Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вятка-Москва

Шмыков Сергей

 

 

Использование пестряди в традиционном народном костюме имеет широкое и устойчивое распространение во второй половине XIX – начале XX вв. на севере и северо-востоке Европейской России (Архангельская, Вологодская, Вятская, Олонецкая и Пермская губернии), а также в центральных и южных губерниях (Владимирская, Воронежская, Тверская, Тульская, Ярославская и др.) [Шмелева 1970: 95]. Вариативность рисунка пестрядинных тканей отличается большим разнообразием даже в пределах узколокальной территории. Вызывает интерес выявление границ традиции формирования узоров тканей, используемых в народном костюме, и её реализации сквозь призму индивидуальных когнитивных и аффективных процессов. Описание закономерностей построения орнамента пестрядинных тканей может позволить расширить представление о том, где проходит водораздел между коллективным и субъективным, и как функционирует творческое начало в условиях традиции и маркёров локальной коллективной идентичности.

Понятие «идентичность» было введено Г. Тэджфелом в область социальной психологии в 60-70 годах и определено как «часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству» [Тэджфел 1986: 14]. В традиционном обществе усвоенные на уровне семьи, «бесёды», деревни и т.д. коллективные культурные коды, нормы и границы, реализуемые посредством традиционного костюма, закладываются с раннего детства и формируют комплекс маркеров, соблюдение которых обуславливает социализацию и успешную интеграцию в коллектив. Это касается и текстильного орнамента. Детальный технологический анализ узколокальных особенностей традиционного народного ткачества может позволить более эффективно рассматривать ткацкие переплетения и орнаментированные ткани, и в частности пестряди, в качестве маркёров локальной коллективной идентичности в условиях русской деревни конца XIX - начала XX вв.

Рассматривая тему народного ткачества и народного костюма, многие выдающиеся авторы этнографических работ, такие как Д.К. Зеленин, Г.С. Маслова, Н.И. Лебедева и другие, раскрывают вопрос о технологических деталях этнографического текстиля довольно поверхностно или частично. Та же ситуация складывается в работах, освещающих локальные коллекции народных костюмных комплексов (Н.П. Лютикова, Л.Ф. Кислуха и др.). Массивные этнографические работы, охватывающие значительную территорию и широкий спектр аспектов народного быта, формируют хоть и объемную, но достаточно размытую картину в рассматриваемом вопросе. В настоящий момент оценка народного текстиля с технологической точки зрения является белым пятном в отечественной этнографической науке. Иллюстративный материал многих изданий XX века, посвященных народному костюму и иным текстильным образцам народного быта, чаще всего крайне редко визуализирует подробности узора тканей на уровне переплетения нитей и цветового решения пестрядей. Текстовые описания народного костюма в основном также обходят этот аспект, сосредотачиваясь на общих чертах архитектоники традиционного народного костюма, либо ограничиваются цветовым решением пестрядинных тканей.

Становление тенденции употребления клетчатых пестрядей для изготовления полотен праздничных рубах и сарафанов Л.В. Ефимова связывает «с появлением в деревне хлопчатобумажных нитей» [Ефимова 1989: 31]. На Русском Севере пестрядинные сарафаны, или «пестряки», приходят на смену косоклинным и круглым сарафанам из кубовой набойки, называемым в Архангельской и Вологодской губерниях «набивниками». Сроками зарождения тенденции в различных географических локусах этнографические источники, по-видимому, не располагают. Однако в конце XIX века домотканая пестрядь (как бумажная, так и льняная) широко употребляется для изготовления сарафанов и рубах на Северной Двине [Ефимова 1988: 4]. Описывая бытование пестряди на севере и северо-востоке Европейской России, М.Н. Шмелева и Л.В. Тазихина указывают, что «из льняной и конопляной пряжи на двух подножках ткали так называемую пестрядь – цветную клетчатую и полосатую ткань для женских и мужских рубах, сарафанов, некоторых видов женских передников. < …> Особенно распространилась пестрядь в конце XIX в. < …> Для изготовления её стали (выделено мной – Ш.С.) покупать фабричную [Шмелева 1970: 95]. Такое построение текста наводит на мысль, что использование пестрядинных тканей в костюме практиковалось до появления в деревне фабричных «бумажных» нитей, хотя, конечно, не доказывает такого положения дел.

Левинсон-Нечаева

А.А. Бобрихин, описывая женский русский традиционный костюм Урала, указывает, что «для будничных рубах … ткали пестрядь в мелкую клетку». Отражение характера орнамента пестряди мужских будничных рубах также ограничивается лишь указанием относительного размера клетки [Бобрихин 2006: 37]. Упоминание колористики домотканых пестрядей, употребляемых для изготовления женских повседневных и рабочих рубах, можно встретить в описании традиционного костюма Нижегородского края: «Чаще встречалось сочетание красного с белым, красного с черным и белым, красного с черным и красного с темно-синим цветами» [Васильев 1989: 8]. Далее в указанной работе при описании сарафанов помимо цветовой гаммы («Обычно сочетались красный и синий или красный и зеленый цвета с белой каёмкой. В пестряди встречалось также сочетание красного, черного и белого цвета») также предпринята попытка описания особенностей структуры орнамента пестряди: «На пестряди клетка была очень мелкой, на клетчатине – крупнее, с тонкой белой каёмкой в одну, две, три нитки» [Васильев 1989: 23]. Орнамент пестрядей мужских повседневных рубах представлял по описанию автора «очень мелкую вертикальную полоску или клетку». Цветовая компонента заключалась в чередовании «белого и синего (очень редко с добавлением красного), белого и красного, красного и синего, красного и черного; красного, синего и черного цветов» [Васильев 1989: 63]. Безусловно, сформировать представление о характере орнамента пестрядинных тканей на основании таких описаний, приведенных в работах не представляется возможным, тем более, что и иллюстрации издании не отображают интересующего нас аспекта традиционного костюма.

При характеристике сарафанов Ф.М. Пармон оказывает пристальное внимание колористике орнамента пестрядей, вводя в классификационный аппарат широкую шкалу цветов. При этом предлагается подвергать оценке не только цвет фона пестряди, но и результативный цвет материала, образованный при пространственном смешении всех присутствующих в орнаменте цветов [Пармон 1994: 88, 92]. В то же время геометрическая структура орнамента пестряди упускается из виду. Во внимание принимается лишь относительный размер раппорта («крупная клетка», «мелкая клетка»).

Более развернутую характеристику пестряди даёт Н.П. Лютикова при описании крестьянского костюма Мезенского уезда Архангельской области. Автор обозначает состав пестрядинных тканей (для мезенского крестьянского костюма свойственны льняные и полульняные пестряди с применением покупных хлопчатобумажных нитей, «хлопчатобумажные и пестряди с применением шерстяных нитей для Мезени не характерны»), преобладающее цветовое решение фона и решетки («основные цвета < …> синий, красный, белый. < …> фон чаще всего был белым»), отношение ширины фона к ширине полос решетки («протоки холодного белого льняного фона были чуть шире»), геометрические закономерности построения раппорта («узор пестряди строился не на чередовании квадратов и прямоугольников одного цвета, а на пересечении узких горизонтальных и вертикальных полосок»), а также указывает размеры раппортов для отдельных видов женской и мужской одежды («Мезенскую пестрядь от пестряди других уездов Архангельской губернии отличает и небольшой размер клеток, даже для тканей на сарафаны. Раппорт узора тканей для рукавов женских рубах в большинстве своем составляет от 0, 5 до 1 сантиметров, для мужских рубах – до 1, 5 сантиметров, для сарафанов 1, 2 – 2, 5 сантиметра.») [Лютикова 2009: 17].

Весьма ценным является указание Л.Ф. Кислухи на использование цветовой гаммы сарафана «пестрядинника» и рубахи «пестрядинницы», составляющих широко бытовавший на Пинежье костюмный комплекс, в качестве маркёра принадлежности к различным возрастным группам. Пестряди сарафанов молодых девушек имели красно-белую клетку, молодых замужних женщин – красно-бело-желтую. Сарафаны «зрелых женщин и постарше» имели «приглушенные темно-красны, брусничные цвета и мелкую сине-белую клетку». Таким же образом с возрастом изменялась колористика «пестрядинниц». У молодых девушек пестряди были исполнены ярких красно-белых тонах. С возрастом появлялись темно-синие и черные цвета [Кислуха 2006: 24].

Приведенный материал иллюстрирует отсутствие в этнографической литературе единого подхода к описанию и классификации пестряди, который бы позволил

 

 

Рассмотрение домотканых пестрядей в настоящем исследовании проводилось на материалах этнографического собрания элементов традиционного народного крестьянского костюмного комплекса историко-краеведческого клуба «Мир» (г. Киров). Коллекция элементов народного костюма (далее «коллекция») сформировалась благодаря этнографическим экспедициям участников клуба под эгидой Областного краеведческого музея. Территория сборов включает населенные пункты побережий рек Юг и Луза. К рассмотрению приняты сарафаны, женские и мужские рубахи, выполненные из домотканой пестряди. Сарафаны коллекции исключительно московского типа (круглые) встречаются в двух конструктивных вариантах: 1) на лямках; 2) с глухим лифом. Оба из них могут быть снабжены так называемым «грибом» - пришитой по подолу полосе ткани, собранной борами. Также встречаются гибридные варианты круглого сарафана, когда кокетка располагается только на спине. Косоклинных сарафанов, вытесненных круглыми в середине 19 века на территории Вологодской губернии, в коллекции не встречается. Среди женских рубах рассмотрены повседневные и праздничные женские рубахи с «пестрядинными» рукавами и пришивным станом из белёного или сурового холста. Мужские рубахи-косоворотки из домотканой пестряди лишены каких-либо украшений и носят будничный характер.

Очевидно, что сфера применения ткани является детерминирующим фактором не только для её технологических, но и орнаментальных качеств. Характер раппорта пестрядей рубах коллекции значительно отличается от сарафанного. На этот факт указывает и Н.П. Лютикова [Лютикова 2009: 17]. Поэтому назначение ткани принято в качестве определяющего и главенствующего в иерархическом дереве выделяемых признаков. С другой стороны, определение комплекса характерных признаков орнамента для отдельного элемента костюма позволяет в последующем с некоторой долей уверенности определять назначение обнаруженных при экспедиционном обследовании неиспользованных холстов (новин) или отдельных фрагментов ткани.

За редким исключением, клетчатые пестряди костюмных комплексов коллекции выполнены в технике полотняного переплетения. Переплетение усиленная саржа 2х2 встречается в единичных случаях при исполнении сарафана и женской рубахи.

Принцип организации ткани заключается в переплетении двух взаимно перпендикулярных систем нитей – основы и утока. И в технологическом аспекте такое строение ткани уже предполагает формирование клетчатого орнамента с крайне широкими вариативными возможностями. Однако наблюдение клетчатого орнамента домоткани позволяет рассмотреть определённую закономерность его построения и выделить допустимую зону флуктуации параметров рисунка.

В качестве анализируемых признаков пестрядей были приняты качественные и количественные характеристики раппорта ткани: колористическая структура базового элемента орнамента, число нитей, участвующих в его формировании, линейные параметры раппорта. Оценка колористической структуры базового элемента орнамента (далее «раппорт») клетчатой пестряди рубах и сарафанов позволяет выделить закономерные признаки, которые далее предлагается использовать в качестве классификационных: геометрическая структура, оптическая контрастность, изотропность, изохромность, симметричность, колористика.

1. Структура раппорта: визуальный эффект фона и решетки. Выделение в структуре раппорта фона и решетки независимо от его геометрической и цветовой сложности основано на некоторых закономерностях восприятия, описанных в гештальт-психологии, а в частности на эффекте группировки. Наблюдения М. Вертгеймера и В. Кёлера показывают, что однородные объекты (в случае изучения раппортов пестрядей это отдельные цветные полосы или прямоугольники) перцептивно объединяются в группы в зависимости от расстояния между ними таким образом, что меньшее расстояние находится внутри группы, а большее – между группами. Наряду с этим объединение расположенных на равном расстоянии друг от друга объектов происходит на основании различия их свойств (в частности, цвета полос пестряди и их ширины).

В большинстве случаев визуальный эффект фона в узоре пестряди дают относительно широкие монохромные полосы утока и основы. В единичных случаях обнаруживается диа- или трихромный фон. Его визуальная монолитность достигается за счёт минимальной ширины формирующих его цветных полос в утоке и основе (в 1-2 нити).

Колористическое и структурное решение решётки узора пестряди осуществляется несколькими приёмами. В наиболее простых вариантах решётка диахромной пестряди строится из одиночных полос или группы полос, разделенных между собой относительно узкими участками фона. Минимальная ширина полосы одного цвета составляет 2 нити, что технологически обусловлено традиционными приёмами снования и заправки основы (2 нити в зуб берда) и обеспечивает ясное прочтение полосы, исключая её прерывистость (пунктирность) и обеспечивая её визуальную целостность. При использовании двух и более цветов в структуре решетки полосы разных цветов могут быть смежными или разделяться узкими участками фона. В отдельных случаях общая ширина полосы решётки пестряди может превышать ширину полосы фона. При этом полоса решетки отличается полихромностью и контрастностью используемых цветов. В ряде случаев структура пестряди усложняется введением дополнительных систем решётки второго и третьего порядка более простой организации, чем основная.

В случаях, когда диахромные клетчатые пестряди рубах сформированы полосам одинаковой ширины, выделение фона и решётки в структуре раппорта в технологическом аспекте невозможно. Такие раппорты предлагается называть амбивалентными. Однако проведенные нами эксперименты показывают, что, так или иначе, у таких раппортов благодаря особенностям перцептивных процессов наблюдателя происходит разделение узора на фон или решетку.

В некоторых случаях в формировании диахромного раппорта пестряди принимают участие равное число красных и белых нитей. Однако за счет явления группировки объектов происходит четкое разделение раппорта на фон и решетку. Такой пример пестряди встречается среди мужских рубах коллекции и подробнее рассмотрен ниже в соответствующем разделе.

2. Оптическая контрастность. Ясное прочтение узора пестряди обуславливается контрастностью решетки и фона, а также смежных полос в структуре решетки. Оптический контраст реализуется через сочетание отличных по тону, насыщенности и светлоте хроматических и ахроматических (черного и белого) цветов.

3. Изотропность / анизотропность раппорта. Заимствованные из кристаллографии дефиниции позволяют отобразить совпадение структуры раппорта вдоль утока и вдоль основы в одном из направлений без учёта совпадения цвета полос пестряди. Рассмотрение этого признака возможно в двух аспектах:

а) технологическая изотропность - идентичность количественного порядка нитей основы и утока ткани в одном из направлений;

б) визуальная изотропность - видимая идентичность раппорта вдоль основы и утока.

В случае, когда плотность ткани (число нитей на единицу длины) по утоку и по основе различны (чаще всего плотность по основе преобладает над плотностью по утоку), визуальная изотропность достигается за счёт незначительного уменьшения количества нитей утока в раппорте (технологическая анизотропность). И наоборот - в отдельных случаях строгое соблюдение технологической изотропности пестряди при различных плотностях основы, а также в случае использования приёма выбранного утока приводят к большей или меньшей визуальной анизотропности раппорта пестряди.

4. Изохромность / анизохромность раппорта. Данная пара терминов позволяет отображать совпадение/несовпадение цветовой последовательности полос пестряди в одном из направлений в утоке и основе без учёта их ширин.

5. Симметричность / асимметричность раппорта. Значение случайных и незначительных флуктуаций тонины нитей и плотности прибивки утока ткани было нивелировано. Во внимание принималась технологическая симметричность раппорта, которая соответствует визуальной симметричности базового элемента узора. Оси симметрии раппорта клетчатой пестряди могут проходить вдоль основы и вдоль утока, вследствие чего выделяются симметричные по утоку и симметричные по основе пестряди. Присутствие в пестряди обоих направлений симметрии предлагается обозначать термином «ортогональная симметрия».

6. Колористика.

7. Размеры раппорта оценивались в двух аспектах – количество нитей и длина (в сантиметрах). В анизотропных раппортах указывается сначала число нитей по основе (длина вдоль утока), затем число нитей по утоку (длина вдоль основы).

 

Характеристика пестрядей мужских рубах.

В ходе разработки классификационной системы рассмотрены 9 мужских рубах, в пестрядях которых выделены общие признаки: контрастная диахромность (у 8 из 9 используются красный и белый цвета, в одном случае – синий и белый), изохромность (чередование белых и красных/синих полос как в утоке, так и в основе), 8 из 9 ортогонально симметричны. В двух случаях раппорт амбивалентный (состоит из 4 белых и 4 красных нитей как в утоке, так и в основе), у остальных наблюдается варьирование ширины полос и визуальное разделение на фон и решетку. Раппорт мелкий. В большинстве случаев это 6 и 8 нитей по основе (по 4 случая соответственно), лишь в одном случае – 24 нити (2х2 сантиметра). Размеры раппорта по утоку либо равны, либо превышают размеры по основе: в 5 случаях – 8 нитей (от 0, 7 до 1 сантиметра), в остальных – от 14 до 26 нитей (от 1, 2 до 2 сантиметров). Таким образом раппорты либо квадратны, либо вытянуты вдоль утока. Изотропны только 3 раппорта (включая амбивалентные). Ширина отдельных полос решетки пестряди варьирует от 2 до 6 нитей. Более подробно технологические особенности можно увидеть в таблице 1.

 

Таблица 1. Характеристика орнамента пестряди мужских рубах.

№ образца Количество цветов Выделение фона Цвет (фон / решетка) Контрастность Изотропность Изохромность2 Симметричность Структура по основе Структура по утоку (количество нитей и цвет) Доля фона по основе Доля фона по утоку Количество нитей (по основе/по утоку) Линейный размер, мм (по основе / по утоку)
        + + + орт3 4б 4к 4б 4к 0, 50 0, 50 8/8 9х9
        + + + орт 4б 4к 4б 4к 0, 50 0, 50 8/8 9х9
    +1 б/к5 +   + орт 2 к 4б 3к 3б 3к 5б 0, (66) 0, 57 6/14 7х10
    + к/б +   + орт 2б 4к 2б 6к 0, (66) 0, 75 6/8 5х7
    + б/к +   + орт 2к 4б 4к 6б 2к 6б 0, (66) 0, (66) 6/18 6х13
    + с/б +   + орт 2б 6с 4б 4с 0, 75 0, 50 8/8 7х7
    + б/к +   + осн4 4к 4б 6к 4б 2к 2б 0, 50 0, 42 8/12 7х10
    + б/к + + + орт 4к 2б 4к 4б 2к 2б 2к 4б 4к 2б 4к 4б 2к 2б 2к 4б 0, 5 0, 5 24/24 20х20
    + б/к +   + орт 2к 4б 4к 6б 2к 2б 2к 2б 2к 6б 0, (66) 0, 62 6/26 5х20

Примечания к таблице1: 1 – «+» – признак присутствует, «0» – признак отсутствует; 2 – изохромность выделяется весьма условно в силу значительной простоты структуры и диахромности раппорта; 3 – ортогональная симметрия; 4 – ось симметрии проходит вдоль основы; 5 – обозначение цвета: «б» – белый, «к» – красный, «с» - синий.

 

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает образец рубашечной пестряди № 8, обладающей более сложной структурой раппорта. Узор ткани диахромный, изотропный, изохромный и обладает ортогональной симметрией. Примечательным является то, что в его формировании, как можно увидеть из таблицы 1, принимают участие красные и белые нити в равных долях. Однако группы из 9 белых прямоугольников, расположенные между парными широкими красными полосами, ясно прочитываются как крупные квадраты белого фона, пересеченные парами тонких красных парных линий вдоль утока и основы, благодаря закону группировки. Этот закон эстетики, описанный наряду с другими девятью В.С. Рамачандраном, заключается в том, что при созерцании некоторого множества визуальных фрагментов сознание наблюдающего субъекта стремится к разрешению перцептивной задачи и группирует бессвязные части в единый образ. При этом в эмоциональных центрах лимбической системы головного мозга формируется возбуждение, соответствующее переживанию удовлетворения [Рамачандран 2006: 59-61]. Благодаря этому механизму в технически амбивалентном раппорте возможно выделение фона на перцептивном уровне.

 

Характеристика пестрядей женских рубах.

В коллекции среди женских рубах имеется только пять, имеющих пестрядинные «рукава» - верхнюю часть рубахи. По сравнению с мужскими их узор имеет более сложную структуру и бó льшие размеры раппорта – от 14 до 40 нитей по основе и от 14 до 36 нитей по утоку. Две рубахи во всех случаях раппорт имеет ортогональную симметрию, образован контрастными цветами, среди которых преобладают белый и красный. Появляются черный и оранжевый цвета. Амбивалентных раппортов не наблюдается – во всех случаях можно выделить фон и решетку. В двух случаях (№№ 4 и 5 в таблице 2) пестрядь имеет красный фон и крупную решетку первого порядка из пары белых нитей в окружении тонких черных полос, усиливающих контрастность первых по отношению к фону. В обоих случаях наблюдается крестообразное пересечение относительно крупных полей красного фона тонкими линиями в две нити, обозначающих вертикальные и горизонтальные оси симметрии фонового пространства и образующих решетку второго порядка. Этот принцип организации раппорта, как будет показано далее, довольно часто используется в сарафанных пестрядях.

 

Таблица 2. Характеристика орнамента пестряди женских рубах.

№ образца Количество цветов Выделение фона Цвет (фон / решетка) Контрастность Изотропность Изохромность Симметричность Структура по основе Структура по утоку (количество нитей и цвет) Доля фона по основе Доля фона по утоку Количество нитей (по основе/по утоку) Линейный размер, см (по основе / по утоку)
    +1 б/к +   + орт2 4к 2б 2к 2б 4к 4б 4к 4б3 4к 4б 2к 4б 0, 46 0, 57 26/14 0, 9х0, 9
    + б/к + + + орт 4к 4б 2к 4б 4к 4б 2к 4б 0, 57 0, 57 14/14 0, 9х0, 9
    + б/к, о +     орт 4к 3о 4к 4б 4к 4б 4к 2б 4к 4б 2к 2б 2к 4б 0, 35 0, 5 23/24 0, 9х0, 9
    + к/б, ч + + + орт 2ч 2б 2ч 5к 2б 5к 2ч 2б 2ч 5к 2б 5к 0, (55) 0, (55) 18/18 0, 9х0, 9
    + к/б, ч + + орт 2ч 2б 2ч 16к 2ч 16 к 2ч 2б 2ч 14к 2ч 14 к 0, 8 0, (77) 40/36 0, 9х0, 9

Примечания к таблице1: 1 – «+» – признак присутствует, «0» – признак отсутствует; 2 – ортогональная симметрия; 3 – обозначение цвета: «б» – белый, «к» – красный, «о» - оранжевый, «ч» - черный.

 

В ходе этнографических экспедиций были обнаружены отдельные лоскуты, орнамент и колористика которых позволяют с некоторой долей вероятности определить ткани как рубашечные, однако наверняка знать их гендерную привязку не представляется возможным. Все анализируемые образцы орнамента дуахромные, ортогонально симметричные, представлены (кроме № 8) в красно-белой гамме и в силу простоты организации раппорта могут быть рассмотрены как изохромные. По большей части раппорты анизотропны, контрастны и имеют четко воспринимаемые фон и решетку.

 

Таблица 1. Характеристика орнамента пестряди рубашечных тканей (лоскуты).

№ образца Количество цветов Выделение фона Цвет (фон / решетка) Контрастность Изотропность Изохромность2 Симметричность Структура по основе Структура по утоку (количество нитей и цвет) Доля фона по основе Доля фона по утоку Количество нитей (по основе/по утоку) Линейный размер, мм (по основе / по утоку)
    + б/к +   + орт 2к 4б 4к 6б 2к 6б 0, (66) 0, (66) 6/18 6х13
    + б/к +   + орт 4к 3б 4к 6б 4к 6б 2к 4б 2к 6б 0, 53 0, (66) 17/24 9х9
        +   + орт 2к 2б 3к 3б 0, 5 0, 5 4/6 7х10
    + б/к +   + орт 4к 6б 2к 6б 4к 8б 3к 3б 3к 8б 0, (66) 0, 72 18/29 5х7
    + к/б +   + орт 2б 4к 2б 3к 0, (66) 0, 60 6/5 6х5
        + + + орт 4б 4к 4б 4к 0, 50 0, 50 8/8 7х7
    + б/к + + орт 5к 8б 4к 8б 0, 60 0, 57 13/14 7х10
          + + орт 4к 4р 4к 4р 0, 5 0, 5 8/8 7х7

 

 

Характеристика пестрядей сарафанов.

В структуре узора пестрядей сарафанов фон, за единичными исключениями, монохромный чаще красных и реже коричнево-оранжевых оттенков. В исполнении решётки узора используются от 2 до 4 цветов: наибольшее распространение получают белый, черный, жёлтый. Помимо этого встречаются оттенки голубого и зеленого. Для сарафанных пестрядей характерна изотропность раппорта, его симметричность в двух направлениях, усложнение структуры решётками второго и третьего порядка в пределах полей фона, подчеркивающими оси симметрии. Анизотропный раппорт пестрядей сарафанов встречается в единичных случаях. Линейные параметры основного массива раппортов пестрядей сарафанов изменяются от 48 до 72 нитей, достигая в отдельных случаях 114 нитей.

 

Таблица 2. Характеристика орнамента пестряди сарафанов.

№ образца Количество цветов Выделение фона Цвет (фон / решетка) Контрастность Изотропность Изохромность Симметричность Структура по основе Структура по утоку (количество нитей и цвет) Доля фона по основе Доля фона по утоку Количество нитей (по основе/по утоку) Линейный размер, см (по основе / по утоку)
    +1 к с, б + + + орт2 12с 4к 2б 4к 12с 52к3 12с 4к 2б 4к 12с 52к 0, 70 0, 70 86/86 0, 9х0, 9
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

 

Экспериментальные разработки в сфере нейроэстетики (С. Зеки, В.С. Рамачандран, П. Винкельман и др.) показывают, что субъективное переживание прекрасного, вызванное зрительным образом, с одной стороны, зависит от индивидуальных когнитивных и аффективных процессов в коре головного мозга и подкорковых структурах (лимбическая зона), а с другой стороны, коррелирует с объективными признаками объекта. Вилейанур Рамачандран выделяет 10 законов эстетики [Рамачандран 2006: 54], среди которых относительно характера орнамента пестрядей в составе традиционного народного костюма можно выделить три:

1) контрастность (contrast extraction);

2) симметрия;

3) повтор, ритмичность и порядок (repetition, rhythm and orderliness);

По наблюдениям П. Винкельмана и соавторов, вероятность распознавания визуального стимула как «красивого», а также глубина впечатления от него зависят от скорости обработки этого стимула. В свою очередь увеличение скорости восприятия зрительного стимула обуславливают такие признаки объекта, как симметричность, высокий уровень контрастности и яркости, повторяемость стимула и его прототипичность (эффект красоты типового образа) [Винкельман 2006: 799-806].

Таким образом, традиционная структура орнамента клетчатых пестрядинных домотканей, используемых в конце XIX – начале XX вв. в русских селениях бассейна рек Луза и Юг для создания таких элементов традиционного костюма, как рубахи и сарафаны, базируется на общих закономерностях восприятия красоты, включающих перцептуальные процессы и объективные характеристики визуального сигнала. Благодаря этому пестрядь могла сохранять устойчивое положение маркера идентичности и интегрироваться в систему ценностей, формируя положительный эмоциональный ответ на аффективном уровне идентификации члена коллектива, когда происходит оценка качеств своей группы.

 

Литература:

Андреева 2005 – Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. СПб., 2005

Бобрихин 2006 – Бобрихин А.А. Народное искусство Урала. Традиционный костюм. Екатеринбург, 2006.

Васильев 1989 – Васильев М.И., Ефимова С.Л. (сост.) Традиционный костюм Новгородского края. Новгород, 1989.

Винкельман 2006 – Winkielman P., Halberstadt J., Fazendeiro T., Catty S. Prototypes are attractive because they are easy on the mind // Psychological Science, 17, (2006) 799–806

Ефимова 1988 – Ефимова Л.В. Русский народный костюм.

Ефимова 1989 – Ефимова Л.В. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей: альбом. М., 1989.

Кислуха 2006 – Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». М., 2006.

Лютикова 2009 – Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: каталог. Архангельск, 2009.

Пармон 1994 – Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М., 1994.

Рамачандран 2006 – Рамачандран В.С. Рождение разума. М., 2006.

Тэджфел 1986 – Tajfel, H., Turner, J. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago, 1986.

Шмелева 1970 – Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды // Русские. Историко-этнографический атлас. / Под ред. В.А. Александрова. М., 1970

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Походження та зміст поняття культура. | Лейкемические инфильтраты в КМ, печени, селезенке, л/у и др. органах с их увеличением.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.