Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды контрактов






 

Решающее значение при использовании контрактации имеет характер

контрактов, особенно отражение в них интересов потребителей. При отсут-

ствии конкуренции между потенциальными поставщиками вероятна фикса-

ция в контракте неоптимального уровня издержек и велика опасность кор-

рупционных сговоров. Однако даже если конкуренция достаточно интенсив-

на, многое зависит от способности покупателя (государственного органа) за-

фиксировать в контракте однозначные требования ко всем существенным ас-

пектам предстоящей деятельности.

Контракт с фиксированной ценой применяется, когда результаты и из-

держки в достаточной степени предсказуемы.

Контракт типа " издержки плюс прибыль" предусматривает, что сумма

оплаты заранее не устанавливается, а заказчик расплачивается с поставщи-

ком исходя из уровня фактических издержек, добавляя к ним прибыль на

оговоренных контрактом условиях (например, пропорционально издержкам).

Как бы ни увеличивались затраты поставщика, заказчик вынужден их полно-

стью возмещать, так что поставщик не несет никакого риска.

Контракт с разделением затрат предполагает иную схему. Предвари-

тельно определяется базовая сумма оплаты, которая гарантируется постав-

щику, а в случае превышения этой суммы дополнительные издержки делятся

между заказчиком и поставщиком в той или иной пропорции, согласованной

в рамках контракта.

Иначе говоря, риск непредусмотренного повышения расходов разделя-

ется между участниками контракта. Этот вид контрактов стимулирует произ-

водителя (поставщика) добиваться экономии, тогда как контракты типа " из-

держки плюс прибыль" создают заинтересованность скорее в увеличении за-

 

трат, чем в их сокращении. Поэтому контракты с разделением затрат нередко

называют стимулирующими контрактами.

Контракт " издержки плюс прибыль" приемлем только при очень высо-

кой величине риска и невозможности найти надёжного поставщика, соглас-

ного разделить риск. Очень часто наилучшим вариантом оказывается стиму-

лирующий контракт, предусматривающий разделение затрат, причём чем

значительнее риск, тем, при прочих равных условиях, большую долю допол-

нительных издержек приходится брать на себя государству.

Описанные виды контрактов применяются обычно, когда недостаточна

информация о предстоящих издержках. В то же время существенным бывает

и недостаток информации о составе конкретных услуг, которые предстоит

оказать, откликаясь на нужды конечных потребителей. В подобной ситуации

имеется несколько вариантов действий.

Государственный орган может использовать контракт типа " издержки в

расчете на услугу", который предусматривает установление расценок на от-

дельные услуги и оплату исходя из их фактического объема. Подобные кон-

тракты зачастую необходимы, но их недостаток состоит в том, что подобно

контрактам типа " издержки плюс прибыль" они стимулируют рост затрат.

Другим вариантом является блочный контракт. Он предусматривает

фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказан-

ных услуг (плата иногда может изменяться при изменении численности лиц,

пользующихся правом на обслуживание, и других параметров, на которые

поставщик не способен влиять). Блочный контракт освобождает заказчика

(государственный орган) от риска, возлагая его на поставщика услуг и за-

ставляя последнего искать резервы экономии.

Однако, если риск объективно велик, цена, которая обеспечила бы

предложение со стороны конкурирующих между собой потенциальных по-

ставщиков, может оказаться чрезмерно высокой.

В ряде случаев удовлетворительное решение дает контракт типа " из-

держки и объем", который фактически представляет собой комбинацию

 

блочного контракта и контракта " издержки в расчете на услугу". Устанавли-

ваются некоторые базовые количественные и качественные характеристики

обслуживания, и пределах которых поставщик обязан оказывать услуги за

счет фиксированных ассигнований, как при блочном контракте. В то же вре-

мя, если возникает потребность выйти за рамки базовых характеристик

(например, в силу резкого роста заболеваемости больнице приходится оказы-

вать гораздо больше услуг, чем первоначально предполагалось), то дополни-

тельные расходы возмещаются по типу контракта " издержки в расчете на

услугу".

Выбор формы и параметров контракта, наиболее подходящих для ре-

шения той или иной конкретной задачи, во многом зависит от состояния

рынка, на котором заказчики взаимодействуют с поставщиками, в частности

от особенностей провалов рынка, с которыми приходится сталкиваться. Од-

нако, как бы то ни было, описанные выше основные типы контрактов дают

довольно широкие возможности для воздействия государственных органов

на своих потенциальных поставщиков в интересах избирателей-

налогоплательщиков.

 

 

Контрольные вопросы  

 Что представляет из себя современная рыночная экономика?

 Чем отличаются государственные предприятия от частных предприя-

тий?

 В чем проявляется особенность общественных благ?

 Какова особенность контрактных отношений

секторе?

 Что представляет собой «полугосударственный» сектор?

между общественным

сектором и частными поставщиками?

 Что такое контрактация? На чем базируется контрактация?

 Как происходит стимулирование производства в частном

 Какие есть два пути эффективного использования отношений кон-

трактного типа?

 Что такое ваучерные системы?

 В чем заключается монопсония?

 Что такое административные издержки?

 Что представляют из себя квази-рынки?

 В чем состоит идея квази-рынка?

 Что переставляет собой контракт «издержки плюс прибыль», " издерж-

ки в расчёте на услугу", " издержки и объем"?

 

Тестовые задания  

1. Государство в рыночной экономике является производителем:

а) общественных товаров и услуг;

б) частных общественных благ.

2. Чистые общественные блага:

а) национальная оборона;

б) вещи личной гигиены;

в) поддержка общественного порядка;

г) услуги в парикмахерской.

3. Для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то

правительство для покрытия расходов вводит - …

а) пособия;

б) пенсии;

в) налоги.

4….- это форма взаимодействия государства и предпринимательства, постро-

енная на хозяйственно-договорных отношениях между ними по поводу про-

изводства частным сектором товаров и услуг для государственных и муни-

ципальных нужд.

а) внешние эффекты;

 

б) контрактация;

в) квази-рынок.

5. К какому типу контрактов относится контракт, который предусматривает

фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказан-

ных услуг:

а) контракт с разделением затрат;

б) «контракт типа " издержки и объем";

в) блочный контракт;

г) контракт с фиксированной ценой.

6. К какому типу относятся организации и предприятия, создающиеся по ини-

циативе лиц, готовых затрачивать силы и средства на деятельность, отвечаю-

щую миссии организации без расчета на прибыль:

а) частные предприятия;

б) государственные некоммерческие организации;

в) государственные предприятия;

г) частные некоммерческие организации.

7. К критериям оценивания общественных расходов относят:

а) результативность затрат;

б) производительность;

в) экономичность;

г) все ответы правильные.

8. Контрактация, при которой непосредственным покупателем услуг выступа-

ет государственный орган, как правило, предполагает- …

а) монополию;

б) олигополия;

в) монопсония.

9. Верно ли утверждение: «Государственное предпринимательство осуществ-

ляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм

или же требуются огромные вложения средств и существует большой риск.»

а) да;

 

б) нет.

10. Контракт типа " издержки плюс прибыль" предусматривает, что…

а) сумма оплаты уже установлена;

б) сумма оплаты заранее устанавливается;

в) сумма оплаты заранее не устанавливается.

11. Контракт с разделением затрат предполагает, что…

а) сумма оплаты уже установлена;

б) сумма оплаты заранее устанавливается;

в) сумма оплаты заранее не устанавливается.

12. Блочный контракт предусматривает:

а) фиксированную величину оплаты независимо от объёма фактически

оказанных услуг;

б) нефиксированную величину оплаты независимо от объёма фактиче-

ски оказанных услуг.

13. Если возникает потребность выйти за рамки базовых характеристик, то

дополнительные расходы возмещаются по типу контракта:

а) " издержки в расчёте на услугу";

б) " издержки плюс прибыль";

в) " издержки и объем".

14. Верно ли утверждение: «В ряде случаев удовлетворительное решение да-

ёт контракт типа " издержки и объем", который фактически представляет со-

бой комбинацию блочного контракта и контракта " издержки в расчёте на

услугу»

а) да;

б) нет.

 

Рефераты и доклады  

1. Ваучерная система как форма хозяйственно-договорных отношений.

2. Возможность снижения административных издержек при производстве

общественных благ.

 

Занятие 14: Оценка эффективности общественных расходов

 

1. Факторы роста общественных расходов.

2. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов.

3. Искажающее действие общественных расходов.

4. Показатели эффективности общественных расходов.

 

Ключевые понятия: рост общественных расходов, программа обществен-

ных расходов, «теневые цены», критерии оценки рациональности, индика-

торы результативности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.