Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности






Масштабы, формы и механизмы государственного регулирования экономики в значительной степени определяются национальными особенностями, традициями, уровнем экономического развития страны, местом её в мировой системе и многими другими факторами. Россия только овладевает новыми отношениями. Тем не менее, зарубежный опыт часто переносится без поправки на «молодость» российских рыночных институтов, без учета местного менталитета, истории, культуры. Однако знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований. В области регулирования предпринимательской деятельности можно выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны [7].

Первая - это снижение административного воздействия на бизнес, предоставление ему большей свободы. В то же время государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики. Социальная составляющая постоянно находится в числе её приоритетов. Так, к быстрому росту мелких предприятий в США привело сокращение государственного вмешательства при самой разнообразной их поддержке. Методом естественного отбора здесь формируются лидеры будущего бизнеса. Максимально упрощена процедура регистрации нового предприятия. Она занимает здесь один день и стоит от 5 до 10 долл. Во Франции на национальном уровне под контролем премьер-министра действует Комиссия по выработке проектов законов, упрощающих регистрацию и создание малых и средних предприятий (МСП). В Австралии создана и функционирует система, сдерживающая принятие нормативных актов, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию и обусловливающая излишние административные издержки. Цель реформы регулирования, которая проводилась здесь с середины 90-х годов, – повышение эффективности функционирования рынков с точки зрения потребителей. Основным способом достижения этой цели было провозглашено повышение ответственности бизнеса за состояние дел в отрасли путем саморегулирования. В отличие от многих других стран, в которых также в той или иной степени проводилась подобная реформа, в Австралии был четко сформулирован лозунг «регулировать меньше», а не «регулировать лучше», то есть, сформировался принцип минимизации государственного участия. В Германии государство может вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних предприятий. Антимонопольное законодательство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке. Здесь приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Важнейшие регулирующие функции немецкого государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране. Они предусматривают основополагающие права на свободу предпринимательской деятельности, например, право заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы и отделения, выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию. Это касается и частной собственности, распоряжения ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами). Законодательно закреплены принципы самостоятельного предпринимательства.

Второе направление государственного регулирования предпринимательской деятельности – его разнообразная поддержка. Налоговая политика как инструмент поощрения инновационной деятельности в приоритетных отраслях широко используется во Франции, Великобритании и Германии. Финансовая помощь, обычно мелким и средним фирмам, оказывается в форме субсидий, гарантированных займов и дотаций. Опыт Франции интересен ещё и стимулированием перемещения предприятий на периферию, в слабо развитые регионы. В этом случае малые и средние предприятия получают целевые кредиты на капиталовложения, структурную перестройку производства. США характеризуются большим опытом создания «инкубаторов бизнеса», имеющих цель оказания помощи в создании новых предприятий. Эффективность их очень высока. Они функционируют на основе субсидий федерального правительства; средств, получаемых от правительства штатов, муниципальных властей; помощи промышленных корпораций, учебных заведений, а также за счет арендной платы предпринимателей и процентов от продаж вышедших из «инкубаторов» и успешно работающих предприятий. В последние годы в США расширяется строительство технопарков. Активную роль здесь играют муниципальные власти. Создавая производственную площадку со всеми коммуникациями, в последующем они за символическую цену продают её предпринимателям, которые размещают на ней самые разнообразные производства. Говоря о государственной поддержке предпринимательства за рубежом, обычно акцент делается на малом и среднем предпринимательстве. На самом деле помощь зависит не от размеров предприятия, а от его роли в экономике страны. Так, в США действуют протекционистские меры по поддержке национального судостроения. Закон Джоунса о каботажном и внутреннем судоходстве разрешает его только судам, построенным на национальных верфях и плавающим под флагом США. В начале 80-х годов Президент Рейган отменил все льготы судостроению, в результате чего гражданское судостроение практически прекратило свое существование. Для его возрождения потребовалось принятие в 1993 г. десятилетней программы Президента Клинтона «Возрождение национального гражданского судостроения», обеспечивающей экономико- правовые основы привлечения инвестиций для постройки гражданских судов. В целом опыт США подтверждает, что политика государственного регулирования предпринимательства эффективна, если отвечает интересам всего общества, а не отдельных (вне зависимости от их мощи и влиятельности) социальных групп. В Австралии в 1996-2000 гг. было сформировано несколько рабочих групп, которые шаг за шагом исследовали эффективность собственно государственного регулирования, квазирегулирования и саморегулирования и разрабатывали рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих инструментов. Способы регулирования здесь делятся на:

· саморегулирование, то есть установление стандартов поведения и их применение и защиту самим бизнесом без какого-либо государственного вмешательства;

· квазирегулирование (сорегулирование), допускающее участие государства в какой- либо форме в обеспечении соблюдения кодексов и правил, разрабатываемых бизнесом;

· государственное регулирование - принятие нормативных актов, обязательных для исполнения, контроль за выполнением которых осуществляет государственный орган.

В каждом случае, когда доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность реализации наиболее мягкой опции – саморегулирования, затем квазирегулирования и лишь в самом крайнем случае – прямого государственного вмешательства. Во Франции и Германии государственное регулирование стало одним из средств структурных реформ, поддержания уровня производственного накопления, развития предпринимательства и предотвращения падения рентабельности предприятий в условиях затяжной депрессии. Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории Республики Корея. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Демократизация общества, начавшаяся с конца 1980-х годов, затронула и экономику, вызвав усиление противоречий между нарастающей инициативой частного бизнеса и сохраняющимся контролем государства. Дискуссии, идущие среди южнокорейских ученых-экономистов, касаются лишь роли и масштабов госрегулирования. Вопрос о его полной отмене на повестке дня не стоит. Роль государства меняется в направлении от бюрократической и контрольно-руководящей до вспомогательной, ориентированной на создание условий для экономического роста, справедливого и эффективного распределения ответственности между центральными и местными органами власти. Формируется модель органичного сочетания рынка с системой косвенного государственного вмешательства. Широкое распространение за рубежом получила передача некоторых функций государства саморегулируемым организациям. В США еще в 1889 г. возникла первая саморегулируемая организация: Конгрессом была создана межштатная торговая комиссия. Позднее идея нашла применение в Европе. Отчасти повышению роли саморегулируемых организаций способствовала политика «приватизации» государства или приватизации функций публичного управления, под которой понимается адаптация к государственному управлению организационных форм, заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функций частному сектору. В результате такой политики возникают субъекты, которые в некоторых странах получили наименование независимых органов административной власти. Сфера деятельности этих органов не ограничивается экономикой, а способ возникновения – политикой. Саморегулирование в Австралии рассматривается как лучшая из возможных альтернатив преодоления «провалов» рынка, поскольку является гибким инструментом, предполагает более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предполагает дополнительных затрат со стороны государства. Государственная политика здесь в явной форме направлена на поддержку саморегулирования везде, где это возможно и целесообразно. Во многих странах функционируют объединения малого и среднего бизнеса, выполняющие, своего рода, роль посредника во взаимоотношениях предпринимателей и власти, берущие на себя некоторые регулирующие функции. При этом эффективное саморегулирование предполагает наличие кодекса поведения, механизмов его защиты, эффективной системы разрешения споров. Основным мотивом создания схем саморегулирования является получение дополнительной прибыли участниками таких схем (за счет конкурентных преимуществ, преодоления «провалов» рынка и т.п.). В то же время растет количество схем саморегулирования, введенных в ответ на угрозу государственного вмешательства. Достоверность намерений государства вмешаться в случае неадекватного функционирования рынка и неспособности бизнеса самостоятельно решить проблему создала мощный стимул к развитию саморегулирования. Помимо «чистого» саморегулирования возможны различные варианты смешанного регулирования, предполагающие совместную ответственность бизнеса и государства за регулирование отрасли. Динамичное развитие предпринимательства требует эффективной работы институтов, разрешающих споры как внутри собственной среды, так и между бизнесом, властью и непосредственными потребителями его продукции и услуг. Это не только судебная власть. В 1997 г. во Франции появились независимые органы административной власти. Они создаются (обычно законом) в областях, «чувствительных» для прав граждан, – борьба против бюрократии, регуляция рыночной экономики с целью защиты граждан, информации и коммуникаций. Поэтому у них двойная роль – представление, как граждан, так и публичной власти. К этим органам относятся банковская комиссия, совет по конкуренции, Высший совет агентства Франс-Пресс, комиссии по биржевым операциям, налоговым нарушениям, безопасности потребителей, доступу к административным документам, контролю за страхованием жизни и др. Как объясняется во французской литературе, создание подобных органов ведет к появлению нового лица государства: оно уже не жандарм, а арбитр. Осуществляя превентивную деятельность, некоторые из независимых органов административной власти обладают регламентарной властью. У них могут быть нормативные полномочия (издание общих норм или консультирование) и контрольные полномочия (поиск нарушений, иногда право административной репрессии). Они никогда не ответственны сами за регуляцию сектора, но разделяют эту функцию с правительственным судом. Важно, что все независимые органы административной власти представляют доклад о своей деятельности, часто публичный. В развитых странах широко развита система защиты прав потребителей. Она включает не только судебные институты, но и административные и общественные организации, оказывающие самую разнообразную помощь рядовым гражданам во взаимоотношениях с бизнесом. Это сокращает непосредственные регулятивные функции государственных органов. Потребитель сам, как субъект рыночных отношений, отстаивает свои права, воздействует на бизнес в направлении его качественной работы. Наконец, необходимым условием цивилизованности бизнеса является этика поведения, корпоративная культура. Во многих странах разработаны основные принципы корпоративной философии со своей этикой. Все шире проявляется социальная ответственность бизнеса, его добровольный отклик на насущные социальные проблемы общества. Многие компании начинают признавать, что сила порождает ответственность; и если бизнес не примет на себя некоторые социальные обязательства добровольно, то общество и государство заставят его сделать это. Таким образом, при общей тенденции снижения административного воздействия на бизнес, предоставления ему большей свободы в развитых странах государство не устраняется от регулирования ключевых социально-экономических процессов, а совершенствует его. Осуществляется поддержка приоритетных бизнес-направлений, передача регулятивных функций саморегулируемым организациям, развитие институтов оперативного разрешения конфликтов как в предпринимательской средой, так и в его взаимоотношения с властью и потребителями. С учетом национальных особенностей продолжается процесс формирования бизнес-этики и корпоративной культуры. Конечно, в силу значительных региональных различий и специфики местных условий опыт развитых не совсем одинаков. Отличия есть и в отраслевой структуре малого предпринимательства, и в организационных формах предприятий, и в формах стимулирования, но тем не менее он может быть обобщен и представляется в настоящее время тремя основными моделями – моделью Мондрагона, моделью Эмилии-Романьи и моделью Вест Мидленда.

Рассмотрим подробнее сущность и особенности каждой из них. 1.Модель Мондрагона. Модель получила название от одноименного промышленного района в Испании, славящегося месторождениями железной руды. Здесь на основе кооперативного движения постепенно сформировался крупный комплекс малых предприятий, занимающихся разнообразной промышленной и непромышленной деятельностью. Несколько лет назад он включал в себя 173 кооператива и насчитывал около19 тысяч рабочих-пайщиков, т.е. средний размер предприятия составлял 110 человек. Быстрому росту кооперативов вначале способствовала высокая степень закрытости экономики Испании до ее вступления в ЕС. А в последующие годы, после вступления развитие комплекса поддерживалось целенаправленной государственной промышленной политикой, предусматривавшей предоставление кооперативам субсидий, технической помощи и программ обучения. Нужно подчеркнуть, что Мондрагон это не просто некоторое территориальное сосредоточение малых предприятий, а внутренне взаимосвязанная территориальная целостность, в которой имеет места своя динамика развития, поддерживаемая либо путем создания новых малых производственных единиц, либо путем развития прежних. Основная роль в формировании и развитии этого комплекса принадлежала институциональному фактору. При этом особо надо выделить кооперативный банк Caja Laboral Popular (CLP) и существующий при нем отдел предпринимательства, всяческими путями способствовавшие возникновению и структурному развитию названного комплекса. Во-первых, банк CLP активно занимался от имени всех кооперативов комплекса мобилизацией местных сбережений. Во-вторых, отдел предпринимательства действовал здесь как коллективный предприниматель, и в этом качестве отвечал за проведение соответствующей политики. Он, в частности, производил тщательный и строгий контроль с точки зрения конкурентоспособности всех проектов новых венчурных фирм, и только после соответствующего одобрения эти проекты получали финансовую поддержку банка или других финансовых институтов комплекса. Еще одной важной чертой институционального устройства комплекса явилось разнообразие систем поддержки (начальные и средние школы, техническая школа, школа бизнеса, учебная школа для начинающих работать, система социального обеспечения), которые нередко возникали в качестве реакции на узкие места, появляющиеся в ходе развития и управления производством. Эта сеть позволяла комплексу справиться с экономическими трудностями путем перевода работников с предприятий, переживавших временный спад, на более успешно функционирующие предприятия, и с помощью этого избежать увольнений. Следующий важный элемент устройства комплекса, выделяемый его исследователями, заключается в применении принципа рабочего самоуправления, который служит главной мотивацией труда занятых на производстве людей. Очевидно, что прямая связь между работой членов кооперативов, доходностью предприятий и последующим распределением доходов между работниками обусловливает совпадение приоритетов для отдельных лиц и самих предприятий. Отсюда можно заключить, что структура собственности как таковая играет существенную роль в успехе данной модели. Рассмотренная модель очень привлекательна и свидетельствует, в частности, об огромных возможностях продуманной и заинтересованной государственной политики поддержки в деле формирования социально ориентированных секторов в экономике страны. Однако непосредственное прямое копирование этой модели далеко не всегда и не во всем возможно, поскольку она, как считают ряд исследователей, основывается на климате доверительных отношений между людьми, который присущ только исключительно баскскому социуму. Возможно также, что это последнее утверждение является преувеличением.

2. Модель Эмилии-Романьи. Так же, как и предыдущая модель, модель Эмилии- Романьи получила название от одноименного региона, но только в Италии. Она уже в течение длительного времени привлекает к себе большое внимание специалистов, несмотря на то, что развитие малого бизнеса в Италии, вообще говоря, отличается большим разнообразием форм. Особенно привлекательной она выглядит для слаборазвитых или развивающихся регионов, поскольку предусматривает трансформацию аграрного общества в индустриальное. Регион Эмилии-Романьи характеризуется как образец промышленного развития, имеющий высокие экономические показатели, особенно в том, что касается уровня занятости, величины дохода на душу населения, экспортной деятельности, а также в сочетании экономического развития с социальными достижениями. Регион объединяет территориальные скопления промышленных малых фирм или сетей, характеризующихся высокой степенью кооперирования и конкуренции. Территориальное разделение труда внутри каждого производственного цикла позволяет независимым малым фирмам достичь такой экономии на масштабах производства, которая недоступна для обычных индивидуальных малых предприятий. Таким образом, предприятия выигрывают от «коллективной эффективности». Производительность увеличивается также вследствие интенсивной конкуренции между сетями малых предприятий. Для модели Эмилии-Романьи особенно характерно наличие сильных институциональных структур поддержки, опирающихся на местные правительства. Такие институты, как консорциумы и ассоциации, занимаются оказанием малым фирмам различных реальных услуг. Например, обучению кадров и консультированию. Малое предпринимательство «индустриального округа» характеризуется также возможностью применения высокооплачиваемого наемного труда квалифицированных рабочих. Фирмы Эмилии-Романьи выбрали «столбовую дорогу» конструктивной конкуренции, основанной на повышении эффективности производства и инновациях. И таким образом рост заработной платы и улучшение социального положения становятся здесь возможными, благодаря экономическим достижениям. Меры государственной политики, направленные на развитие малого предпринимательства, включают в себя налоговые и кредитные стимулы, с одной стороны, и региональную промышленную политику – с другой. Промышленная политика сфокусирована в первую очередь на поддержании ключевых моментов модели кооперировании и конкуренции, а также на конструктивной помощи малому предпринимательству через центры по оказанию деловых услуг. В целом можно сказать, что модель Эмилии-Романьи сочетает в себе преимущества экономического развития, социального прогресса и политической стабильности.

3. Модель Вест Мидленда. Как и во многих других европейских странах, британский малый бизнес пережил значительный подъем, начиная с 70-х годов. Особый интерес к нему возник, когда традиционные отрасли промышленности переживали стремительный спад, сопровождавшийся потерей миллионов рабочих мест. Вест Мидленд был особенно сильно захвачен этим процессом, многие промышленные предприятия приходили в упадок или закрывались. Поэтому возрождение малого бизнеса многие исследователи приписали «толчку», данному кризисом. В то время как во многих странах континентальной Европы малые фирмы вступают в конкуренцию в нишах и отраслях с высокой долей добавленной стоимости, поддерживая свою конкурентоспособность за счет гибкости и уровня технологии, соответствующих их размеру, в Великобритании основу конкурентоспособности составляют неурегулированный рынок труда и дешевая рабочая сила. Малые фирмы тяготеют к деятельности в тех областях, которые можно определить как товарные рынки, зависящие больше от ценовых, чем неценовых факторов. Низкие издержки, особенно на рабочую силу, имеют для них первостепенное значение, что и определяет их невысокую доходность. Эти тенденции начали поддерживаться государственной политикой, как только было замечено, что дешевизна рабочей силы способствует увеличению занятости. Создание рабочих мест стало главной целью политики поддержки малого бизнеса в Великобритании в 80-е годы. Самая крупная бюджетная программа The Enterprise Allowance Scheme (EAS) была непосредственно направлена на то, чтобы побудить безработных стать независимыми предпринимателями. Как считают некоторые исследователи, эта программа является просто заменой пособия по безработице, если не считать небольшого элемента обучения, входящего в нее. Отмечается также сравнительно высокий процент банкротств, что свидетельствует о неэффективности использования государственных средств. Как явствует из исследований по этому вопросу, в Великобритании не удалось создать сильного, конкурентоспособного сектора малых предприятий в значительной мере потому, что упор делался на немедленное возникновение большого числа предприятий с целью противостоять безработице во многих регионах.

 

 

Библиографический список

 

1. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. [и др.] Российское предпринимательское право (под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова). - " Проспект", 2010 г.

2. Алексеева Т.О. Формирование системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона. Дис. на соиск. ст. к.э.н., Кемерово, 2007г.

3. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. 2011 г.

4. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. 2011 г.

5. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты — М.: ИНФРА-М, 2004 — 198 с.

6. Бурыкин Е.С. Формирование механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации, дис. на соиск. ст. к.э.н., Волгоград, 2007г.

7. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.

8. Герчикова И.Н. ГЗ7 Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.

9. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник /Авт. кол.: В. И. Кушлин, В. Н. Архангельский, А. В. Бударина и др.; Под ред. В. И. Кушлина - 3-е изд., доп. и перераб. -М.: РАГС, 2008г.

10. Грициенко Г.В. Совершенствование механизма государственной поддержки малого предпринимательства на основе разработки инструментария оценки ее результативности. Дис. на соиск. ст. к.э.н., Тамбов, 2011г.

11. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013. — 520 с. — (Бакалавриат).

12. Немец А.В. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства в системе государственного регулирующего воздействия. Дис. на соиск. ст. к.э.н. Новосибирск, 2009г.]

13. Николаев И.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в российской федерации (правовой аспект) / Дис. на соиск.ст. к.ю.н., Москва, 2013г.

14. Сибаева Г.Р. Развитие системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства // Дис. на соиск. ст. к.э.н., Уфа, 2010г.

15. Цыпин И.С. Предпринимательство как субъект рыночного хозяйства, его государственное регулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. — 2007. — № 4 Вып. 1 (88). — c. 42-46. — https://www.creativeconomy.ru/articles/9822/

16. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. - " Волтерс Клувер", 2007 г.

 

При подготовке конспекта лекций использовались следующие нормативные правовые документы:

· Конституция Российской Федерации

· Гражданский кодекс РФ.

· Налоговый кодекс РФ.

· Кодекс законов о труде Российской Федерации.

· Административно-правовой кодекс РФ.

· Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

· Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-1 " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 №3119-1, Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ, Федерального закона от 06.05.98 №70-ФЗ):

· Федеральный закон от 17 августа 1995г. №147-ФЗ " О естественных монополиях";

· Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ " О рекламе";

· Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300 " О защите прав потребителей" (ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ);

· Закон Российской Федерации " О товарных биржах и биржевой торговле":

· Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ " О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

Указы президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации:

· Указ Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. № 915 " О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.07.97 N 710.);

· Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1183 " О защите потребителей от недобросовестной рекламы":

· Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1761 " О неотложных мерах по стабилизации работы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур";

· Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1284 " О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством" (ред. постановления Правительства РФ от 02.09.97 №1128).

· Распоряжение Правительства РФ от 08.06.98 г. №756-р.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 915 " Об утверждении положения о межведомственной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции":

· Постановление Правительство Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 110 " О межведомственном совете по защите прав потребителей";

· Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 " О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 27.05.97 N 528);

· Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года N 408 " Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров" (в ред. Указа Президента РФ от 02.04.97 N 277):

· Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 " О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в ред. Указов Президента РФ от 14.03.96 N 381, от 06.10.97 N 1066. от 15.07.98 N 840);

· Указ Президента Российской Федерации от 1 2 декабря 1991 г. N 269 " О едином экономическом пространстве Российской Федерации":

· Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года N 730 " О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства":

· Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 154 " Об утверждении порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов";

· Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. N 152 " Об утверждении Положения о Комиссии по товарным биржам при Государственном Комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о Государственном комиссаре на товарной бирже" (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.96 N 271).

Документы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

· Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. №2 " О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. №7 " О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. №6 и от 25 октября 1996 г. №10);

· Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N С5-7/03-96 " О Федеральном законе " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " о защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях";

· Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 " О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.95 N 6, OT25.10.96 N 10, от 17.01.97 N 2);

· Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 1994 г. №С1-7/ОП-169 " О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства";

· Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от20 марта 1995 г. №С1-7/ОП-159 " Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен";

· Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 сентября 1995 г. №СЭ-7/03-538 " О естественных монополиях";

· Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 сентября 1995 г. № С5-7/03-540 " О федеральном законе " О рекламе";

· Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 32 " Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства".

Перечень законодательных и нормативных правовых актов по вопросам малого предпринимательства.

Указы Президента Российской Федерации:

1. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.92 г. № 1485 " Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации".

2. Указ Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. № 1482 " Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".

3. Указ Президента Российской Федерации от 4.04.96 г. № 491 " О первоочередных мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции Указа от 14.11.97г.№ 1225).

4. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.98 г. № 730 " О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства".

Федеральные законы Российской Федерации

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.06.93 г. № 5151-1 " О сертификации продукции и услуг (в редакции от 27.12.95 г. № 211-ФЗ и от 2.03.98 г. №30-ФЗ).

6. Федеральный закон от 14.06.95 г. 88 " О государственной поддержке малого предпринимательства".

7. Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

8. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.95 № 108-ФЗ " О рекламе".

9. Федеральный закон Российской Федерации от 7.02.92 г. № 2300-1 " О защите прав потребителей" (в редакции Ф3 от 9.01.96 г. №2-ФЗ).

10. Федеральный закон Российской Федерации от 22.03.91 № 948-1 " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции ФЗ от 26.06.92 г. №3119-1, ФЗ от 25.05.95 г. №83-ФЗ, ФЗ от 06.05.98 г. № 70-ФЗ).

11. Федеральный закон Российской Федерации от 3.02.96 г. №17-ФЗ " О банках и банковской деятельности"

12. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.96 г. № 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" (в редакции от 8.07.99 г.).

13. Федеральный закон Российской Федерации от 8.05.96 г. № 41-ФЗ " О производственных кооперативах".

14. Федеральный закон Российской Федерации '" Об акцизах" (в редакции от 7.03.96 г. № 23-ФЗ).

15. Федеральный закон Российской Федерации от 25.09.98 г. № 158-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности".

16. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ " О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

17. Федеральный закон Российской Федерации от 29.10.98 г. №164-ФЗ " О лизинге".

18. Федеральный закон Российской Федерации " О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 31.07.98 г. № 141-ФЗ).

19. Федеральный закон Российской Федерации " О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции от 31.03 99 г. № 65-ФЗ).

Постановления Правительства Российской Федерации:

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.93 г. № 446 " О первоочередных мерах по развитию государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.94 г. № 409 " О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1995-1996 гг."

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.95 г. № 1256 " О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг.".

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.96 г. № 424 " Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства".

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 6.03.96 г. № 253 " О привлечении кредита Федеративной Республики Германии для поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации".

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. № 1405 " Об использовании части кредита Федеративной Республики Германии для кредитования инвестиционных проектов малого предпринимательства в Российской Федерации".

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.97 г. № 1470 " Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективных инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации".

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.07.98 г. № 697 " О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг.".

28. Нормативно-правовая база по вопросу: о порядке привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам товаров, работ и услуг для государственных нужд:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II. п. 4.гл.30; ст.738-768).

· Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.94 г. № 60-ФЗ " О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

· Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95г. № 594 " О реализации Федерального закона " О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.96г. № 523 " Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд".

· Указ Президента Российский Федерации от 08.04.97г. № 305 " О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.98 г. № 778 " Об изменении, дополнении и признании утратившим силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 г. № 305 " О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".

29. Законодательные и нормативные документы по налогообложению и бухгалтерскому учету на малых предприятиях:

· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 131 " Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".

· Приказ Госналогслужбы Российской Федерации от 24 января 1996 года № ВГ-3-02/5 " Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства".

· Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 6 февраля 1996 года № НП-6-02/77 " О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 1995 гола № 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 года № 10 “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету " Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ4/96".

· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 1996 года № 18 " О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".

· Приказ Министерства финансов Рocсийской Федерации от 15 марта 1996 года № 27 " О мероприятиях по реализации Федерального закона Poccийской Федерации от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

· Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 25-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " О налоге на добавленную стоимость".

· Инструкция Госкомстата России по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью малых предприятий (форма № МП) (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 1996 года № 4).

30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.07.99 № 1108-р (Об утверждении попечительского совета Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.