Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перемещение выгод и сферы действия программ общественных рас-
Ходов
Программа общественные расходы нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам. Реципиенты - те, кто получает какие-либо блага или денежные средства непосредственно из общественного сектора. Сфера действия программы «Общественные расходы» - тот круг лиц, на которых, в конечном счёте, распространяются выгоды (приращения полезности), обусловливаемые данной программой. Если результатом обще- ственных расходов становится создание чистого общественного блага, то в роли реципиентов выступают все члены общества и проблема перемещения выгод, по сути, не стоит. Однако во многих случаях основным либо побоч- ным результатом программы является создание или перераспределение част- ных благ (как правило, это происходит, когда соответствующий процесс свя- зан со значительными позитивными экстерналиями.) Рассмотрим программу денежных выплат безработным. Полученные средства используются, в частности, для приобретения продуктов питания. Таким образом, одно из последствий принятия программы - увеличение спроса на продовольственные товары. Если эластичность предложения этих товаров относительно не высока, то следствием становится рост цен и ча- стичное перемещение выгод от реципиентов (''адресатов'') программы в поль- зу производителей и продавцов продовольствия. Помощь безработным может быть осуществлена в форме субсидирова- ния работодателей, создающих новые рабочие места, либо субсидирования учреждений проф. образования, которые осуществляют переподготовку без- работных, чтобы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих случа- ях непосредственными получателями общественных благ (реципиентами)
будут не сами безработные, а иные лица. Но замысел состоит в том, что вы- годы в конечном счёте переместятся к безработным, которые в итоге окажут- ся в сфере действия программы. Программа переподготовки может и не принести значительных выгод ни безработным, ни потенциальным работодателям (например, если спрос на труд недостаточно эластичен). Но даже неэффективная, с точки зрения нуж- дающихся, программа может при определённых усилиях приниматься. Лю- бые общественные расходы приносят выгоды кому-либо. Специфические черты той или иной программы способны иногда обеспечивать особую заин- тересованность в ней со стороны отдельных звеньев государственного аппа- рата. Если сторонники программы образуют сплочённую, хорошо организо- ванную группу специальных интересов, они могут эффективно защищать эту программу, особенно когда вопрос о сфере её действия недостаточно прояс- нён. Иногда это идёт на пользу получателей помощи, а выгода достигаются за счет тех, кто финансирует программу. Для программы международной по- мощи характерно снижение их эффективности из-за того, что значительная часть выгод достаётся различного рода посредникам. Но с другой стороны иногда без лоббистского движения групп специальных интересов, создавае- мых такими посредниками, помощь была бы более ограниченной по разме- рам и срокам. Итак, как и для налогов, в отношении программ «Общественные расхо- ды» верно следующее: для того, чтобы определить реальную сферу действия мероприятий, проводимых в общественном секторе, необходимо тщательно проанализировать характер рынков, на которых действует непосредственный плательщик или получатель средств. Выгоды от программы в принципе спо- собны перемещаться на тех, кто выступает контрагентами налогоплательщи- ков или реципиентов на любом из этих рынков. Причём преимущество в эла- стичности благоприятствует как смещению налогового бремени на контр- агентов, так и перемещению выгод на себя.
Перемещение выгод - основная причина, по которой сфера действия программы подчас не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал, ориенти- руясь на интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потен- циальных и действительных реципиентов. Принять обоснованное решение о целесообразности финансирования программы можно лишь при наличии достаточных гарантий совпадения дей- ствительной ее сферы с предполагаемой. Для этого необходим тщательный анализ, базирующийся на изучении фактического положения и ожидания ре- ципиентов, а также исследований конкретных рынков, на которых они дей- ствуют. Это особенно актуально, когда имеются активные группы специаль- ных интересов, способные извлекать выгоды в результате ускользающих от общественного внимания изменений в сферах действия программ.
|