Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усть-Унья




27 июня. Утром на «Уазике» заповедника выезжаем в поселок Усть-Унью и уже оттуда начнем подниматься вверх по Печоре, что сократит наш путь по реке на 130 км.! С учетом наших сил, времени и запаса бензина - это необходимая переброска.
По пути, в поселке Комсомольск-на-Печоре, Саша берет листы карты-километровки нужного нам участка маршрута по реке Елме и Унье у Андрея Мельничука – инспектора-охотоведа. Его участок как раз по этим рекам, в буферной зоне заповедника. Андрей с нами едет в Усть-Унью. Дорогой я расспрашиваю его сразу о многом и узнаю, что на Елме у него изба, живет там осенью, охотится. Работал в заповеднике, но ушел, о чем, судя по его обмолвке, сожалеет. Андрей показал на карте, где лучше проходить волоком на р. Унью. Из его рассказа услышали, что в устье р. Елмы моет золото группа из двух-трёх человек, начальником партии у них женщина, и что там обитает медведь, у которого диаметр лапы 28 см.
- Моя собака, увидев его след, испугалась.
Андрей предложил нам при случае воспользоваться его избой и запасом круп на Елме.
- Вот только шубу у меня кто-то там утащил…
Здесь на дороге, точнее на переправе через Печору (в Комсомольске) нас тоже, похоже, «раздели» - за переправу на пароме машины туда и обратно ребята заплатили 400 рублей.
Из окна машины рассматриваю местность, лес. Участки темнохвойной тайги чередуются с великолепными борами-беломошниками. Ближе к поселку за деревьями пару раз открываются участки возвышенности Анаюгопармы, до 110 метров возвышавшуюся над рекой, которая сама здесь на 145 метров выше уровня моря.
Усть-Унья – на горке. Дома само собой располагаются по ярусам. Верхние выше реки метров на 20. Отсюда хороший обзор: видны Печора и Унья, соединенные рукавом, возвышенность и тайга, уходящая во все стороны вдаль.
О деревне Усть-Унье есть упоминание в метрических книгах Христорождественской церкви села Корепино Чердынского уезда за 1834 год.
Нам удается разжиться буханкой черного хлеба. Хлеб здесь пекут сами – по дороге не каждая машина пройдет, а та, что ездит – из коммерческого интереса привозит лишь водку да табак. Единственная возможность запастись мукой, крупами, сахаром и топливом (бензин, керосин), то есть самым необходимым здесь и в других деревнях на Печоре выше Якши, бывает раз в году, когда весной по большой воде по реке поднимается самоходная баржа. Но и она всех и всем не обеспечит. Можно, правда, еще на моторке, но это траты на бензин, да и груз все-таки ограничен.

Мы подтягиваем наши вещи к самому берегу. Пару рюкзаков просим поднять к себе на Шайтановский кордон лесника Бориса, встречающего здесь девочек- родственниц.
Перед нами перекатный участок реки. Скорость течения примерно 0, 8 м\сек. В прозрачной воде хорошо просматривается дно из мелкой гальки и песка. Рядом на берегу стоят лодки местных жителей - длинные, узкие и, в то же время, устойчивые на воде. Как в природе все находит оптимальные формы существования, так и эта человеческая конструкция прекрасно приспособлена для подъема против течения и прохождения мелководных перекатов, поскольку учтена и прочность трущейся части лодки, выполненной из кедра.
Жаркий день. Ребятня купается вволю, да и коровки не прочь забраться в реку, но крутоват спуск с луга к воде.
Витя с Сашей пробуют ход нашей лодки: без загрузки на перекате мотор работает рывками. Витя объясняет это создающимся разреженным пространством у винта.
Мы замечаем, что на местных лодках уровень винта мотора находится выше, чем на нашей. Наращиваем по высоте транец лодки из кусочков доски, скрепляя все струбцинами. В результате мотор поднимается выше, и теперь при загруженной лодке он работает гораздо ровнее, да и сама загрузка тому способствует.

К ведущей лодке шнурами сзади привязываем вторую. Ее мотает на течении, серьезно нарушая управляемость и гася скорость связки. Через два дня придет решение жестко связать лодки жердями, поставив ведущую сзади, а пока протягиваем километр вверх и встаем на ночевку. Интересно, что в Якше на наш вопрос: поднимемся ли мы по Печоре в связке из двух лодок, все пожимали плечами. Очевидно, подобного им видеть не приходилось...


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.