Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассуждения






 

Из разговора со старцем я записал некоторые его рассуждения. Они показались мне очень умными и поучительными, вот одно из них.

 

От Матфея 7: 24-28.

Прочитайте это в Евангелии. Вы узнаете, что Христос не зря говорил все эти слова. Эти слова и в наше время очень актуальны.

Вера принятая наспех, поверхностно, только лишь из чтения Евангелия – слабая, как построенный на песке дом.

Вера человека проверяется в искушениях, в болезнях, в скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться. Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых страданий, да и смысл самой жизни. Вера научает терпению.

И вера человека невозможна без верности Церкви Христовой, в первую очередь ее вероучительным догматам, а также верности Священному Преданию и церковным традициям.

Поэтому не может быть веры легкой – «просто веры», когда будто бы знает человек, что есть Бог, а сам поступает по похоти своей, как ему вздумается. Если ты веришь в Бога, - тогда ты должен верить, что есть и заповеди Его (!) и эти заповеди надо исполнять, соблюдать.

Вера истинная требует усилия от человека, усилия над собой, над течением своей жизни. И не случайно сказано: свою судьбу, человек делает своими руками. Надо не только изучать заповеди Божии, не только их знать, - но и учиться и стремиться их все исполнять.

А это не только «не убий», но и «не завидуй». Последняя заповедь из десяти Моисеевых о зависти и говорит. И это не только «не прелюбодействуй», но, в христианстве, даже и не думай с прелюбодейством в уме своем, когда смотришь на женщину, как Христос говорил. (Мф 5: 28).

Тогда и получается – верить нелегко, особенно современному человеку, в современном мире, где искушения кругом одно за одним. Например, как быть с воздержанием от соблазнительных мыслей при взгляде на современных девушек? Если в прошлом девушек приучали к скромности, то сегодня, как только весна и лето, то женщины потеряв остатки скромности ходят полураздетые, но и этого мало одеждой своей специально подчеркивают, выставляют напоказ, и, как это, - рекламируют интимные подробности своего тела. Ужас в том, что эти же девушки, чуть приодевшись, но иногда сверкая голыми коленками, идут в храм и они считают себя верующими. Мир пал во грехе своем.

Истинная вера требует некоторого аскетизма, воздержания от соблазнов жизни. Это и отказ от прелестей пищи во время постов, и отказ от кучи развлечений, которые предлагает современная цивилизация. Однако отказ, нельзя понимать буквально, как отказ вообще от цивилизации. Вера не предлагает вернуть человека назад к пещерному существованию. Но использовать достижения цивилизации не в ущерб нравственности человека.

О том видно из учения апостольского: «(1Кор 6: 12-13) Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Не надо становиться маньяком, приверженцем того или иного развлечения. Например, футбольный фанат думает, что ничего в том нет страшного, если он любит свою команду, но мы видим, к чему приводит фанатизм – драки на стадионах и погромы в городах, убийства мирных людей посторонних для футбола. То же бывает и с любым другим увлечением развлечением. «Ничто не должно обладать мною» - апостол Павел не противник футбола и даже не противник вина. Наоборот, пить вино надо и апостол рекомендует пить вино, ради здоровья – (1Тимоф 5: 23). Но привыкание – это обладание, возникает пьянство. И это уже видимый грех.

«(1Кор 10: 23-24) Все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».

Немудрено отравиться вином, но можно отравиться и любой другой приверженностью. Понравилось человеку поучать и наставлять других. А сам наставник, оказывается, жизнь знает только из книжек и из газет, а сейчас из интернета. Вот, научившись по книгам приходит проповедник в народ, а его не слушают, или слушают, кивают в ответ, но не воспринимают его учения. А отравившийся приверженностью к миссионерству, маньяк миссионерства, ибо оно обладает тем человеком, - во что бы то ни стало пытается привести грешника в Храм. Не ко Христу, не к вере в Бога, не к вере в учение Церкви, - ибо об этом мы не можем судить (чужая душа – потемки). Но обладатель миссионерской тяги пытается привести людей в Храм как номинальных христиан, важно количество, а качество само придет. Так они вероятно думают. Это опасное заблуждение. Ибо и средства при помощи которых действуют эти миссионеры-маньяки, хотят привести в Храмы других людей – не очень хороши. Так уже было в истории Церкви при помощи убийства не исправить убийцу. Пьянство не вином лечится. Но те миссионеры идут к тем же пьяницам и пьют вместе с ними при этом проповедуя и в Храм приглашая.

Проповедники и миссионеры современности, которые проповедуют сегодня в различных социальных слоях общества, это:

1) Отец Андрей Кураев – среди рокеров, в смысле рок-музыкантов и их фанатов.

2) Отец Глеб Каледа – организатор миссии среди заключенных в тюрьмах

3) От. Александр Дворкин – среди сектантов, пытаясь вернуть их в православие.

4) От. Даниил Сысоев – среди мусульман.

5) От. Тихон Шевкунов – проповедует среди пьяниц, алкоголиков.

6) От. Всеволод Чаплин – желает проводить проповеди в «ночных клубах».

Настолько велико воздействие цивилизации на человеческое сознание, что в угоду «новому миру» - старается человек и Веру подделать под новые введения мирские.

Такая обмирщенная вера уже появляется. Человек пытается совместить сегодняшнюю суетную действительность с преданием древних христианских святых. И если тексты преданий, сказаний о подвигах древних христиан понимать буквально, - то никак невозможно такое совмещение.

Прежде чем что-то понимать, надо знать о предмете хотя бы основы. Но сегодня ученичество в христианстве часто забывается. Мы, конечно, уповаем на действие благодати Божией, - когда Господь Сам призывает человека к Вере: «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут». Но сегодня даже в московских Храмах, не говоря уж за провинцию, - большая часть прихожан не понимают: как, что и почему в Церкви происходят действия. А еще – как, что и почему в духовном плане в жизни должен поступать христианин. Многие не знают просто элементарных вещей – свечку поставить не могут. Как он верующим называет себя? «И бесы веруют и трепещут» - говорит апостол Иаков (2: 19-20).

А в самом начале, в зарождении своем, христианство предполагает ученичество. Всех своих последователей Христос называл учениками. Красной нитью через все первое же Евангелие проходит слово «ученики».

«Тогда ученики Его приступивши сказали Ему…» (Мф 15: 12)

«Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».

Есть слова Христа которые близко поясняют тему обновленчества сегодняшней церкви. От Матфея 15: 8-9 «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим».

Заповеди же Божии трудны стали для понимания. А человеческие моды все легче и веселее и приятнее. Жить модно – это главная заповедь мирская, а модно быть обманщиком, прелюбодеем (кто не имеет любовницу). Все всё сейчас обращают в бизнес, а забыли, что Бог говорил не давать в рост ближнему. Но люди и с родной матери прибыль готовы содрать. О какой любви тогда речь, а говорят родным – мы вас любим. Да, только прибыль с вас имеем, а значит рабы вы мои.

Действительно есть трудности, чтобы усвоить и правильно понять вероучение Церкви Христовой. Человеку надо приложить усилия. Читать, усваивать, практиковаться – ходить в Храм, кланяться, молиться и т. д.

Но о том и проповедовал Христос, явно пророчески к нашим временам: «Царствие Божие усилием берется», и употребляющие усилие восхищают его». (Мф 11: 12). И усилие совсем не в материальном достижении состоит. Христианство – это не достижения спортивные или соревнования в ловкости махания кадилом, а также не в том, чтобы все могли бы стоять на коленях на камне по 1000 дней и ночей: не к тому ведут проповеди. О подвигах же сказано: (Мф 19: 11-12) «Не каждому дано, но кто может вместить, да вместит».

Но апостол, поясняя учение Христово, говорит не о физическом аспекте веры; даже прямо наоборот: (1Тимофею 4: 7-8) «а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно…». Проповедь первой христианской общины сводилась, в основном, к нравственному отношению среди людей.

Было другое время. Людям не надо было, лишний раз, объяснять, что в храм ходить обязательно и молиться надо чаще и прочие обряды надо исполнять. Людям того времени исполнение религиозных обрядов было повседневным и обычным делом. И вот тут и нужна мера, и тут церковные обряды не должны преобладать. Но и без них нельзя было обойтись. Именно за это упрекал Христос тех иудейских священников, фарисеев и саддукеев. От Матфея 23: 1-5, и далее 23: 23 – «сие надлежало делать и того не оставлять».

Итак. Если человек хочет стать христианином – ему надо учиться. И учиться, активно входя в жизнь Церкви. А священники в этом случае должны грамотно объяснять те же обряды и истины вероучения. Чаще говорить проповеди с амвона.

Христианская Церковь имеет вековую традицию научения вере человека: это традиционные храмовые богослужения. Именно богослужение всем своим строем проповедует о Христе. Все молитвы, созданные веками, говорят и проповедуют о Боге: Отце и Сыне и Святом Духе.

И в частной жизни христианин научается из Молитвослова правильному пониманию веры и церковных традиций. Такие молитвословы с пояснением были учебниками в церковно приходских школах до революции. И с детства, научаясь молитвам, получал человек знания христианства вообще. Тогда, посещая Церковь, Храм, человек понимал суть богослужений и сам становился участником службы Богу. И выходил христианин из Храма истинно верующим, во всех делах своих полагаясь на помощь Божию. И все дела свои начинал краткой молитвой: Господи, благослови! А по окончании: Слава Богу! Так как написано в молитвословах с пояснениями. Сегодня не хватает людям такого практического обучения вере. Без понимания, без знания нет христианства. Таков вывод!

Сергий чернец+.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.