воды и злаков, эта ци, быстрая и резкая, хитрая и изворотливая, не может входить в каналы, поэтому циркулирует в коже, в промежутках между мышцами, поднимается над диафрагмой, распространяется в груди и животе". В Линшу в главе " Коренные плотные органы" также сказано: " Защитная ци теплом расходится в мышцах, заполняет кожу, смягчает ее поры, управляет закрыванием", поэтому защитная энергия имеет задачу внутри согревать и питать плотные и полые органы, снаружи согревать и смазывать мышцы и кожу, а также подкармливать ее поры, управлять открыванием и закрыванием потовых желез. Поскольку защитная энергия движется по поверхности тела, ее особенность — защита поверхности мышц, противостояние внешним вредоносным воздействиям, поэтому ее называют защитной [согласно признакам китайской медицины, болезни внешнего происхождения могут вызываться шестью вредоносными энергиями (се ци), это — холод, жара, огонь (сильная жара), влажность, сухость, ветер. Защитная энергия первой встречает их на границе тела, где пытается отразить и не пустить вглубь].

3. Духовная энергия (шэнь). Шэнь заключает в себе все проявления мыслительной и прочей жизнедеятельности. Когда формируется зародыш, шэнь жизни достигает чрева. В Линшу, в " Главе о коренной шэнь " сказано: " В момент возникновения жизни имеет значение воспроизводящая энергия (цзин), когда две воспроизводящие энергии (отца и матери) соединились друг с другом — приобретает значение духовная энергия (шэнь)". После рождения, по мере потребления пищи, тело постепенно растет; духовная энергия, базирующаяся на " прошлом Небе", непрерывно получает подпитку и поэтому не истощается при тратах. В связи с этим, в Линшу ", в " Главе об обычном человеке, отказывающемся от злаков" также сказано: " Поэтому шэнь — это цзин и ци воды и злаков (духовная энергия есть воспроизводящая и жизненная энергии или чистая жизненная ци, извлекаемая из питья и пищи)". В книге " Прямые вопросы", в главе " О явлениях в шести звеньях плотных органов" также сказано: " Пять вкусов [т. е. пища пяти вкусовых ощущений: сладкая, горькая, соленая, кислая, терпкая] входят в рот, хранятся в кишечнике и желудке. Вкусы хранятся для питания пяти ци. Жизненные силы ци соединяются и порождаются, взаимообразуются со слюной, шэнь же — самопорождается". Следовательно, духовная энергия возникает, не опираясь на пустоту, а имея определенную материальную основу.

Древние считали, что духовная энергия неотделима от материального тела (субстанции). В Линшу, в " Главе о небесных годах" говорится: " В возрасте ста лет все пять плотных органов становятся пустыми, шэнь и ци — все уходят, форма (плоть) и остов самостоятельно живут и приходят к завершению (т. е. к смерти — Д.Д.)". В книге " Прямые вопросы", в главе " О перемещениях цзин и превращении в ци " сказано: " Получающие шэнь процветают, теряющие шэнь гибнут". Отсюда можно сделать вывод, что " вместе форма (тело) и шэнь " — это главные признаки жизни. Следовательно, нет ничего, что бы не являлось каким-либо образом проявлением действия " духовной энергии" шэнь в теле: глаза могут видеть, уши могут слышать, рот может говорить, конечности и тело могут двигаться, то есть совершается любая умственно-психическая деятельность и движение.

У духовной энергии самые тесные связи с пятью плотными органами в теле. В книге " Прямые вопросы", в главе " О пяти плотных органах, полных света" сказано: " Сердце — хранилище шэнь, легкие — хранилище духовной духовной энергии по, печень — хранилище духовной энергии хунь, селезенка — хранилище мысли (и), почки — хранилище желаний (чжи)" [пять хранилищ и есть пять плотных органов]. Так называемые шэнь и по, хунь, и и чжи, хоть и различаются по названию, фактически все относятся к духовной энергии шэнь. " Пять хранилищ" еще называют " пятью хранилищами шэнь ". Поскольку один из пяти плотных органов — сердце, — играет роль командующего над другими внутренними органами, духовная энергия, относящаяся к сердцу, также включает и представляет духовные энергии остальных четырех плотных органов. В Линшу, в " Главе о коренной шэнь " сказано: " Две цзин (отца и матери) схватываются друг с другом — это называют шэнь; то, что следует за шэнь туда-сюда (т. е. уходит после смерти тела вместе с шэнь) — называют хунь; то, что главенствует над вещами, называют сердцем; в сердце имеются мысли, называют их мышлением (и); мышление сохраняется, называют это желанием (волей) (чжи)…" Выдержек, приведенных выше, достаточно, чтобы увидеть важность духовной энергии для тела и для жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.