Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники визуально-нарративного подхода на основе фотографии






Особо следовало бы сказать по поводу ценности использова­ния визуально-нарративного подхода при оказании арт-терапевтической помощи жертвам насилия. Визуально-нарративный подход в психотерапии предполагает сочетание какого-либо ви­зуального материала (фотографий, рисунков, видеозаписей) с по­вествованием. В одних случаях такое повествование представля­ет собой развернутый комментарий автора к фотографии или рисунку; в других случаях повествование представляет собой соз­данный клиентом литературно-художественный текст. Досто­инства визуально-нарративного подхода заключаются в возмож­ности глубокой, всесторонней, опирающейся на активность са­мого клиента проработки проблемного психологического мате­риала. Такой подход позволяет клиенту самому раскрыть зна­чение визуального образа, найти определенные логические связи между элементами образа или несколькими рисунками, организовать свой опыт и т. д. Визуально-нарративный под­ход иногда может быть использован в качестве средства пси­хологической самопомощи. Ведение дневника, включающего фотографии, рисунки и описания разных событий или раз­мышления автора, можно рассматривать в качестве примера подобной психологической самопомощи.

Под нарративом (повествованием) в современной психоте­рапевтической практике нередко имеют в виду применение та­ких форм работы, когда клиент создает свой способ описания жизненного опыта и имеющихся у него проблем, иными слова­ми, применяет или создает собственный дискурс. В отличие от традиционного клинического или психотерапевтического ин­тервью, при использовании нарративного подхода клиент «ве­дет» беседу, а специалист присоединяется к дискурсу клиента, то есть фактически начинает говорить на его «языке».

Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодер­нистским пониманием дискурса как такого способа визуаль­ной и вербальной коммуникации с соответствующей ему сис­темой значений, которая тесно связана с культурными и со­циальными условиями Жизни людей. В практической работе психотерапевта или психолога следование визуально-нарративному подходу может быть связано с созданием клиентом своей личной «истории» (хотя «истории» о других, в частно­сти воображаемых персонажах также могут при этом созда­ваться). Создание таких историй создает ощущение полноты бытия, и проникновение в целостное мировосприятие клиен­та и позволяет увидеть связь его личной истории с культур­ным контекстом.

Большое значение в рамках визуально-нарративного под­хода придается возможности рефрейминга и изменения сис­темы значений визуальных образов, то есть фактическому «переписыванию» представленной на рисунках, фотографи­ях личной истории клиента. Использование нарративных при­емов обеспечивает психологическую целостность клиента, а во многих случаях — также изменение и развитие его образа «я». При этом следует учитывать, что в рамках визуально-нар­ративного подхода психологическая идентичность клиента рассматривается и как реальный, исторический феномен, и как конструкт (Leiblich et al 1998). Идентичность, таким обра­зом, формируется не только на основе интеграции личного опыта, но и благодаря использованию тех «строительных бло­ков», которые предоставляет культура.

Исходя из сказанного, можно признать, сколь важная роль при проведении обсуждений фотоматериала может принадле­жать стимулированию клиента к применению тех форм опи­сания своего опыта, которые представляются ему более есте­ственными и близкими. Психотерапевт также иногда может предлагать клиенту выполнить специальные задания, такие, например, как художественные описания, составление подпи­сей к рисункам или фотографиям и т. д.

Как при использовании готовых фотографий, так и при ак­тивном создании клиентом или участниками группы какого-либо визуального материала, ведущий занятий может также попросить их, взяв фотографии домой, подобрать к ним тот или иной текст из художественной, философской литерату­ры, поэтических сборников и т. д.

Большое значение визуально-нарративный подход может иметь при работе с жертвами насилия. Такие люди, как прави­ло, характеризуются хрупкими границами «я» и определенными сложностями в межличностных отношениях. Нередко такие лица обращаются к той или иной форме творческой дея­тельности как способу опосредованного общения.

Существует также немало таких клиентов, которым труд­но говорить что-либо о своих рисунках и фотографиях. Неко­торые клиенты, испытывая потребность в самовыражении, затрудняются начать рассказ, и им может потребоваться мяг­кая или более активная стимуляция со стороны специалиста для того, чтобы они начали говорить. Следует учесть, что пись­менное высказывание оказывается для некоторых людей бо­лее безопасной и комфортной формой выражения своих пред­ставлений и фантазий, нежели устная речь, поскольку позво­ляет им создать большую межличностную дистанцию, защи­тить свои личные границы в случае недостаточного доверия к арт-терапевту или группе. Кроме того, это также позволяет достичь более высокой концентрации на чувствах и контроля над ними в момент создания повествования. Кроме того, это позволяем им чувствовать, что они могут высказываться та­ким образом наедине с самими собой и сами решать, когда и в какой мере доносить свой опыт до специалиста или группы, зачитывая сочиненное в общении с ними.

Следует однако признать, что в работе с дошкольниками создание ими письменных, тем более развернутых повество­ваний будет вряд ли возможно. В этих случаях специалист мо­жет записывать то, что говорит ребенок, либо фиксировать его устный рассказ на диктофон.,;

Примером использования визуально-нарративного подхо­да на основе личных фотографий клиента может быть работа Натальи (имя изменено), 27 лет, созданная ею в ходе арт-терапевтического тренинга. Во время индивидуальной беседы, со­стоявшейся вслед за одним из занятий, Наталья призналась, что в детстве у нее был весьма болезненный опыт физического насилия со стороны отца, а также довольно жесткий контроль и ограничения со стороны матери. На одном из занятий веду­щий предложил участникам арт-терапевтической группы при­нести из дома несколько фотографий, отражающих разные события в их жизни и имеющих для них особую ценность. В ходе следующего занятия, после представления фотографий и их краткого обсуждения, он попросил участников группы выб­рать те снимки, которые показались им особенно важными или вызвали наиболее сильные чувства — положительные или отрицательные — затем создать для них художественные рам­ки, используя для этого любые материалы.

Наталья остановила свой выбор на нескольких фотографи­ях, созданных в разные периоды жизни. Наблюдая за ее дей­ствиями, ведущий заметил, что она сначала пыталась созда­вать рамки для каждой фотографии в отдельности, но потом решила поместить их в одну большую раму. Она работала очень увлеченно, порой были заметны признаки переживания ею сильных чувств.

Когда работа по изготовлению рамок была закончена, веду­щий предложил участникам группы создать тексты, которые могли бы передавать их чувства, мысли и фантазии, связан­ные с выбранными фотографиями. Через некоторое время состоялось чтение текстов в круге. Это делалось добровольно. Подчеркивалось, что каждый может сам решить, какую часть текста он готов представить в группе, и готов ли он читать текст вообще, с учетом возможной интимности тех тем и пережива­ний, которые текст отражает.

Несмотря на волнение, Наталья решилась зачитать свой текст целиком. Она назвала свое повествование «Что же со мной слу­чилось?»: «Живая, озорная, с двумя щенками — черным и бе­лым — как Инь и Ян, я в гармонии с собой и миром. Мне три года» (часть текста, относящаяся к первой фотографии).

«На коне и с фонарем-пистолетом. Хоть и отдала саблю, но вот же, она при мне! Какое счастье быть собой, сидеть на крас­ном коне и светить красным светом! Я в восторге — я могу быть собой!» (часть текста, относящаяся ко второй фотогра­фии, на которой Наталья в возрасте четырех лет).

«День рождения. Мне пять лет. Солнце, весна, зелень. Вроде праздник, а мне плохо. Болит голова. Я не хочу быть кем-то — девочкой красивенькой, ухоженной, сидеть на табуретке, дер­жать куклу. Я ее ненавижу! Я ненавижу кукол. Они мертвые! И меня хотят умертвить — сделать куклой. Завязали банты, дали красивые белые носочки. Я погибаю! Я просто хочу быть собой! Это же мой день рождения! Я хочу влезть на дерево и сказать всему миру, что я есть такая, какая есть. Любите меня такой — с огнем в глазах и чертиками в душе!» (часть текста, относящаяся к третьей фотографии).

«25 лет. Неужели Настя (имя дочери изменено) кукла? Нет, она живая. Я принесла себя в жертву. Дура. Ты — мать!. Ты посвятила себя ребенку, и это свято, это счастье. Я живу. Я сво­бодна. Это — мой выбор. Это моя жизнь!» (часть текста, отно­сящаяся к четвертой фотографии).

Текст является исповедью, наполнен размышлениями о смысле прошлого и настоящего. Он выражает чувства, связан­ные с отношениями с родителями, с дочерью, а также с отно­шением к самой себе. Наталья призналась, что не ожидала, что принесенные фотографии вызовут настолько сильные чувства. В конце занятия призналась, что переживает глубокую удов­летворенность от проделанной работы, что процесс художе­ственного оформления фотографий и создание текста оказал­ся катарсическим и привел к осознанию связи между прошлы­ми и текущими отношениями. На следующее занятие она при­несла поэтический текст, названный «Танец жизни».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.