Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.4 Эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности






Эффективность государственного регулирования предпринимательства – это отношение экономического и социального эффекта от реализации программных мероприятий к необходимым для его достижения бюджетным затратам.

В тоже время надо отметить, что в научной литературе и региональных программах нет единого мнения, а рекомендуемые и применяемые критерии эффективности государственного регулирования предпринимательства многочисленны и разнородны (таб. 2) [12].

Таблица 2.

Система критериев эффективности государственного регулирования (поддержки) предпринимательства

По способу оценки Общеэкономическая эффективность
Количественные · Количество субъектов предпринимательства, в т.ч. в инновационной сфере · Количество субъектов предпринимательства, охваченных государственной поддержкой · Объемы продукции, работ и услуг предпринимательства · Доля МП в ВВП/ВРП · Эффективность и производительность труда в предпринимательстве · Количество предпринимательских союзов · Создание объектов инфраструктуры развития предпринимательства
Качественные · Снижение уровня теневого оборота. · Поддержание конкурентной среды · Факт создания программ – аналогов в других регионах  
По способу оценки Коммерческая эффективность
Количественные · Количество предприятий, улучшивших финансово- экономические показатели · Оборот предпринимательских структур · Объемы продаж · Суммы прибыли · Привлечение инвестиций в основной капитал субъектов предпринимательства  
Качественные · Факт привлечения внебюджетных финансовых ресурсов и дополнительных средств на развитие предпринимательства, в т.ч. в инновационной сфере
По способу оценки Бюджетная эффективность
Количественные · Объем налоговых поступлений. · Объем поступлений от экспорта · Объем поступлений от лицензирования и регистрации. · Объем налоговых поступлений, поступлений от экспорта, поступлений от лицензирования и регистрации по отношению к объему средств, выделенных на развитие предпринимательства, включая средства на содержание институтов развития предпринимательства · Налогооблагаемая база
Качественные · Возвратность средств, выделяемых из бюджета на возмездной основе на цели развития предпринимательства
По способу оценки Социальная эффективность
Количественные · Число созданных рабочих мест · Число трудоустроенных безработных · Численность занятых в предпринимательском секторе · Размер среднемесячной заработной платы в предпринимательском секторе
Качественные · Социальная напряженность · Социальная рентабельность предпринимательских структур · Уровень благосостояния (жизни) населения · Положительные внешние эффекты (озеленение, освещение, охрана) · Мнение вовлеченных субъектов

 

Проведение оценки эффективности государственного регулирования предпринимательского сектора возможно на основе анализа соотношений объемов затраченных государством финансовых ресурсов и показателей, отражающих изменения в деятельности предпринимательства по векторам целеполагания - социальной и экономической эффективности [10].

Социальная эффективность оценивается по двум основным показателям: изменения занятости в предпринимательском секторе на объем затраченных государством финансовых ресурсов и изменения профильного образовательного уровня занятых в предпринимательском секторе на объем затраченных государством финансовых ресурсов.

,

 

где - объем затраченных государством финансовых ресурсов (тыс.руб.);

- численность занятых в предпринимательском секторе на начало реализации государственных программ (тыс.чел);

– численность занятых в предпринимательском секторе на конец реализации государственных программ (тыс.чел).

- число обученных (повысивших квалификацию, прошедших подготовку и передподготовку) на конец реализации государственных программ (тыс.чел);

- число обученных (повысивших квалификацию, прошедших подготовку и передподготовку) на начало реализации государственных программ (тыс.чел).

Экономическая эффективность оценивается по двум показателям: изменения среднего дохода занятых в предпринимательском секторе на объем затраченных государством финансовых ресурсов и бюджетной эффективности.

,

 

где - средняя заработная плата занятых в предпринимательском секторе на конец реализации государственных программ (тыс. руб.);

- средняя заработная плата занятых в предпринимательском секторе на начало реализации государственных программ (тыс. руб.).

- налоговые поступления в бюджет от субъектов предпринимательства на начало реализации государственных программ (тыс. руб.);

- налоговые поступления в бюджет от субъектов предпринимательства на конец реализации государственных программ (тыс. руб.).

Предложенная методика позволит оценить эффективность государственного регулирования предпринимательства за определенный период, а так же определить результативность: деятельности исполнительных органов на всех уровнях власти; финансового контроля за ресурсами, направленными на развитие предпринимательства при условии оперативного доступа к значениям показателей в системах данных государственной статистики и административного мониторинга.

В рамках доступной информации статистической отчетности, возможно сопоставление данных в общенациональном и регионально-территориальном разрезах; коррелирующих по времени. Такими показателями могут быть:

1. Показатель социальной эффективности предпринимательства (целевой ориентир государственного регулирования - увеличение занятости населения, развитие самозанятости).

где: – показатель социальной эффективности предпринимательских структур;

Чз – среднесписочная численность занятого в предпринимательском секторе населения за рассматриваемый период, тыс.чел.;

Чэан – среднесписочная численность экономически активного населения за рассматриваемый период, тыс.чел.

2. Показатель стабильности (устойчивости) деятельности предпринимательского сектора (целевой ориентир государственного регулирования - формирование среднего класса общества)

где: – показатель устойчивости деятельности предпринимательского сектора;

Кк – количество предприятий на конец рассматриваемого периода;

Кн - количество предприятий на начало рассматриваемого периода.

ОБк –оборот предприятий на конец рассматриваемого периода;

ОБн - оборот предприятий на начало рассматриваемого периода.

3. Показатель экономической активности предпринимательского сектора (целевой ориентир государственного регулирования - увеличение ВВП (ВРП).

где: – показатель экономической активности предпринимательского сектора;

– объем инвестиций в основной капитал предприятий за рассматриваемый период;

ОБ - оборот предприятий за рассматриваемый период.

Данная система показателей, включающая элементы, отражающие текущее состояние предпринимательского сектора в контексте его функциональных возможностей по реализации государственных интересов, позволяет определять как результативность, так и приоритетные вектора государственного регулирования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.