Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дель Харбергера






Реакция на налоговое бремя, обеспечивающая его перемещение, состо-

ит в изменении состава сделок, в которые вступает его носитель. Типично

при этом сокращение покупок и продаж, хотя, как мы видели применительно

к предложению труда, иногда налоговое бремя стимулирует заключение до-

полнительных сделок. Однако изменение объёма сделок на отдельном рынке

не остаётся без последствий для других рынков. Если ухудшаются условия

применения ресурсов (в том числе денежных средств) на рынке, непосред-

ственно подвергшемся действию налога, эти ресурсы устремляются на иные

рынки. Существенны две проблемы: найдут ли они там эффективное приме-

нение, и не окажет ли это применение значимого обратного влияния на пер-

вый из рынков. Обе проблемы нуждаются в рассмотрении в контексте общего

равновесия, предполагающем акцент на взаимосвязи различных рынков.

Учёт взаимосвязей тем более необходим, чем сильнее выражены, во-

первых, взаимозаменяемость (а также взаимодополняемость) товаров (работ,

услуг) в потреблении и, во-вторых, удельный вес налогооблагаемых отраслей

в общем объёме продаж или в использовании каких-либо ресурсов.

Первая и наиболее известная модель, позволяющая анализировать пе-

ремещение налогового бремени в контексте общего равновесия, была пред-

ложена Арнольдом Харбергером (1962 г.). Модель ограничивается экономи-

кой, в которой имеются только две отрасли, каждая из которых производит

по одному товару с помощью двух факторов производства. Равновесные со-

 

стояния на рынках труда и капитала, а также рынках товаров в данной модели

связаны между собой. Затраты труда и капитала непосредственно сопрягают-

ся через производственные функции.

Если в первой отрасли вводится налог на прибыль, чистая отдача инве-

стиций в первую из отраслей уменьшается, соответственно спрос этой отрас-

ли на капитал снижается, и он перемещается во вторую отрасль. Новое рас-

пределение капитала однозначно задаёт иные, посленалоговые пропорции

использования труда и капитала в каждой из отраслей. В новой ситуации

предприятия обеих отраслей приобретают труд по одной и той же цене, а ка-

питал обходится отрасли 1 дороже, чем отрасли 2. Таким образом, рассмат-

риваемый налог оказывает искажающее воздействие на аллокационную эф-

фективность. И, коль скоро прежние по составу ресурсы используются после

введения налога менее эффективно, хотя бы одна из групп индивидов, фигу-

рирующих в модели, в итоге несёт потери.

Контрольные вопросы  

 Какими способами налогоплательщик может повлиять на величину

налогового бремени при данных налоговых обязательствах?

 Что представляет собой сфера действия налога?

 Чем действительная налоговая ставка отличается от номинальной?

 Почему перемещение налогов имеет смысл анализировать как в кон-

тексте частичного, так и в контексте общего равновесия?

 Как формируется сфера действия налога на конкурентном рынке с аб-

солютно неэластичным спросом?

 Как распределяется налоговое бремя на конкурентном рынке с абсо-

лютно эластичным спросом?

 Кто оказывается в сфере действия налога на конкурентном рынке с аб-

солютно неэластичным предложением?

 

 Как распределяется налоговое бремя на конкурентном рынке с абсо-

лютно эластичным предложением?

 Как формируется сфера действия налога на монополизированном рын-

ке при абсолютно неэластичном предложении?

 Как распределяется налоговое бремя в условиях монополии при линей-

ной функции спроса?

 Почему при одной и той же величине налога его введение способно

вызывать как уменьшение, так и увеличение предложения труда? От

чего в данном случае зависит результат введения налога?

 

Тестовые задания  

1. Что представляет собой сфера действия налога?

а) площадь, на которую распространяется действие налога;

б) совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится

бремя налога;

в) уровни бюджетов, в которые поступает данный налог;

г) нет верного ответа.

2. Налог, который воздействуя на мотивацию участников экономической

жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся от

тех, которые были бы приняты при отсутствии данного налога, называется:

а) паушальным;

б) маркированным;

в) эквивалентным;

г) искажающим.

3. Какими путями способен действовать налогоплательщик, добиваясь

уменьшения налогового бремени?

а) сокращение налоговых обязательств за счет изменения структуры и

интенсивности своей экономической деятельности;

б) перемещение налогового бремени на других лиц;

 

в) объявление об отказе платить налоги;

г) вариант А и Б;

д) нет верного ответа.

4. Перемещением вперёд называется ситуация, если …

а) продавцы смещают налоговое бремя на покупателей;

б) покупатели смещают налоговое бремя на продавцов;

в) продавцы смещают налоговое бремя на государство.

5. Перемещением назад называется ситуация, если …

а) покупатели смещают налоговое бремя на продавцов;

б) продавцы смещают налоговое бремя на покупателей;

в) покупатели смещают налоговое бремя на других покупателей.

6. Как налогоплательщики реагируют на введение или повышение налога?

а) минимизируют свои налоговые обязательства, соответствующим об-

разом изменяя структуру и интенсивность продаж, покупок и произ-

водства;

б) максимизируют свои налоговые обязательства, так как это улучшит

их благосостояние;

в) стараются перемесить налоговое бремя на контрагентов;

г) стараются, чтобы контрагенты переместили на них своё налоговое

бремя;

д) верны А и В;

е) верны Б и Г;

ж) нет правильного ответа.

7. В каких случаях проявляется искажающее действие налога?

а) при высокой эластичности спроса покупатели сокращают покупки

налогооблагаемого товара, заменяя его другим;

б) при высокой эластичности спроса покупатели увеличивают покупки

налогооблагаемого товара, не заменяя его другим;

 

в) при высокой эластичности предложения производители в ответ на

налогообложение снижают выпуск данного товара, переключаясь на

выпуск другого;

г) при высокой эластичности предложения производители в ответ на

налогообложение повышают выпуск данного товара;

д) верно А и Г;

е) верно А и В;

ж) верно Б и Г.

8. Для анализа налогового бремени используется:

а) модель Линдаля;

б) концепция Олсона;

в) модель Харбергера;

г) модель Такера.

9. Под «гибкостью монополиста» в контексте перемещения избыточного

налогового бремени понимается:

а) способность регулировать объёмы используемых факторов произ-

водства;

б) способность менять объём выпуска в широком диапазоне при отно-

сительно небольших сдвигах в уровне предельных издержек;

в) способность оптимизировать собственные налоговые выплаты;

г) способность быстро менять сферу деятельности.

10. Эластичность предложения на рынке труда:

а) всегда положительна;

б) всегда отрицательна;

в) меняется при изменении уровня цены труда;

г) отсутствует.

Рефераты и доклады  

1. Распределение налогового бремени на рынке труда.

2. Модель Харбергера.

 

Занятие 9: Избыточное налоговое бремя

 

1. Мера искажающего действия налога, факторы, определяющие потери.

2. Избыточное налоговое бремя и общее равновесие.

3. Правило Корлетта-Хейга.

4. Масштабы чистых потерь.

 

Ключевые понятия: избыточное налоговое бремя, потеря ценности, изли-

шек потребителя, излишек производителя, правило Корлетта-Хейга, суб-

ститут досуга, второе лучшее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.