Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемещение выгод и сферы действия программ общественных рас-






Ходов

 

Программа общественные расходы нередко приносит выгоды не одним

только своим непосредственным реципиентам. Реципиенты - те, кто получает

какие-либо блага или денежные средства непосредственно из общественного

сектора. Сфера действия программы «Общественные расходы» - тот круг

лиц, на которых, в конечном счёте, распространяются выгоды (приращения

полезности), обусловливаемые данной программой. Если результатом обще-

ственных расходов становится создание чистого общественного блага, то в

роли реципиентов выступают все члены общества и проблема перемещения

выгод, по сути, не стоит. Однако во многих случаях основным либо побоч-

ным результатом программы является создание или перераспределение част-

ных благ (как правило, это происходит, когда соответствующий процесс свя-

зан со значительными позитивными экстерналиями.)

Рассмотрим программу денежных выплат безработным. Полученные

средства используются, в частности, для приобретения продуктов питания.

Таким образом, одно из последствий принятия программы - увеличение

спроса на продовольственные товары. Если эластичность предложения этих

товаров относительно не высока, то следствием становится рост цен и ча-

стичное перемещение выгод от реципиентов (''адресатов'') программы в поль-

зу производителей и продавцов продовольствия.

Помощь безработным может быть осуществлена в форме субсидирова-

ния работодателей, создающих новые рабочие места, либо субсидирования

учреждений проф. образования, которые осуществляют переподготовку без-

работных, чтобы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих случа-

ях непосредственными получателями общественных благ (реципиентами)

 

будут не сами безработные, а иные лица. Но замысел состоит в том, что вы-

годы в конечном счёте переместятся к безработным, которые в итоге окажут-

ся в сфере действия программы.

Программа переподготовки может и не принести значительных выгод

ни безработным, ни потенциальным работодателям (например, если спрос на

труд недостаточно эластичен). Но даже неэффективная, с точки зрения нуж-

дающихся, программа может при определённых усилиях приниматься. Лю-

бые общественные расходы приносят выгоды кому-либо. Специфические

черты той или иной программы способны иногда обеспечивать особую заин-

тересованность в ней со стороны отдельных звеньев государственного аппа-

рата. Если сторонники программы образуют сплочённую, хорошо организо-

ванную группу специальных интересов, они могут эффективно защищать эту

программу, особенно когда вопрос о сфере её действия недостаточно прояс-

нён.

Иногда это идёт на пользу получателей помощи, а выгода достигаются

за счет тех, кто финансирует программу. Для программы международной по-

мощи характерно снижение их эффективности из-за того, что значительная

часть выгод достаётся различного рода посредникам. Но с другой стороны

иногда без лоббистского движения групп специальных интересов, создавае-

мых такими посредниками, помощь была бы более ограниченной по разме-

рам и срокам.

Итак, как и для налогов, в отношении программ «Общественные расхо-

ды» верно следующее: для того, чтобы определить реальную сферу действия

мероприятий, проводимых в общественном секторе, необходимо тщательно

проанализировать характер рынков, на которых действует непосредственный

плательщик или получатель средств. Выгоды от программы в принципе спо-

собны перемещаться на тех, кто выступает контрагентами налогоплательщи-

ков или реципиентов на любом из этих рынков. Причём преимущество в эла-

стичности благоприятствует как смещению налогового бремени на контр-

агентов, так и перемещению выгод на себя.

 

Перемещение выгод - основная причина, по которой сфера действия

программы подчас не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал, ориенти-

руясь на интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и

вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потен-

циальных и действительных реципиентов.

Принять обоснованное решение о целесообразности финансирования

программы можно лишь при наличии достаточных гарантий совпадения дей-

ствительной ее сферы с предполагаемой. Для этого необходим тщательный

анализ, базирующийся на изучении фактического положения и ожидания ре-

ципиентов, а также исследований конкретных рынков, на которых они дей-

ствуют. Это особенно актуально, когда имеются активные группы специаль-

ных интересов, способные извлекать выгоды в результате ускользающих от

общественного внимания изменений в сферах действия программ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.