Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Принятие решений в условиях неопределенности и риска






В тех случаях, когда не существует количественных методов прогнозирования экономических показателей, используют экспертные оценки. Задача экспертного оценивания состоит, как правило, в получении группового объективного мнения на основе некоторой совокупности индивидуальных субъективных мнений экспертов.

Существующие методы экспертных оценок можно разделить на два больших класса:

1. индивидуальные экспертные оценки;

2. групповые экспертные оценки.

В общем виде блок-схема процедуры формирования групповых экспертных оценок имеет следующий вид.

Формирование цели экспертизы и вопросов экспертам

Формирование правил проведения опроса экспертов или характера их взаимоотношений

Формирование группы экспертов

Выбор способа оценки компетентности экспертов

Формирование правил обработки мнений экспертов

Проведение опроса и определение групповых оценок

Определение степени согласованности экспертов

На первом этапе экспертизы большое значение имеет четкое определение ее цели (целей). При формулировании целей экспертизы необходимо четко установить признак, по которому надлежит производить оценку. Если целей несколько, то оценки по различным шкалам нужно постараться свести к единой шкале, например за счет установления цели более высокого уровня.

Методы групповой экспертной оценки делятся на открытую дискуссию опрос при помощи анкет.

Открытая дискуссия имеет свои отрицательные стороны. Во-первых, она не исключает давления авторитетов. Во-вторых, для оценки обобщенного мнения всей группы экспертов и степени согласованности экспертов не используется математический аппарат. Проведение опроса экспертов с помощью анкет устраняет недостатки методов открытой дискуссии. Свои заключения по поставленным перед ними вопросам эксперты представляют анонимно.

При формировании группы экспертов основными являются вопросы определения ее качественного и количественного состава. Увеличение количества экспертов приводит к снижению погрешности экспертной оценки. Однако точность прогноза растет медленнее количества экспертов. Рост экспертов удорожает экспертизу, поэтому всегда необходимо искать компромисс между требуемой точностью и стоимостью прогноза.

Для получения качественного результата к участникам экспертизы представляется ряд требований, основными из которых являются: высокий уровень общей эрудиции, глубокие специальные знания, в оцениваемой области, отсутствие личной заинтересованности в том или ином результате оценки, наличие производственного и (или) исследовательского опыта в рассматриваемой области и т.д.

Вопросы, поставленные перед экспертами, могут предполагать содержательный ответ в развернутой форме или ответы в виде количественной оценки. В последнем случае применение математических методов обработки результатов наиболее эффективно.

Примером метода опроса с помощью анкет для прогнозирования количественного показателя может служить метод «Дельфи».

Для повышения достоверности групповой оценки в этом методе экспертиза проводится в несколько туров (обычно 3-4) с введением обратной связи, действующей после каждого тура. Под обратной связью понимается ознакомление экспертов с результатами каждого тура перед началом следующего.

Полученные от экспертов результаты оценок располагают в порядке возрастания. В качестве точечного прогноза принимают медиану полученного ряда. При интервальном прогнозе в качестве нижней и верхней границ доверительного интервала принимают значения первого и третьего квартиля соответственно. Доверительная вероятность прогноза -50%.

При статистической обработке результатов экспертных Вi в качестве точечной оценки принимают среднее значение прогнозируемой величины. Доверительные границы для значения прогнозируемой величины есть (Вср – j; Вср + j).

Результаты экспертизы можно считать достоверными лишь в случае, если будет достигнута достаточная степень согласия между участвующими в экспертизе экспертами.

Мерой близости ранжировок 2-х экспертов может служить коэффициент ранговой корреляции. Для определения степени согласия большой группы экспертов рассчитывают коэффициент конкордации.

Отметим, что обзорная лекция дает лишь общее представление о курсе «Методы принятия управленческих решений», тем не менее, мы Вам советуем ознакомиться с этой лекцией хотя бы еще один раз, после изучения основного материала курса. Это позволит Вам составить более целостное представление о его содержании, теоретическом обосновании и практическом применении.

В качестве основного литературного источника по данной теме рекомендуется использовать [1, 2, 3], в качестве дополнительного – [5, 9].

Авторы надеются, что предлагаемый курс поможет студентам осмыслить неоднозначные процессы развития экономической системы современного мира и России, заглянуть в разнообразный и увлекательный мир прикладной математики и в итоге приобрести навыки профессионального видения и решения экономических проблем управления.

Желаем Вам успеха!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.