Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.6. Государственное регулирование в области ценообразования






 

Государственное регулирование в области ценообразования относится к экономическим формам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Вместе с тем в данной сфере регулирования имеют место и некоторые организационные элементы, несмотря на то что государственная ценовая политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования. Так, в настоящее время сохраняется государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. Ценовой метод является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, применение монопольно высоких и монопольно низких цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, квалифицируется антимонопольным законодательством как одна из форм монополистической деятельности со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Государственное регулирование цен (тарифов) в условиях рыночной экономики может осуществляться в следующих основных формах:

· путем непосредственного и точного установления цен (тарифов) компетентными государственными органами в строго определенных законом случаях;

· путем определения предельного уровня (коэффициента, индекса) цен (тарифов);

· установлением порядка (правил) ценообразования в определенной сфере.

Ряд нормативных правовых актов Российской Федерации посвящен регулированию цен (тарифов) в определенных сферах экономики.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Закон о тарифах организаций коммунального комплекса, который устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Статья 8 Закона о тарифах организаций коммунального комплекса определяет методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Такими методами являются:

· установление фиксированных тарифов на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг организации коммунального комплекса в истекший период действия тарифов;

· установление предельных тарифов, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;

· индексация установленных тарифов в предусмотренных Законом о тарифах организаций коммунального комплекса случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).

В процессе регулирования тарифов могут использоваться различные сочетания названных методов.

Глава 2 Закона о тарифах организаций коммунального комплекса разграничивает полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (в ред. от 21 июля 2005 г.) " О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Что касается государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, то в настоящее время сохраняются определенные директивные меры при их установлении. Так, согласно п. 5 Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 787*(98), государственное регулирование тарифов осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения.

Применение свободных цен находится под контролем со стороны государства. Речь в первую очередь идет об антимонопольном контроле за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Налоговые органы осуществляют контроль за применением свободных цен в целях налогообложения.

Если Федеральная антимонопольная служба и налоговые органы осуществляют контроль за применением свободных цен, то Федеральная служба по тарифам контролирует применение регулируемых цен. Кроме того, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба по тарифам также является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и контролю по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно Положению о федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332, Федеральная служба по тарифам устанавливает, например, цены на продукцию оборонного назначения, цены на продукцию ядерно-топливного цикла, минимальные цены на этиловый спирт из пищевого сырья. Руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осуществляет Правительство РФ.

Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет согласно ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях административную ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.