Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ музы поэта




А.С.Пушкин XIX век Н.А.Некрасов XIX век А.А.Блок XX век А.А.Ахматова XX век В.В.Маяковский XX век
Вся пушкинская поэтика скрепляется образом Музы, и это не случайность. У многих поэтов образ Музы однопланов, но Пушкин видит различные аспекты образа Музы, в том числе и возможности проявления его в контексте. Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, ви­дели музу своей поэзии либо в образе одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Апол­лон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, приносящий поэту вдохновение. В противоположность изящной музе Некрасов создает образ музы в виде страдающей русской крестьянки. В стихотворе­нии «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это тоже новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и печали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Лирический герой Блока сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Эта дама очень неопределённа, бесплотна, трудно увидеть её лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа, но что-то от опознавательной приметы, знака, указания на смысл явления. В образе Прекрасной Дамы можно увидеть образ Вечной Женственности: Муза в уборе весны постучалась к поэту, Сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи…   Для нее это и божественная покровительница, и родная сестра, и близкая подруга — много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет в отношении Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда — восхищение, граничащее с поклонением высшему существу. В первой части стихотворения «Муза» А.А.Ахматова пишет: Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И появляется Муза не равная, не милая, не многословная. Её молчание означает, что Она Муза трагедии, что там, откуда она пришла, все молчат от скорби, что между нею и лир3ической героиней больше не может быть борьбы. Муза теперь - нечто сверхличное, она не примет от художника слов «не могу», но будет требовать одного - «должна». Героиня узнает ее, все понимает без слов: Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала / Страницы Ада?» Отвечает: «Я» А в поздней лирике образ Музы позволяет отметить постепенное переключение авторского интереса с темы истории на размышление о времени как категории философской, о человеческой памяти как единственной возможности его преодоления. Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Именно Лиле Брик Владимир Маяковский был обязан своими лучшими стихами. Их отношения были странными, запутанными и в каком-то смысле безнадежными… Он, бесспорно, любил эту женщину.  

МУЗЫКА

Почему многие авторы включают в сюжеты своих произведений музыку? На мой взгляд, каждый художник слова использует этот прием, чтобы подчеркнуть что-то очень важное в героях и их судьбе.
К. Паустовский Л.Н.Толстой И.С.Тургенев А.И.Куприн М.Горький
«Старый повар» «Альберт» Повесть «Ася» Повесть «Гранатовый браслет» Повесть «Детство»
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются. В повести звучит лансеровский вальс. Именно эта музыка «потянула» героя произведения отправиться на «встречу с судьбой». Звуки музыки, неясные вначале («скрипка неясно заливалась»), как бы говорят о смутном ожидании героя каких-то изменений в жизни. Он знакомится с Гагиными и проводит с ними вечер. Господин Н.Н. очарован новыми знакомыми. Он слушает музыку, долетавшую до них, и вдруг осознает, что звуки вальса стали «слаще и нежнее», при этом внимательно наблюдает за Асей. Музыка помогает герою осознать свое душевное состояние. Вторая соната Бетховена завершает рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет». «Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет… И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Героиня осознает, что это произведение – символ её самой, воплощенной в музыку, символ его счастья, его жизни, обреченной на неразделенную любовь. В «Детстве» А.М.Горького встречается эпизод, где герои соприкасаются с музыкой. «Дядя Яков… сгибался над гитарой и, тихонько пощипывая струны, играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги. Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное». «И все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары». Автор передает душевное состояние маленького Алеши, очень тонко воспринимающего музыку, показывает, как преображаются люди под воздействием игры дяди Якова, как обнажаются их чувства.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.