Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание и изменение энергосистем.






Чтобы человек «работал» на терапии и, в результате этого, менялся, ему требуется энергия. Как правило, у него достаточно энергии, чтобы придти ко мне в офис или на группу выходного дня, но это не гарантия того, что у него есть энергия работать над собой. Часто его энергия заперта в мышечной (или соматической) замороженности структуры характера, или, как большинство людей называют это, в его «сопротивлениях». На самом деле, между застывшим характером и сопротивлениями не существует функциональной или структурной разницы. Сопротивление - то, что ощущает на себе терапевт. А клиент - просто человек, который хочет жить. Он просто заботится о себе. Поэтому он может не осознавать свою энергию и то, на чем она сфокусирована (2ткег, 1972). Она может переживаться негативно. То есть человек может осознавать оцепенение в коленях или, скажем, боль в груди.

Задача терапевта - локализовать, мобилизовать и модифицировать эту энергию для службы новому, более адаптивному, более подвижному поведению.

В случае с Роном я не ощущал большую энергию в его сне. Более актуальным в тот момент был его румянец и напряженное выражение лица. Именно эта энергия, локализованная в лице, повлекла за собой большую часть работы и большую часть изменений в его поведении. Часто бывает, что в высказываниях клиента очень мало энергии. Это привычный набор слов, которые хорошо отрепетированы и малопонятны. Терапевт часто попадает в ловушку обмена с клиентом истощающими энергию, бесплодными словами, в результате чего, у них обоих возникает ощущение тяжести и даже депрессии. (Как часто я сам, по-прежнему, попадаю в эту ловушку). Клиент делает то, что ему проще всего, но терапевт не может себе позволить эту «роскошь», просто потому, что он все больше и больше удаляется от того места, где клиент воспрянул духом и где действие находится на арене терапевтического изменения.

Я говорю с Бетти. Она чувствует себя вялой и неподвижной. Чувствует, что не может существовать в этом конкурентном мире. Она продолжает и продолжает говорить в том же духе. Я чувствую себя истощенным. Истощение моей энергии говорит о том, что ее энергетическая система заморожена и что она высасывает энергию из меня. На этой стадии я перестаю слушать ее слова и наблюдаю за ее телом. Ее руки и ноги выглядят обрюзгшими и, одновременно, окостеневшими. Я обращаю ее внимание на ее тело. Она говорит: «Я ощущаю тяжесть в ногах и в руках». Здесь я прошу представить ее, что она могла бы сделать с ощущением окостенелости - как она могла бы использовать неэластичные мышцы. У нее возник образ бега. Я прошу ее закрыть глаза, вернуться в прошлое и визуализировать бег. Возникает такая история: Бетти 10 лет. Она в летнем


 




спортивном лагере, и там проводятся соревнования по бегу. Все соседи по палатке думают, что она станет победителем, и значит, ее палатка выиграет. Она чувствует возрастающее давление и страх неудачи. В результате она проигрывает соревнования за честь своей палатки. Рассказав эту историю, Бетти вступает в контакт со своей злостью на детей из лагеря, которые давили на нее. Я прошу ее посмотреть, может ли она использовать свои руки и ноги (где застыла энергия), чтобы выместить свою злость на больших подушках. Бетти на этом этапе проявляет себя - она готова выразить свою злость. Видно, что внутри нее течет энергия. Она многократно пинает подушки и бьет их кулаками. Она кричит на детей, и ее голос обретает силу. Она возвращается в кресло, тяжело дыша: «Я чувствую себя настолько свободной и сильной! Чувствую, что могу выйти отсюда сделать все, что мне самой нужно. Я не намерена позволять людям задевать меня». Замороженная энергия Бетти была высвобождена и мобилизована на службу адаптации, поведенческому потоку и хорошему самочувствию.

Моей наградой в этом процессе стало не только то, что я спас ее из сложного положения, но и то, что я сам стал бодрее и моя усталость прошла.

Если энергии нет в самом человеке, то ее можно «накачать». В другом, очень похожем случае, я попросил человека побегать кругами по моей комнате. Он сказал, что это глупо. Тогда я предложил побегать вместе. Мы бегали вместе около десяти минут. Я обессилено рухнул в свое кресло, но мой клиент ожил и принялся работать над серьезной проблемой, касающейся его сексуальности. Вероятно, бег стимулировал сексуальные ощущения и страхи, с ними связанные.

Для создания нового требуется «сок», и если сока нет в чувственной жизни человека, или в его речи, тогда он обязательно есть где-то в его теле. Восстановление телесной энергии подпитывает аффект человека и придает яркость содержанию его речи (Ро1з1ег & Ро1з1ег, 1973).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.