Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ажнакина Н. Б. кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского

Социальное прогнозирование и проектирование

Учебно-методическое пособие

 

 

Пенза – 2010


 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского

ББК 60.821.2.

УДК 301

 

Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 2010. – 65 с.

 

Рецензенты:

Ажнакина Н. Б. кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского

 

© Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 2010.


 

Содержание

 

Тема 1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования4

Тема 2. Эволюция социального прогнозирования и программирования в управлении ……………………………………………………………………….9

Тема 3. Правовые основы социального прогнозирования……………………13

Тема 4. Технологические этапы социального прогнозирования…………….17

Тема 5. Методы социального прогнозирования………………………………24

Тема 6. Социальное программирование……………………………….……….29

Тема 7. Социальное планирование……………………………………………..32

Тема 8. Социальное проектирование. Жизненный цикл социального проекта …………………………………………………………………………………….36

Тема 9. Социальные технологии и методы социального проектирования….47

Тема 10. Социальное моделирование………………………….……………...53

Примерные вопросы для контрольных заданий……………………………...57

Примеры тестовых заданий для контроля знаний…………………………….58

Индивидуальные задания……………………………………………………….64

Темы докладов, рефератов……………………………………………………..65

Примерный перечень вопросов к зачету……………………………………….66

Список литературы, необходимой при изучении курса……………………...67


Тема 1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования

1. Сущность социального прогнозирования.

2. Принципы и функции прогнозирования

3. Типы прогнозов

1. Сущность социального прогнозирования.

Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения.

Представляется необходимым ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, — предвидение, которое разделяется на:

1) научное основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления – это и есть прогнозирование;

2) ненаучное, которое в свою очередь может быть:

· интуитивным, основанным на предчувствиях человека,

· обыденным, основанным на так называемом житейском опыте, связанных с ним аналогиях, приметах и т. п.;

· религиозным, основанным на вере в сверхъестественные силы, предопределяющие будущее.

Выделяют две формы предвидения будущего:

1) предсказательную (дескриптивную, или описательную) Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего и может быть представлено в виде:

– предчувствия, предвосхищения – простое предвосхищение, оно содержит информацию о будущем на уровне интуиции\подсознания.

– предугадывания – сложное предвосхищение, оно несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях.

– прогнозирования, которое часто употребляют в предыдущих значениях, но оно должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.

2) предуказательную (прескриптивную, или предписательную), относится к категории управления Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества. Предуказание выступает в формах

– целеполагания, это установление идеально предположенного результата деятельности.

– планирования, проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности.

– программирования, Программирование в этом ряду понятий означает установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

– проектирования, создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

– текущих управленческих решений. Управление в целом как бы интегрирует четыре перечисленных понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент — решение. Но решения в сфере управления необязательно носят плановый, программный, проектный характер. Многие из них (так называемые организационные, а также собственно управленческие) являются как бы последней ступенью конкретизации управления.

Важно подчеркнуть, что предсказание и предуказание тесно связаны между собой. Более того, и предсказание и предуказание бессмысленны друг без друга: нет смысла в пессимистичном прогнозе, если не предпринимать определенных шагов с целью избежать его, так же как управленческое решение, не подкрепленное расчетными вариантами будущего, безосновательно, а зачастую в корне неверно.

Итак, «прогноз» означает предвидение, пред­сказание о развитии чего-либо, основанное на определенных фактиче­ских данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обо­снованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об аль­тернативных путях и сроках его осуществления.

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогно­зирование есть составление прогноза развития, становления, распростра­нения чего-либо (например, науки, отрасли производства, процесса, от­ношений и т. д.) на основании изучения тщательно отобранных данных.

Для каждого прогноза желательно привлекать возможно больше данных по смежным направлениям. Вся совокупность данных, необходимых для разработки прогноза, называется целевой группировкой, которая в свою очередь складывается из ведущего (профильно­го) и вспомогательных (фоновых) направлений.

Ведущее направление целевой группировки образует про­филь прогноза, который является предметом исследования. Вспомогательные направления составляют прогнозный фон — сово­купность внешних по отношению к объекту прогнозирования усло­вий, существенных для решения задачи прогноза. В отличие от про­фильных, фоновые данные обычно не являются предметом иссле­дования силами одного научного коллектива (так как это практичес­ки невозможно и нецелесообразно): их либо получают готовыми по заказу из других, достаточно компетентных научных учреждений, либо черпают из имеющейся научной литературы, либо постулиру­ют условно с соответствующими оговорками относительно степени их достоверности. Стандартный прогнозный фон разделяется на научно-технический, демографический, экономический, социологи­ческий, социокультурный, организационно-политический, международный. Обычно выбирается несколько подразделений в зависи­мости от цели и задач разработки прогноза.

Объектом социального прогнозирования является изучаемое социальное явление, а субъектом управления является менеджер, социальный работник, принимающий решение.

Прием прогнозирования — конкретная форма теоретичес­кого или практического подхода к разработке прогноза, одна или несколько математических или логических операций, на­правленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза.

Процедура — ряд приемов, обеспечи­вающих выполнение определенной совокупности операций.

Метод — сложный прием, упорядоченная совокупность про­стых приемов, направленных на разработку прогноза в целом.

Методика — упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования на основе одного или чаще опреде­ленного сочетания нескольких методов.

Методология прогнозиро­вания — область знания о методах, способах, системах прогнозиро­вания.

Способ прогнозирования — получение и обработка инфор­мации о будущем на основе однородных методов разработки про­гноза.

Система прогнозирования («прогнозирующая система») — упорядоченная совокупность методик, технических средств, пред­назначенная для прогнозирования сложных явлений или процессов.

Сущностными характеристиками прогнозирования являются определение периодов упреждения и базового периода прогноза.

Базовый период прогноза (период основания) – промежуток времени, за который используют информацию для разработки прогноза. Этот промежуток времени называют также периодом предыстории, ретроспекции.

Период упреждения прогноза – промежуток времени, на который разрабатывается прогноз. Этот промежуток времени называют также периодом проспекции.

Прогнозный горизонт – максимально возможный период упреждения прогноза заданной точности.

2. Принципы и функции прогнозирования

Социальное прогнозирование базируется на следующих принципах:

– системности, предполагает исследование ко­личественных и качественных закономерностей в социальных системах, кроме того, при разработке прогноза необходимо помнить, что изучаемое явление с одной стороны является частью более крупной системы, а с другой – включает в себя более мелкие подсистемы.

– научной обоснованности, означает, что при разработке прогнозов необходимо опираться как на знание закономерностей развития общества, так и на применение научного инструментария, глубокое изучение достижений отечественного и за­рубежного опыта формирования прогнозов.

– адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии социума.

– альтернативности, связан с возможнос­тью развития социальных процессов по разным траекториям.

– целенаправленности, предопределяет активный характер про­гнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть путем активных действий органов государственной власти и управления.

Основными функциями прогнозирования являются:

- научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций;

- исследование объективных связей социальных явлений развития в конкретных условиях в определенном периоде;

- оценка объекта прогнозирования,

- выявление объективных альтернатив социального развития;

- накопление научного материала для обоснованного выбора определен­ных решений.

Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рамках выделяют в качестве специфических генетический (исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы.

Оба названных подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса

3. Типы прогнозов

Типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов, организации прогнозирования и т. д.

В соответствии с проблемно-целевым критерием различаются два типа прогнозов: поисковые (их называли прежде исследовательскими, изыскательскими, трендовыми, генетическими и т. п.) и нормативные (их называли программными, целевыми).

Поисковый прогноз — определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действия на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

По количеству вариантов развития объекта в будущем выделяют инвариантные и вариативные прогнозы. В первом случае разрабатывается все один вариант развития исследуемого объекта, во втором случае – как минимум три варианта: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный прогноз.

По способу представления итогов прогнозирования выделяют точечные и интервальные прогнозы.

По периоду упреждения прогнозы различаются

– оперативные (текущие), рассчитаны на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования — ни количественных, ни качественных. Содержат, как правило, детально-количественные оценки.

– краткосрочные — рассчитаны на перспективу только количественных изменений, Содержат общие количественные оценки.

– среднесрочные охватывают перспективу между кратко - и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными. Содержат количественно-качественные оценки.

– долгосрочные — предполагают не только количественные, но преимущественно качественные изменения. Содержат качественно-количественные оценки.

– дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы — охватывают перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества. Содержат общие качественные оценки.

Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели данного прогноза. В некоторых научно-технических прогнозах период упреждения даже в долгосрочных прогнозах может измеряться сутками, а в геологии или космологии — миллионами лет. В социально-экономических прогнозах согласно российскому законодательству принята такая классификация социально-экономических прогнозов: краткосрочные до года, среднесрочные от 3-5 лет, долгосрочные до 10 лет (с переработкой раз в 5 лет). Классификация по длине прогнозного горизонта в демографическом прогнозировании совершенна иная: краткосрочный прогноз 5-10 лет; среднесрочный – 25-30 лет; долгосрочный – 50-70 лет.

По объекту исследования различают:

1) естествоведческие и научно-технические. Основные виды таких прогнозов:

- метеорологические;

- гидрологические;

- геологические;

- биологические;

- медико-биологические;

- космологические;

- физико-химические и т. д.

В естествоведческих прогнозах взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна, близка или практически равна нулю из-за невозможности управления объектом, так что здесь в принципе возможно только поисковое прогнозирование с ориентацией на возможно более точное безусловное предсказание будущего состояния явления. Научно-технические прогнозы занимают в этом отношении как бы проме­жуточное положение.

3) обществоведческие (социальные в широком значении этого термина) прогнозы. В обществоведческих прогнозах эта взаимосвязь настолько значительна, что способна давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, вообще решений (включая принятые с учетом сделанных прогнозов). В связи с этим здесь необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок, т. е. условных предсказаний с ориентацией на повышение эффективности управления.

Обществоведческие прогнозы делятся на направления:

– социально-медицинские (здравоохранение, включая фи­зическую культуру и спорт);

– социально-географические (социальное развитие определенных территорий, регионов);

– социально - экономические (перспектива развития народного хозяйства, вообще экономических отношений);

– социологические, или социальные в узком смысле (перс­пектива развития социальных отношений);

– психологические (личность, ее поведение, деятельность);

– демографические;

– образовательно-педагогические; и др.

Перечисленные подтипы про­гнозов по критерию объекта исследования представляют известную абстракцию. На практике ни один из них в «чистом» виде не суще­ствует, так как они взаимосвязаны, образуют сложные комплексы. Обычно прогноз разрабатывается в рамках определенной группи­ровки прогнозов в зависимости от цели исследования (целевая груп­пировка прогнозов).

Тема 1. Основы социального прогнозирования

1. Сущность социального прогнозирования.

2. Виды социальных прогнозов

3. Психологические аспекты социального прогнозирования: эффект Эдипа, эффект Пигмалиона, футурофобия.

Литература

Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 1999.

Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с.

Курбатов В. И., Курбатов О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Рост он/Д: 2001.

Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М.: 2002.

Тема 2. Эволюция социального прогнозирования и программирования в управлении.

1. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества..

2. Развитие научной базы прогнозирования в XX в.

3. Современное состояние науки прогнозирования в России.

1. Сущность социального прогнозирования.

Всякое явление может быть познано в развитии. В связи с этим представляет интерес исторический аспект развития прогнозирования, методологии и практики планирования, раскрывающий их объективные корни и формирование конкретных условий их становления. Прогнозирование и планирование не являются специфическими атрибутами социалистической экономики. История свидетельствует, что прогнозирование возникло много столетий назад. Данные археологии и этнографии показывают, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего. На ранних стадиях развития общества проблема изменений во времени, видимо, вообще не осознавалась, сказывался своеобразный презентизм первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития мышления) подобными настоящему. Именно поэтому можно было легко «предсказывать» будущее и даже «воздействовать» на него с помощью магии. Рецидивы презентизма сказываются до сих пор, особенно в обыденном сознании, а иногда и в разработках прогнозов, когда срабатывает механизм футурофобии..

Процесс осознания будущего отличного от настоящего шел по трем основным направлениям:

1) религиозному. В целом можно выделить две религиозные концепции будущего:

а) индуистско-буддистско-джайнистская концепция, согласно которой история представляется в виде постоянной смены циклов регресса (охватывающих миллионы лет) — от «золотого века» к «концу света», затем «сотворения нового мира», вновь регресса и т. д. без конца. Счастливое будущее с таких позиций видится в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смерти, от этого вечного «коловращения» мироздания и попасть в «нирвану» — качественно иное состояние, при котором отсутствуют и желания, и страдания;

б) иудаистско-христианско-исламская концепция, согласно которой «история будущего» представляется в виде прихода «спасителя-мессии», установления «царства божия», наступления «конца света», «Страшного суда», наконец, опять-таки перехода в качественно новое состояние, «вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для грешников.

2) утопическому. Наряду с религиозными концепциями будущего развивались утопические концепции. Они отличались от религиозных тем, что «иное будущее» человечества определялось не сверхъестественными силами, а самими людьми, их разумом и действиями. Большая часть утопий посвящена проблемам будущего общества и относится к разряду социальных. Но некоторые из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т. д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела. Наконец, особый тип составляют антиутопии, рисующие произвольные картины нежелаемого будущего Земли и человечества. Для утопизма характерно стремление создать детальную картину будущего, втиснуть ее в рамки априорно заданной и «идеальной схемы», продиктовать своего рода «правила поведения» будущим поколениям.

3) философско-историческому. Постепенно сформировались три основных концепции общественного развития: регресс от «золотого века» в древности к гибели культуры, бесконечные циклы подъемов и падения культуры в круговороте одних и тех же стадий развития, прогресс от низшего к высшему.

2. Развитие научной базы прогнозирования в XX в.

Условно развитие прогностики на данном этапе можно разделить на развитие в СССР и в зарубежных странах.

Более менее научные разработки в области социально-экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа «поведения» находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования в то время были экспертные оценки и простая экстраполяция. Начало XX в. было ознаменовано развитием футуристической публицистики: авторов «размышлений о будущем» интересовало большей частью не социальное будущее человечества вообще, а конкретные частные перспективы отдельных сторон научно-технического и лишь отчасти (в связи с ним) социального прогресса. Конкретное будущее энергетики и материально-сырьевой базы производства, промышленности и градостроительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения и народного образования, учреждений культуры и норм права, освоения Земли и космоса — вот что оказывалось в центре внимания.

Вместе с тем на Западе стали появляться и фундаментальные монографии о конкретных перспективах развития науки, техники, экономики и культуры. К числу наиболее значительных среди них можно отнести труды A. M. Лоу «Будущее» (1925), «Наука смотрит вперед» (1943), Ф. Джиббса «Послезавтра» (1928), Эрла Биркенхеда «Мир в 2030 году» (1930) и др.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него. В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. В 1944 г. К. Ландауэр в книге " Теория национального экономического планирования" предложил систему планирования, очень похожую на ту, которая позже стала известна как " индикативное планирование", в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

Заторможенное Второй мировой войной развитие концепций будущего постепенно вновь набрало силу и развернулось с конца 40-х и на протяжении 50-х годов. Три фактора (в отношении стран Запада) способствовали этому.

Во-первых, появление концепции научно-технической революции (НТР) и ее далеко идущих социально-экономических последствий, сформулированной в трудах Дж. Бернала, Н. Винера, а затем популяризированной в массе книг, статей и брошюр, в частности в книге австрийского публициста Р. Юнгка «Будущее уже началось» (1952), выдержавшей до 1970 г. десятки изданий.

Во-вторых, разработка техники поискового и нормативного прогнозирования, которое поставило прогностику на службу управлению. В конце 50-х — начале 60-х гг. американские эксперты (Т. Гордон, О. Гелмер и др.), которым поручили разрабатывать прогноз-предсказание, какими станут США и мир через 15 лет, после реализации разрабатывавшейся программы «Аполлон», предусматривавшей высадку американских космонавтов на Луну, предложили концепцию эксплораторного и нормативного прогнозирования, что соединило прогнозирование и управление.

В-третьих, становление соответствующей философской базы как основы новых концепций будущего (индустриализм, экзистенциализм, структурализм, неопозитивизм, социал-реформизм и т. д.).

В конце 60-х – начале 70-х гг. возникло учение апокалипсической футурология (Тоффлер), суть которого: во-первых, срочно развивать «исследования будущего», интегрировать прогнозирование — целеполагание — планирование — про­граммирование — проектирование — управление в единую систе­му; во-вторых, начать «обучение будущему» в школах, университетах, по каналам массовой информации, знакомя людей, особенно молодежь, с социальными последствиями научно-технической революции, облегчая их «приспособление» к будущему; в-третьих, расширять практику социальных экспериментов, искусственно создавая «плацдарм для наступления на будущее».

В 70-е гг. появился Римский клуб (А. Печчеи), который занимается обсуждением проблем, поднятых экологической и технологической «волной». В июле 1970 г. на заседании клуба был обсужден очередной доклад профессора Форрестера о его опыте моделирования социальных систем. В результате глобального моделирования Форрестера — Медоуза были выявлены и спрогнозирования основные глобальные проблемы человечества. На протяжении ряда последующих лет доклады Римскому клубу появлялись почти ежегодно, причем проблематика глобального моделирования разрабатывается многими исследовательскими груп­пами, в том числе и не связанными непосредственно с Римским клубом.

«Размышления о будущем» были характерны не только для западной общественной мысли 20-х годов. В Советском Союзе под прямым или косвенным влиянием прогнозных разработок, связанных с планом ГОЭЛРО, такого рода литература также стала стремительно развиваться, причем в ней ясно различимы зародыши современных идей поискового и нормативного прогнозирования.

Большая группа работ была посвящена перспективным проблемам градостроительства Десятки брошюр и сотни статей касались перспектив развития энергетики, материально-сырьевой базы промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, населения и культуры, других аспектов научно-технического и социального прогресса.

В конце 1935 г. A. M. Горький выступил с предложением подготовить многотомное издание, посвященное итогам первых пятилеток. Один из томов должен был содержать развернутый прогноз развития страны на 20—30 лет вперед. К сожалению, впоследствии научная и публицистическая работа в этом направлении на долгие годы почти совершенно заглохла. Она возобновилась лишь во второй половине 50-х годов.

В 1924—1928 гг. выдающийся русский экономист В. А. Базаров-Руднев, один из плеяды блестящих российских умов первой трети XX в. (А. Богданов, К. Циолковский, Чижевский и др.), выступил с серией статей, в которых сформулировал принципиально новый подход к будущему: им предлагалось разделение прогнозов на поисковые и нормативные. Работы Базарова были не поняты современниками, остались неизвестными на Западе и были введены в научный оборот только более полувека спустя, в 80-х гг.

В середине XX в. в СССР вся научная деятельность в области прогнозирования была возложена на Госкомитет по науке и технике, а всю практическую — на Госплан. Именно ими были созданы Комплексная Программа научно-технического прогресса на 1976—1990 гг. и позднее еще целого ряд таких же программ — от Энергетической и Продовольственной до сотен частно-отраслевых.

Для подготовки Комплексной программы была создана специальная комиссия АН СССР из нескольких десятков рабочих групп общей численностью свыше 800 человек.

В 1976 г. Комитет по прикладной математике и вычислительной технике Всесоюзного совета научно-технических обществ приютил оживавших прогнозистов на правах одной из комиссий этого комитета, а в 1979 г. на базе комиссии был образован особый Комитет ВСНТО (позднее — Совет научных и инженерных обществ) по научно-техническому прогнозированию и разработке комплексных программ научно-технического прогресса (последнее — дань времени и конъюнктуре: чтобы не прикрыли ненароком).

Комитет образовал несколько комиссий: по методологии и методике, по организации прогнозирования, по региональному и отраслевому прогнозированию, по экономическим, социальным, экологическим и глобальным проблемам научно-технического прогнозирования и др.

3. Современное состояние науки прогнозирования в России.

В ходе перестройки «горбачевские реформы 1985—1991» вместо формально сохранившихся, но фактически полностью парализованных общественных научных организаций, в науке вообще и в научном прогнозировании в частности стали возникать новые. По ходу этой перестройки было сметено множество препон, державших в цепях отечественную прогностику не одно десятилетие. Некому больше запрещать участие в работе Всемирной федерации исследований будущего — и Комитет СНИО становится коллективным членом федерации, посылает на её XI конференцию (май 1990 г., Будапешт) делегацию из тридцати человек — почти все за свой собственный счёт, разумеется заявками на научные доклады. При комитете создается Всесоюзный центр исследований будущего, который начинает сразу несколько теоретических исследовательских проектов и прикладных прогнозных программ.

В конце 80-х гг. возникло около десятка общественных научных организаций — Ассоциация содействия Всемирной федерации исследований будущего, Ассоциация «Прогнозы и циклы», исследовательский центр «Прикладная прогностика», Международный фонд Н. Д. Кондратьева, исследовательский центр «Стратегия» и др., которые после первых лет нового «смутного времени», в апреле 1997 г. создали в Москве общественную академию прогнозирования (исследований будущего), с ее постоянно действующими семинарами, летними школами молодых футурологов и т. д. А в сентябре 1999 г. эта академия вместе с Международным институтом социологии Триестского университета в Гориции (Италия) учредила Международную академию исследований будущего в составе научных коллективов из более чем двадцати стран мира.

В 2000 г. в рамках данной организации был запланирован и полностью реализован совместный исследовательский проект: «страна и мир 2001—2010 гг.: проблемы и решения». От России в этом проекте участвовало 35 исследовательских групп. На 2001 г. запланирован аналогичный проект нормативного характера.

Если практически все 90-е гг. прошлого столетия были обозначены как время сиюминутных программ, нацеленных на вывод страны из кризисной ситуации, то с начала 2000-х гг. начинается новый период развития футорологии в России – на государственном уровне разрабатываются комплексные программы, объединенные в крупнейшие национальные проекты по развитию как социальной так и экономической сферы общества.


 

Тема 2. Исторические этапы развития социального прогнозирования и проектирования

1. История развития прогнозирования и проектирования за рубежом.

2. Советский опыт прогнозирования и проектирования.

3. Современный этап прогностики и проектирования в России.

Литература

Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 1999.

Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с.

Дашибалова И. Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие. - М, 2006.

Кузнецова М. А. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Волгоград, 2004

Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М.: 2002.

Тема 3. Правовые основы социального прогнозирования

1. Общая характеристика правовой базы социально-экономического прогнозирования и программирования.

2. Закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ.

1. Общая характеристика правовой базы социально-экономического прогнозирования и программирования

В РФ действует двухуровневая система регулирования прогнозной деятельности:

1. Федеральный уровень, представленный Конституцией РФ, ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок разработки и утверждения программ социально-экономического развития, собственно сами программы развития социальной сферы.

2. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и программы, разрабатываемые региональными и местными органами власти. Каждый субъект Российской Федерации имеет соответствующие нормативно-правовые акты на региональном уровне относительно прогнозирования и программ социально-экономического развития. Региональное законодательство, в сущности, дублируют федеральный закон, перенося все его положения на региональный уровень. Ответственность за разработку прогнозов в регионах возложена на администрацию субъекта Федерации.

2. Закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно - технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации; концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы: итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации; перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

В перечне федеральных целевых программ указываются: краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программ.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно - статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.

Тема 3. Правовые основы социального прогнозирования

1. Общая характеристика законодательной базы по вопросам социального прогнозирования и проектирования.

2. Анализ ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»

Литература

Конституция РФ

ФЗ от 20 июля 1995г. №115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»

Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с.

Дашибалова И. Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие. - М, 2006.

Маркин В. В. Социальное программирование. Теоретико-методологические проблемы. – Пенза. ПГУ-1998

Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М.: 2002.

 

Тема 4. Технологические этапы социального прогнозирования

1. Предпрогнозная ориентация.

2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта.

3. Сбор данных прогнозного фона.

4. Построение динамических рядов показателей.

5. Поисковый прогноз. Нормативный прогноз.

6. Верификация прогноза. Экспертиза прогноза

7. Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей.

1. Предпрогнозная ориентация.

Предпрогнозная ориентация (программа прогнозного исследования) предполагает уточнение задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды основания и упреждения, формулирование целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез, определение методов, структу­ры и организации исследования.

Программа прогностического социологического исследования — это документ, содержащий теоретические предпосылки, основ­ные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации. Она предваряет все другие процедуры исследования и является необходимым его эле­ментом, выполняя следующие функции:

• методологическую — определение научной или практи­ческой проблемы, для решения которой проводится исследо­вание, и ее места в системе исследований по данной проблема­тике; формулировка общей цели и необходимых для ее дости­жения конкретных задач исследования;

• методическую — выделение критериев требований к ис­пользованию методов измерения; упорядочение методических средств и процедур в соответствии с поставленными задача­ми; определение общего логического плана исследования;

• организационную — осуществление совместной деятельно­сти членов исследования группы в целях рационального распре­деления труда; основы контроля поэтапного хода исследования.

На этом этапе осуществляются следующие мероприятия:

1) Сбор предварительной информации по предмету исследова­ния в соответствии с получен­ным заданием силами всех ведущих сотрудников иссле­довательской группы;

2) Предварительная систематизация собранной информации, представление ее в форме, удобной для обсуждения, анализа и синтеза;

3) Предварительное обсуждение систематизированной информации «методом комиссии» (совместное заседание иссле­довательской группы и не­скольких специалистов, способных дать важные дополнительные оценки или высказать конструктивные суждения). На этой стадии помимо основных моментов предпрогнозной ориентации определяются и уточняются масштабы и осо­бенности исследуемого объекта, круг экспертов, принцип выборки респондентов, шкалы измерений, перечень рабочих документов исследования и другие детали инструментария;

4) Доработка исходного документа до состояния краткого проспекта программы иссле­дования;

5) Обсуждение проспекта программы исследования методом деструктивной отнесенной оценки, т. е. путем последова­тельной критики (деструкции) выдвинутых в проспекте по­ложений, а затем «мозговой атаки». Для этого обсуждения целесообразно расширить круг экспертов, но не более чем до 10¾ 20 чел., т. к. иначе большинство окажется в положении пассивных слушателей либо «размоется» предмет дискуссии;

6) Составление программы исследования на основе обсуждения в полном объеме;

7) Составление краткого критического обзора существующей специальной литературы по теме: Обоснование актуальности проблематики исследования;

8) Разработка приложений к программе;

9) Обсуждение рабочих документов (каждого в отдельности) и программы исследования в целом «методом комиссии».

10) Доработка программы исследования в целом на основании обсуждения и уточнения календарно-тематического плана дальнейшей работы с указанием мероприятий (операций собственно исследования), ответственных за их проведение сроков исполнения и форм представления отчета.

Прогностическое исследование требует тщательной орга­низации. Опыт показывает, что даже для относительно неслож­ного социального прогноза требуется исследовательская груп­па в 5—7 специалистов и срок в несколько месяцев (обычно от квартала до полугода). Более сложные прогнозы требуют груп­пы из 10—15 специалистов (превышение этой величины нерационально и диктуется обычно непринципиальными соображения­ми) и срок в 2—3 года (более продолжительные сроки обесценива­ют прогноз вообще, и в качестве предплановых разработок — в осо­бенности). Состав исследовательской группы:

• руководитель (желательно — генератор идей);

• 2—3 его помощника (желательно — один с критическим складом мышления — модератор идей; один с конструктив­ным складом мышления — аниматор идей, и один с аналити­ческим складом мышления — систематизатор идей);

• 1—2 разработчика — математика, способных формали­зовать аппарат исследования на должном уровне;

• секретарь-делопроизводитель.

Развертывание группы до 10—15 человек происходит за счет удвоения числа помощников и включения нескольких вспомогательных работников для сбора и обработки инфор­мации, т. е. предварительного реферирования источников и ли­тературы, проведения опросов экспертов и населения (опросы населения в практике прогнозирования применяются пока сравнительно редко), подготовки материалов для формализа­ции в моделях и т. д. (при группе в 5—7 человек этим занима­ются непосредственно помощники руководителя).

2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта.

Модель предмета социологического прогностического иссле­дования — это объект исследования, формализованный настолько, чтобы предстать в форме, поддающейся количественным оценкам аналитического, диагностического и прогностического характера.

Простейший тип исходной модели — упорядоченный набор показателей. Показатель — это операционная характеристика соци­ально значимого явления или процесса, которая отражает его свой­ства, связи или отношения и является одновременно инструментом измерения последних.

Последовательность операций при построении исходной (базовой) модели

1. Составление предварительного перечня индикатумов (на­званий возможных показателей) исходной модели с помощью одного или нескольких из следующих методов:

— предварительный анализ аналогичных моделей, имею­щихся в литературе;

— информационный анализ текстов, потенциально содер­жащих искомые индикатумы;

— очный\заочный опрос экспертов, способных назвать искомые ин­дикатумы;

— опрос населения;

— моделирование (операции с моделями предмета иссле­дования).

2. Сведение предварительного перечня к состоянию, пригодно­му для проведения дальнейших операций. Как правило, предвари­тельный перечень насчитывает многие десятки, нередко сотни, а иногда и тысячи индикатумов. Оптимальным считается, если количество индикатумов для небольшого прогноза не превышает 10-20. На данном этапе прежде всего следует провести содержательный анализ перечня с целью вычеркнуть индикатумы-дублеры. Вторая часть этой операции заключается в минимизации числа показателей исходной модели, предполагающей оставление лишь наиболее значимых индикатумов.

3. Обсуждение полученного перечня индикатумов очным или заочным опросом экспертов на предмет его адекватности предмету исследования.

4. Доработка исходной модели на основании обсуждения мето­дом деструктивной отнесенной оценки и ее окончательная редакция с помощью методов системного анализа.

5. Индикация исходной модели (мобилизация количественной информации и построение динамических рядов индикаторов по каж­дому показателю исходной модели соответственно установленным индикатумам на весь период основания прогноза).

6. Прогнозная ретроспекция — анализ динамических рядов ис­ходной модели с целью выявить особенности тенденций развития предмета исследования.

7. Прогнозный анализ—анализ выявленных тенденций предме­та исследования с целью определения адекватности последующих операций собственно прогнозирования.

Конечный результат процедуры построения базовой модели и ее анализа — удобная для последующих операций модель предмета исследования и комментарии — пояснения к ней, определяющие порядок дальнейшей работы.

3. Сбор данных прогнозного фона.

Исходная модель социального прогноза не будет адекватна зада­чам и цели исследования, если она не сопрягается с моделью про­гнозного фона.

Прогнозный фон — это совокупность внешних факторов, влия­ющих на развитие объекта исследования. Данные прогнозного фона берутся готовыми или постули­руются условно..

Стандартные аспекты прогнозного фона:

Научно-технический фон: ожидаемые изменения топливно-энергетического, материально-сырьевого, транспортно-коммуникативного, межотраслевого, продовольственного и других балансов; наи­более значительные нововведения в области электрификации, хими­зации, биологизации, космизации, механизации, автоматизации, ком­пьютеризации общественного производства.

Демографический фон: наиболее существенные применитель­но к объекту исследования изменения демографического баланса — рождаемости, смертности, естественного и искусственного (в ре­зультате миграций) прироста или убыли населения.

Экономический фон: проблемы экономической ситуации в стране, данные эффективности общественного производства, балан­са доходов-расходов населения и т. д.

Социологический фон: внепрофильные данные по социальным потребностям и структурам, организации и управления, которые тесно связаны с профильными.

Социально-культурный фон: нововведения в материально-технической или организационно-информационной базе учреждений образования и культуры, которые оказывают наиболее суще­ственные воздействия на функционирование и развитие этих уч­реждений.

Политический фон: 1) внутриполитический — нововведения государственно-правового, законодательного, в частности, порядка, которые ставят в определенные рамки социальное развитие обще­ства по профильным показателям; 2) международный — данные о процессах развития международных отношений, назревания воен­но-политических конфликтов, разрядки, разоружения, развития ми­ровой торговли, контактов в сфере культуры.

Фоновые данные охватывают тот минимум факторов, которые оказывают наибольшее влияние на тенденции и перспекти­вы развития объекта исследования.

Выбранные данные прогнозного фона необходимо свести в сис­тему показателей, а затем последовательно сопоставить профиль­ную систему показателей с фоновой, систему с системой, показа­тель с показателем, выявляя наиболее тесные связи между ними.

Последовательность операций при построении модели прогнозного фона итакая же как и при составлении базовой прогнозной модели.

4. Построение динамических рядов показателей.

Динамические ряды — ряды показателей, характеризующих развитие явлений во времени.

Динамические ряды позволяют выявить тенденции изменения явлений, облегчают сопоставление и анализ показателей. В зависимости от характера показателей динамические ряды бывают моментными или периодическими.

В моментном динамическом ряде каждый показатель характеризует состояние явления на определенный момент времени.

Сумма показателей периодического ряда характеризует величину явления за более продолжительный (суммарный) период времени. Правильное построение динамических рядов предполагает соблюдение определенных требований: все показатели должны быть сопоставимы между собой по содержанию, исчислены по единой методологии, за равные отрезки (или на аналогичные моменты) времени, быть выражены в одних и тех же единицах измерения.

По данным динамических рядов определяются темпы роста, прироста, абсолютные приросты, средние темпы роста. Абсолютный прирост — разность между показателями динамических рядов

5. Поисковый прогноз. Нормативный прогноз.

Основная задача поискового прогноза — выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Предсказание в данном случае носит сугубо условный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимого вмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводить социальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу к нормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемной ситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционировать предложенный оптимум.

В наиболее общем виде поисковый (изыскательский, исследовательский, трендовый, генетический, эксплоративный) прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. При этом, как уже было сказано, заведомо абстрагируются от возможных и даже необходимых, неизбежных плано­вых, программных проектных и организационных решений, способ­ных существенно изменить наметившиеся тенденции.

Последовательность операций при разработке поискового прогноза:

1. Прямая (механическая) экстраполяция динамических рядов исходной модели на период упреждения прогноза методами трендового моделирования и сведения их в систему первой (основной) поисковой модели.

2. Вычисление так называемой верхней экстремы прогнозного поиска: сопоставление данных первой поисковой модели с данны­ми прогнозного фона и определение таким путем максимально возможных отклонений тренда до условного рубежа, за которым начи­нается область заведомо нереального, фантастического. Полученные результаты сводятся в систему второй поисковой модели прогноза.

3. Вычисление нижней экстремы прогнозного поиска теми же способами с определением максимально возможных отклонений тренда до противоположного условного рубежа, за которым начи­нается область заведомо катастрофического. Результат — третья поисковая модель прогноза.

4. Вычисление наиболее вероятного тренда между верхней и нижней экстремами на основе углубленного анализа данных про­гнозного фона теми же способами, что и при вычислении верхней и нижней экстрем. Результат — четвертая (заключительная) поиско­вая модель прогноза, которая представляется обычно в виде «дерева социальных проблем», подлежащих решению.

5. Обсуждение всех четырех или хотя бы заключительной поис­ковой модели путем опроса экспертов.

6. Доработка поисковых моделей прогноза на основе обсужде­ния и сведение их в единую систему – веер трендов.

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного про­гноза состоит из следующих операций:

— определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и постро­ение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

— обсуждение построенных моделей методами опроса экспер­тов и, при необходимости, населения;

— доработка моделей на основе обсуждений.

Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами:

— целеполагание;

— нормы и нормативы;

— оптимизированные расчеты при разработке планов, про­грамм, проектов.

Последовательность операций нормативного прогноза

1. Определение абсолютного оптимума с условным абстрагированием от ограничения прогнозного фона (что именно хотелось бы иметь, каким именно хотелось бы видеть объект исследования, если бы налицо было предельно мыслимое развитие науки и техники, изобилие ресурсов и средств, максимально высокая культура насе­ления и т. д.).

2. В сложных случаях операции определения абсолютного опти­мума должна предшествовать особо выделяемая операция выявле­ния критериев оптимума по всем семи разделам прогнозного фона с учетом особенностей предмета исследования.

3. Определение относительного оптимума с учетом ограниче­ний прогнозного срока путем углубленной нормативной разработ­ки данных исходной модели и абсолютного оптимума методами моделирования.

4. Обсуждение обеих или хотя бы последней нормативной модели.

5. Обсуждение и параллельный опрос населения с целью про­верки степени объективности экспертных оценок.

6. Доработка нормативных моделей прогноза на основе преды­дущих обсуждений и сведение их в единую систему.

6. Верификация прогноза.

Верификация прогноза есть определение степени его достовер­ности, точности и обоснованности.

Абсолютная верификация про­гноза, т. е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически воз­можна лишь к завершению периода упреждения.

На заключительных стадиях разработки прогноза возможна и желатель­на относительная (предварительная) верификация — определение степени соответствия прогноза требованиям современной науки, его достоверности — вероятности осуществления, предсказанного для заданного доверительного интервала точности, обоснованности (в смысле соответствия теории и практики).

Проверить достоверность социального прогноза возможно при помощи следующих способов:

1) разработка прогноза методом, отличным от первоначально использованного;

2) сопоставление прогноза с другими, полученными из иных источников информации;

3) проверка адекватного прогноза на ретроспективном периоде;

4) дополнительный опрос экспертов;

5) опровержение критических замечаний оппонентов;

6) выявление и учет источников возможных ошибок.

Следует отметить, что наиболее экономичный и вместе с тем максимально эффектив­ный способ — коллективный опрос экспертов.

Основные операции по верификации:

— верификация поисковой и нормативной моделей прогноза одним или несколькими способами по выбору;

— доработка моделей на основе обсуждения и их окончательная редакция.

7. Выработка рекомендаций для управления

Социальный прогноз — не самоцель, а информация для принимающих целевые, плановые, программные, проектные, организа­ционно-управленческие решения. Поэтому работа над прогнозом не может считаться завершенной без выработки рекомендаций на основе сопоставления данных и нормативов.

Рекомендации должны иметь воз­можно более объективное содержание, независимо от интересов заказчика (только в этом их значение и смысл). Поэтому их разработка — обязанность независимых от заказчика прогнозистов.

Последовательность операций данного этапа:

1. Составление предварительных рекомендаций силами исследовательской группы.

2. Обсуждение составленных рекомендаций очным/заочным опросом экспертов.

3. Составление так называемого поствероятностного сце­нария эвентуального состояния объекта исследования в слу­чае реализации предложенных рекомендаций с обязательным указанием не только позитивных, но и возможных негатив­ных последствий такой реализации.

4. Написание предварительного отчета об исследовании в це­лом (некоторые разделы могут быть подготовлены по ходу преды­дущих процедур) желательно в трех вариантах:

— краткий (3—5 с.);

— развернутый (20—25 с.);

— полный (10—15 п. л.).

При этом обязательна развернутая интерпретация обеих прогноз­ных мо

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Географияны оқыту әдістемесі» пәнінен тест сұрақтары | Перечень вопросов. к вступительному экзамену в магистратуру




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.