Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.






1. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования. Творческий учитель характеризуется качествами креативной личности, он осознает свою индивидуальность, способен понять ребенка, увидеть перспективы его развития, он видит смысл своей педагогической деятельности в Служении, работа для него – Призвание. Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Творческая направленность личности (С.Л. Рубинштейн) проявляется в мотивационно-ценностной ориентации на самовыражение, целевых установках на достижение новых знаний, умений, потребности в саморазвитии, самообразовании.

Творческая деятельность является особым процессом взаимодействия стереотипного и импровизационного, выражающих, с одной стороны, необходимость – устойчивость, инвариантность, управляемость, вызванные тенденцией к стабильности системы, а с другой, – свободу, изменчивость, вариативность в процессе деятельности, определяемые тенденцией к ее оптимизации. Присутствие импровизации и (или) импровизационности является показателем творчества в любой деятельности.

Импровизационность – это отход от шаблона, компонент деятельности, придающий ей творческий характер, выступающий условием ее развития и мерой творческой насыщенности, содержательной стороной одной из характеристик деятельности, может не иметь законченного продукта, может не иметь ярких внешних проявлений, может осуществляться, например, только в мыслительной деятельности. Она является условием и компонентом не только творчества, но и любого развития. Импровизация – вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается субъективно-объективно новый продукт.

Соотношение стереотипного и импровизационного в педагогической деятельности (стереотипное задается всякого рода регламентами: с одной стороны – структурой учебно-воспитательного процесса, программами, учебными и поурочными планами, учебниками, методиче­скими пособиями, с другой – опытом работы или, при его отсутствии, штампами, заученными в педагогических учебных заведениях). Импровизационное предопределяется самой спецификой педагогической деятельности, условиями ее протекания. Педагогическая импро­визация выступает как показатель качества и результат взаимодействия, стереотипного и импровизационного в ней. Сущность педагогиче­ской импровизации заключается в органичном и организационно-оперативном движении педагога к намеченной цели посредством творческого самовыражения и его воплощения в деятельности.

Виды педагогической импровизации: «классическая» педагогическая импровизация, импровизация с домашней заготовкой и смешанного типа. В процессе классической импровизации превалирует интуитивное мышление, с домашней заготовкой – логическое, смешанной – в соответствии с ее составляющими.

2. Особенности педагогического творчества. Уровни и сферы педагогического творчества.

Связь педагогического творчества с другими видами творчества. Своеобразие педагогического творчества: регламентировано во времени и пространстве; временная спрессованность творчества (между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени); совершается в условиях открытости, публичности деятельности; отсроченность результатов творческих поисков педагога; сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В педагогике к творческой деятельности учителя относят:

— умение увидеть в педагогическом процессе проблему и на этой основе сформулировать цель познавательной деятельности;

— умение мобилизовать свои знания, опыт и умения, сформулировать гипотезу познания и на этой основе определить пути решения проблемы;

— организацию опытно-экспериментальной работы, наблюдения за нею, обобщение результатов в форме выводов и предложений;

— теоретическое и практическое осмысление идей, составляющих как сущность гипотезы, так и всего педагогического процесса;

— осмысление и проверку ценности полученных результатов творческой деятельности педагога.

Названные компоненты инвариантны, они характерны для различных сфер творчества учителя, к которым относят: конструктивно-проектировочное, организаторское, коммуникативное, гностическое творчество.

Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее (В.В. Краевский).

Объективная и субъективная значимость нового, создаваемого в процессе творчества. Уровни педагогического творчества (по В. И. Загвязинскому): открытия (новаторские педагогические решения), педагогические изобретения (преобразование отдельных элементов педагогических систем), усовершенствования (адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания).

Уровни творчества в деятельности педагога (по В.А. Кан-Калику, Н.Д. Никандрову): 1) уровень элементарного взаимодействия с классом (педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует " по методичке", по шаблону", по опыту других учителей); 2) уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения; 3) эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками; 4) высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса. Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный.

3.Педагогика сотворчества. Идеи сотворчества и сотрудничества в образовании. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах.

Идеи сотворчества и сотрудничества в образовании, их генезис, современные концепции. Творческая позиция учителя, готовность к педагогическому творчеству. Педагогические средства (формы, методы, приемы) активизации творческой деятельности учащихся.

Гуманитарная сущность сотворчества, его приоритетное значение в современном образовании. Признаки творческого взаимодействия субъектов образовательной деятельности как его интегрирующие ценностно-смысловые ориентиры, носящие гуманистичный, развивающий, партнёрский, со-деятельностный, со-бытийный, со-труднический, со-причастностный, понимающий, диалогический, субъект-субъектный, субъект-соучаствующий характер. Проблема сотворчества субъектов образовательного процесса рассматривается в контексте проблематики коллективной деятельности, реализации идей ТРИЗ, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, обеспечения возможностей эффективного использования современных информационных технологий, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности.

Варианты сотворчества педагога с учащимися: педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом; педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся; педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров).

Включение ученика в процесс сотворчества предполагает прохожде-ние ряда стадий, на каждой из которых меняется его роль, механизм дейст-вий (Е. В. Коротаева): первичное знакомство с общим процессом (роль «зрителя»); стадия включения в деятельность, где учащийся осваивает общий ход деятельности вместе со всеми (роль «соучастника»); стадия индивидуального присвоения общего хода деятельности, или интериоризация процесса деятельности «по образцу» (роль «деятеля»); стадия экстериоризации, «возвращения» освоенного хода деятельности, однако участник деятельности здесь заинтересован прежде всего в результате «для себя самого» (роль «само-деятеля»); стадия процесса педагогического взаимодействия – сотрудничество: совмещение результата «для себя» в результате деятельности «для всех» (роль «со-деятеля»); стадия сотворчества: создание совокупным субъектом общего значимого результата (роль «со-творца»). Роли, которые осваивают учащиеся в процессе восхождения к со-творчеству, отражают возрастание их субъектности – самостоятельности, ответственности, инициативы, диалогичности.

Сотворчество как системное взаимодействие со-развивающихся субъектов. Развитие учителя как результат педагогического сотворчества с учащимися в процессе организуемого им обучения. Этот результат проявляется, прежде всего, в том, что у учителя формируется дидактическая готовность как выраженная способность к организации эффективной смыслотворческой деятельности обучающихся в контексте содержания и методики обучения.

Характеристики партнерской профессионально-педагогической позиции: личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся; взаимозависимость педагога и учащихся, формируемая на основе разделяемых ими целей образования; формирование отношений с учащимися и коллегами на основе этических принципов взаимоуважения и взаимной ответственности, свободы ответственного выбора, поиска и формирования совместных интересов; признание интересов всех субъектов и их права влиять на процесс образования; определение видов активности, осуществляемой совместно с учащимися, учителем самостоятельно, учащимися самостоятельно; разделение ответственности за совместно осуществляемый процесс образования с учащимися и передача ее части учащимся как субъектам образовательного процесса; разнообразие отношений партнерства.

В зависимости от характера складывающихся в группе от-ношений можно говорить о благоприятном (стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности) климате, либо неблагоприятном (тормозящем, препятствующем совместной деятельности и развитию личности) социально-психологическом климате.

Климат группы есть феномен, представляющий собою динамическое поле проявленных членами группы отношений (к Человеку, Группе, Себе, Делу, и др.), в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие каждого члена этой группы, меру проявления личностного «Я», а, следовательно, и весь ход личностного развития членов группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.