Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перераспределительные процессы






Политика распределения - важное направление деятельности любого

государства, и экономика общественного сектора, разумеется, не вправе от

него абстрагироваться. Проблема, однако, в том, что не только крупным со-

обществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и мно-

гим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинако-

вые представления о желательности и справедливости различных вариантов

распределения.

Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государ-

ство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосо-

стояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она

влечёт за собой потери для других.

Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политиче-

ские решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как

 

правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертный платёж (трансферт) пред-

ставляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества инди-

вида либо организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются,

например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения

лиц с относительно высокими доходами.

Трансферты могут осуществляться добровольно, приобретая характер

пожертвований. Но на практике преобладающая часть трансфертов связана с

деятельностью государства.

Трансферт не обязательно приобретает денежную форму, хотя эта

форма доминирует. Те, в чью пользу перераспределяются средства, могут

получать не денежные суммы, а профинансированные за счет трансферта

бесплатные услуги, продовольственные талоны и т.п.

Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непо-

средственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и

экономические возможности. Перераспределение происходит, например,

вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, тамо-

женных тарифов и других экономических переменных. В результате одни

члены общества приобретают преимущества, а для других сужаются воз-

можности получения дохода. При этом реальная направленность и интен-

сивность перераспределительных процессов зачастую остаётся скрытой, а

конечные результаты не всегда согласуются с целями, во имя которых эти

действия предпринимались.

Перераспределительные процессы осуществляются в нескольких фор-

мах. Во-первых, перераспределение сопровождает создание общественных

благ, если бремя коллективных действий распределяется не в соответствии с

дифференциацией индивидуального спроса на эти блага. Повышая налоги в

целях укрепления обороны, государство не предоставляет льгот тем, кто счи-

тает достаточным ранее созданный оборонный потенциал; в странах, где

часть общественных средств используется для поддержки церкви, соответ-

ствующие налоги уплачивают все граждане независимо от религиозных

 

убеждений; бюджетные расходы на проведение парламентских выборов

осуществляются не только за счет политически активных граждан, но и за

счет тех, кто равнодушен к политике, и даже за счет принципиальных про-

тивников парламентаризма.

Во-вторых, источником перераспределительных процессов являются

внешние эффекты, сопровождающие создание некоторых общественных

благ. Так, аэропорт, построенный на окраине города, представляет собой

смешанное общественное благо для всех его жителей. Однако для тех, кто

проживает именно на этой окраине, появление аэропорта вызывает целый

ряд специфических разнохарактерных побочных эффектов. Это, с одной сто-

роны, улучшение дорожной сети и коммуникаций, увеличение спроса на

труд и на услуги местных магазинов, с другой — шум, перегрузка транспор-

та. Баланс преимуществ и потерь окажется неодинаковым, например, для

владельца платной автостоянки, оказавшейся в непосредственном соседстве с

аэропортом, и для четы пенсионеров, когда-то купившей дом в местности,

привлекавшей тишиной.

Если владелец стоянки стал богаче в результате строительства аэро-

порта, последствия таковы, как если бы средства налогоплательщиков, инве-

стированные в строительство, частично трансформировались в его индиви-

дуальный капитал, причем налог, уплаченный им лично, не сыграл суще-

ственной роли. Если условия жизни семьи пенсионеров, по их собственному

мнению, существенно ухудшились, можно сделать вывод, что эта семья

уплатила за создание аэропорта нечто большее, чем внесённая ею часть нало-

гов.

Впрочем, этот вывод предполагает, что рыночная цена принадлежащей

семье недвижимой собственности существенно не изменилась. Между тем не

исключено, что спрос на землю вблизи аэропорта поднимется настолько, что,

продав дом, семья сможет перебраться в гораздо лучший в другом месте и

при этом получит ещё и дополнительные средства, компенсирующие поне-

сённое беспокойство. Тогда она, подобно владельцу стоянки, окажется, по

 

сути, в таком же положении, как если бы ей передали соответствующую де-

нежную сумму, собранную за счет налогов.

Итак, когда одни и те же действия государства приводят к повышению

благосостояния одного индивида и снижению благосостояния другого, есть

основание говорить о перераспределении, хотя при этом не всегда происхо-

дит принудительная передана каких-либо материальных объектов или де-

нежных сумм. Вместе с тем для любых изменений благосостояния, возника-

ющих вследствие перераспределения, существуют аналоги в движении де-

нежных доходов и капиталов. Для того чтобы найти их, следует поставить

вопрос, сколь много готов заплатить индивид за улучшение тех или иных

жизненных условий или какая денежная компенсация способна, на его

взгляд, возместить понесённые потери.

Именно с таких позиций граждане склонны на деле определять свое

отношение к начинаниям государства. Например, когда речь идет о строи-

тельстве аэропорта, они с полным основанием разграничивают три вопроса-

нужен ли он городу в целом, каких суммарных издержек потребует строи-

тельство и что принесёт данному конкретному лицу появление аэропорта в

данном конкретном пригороде при данной конкретной схеме возмещения за-

трат. Смешение подобного рода вопросов — один из характерных приемов

недобросовестной политики, тогда как даже приблизительная оценка мас-

штабов и направленности перераспределительных процессов, которым фак-

тически дает импульс то или иное решение, способна подсказать наиболее

приемлемые варианты действий, чаще всего связанные с компромиссами.

Обычно компромиссы достигаются на основе компенсаций. Однако

даже непосредственно в сфере бюджетной политики, не говоря уже о других

сферах политических решений, компенсации — это отнюдь не обязательно

прямые платежи, в точности уравновешивающие перераспределительные

эффекты. Компенсационный характер могут иметь самые различные меры, в

которых заинтересованы те, за чей счет производится перераспределение.

 

Подобные меры зачастую принимаются «в пакете» с теми, уравновесить ко-

торые они призваны.

Рациональная бюджетная политика предполагает серьёзный анализ не

только спектра возможных компромиссов, но и конечных результатов каждо-

го из них с точки зрения всех заинтересованных сторон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.