Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений.






Как известно, хореографическое искусство имеет огромный преобразующий потенциал для развития человека любого возраста, поэтому педагог-хореограф в профессиональной деятельности должен реализовывать его на каждом танцевальном уроке. Отметим функции хореографических занятий:

культурнопросветительская

изучение наследия хореографического искусства

социализирующая

адаптация, становление и развитие личности ребенка в обществе в условиях хореографических занятий

здоровьесберегающая

поддержание физического здоровья

эстетическая

связано с восприятием и пониманием учениками прекрасного в действительности, наслаждением им, развитием творческого отношения

коммуникативная

общение детей в ходе работы в ансамбле

арт-терапевтическая

поддержание психического здоровья

исследовательско­эвристическая

интеллектуальное, художественно-творческое развитие детей

Далее рассмотрим краткий перечень отличительных признаков основных направлений хореографического искусства, совокупное овладение которых составляет универсальность танцовщика:

классический танец

двигательная грамотность танцора (как основа всего хореографического образования), воспитание культуры движения, образность, огромные физические возможности

народный танец

культура этнического исполнения, яркая характерность этноса, коллективное исполнение

джаз-танец

ритмичность, энергичность исполнения, изоляция как основной прием исполнения

спортивно­бальный танец

интеграция танца и спорта, эмоциональность и самобытность (цикл латиноамериканской программы), отточенность и скульптурность (цикл европейской программы), парное исполнение

танец-модерн

философская основа природы танца, демократичность исполнения, контракция как основной прием исполнения

эстрадный танец

яркая выразительность, интегративность с другими направлениями танца, общедоступность исполнения

В общих чертах необходимо отметить и базовые хореографические задачи, решаемые педагогом-хореографом в осуществлении профессиональной деятельности. Выделим три группы:

Технические задачи

ритмичность, координация, осанка, пластичность, подвижность, выворотность ног, апломб, растяжка, гибкость, баллон, устойчивость, амплитудность;

высокий уровень прочности опорно·двигательного аппарата, его костной, суставной, мышечной системы;

слитность или дискретность движений;

сильное дыхание, выносливость;

концентрация внимания, сознательность, профессиональная память;

импровизация;

техническая грамотность по стилям танца;

грациозность и легкость движения, точность;

Художественно-образные задачи

эмоциональная отзывчивость;

образность и выразительность;

художественная виртуозность, характерность движений;

музыкальность;

Постановочные задачи

создание собственного творческого продукта, техническая и идейная реализация;

стилевое решение;

музыкальное сопровождение;

постановочная форма (соло, дуэт, трио и т.д.);

содержание концептуальной идеи (замысел);

композиционность или структура танца (начало, завязка, кульминация, развязка, финал);

средства выразительности;

сценический костюм.

Подчеркнем, что, несмотря на очевидные различия между общими и специфическими задачами педагога-хореографа, существует взаимосвязь, отражающая подчинение всей его работы генеральной педагогической цели - «взращиванию» счастливого, творческого человека.

Для успешного решения профессиональных задач в любой предметной области специалисту требуются умения, и далее отметим профессиональные умения в рассматриваемой деятельности педагога хореографического искусства. По аналогии с задачами, выделим две группы - педагогические (аналитические, прогностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, оценочные, рефлексивные, исследовательские) и хореографические (исполнительские, артистические, балетмейстерские) умения.

Итак, анализирование предполагает расчленение педагогических явлений на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); правильное диагностирование педагогического явления; формулирование педагогической задачи; нахождение оптимальных способов ее решения.

Прогностические умения предполагают четкое представление в сознании педагога-хореографа цели его профессиональной деятельности в виде предвидимого результата (постановка образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления; планирование процесса взаимодействия участников образовательного процесса).

Проектировочные умения педагога-хореографа проявляются в разработке проекта образовательного процесса и включают конкретизацию цели и задач образования; определение способов их поэтапной реализации; планирование содержания и видов деятельности участников процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта педагога и его личностно-деловых качеств; планирование коррекционной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческого начала и дарований; отбор необходимых форм, методов и средств педагогико-хореографического процесса; планирование системы стимулирования активности танцоров и сдерживания негативных проявлений в их поведении; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Конструктивные умения, по сути, отражают содержание проектировочных умений педагога-хореографа, но имеют ярко выраженный ситуативный аспект. Они позволяют максимально детализировать план решения профессиональной задачи адаптивно к конкретной ситуации и его участникам: в связи с этим педагог-хореограф должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить ключевые понятия и закономерности в нем, планировать логические переходы от одного этапа занятия к другому, представить ученикам-танцорам изучаемый материал по принципу от простого к более сложному, выбрать хореографические па для постановки танцевального номера, сделать выводы по данной теме хореографического занятия и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, привнося в него новые элементы и т.д.

Коммуникативные умения предполагают установление педагогом межличностного взаимодействия с участниками образовательного процесса, где наблюдаются персептивные действия педагога, изучение индивидуальных особенностей учащихся, осуществление коммуникативной атаки путем привлечения к себе внимания, установление психологического контакта с аудиторией в целом и с каждым участником, процесс управления общением

Диагностические методики изучения детей

Цель – определить особенности развития детей;

Индивидуальная беседа с детьми

Цель беседы: выявить интерес детей к культуре разных народов.

Программа беседы № 1

В каком городе(поселке) ты живёшь? Как он называется?

Почему он (город, поселок)) так называется?

Что отличает наш город, (поселок) от других?

Как называется наша область?

Как называется наш край?

Кто мы по национальности?

Что отличает одну национальность от другой?

Что общего между людьми (детьми) разных национальностей?

Люди какой национальностей проживают в нашем крае?

Программа беседы № 2

Традиции (то, что обычно, привычно) каких народов ты знаешь?

Когда люди (дети) говорят на незнакомом тебе языке, спрашиваешь ли ты, что эти слова обозначают?

Какие ты знаешь праздники народов Южного Урала?

Почему разные народы должны дружить между собой, жить в мире и согласии?

Программа беседы № 3

Какие ты знаешь народные праздники? Расскажи о них.

Какие народные праздники ты любишь больше всего? Почему?

Какие праздники ты считаешь русскими? Праздники каких народов ты знаешь, любишь?

Как ты готовишься к праздникам?

Как в твоей семье готовятся к праздникам?

Какие сказки ты знаешь?

Сказки каких народов ты любишь? Почему?

В какие игры играют разные народы? Какие ты знаешь игры? Каких народов?

Каких ты знаешь героев сказок?

10. Какие герои сказок твои любимые?

11. Какие обычаи ты знаешь? Обычаи каких народов? Какие обычаи тебе нравятся?

Целевое наблюдение за игровой деятельностью детей.

Цель: выявить умение детей использовать знания о традициях, игры различных народов, фольклор в самостоятельной деятельности.

Программа наблюдения:

Наличие интереса у детей к играм различных народов (знания названий игр, желание играть в них, эмоционально-положительное отношение (оценочное) к играм).

Использование знаний о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе тематики, обновление содержания традиций).

Использование предметов национальной культуры в игровой деятельности (посуда, мебель, одежда, украшения и т.д.).

Проявление в игровой деятельности особенностей национального характера (черт поведения).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.