Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.4. Техническое регулирование






 

Техническое регулирование является правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности, что следует из ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (в редакции от 1 мая 2007 г.) " О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).

Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Закон о техническом регулировании устанавливает следующие принципы технического регулирования:

· применение единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

· независимость органов по аккредитации, по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

· единство системы и правил аккредитации;

· единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

· единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

· недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

· недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

· недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

· недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

· недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ. Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования [продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации].

Статья 6 Закона о техническом регулировании содержит законченный перечень целей, для достижения которых допускается принятие технических регламентов:

· защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных целей.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; правила и формы оценки соответствия (в том числе в нем могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска; предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Под стандартизацией в Законе о техническом регулировании понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Среди целей стандартизации Закон о техническом регулировании называет повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов. Одним из принципов стандартизации является добровольное применение стандартов.

Стандарт - это документ, который в целях добровольного многократного использования устанавливает характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Статья 13 Закона о техническом регулировании к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относит:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций;

· своды правил.

Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) или обязательной сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании, маркируется знаком обращения на рынке. В соответствии со ст. 27 Закона о техническом регулировании данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно, любым удобным для него способом.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данная сфера государственного контроля подпадает под действие Закона о государственном контроле.

Кроме выдачи предписаний об устранении нарушений требований технических регламентов, органы государственного контроля (надзора) в соответствии со ст. 34 Закона о техническом регулировании, в частности, вправе:

· направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;

· выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию;

· требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия;

· привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.