Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Современное состояние развития отечественной системы образования отмечено повышенным интересом к проблемам развития личности растущего человека на различных






Современное состояние развития отечественной системы образования отмечено повышенным интересом к проблемам развития личности растущего человека на различных стадиях его возрастного развития.

Наибольшую важность приобретают разработки проблем психического развития личности ребенка младшего школьного возраста, ведь его особенности будут являться основой для дальнейшего развития человека в течение всей его жизни. Одним из важнейших психических процессов, определяющих эффективность процесса обучения школьника выступает память.

На сегодняшний день проблема коррекции и развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.

Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

- 4 -

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. И в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших зарубежных психологов мира Р. Шифрина, Д. Карнеги, Т. Рибота и др. Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации, является одной из актуальных проблем ХХI века.

Данная проблема остается на данный момент окончательно неразрешенной. И мне как будущему учителю начальных классов особенно важно быть компетентной в вопросах изучения и коррекции развития данного психического процесса у детей начального звена обучения. Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Система работы учителя начальных классов по развитию и коррекции памяти».

Объектом исследования выступает деятельность учителя начальных классов по развитию познавательных процессов младших школьников.

Предметом исследования являются условия и факторы успешной деятельности учителя по развитию и коррекции памяти у учеников начальных классов.

В качестве цели исследовательской работы нами определено изучение специфических особенностей процесса развития и коррекции памяти учащихся начального звена школы. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать психологические особенности младших школьников.

2. Раскрыть сущность понятия «память» как психического познавательного процесса, описать его виды.

3. Выявить условия и факторы эффективного развития и коррекции учителем памяти у учащихся начальных классов.

4. Опытно-экспериментальным путём выявить условия и факторы эффективного развития и коррекции памяти младших школьников.

 

- 5 -

В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что деятельность учителя начальных классов по развитию и коррекции памяти учащихся будет проходить более эффективно, если учитель будет:

- реализовывать целостную систему деятельности по развитию памяти у учащихся;

- мотивировать учащихся на процесс собственного развития;

- координировать совместную деятельность с родителями и учителями-предметниками, работающими в данном классе.

Для эффективного разрешения задач дипломной работы нами была использована следующая совокупность методов исследования: теоретические: анализ педагогических идей, анализ документации и продуктов деятельности школьников; эмпирические: наблюдение, беседа, изучение педагогического опыта, эксперимент; социально-педагогические: тестирование; методы математической статистики и графического представления результатов исследования.

Базой нашего исследования являлась муниципальное общеобразовательное учреждение Зазерская средняя общеобразовательная школа, 1 класс в составе 8 человек.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.