Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Основные методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности






Тема 3.1. Прогнозирование и планирование социально – экономического развития

 

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития относится к числу экономических форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Прогнозирование и программирование являются специфическими формами планирования социально-экономического развития, инструментами обеспечения управляемости экономики.

В Российской Федерации система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ " О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (далее - Закон о прогнозировании). Согласно ст. 1 Закона о прогнозировании государственное прогнозирование социально-экономического развития - это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночной экономики. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического развития - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Министерство экономического развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на 10-летний период. На основе данного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В этой концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Первое после вступления в должность Президента РФ, Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает и представляет в Совет Федерации и Государственную Думу программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в Послании Президента.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное Послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, обычно содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год. Правительство РФ одновременно с представлением проекта закона о федеральном бюджете направляет в Государственную Думу, в частности, такие документы, как итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Согласно Бюджетному кодексу РФ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год является одним из документов, которые должны быть подготовлены в целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год. Составление проекта бюджета основывается на:

· Бюджетном послании Президента РФ;

· прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

· основных направлениях бюджетной и налоговой политики (ст. 172 Бюджетного кодекса РФ).

Конкретные задачи социально-экономического развития предусматриваются в федеральных целевых программах. На основании этих программ осуществляются поставка продукции, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

По каждой долгосрочной целевой программе должна ежегодно проводиться оценка эффективности ее реализации. По результатам такой оценки Правительством РФ не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о федеральном бюджете в Государственную Думу Российской Федерации может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации (ст. 179 Бюджетного кодекса РФ).

Государственный заказ - это также одна из экономических форм государственного регулирования экономики. Размещение государственных заказов должно осуществляться как правило, на конкурсной основе. Для предприятий - поставщиков продукции для федеральных государственных нужд устанавливаются меры экономического стимулирования. Для предприятий, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, предусмотрена обязанность принимать для исполнения заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Закон о размещении заказов под государственными нуждами понимает обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов Российской Федерации).

Государственными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Согласно ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных этим законом. Торги проводятся в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Размещение заказа без проведения торгов осуществляется путем запроса котировок, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется, например, в случае, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

Согласно ст. 174.1 Бюджетного кодекса РФ, вступающей в силу с 1 января 2008 г., доходы бюджета планируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах, а также бюджетного законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Под плановым периодом согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ нужно понимать два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.