Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А потом МЫ ВСЕ приходили в школу.






Московский Гештальт Институт

Гештальт-2012 Специальный выпуск «Арт-терапия в гештальте»

Сборник материалов Московского Гештальт Института

Составитель и редактор: Денис Н. Хломов.

Редакционная коллегия: Денис Н. Хломов, Н. Б. Кедрова, Подготовка к печати: Денис Н. Хломов, А. О. Чечина.

Художественное оформление: Денис Н. Хломов.

© 2012 Общество Практикующих Психологов «Гештальт -

подход»,

© 2012 Программа Московский Гештальт Институт.

© 2012 оформление, макет Денис Н. Хломов, Обложка

С.Д.Хломова,

© 2012 корректура, правка, макет А.О. Чечина


СОДЕРЖАНИЕ

От редакции.................................................................................................................., Л

Вместо предисловия...................................................................................................... 5

Джозеф Зинкер. Терапевт как художник. Пер. Т. Карачевой........................................... 8

Даниил Хломов. Анализ рисунка в гештальт-терапии................................................. 20

Денис Хломов. Арт-терапия в гештальте...................................................................... 33

Ольга Якимчук. Опыт использования «песка» в гештальт-терапии............................ 40

Яна Стернина. Гештальт-подход в сказкотерапии...................................................... 52

Ирина Лопатухина. Психологическая работа с проблемным пищевым

поведением в гештальт-подходе..................................................................................... 64

Наталья Перская. Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?

(терапия глазами клиента).............................................................................................. 74

Наталья Перская. ИМК в стиле Арт, или Терапия родом из детства.......................... 83

Мария Колмакова. Лирическое наступление...................................................... -сг^^


От редакции

Добрый тебе день, дорогой читатель!

Этим сборником, посвященным теме использования Арт-терапевтических, выразительных и творческих средств в терапии, мы продолжаем серию специализированных сборников, посвященных отдельным темам и задачам терапии. В этой серии уже вышли - сборник, посвященный проблемам зависимого поведения, сборник, посвященный проблемам и задачам терапии с детьми и семьей. Этот сборник продолжит традицию...

Давно известно, что гештальт-терапевты - творческие люди и часто используют эти методы, но увы редко пишут о них... Здесь мы постарались собрать интересные материалы о теории и практике терапевтов с использованием творческих методов.

Этот сборник начинает свой путь и будет меняться и расти... Приглашаем вас, дорогие читатели, принять участие в развитии и дальнейшей жизни этого издания. Пишите, творите, работайте - ждем ваших материалов!

Желаем вам приятного и полезного чтения!!!!!!


Вместо предисловия

«Воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования».

Карл Юнг

Скажите, а вы знает хоть одного дошкольника, который бы НЕ любил рисовать?

Я тоже-нет...

А куда же пропадает эта любовь к творчеству и желание рисовать у взрослых людей???

Я была совсем маленькой девочкой, когда училась закрашивать предметы, не выступая за контуры. В книжке была нарисована акула, которую я замалевала зеленым карандашом. И понесла показывать маме.

- Почему так неаккуратно? - спросила мама - Штрихи выступают за края!
На мое счастье в книжке была ЕЩЕ одна акула. Я ее аккуратно, прикусив

язык от напряжения, закрасила КРАСНЫМ цветом и как драгоценный шедевр понесла на суд маме...

- Красных акул НЕ БЫВАЕТ - сказала мама...
Знакомая ситуация?

Бывает и другое развитие событий. Маленький ребенок с упоением возит карандашом по бумаге, рисует закорючки и чирикалки. Видит в них сказочный мир, принцесс и рыцарей, пчел и медведей... Домашние в восторге, ребенок окружен вниманием...

А потом МЫ ВСЕ приходили в школу.

И там становится уже все равно - поддерживали тебя дома или нет... Потому что рисование как совершенно третьестепенный предмет преподает какой-нибудь смежник на полставки. И там начинают СТАВИТЬ ОЦЕНКИ!!!

За Твоих принцесс, солдатиков, сказочные замки, Тебе Чужая ТЕТЯ ставит ОЦЕНКИ. И говорит, что ЭТО вот - никакая не принцесса, а натурально непоймичто и вообще кисточку ты держать не умеешь...

Тетя решает - хорош твой рисунок или плох. А если еще на беду с Тобой в одном классе учится юное дарование, которое с мамой посещало ИЗОстудию, и на примере его рисунков ты действительно понимаешь, что НЕ УМЕЕШЬ рисовать — то в принципе на рисовании можно ставить крест.

Так почему же Взрослые не любят рисовать?

Потому что не хотят чувствовать себя идиотами. С неправильно пришитыми руками.

Потому что всю школу и большую часть детства, только если ребенок не врожденный БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ - у него методично отбивают охоту брать в руки карандаш и кисти. И он не берет... Из-за страха быть оцененным.

«Творчеству научить нельзя, зато научить людей позволять себе творить -можно вполне» (Дж. Камерон).

В этом самом месте и начинается арт-терапия...


К самоопределению себя как арт-терапевта я шла не долго, но извилисто. Влюбиться в этот метод мне помогла его эффективность и перспектива творческой реализации клиентов, когда их запрос к терапевту иссякает. И хотя арт-терапия у всех на слуху, пока мало кто имеет представление о её возможностях, да и вообще о том, что это.

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение... Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому - для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором - ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем - то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, -раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения. Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки - они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно - лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а, прежде всего, на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии - помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение - служат материалом для анализа переживаний, их породивших.


Терапия искусством считает, что создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

На данный момент их насчитывается более тысячи. Но есть то, что объединяет все арт-техники - каждая даёт возможность на своё творчество посмотреть как в зеркало. Не имеет значения, рисуете вы или пишете, танцуете или лепите, ваше творчество будет таким, как вы на данный момент. Увидеть это и осознать поможет опытный арт-терапевт и ваше желание развиваться.

Сейчас перед вами первый сборник по арту. Вы сможете сами узнать, как расшифровывать рисунок, как работать с песком, как можно прийти к арту в гештальте, как арт можно применять в школе, как вообще происходит терапия искусством.

Соседство в сборнике известных имен и новых - это приглашение к сотрудничеству. Пишите, рассказывайте о своих размышлениях, случаях, произошедших с вами, ваших сомнениях и вопросах...

Наталья Перская (Харьков)


Джозеф Зинкер

ТЕРАПЕВТ КАК ХУДОЖНИК 1. Целостность и изменение.

Психотерапия - это живой процесс. Этот процесс включает в себя поддержание в человеке внутреннего пламени осознавания и контакта, а также -изменения уровня энергии во взаимодействии с другим. Эти изменения стимулируют и поддерживают другого, но не истощают собственные запасы жизненной силы.

Пациент обладает личной целостностью. Это значит, что он в течение многих лет приобретал такие способы функционирования в мире, которые гармоничны для него по своей структуре и функциям. Эта гармония также включает в себя его «симптомы», болезни и поведение, которое, с точки зрения терапевта, препятствует способности пациента к изменениям. Все это множество чувств, телесных проявлений и речевых особенностей составляют «целостность» человека. Он приходит в группу или на индивидуальную терапию не столько, чтобы изменить это ощущение себя, а скорее, чтобы развить его.

В творческом процессе психотерапии есть две составляющие. Первая -терапевту надо находиться в дружбе с индивидуальной целостностью, которая ему представлена, использовать все свое существо в исследовании того, «что значит быть таким человеком»: ссутулить плечи, поджать зад, принять позу, в которой человек пребывает в этом мире. Это разновидность любовного любопытства, живая форма натуралистического исследования жизненного пространства другого человека.

Вторая составляющая в творческом процессе - революционная обработка. Здесь терапевт идентифицируется с основными аспектами личности пациента, с той частью личности, которая часто ждет позволения поэкспериментировать с новыми или искренними способами переживания себя.

Пациент всегда находится в экзистенциальной дилемме. Он разрывается между причиняющим боль комфортом сложившейся целостности и между потребностью меняться. Как правило, творческий процесс затрудняется, когда пациент и терапевт случайно идентифицируются с обособленными частями личности пациента. Терапевт умоляет об изменениях, а пациент сражается за «целостность». В этом сговоре революционное в пациенте спроецировано на терапевта, и пациент легко «вступает в сражение» со своей собственной проекцией.

В творческом процессе терапевт дает возможность пациенту принять участие в приключении, где они вдвоем могут постоянно играть обе роли этого внутреннего конфликта. Терапевт помогает другому быть экспериментатором, учителем, активным модификатором, пока он находится в позиции понимания и уважения сложившейся «целостности» пациента. Именно в этом процессе регулярного совместного использования и активного исследования внутренней

‘8


жизни человека его первоначальная личностная структура, его целостность, начинает меняться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.