Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация процесса управления в высшей школе




Традиционно управление рассматривается как функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранения их определенной структуры, реализацию их программ и целей. Изучению возможностей и особенностей применения методов формализации принятия решений, методов системного подхода в управлении, в том числе и на разных уровнях управления в высшей школе, посвящено много работ, наиболее интересными и заметными среди которых являются работы Батищева Д.И., Волковой В.Н., Денисова А.А., а также зарубежных ученых Акоффа Р., Ансоффа И., Карлофа К., Саати Г., Эмери Ф. и др.

Наиболее полной классификацией видов управления, обобщающей существующие классификационные схемы, является классификация, предложенная А.И. Субетто [2]. Классификация проведена по 27 признакам и насчитывает 72 вида управления. Для вуза наиболее характерными видами управления являются следующие:
– автоматизированное управление в системе человек-человек (активный элемент присутствует и в управляющей системе, и в объекте управления) со значительной долей неавтоматизированного управления;
– управление при неполной информации и при наличии текущей информации;
– упражнение с обратной связью со смешанными методами накопления текущей информации: с независимым (пассивным) и зависимым (активным);
– управление с формированием цели в процессе никла управления с комбинированным характером воздействия на цели объекта управления, на структуру управляющей системы и объекта управления, на " внешнюю среду" (управление через ограничение по ресурсам);
– по дальности целей – текущее и перспективное управление с развитым самоуправлением;
– по использованию информационного ресурса в объекте управления – это программное, адаптивное и рефлексивное управление (управление через мотивацию);
– по иерархичности управления – это многоуровневое управление;
– по централизации власти – управление с координатором.

Высшая школа – часть системы образования в нашей стране. Согласно некоторым исследованиям вуз рассматривается в четырех планах:
– как педагогическая система, для которой ведущим системообразующим фактором является педагогический процесс в широком смысле,
– как научная организация, обеспечивающая развитие науки, осуществляющая научные, опытно-конструкторские разработки и проектирование,
– как экономическая система, для которой системообразующим фактором является производство товара,
– как социальная система, обеспечивающая жизнеобеспечение и соответствующее качество жизни работающим и учащимся в вузе.
Ведущей является педагогическая целевая система, так как в ней реализуется педагогический процесс в виде триады процессов: образования, обучения, воспитания.
Главная цель системы образования – обеспечить воспроизводство " человека развивающегося". Осуществление этой цели в большой степени зависит от качества отбора на первый курс, от уровня педагогического мастерства коллектива преподавателей, качества учебных планов, методики обучения, активизации научной работы студентов и уровня их самостоятельной работы, степени технического оснащения лабораторий и учебных заведений и т.д. Однако важную роль играет правильная организация и управление учебным процессом. Одним из средств повышения эффективности деятельности вуза является создание автоматизированных систем управления.
Вся система высших учебных заведений разбита на ряд комплексов: учебный, кадровый, научно-исследовательский и материально-финансовый. Естественно, что такое разбиение условно и может быть подвергнуто критике, но, принимая такую условность, мы можем объединить в один комплекс многообразие подсистем, которые решают проблему повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов. Обзоры, которые были сделаны в разные годы, по анализу состояния разработок АСУ – вуз [3], исследованию функциональных подсистем [4] позволяют выделить такие комплексы.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.