Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛА8.Цвет и свет в ландшафтной композиции.






Цвет. С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излучающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом принципе основано наше восприятие цвета. Цвет определяется длиной волны светового спектра в отраженном луче. Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические. Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла). Хроматические цвета (цвета спектра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами: Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной длины волны, можно получить с помощью разложения сложного цвета призмой.

Светлота, или яркость, — характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости. Восприятие цвета. Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цвета используется в медицине. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета..

СВЕТ. Освещенность в ландшафтном искусстве тесно связана с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприятной среды для человека и растений. В этом смысле освещенность можно рассматривать как составную часть климата, который, в свою очередь, входит в состав отмеченных раньше 5 компонентов, формирующих природный ландшафт. Различные географические зоны имеют свой световой (и соответственно тепловой) режим, особенности которого определяют характер ландшафтов этих зон. Так, рассеянный мягкий свет северных районов страны, где часты облачные дни и туманы, углубляет перспективы пейзажей, смягчает яркость цветников и четкость контуров деревьев и кустарников. В южных широтах, наоборот, полуденное солнце резко очерчивает предметы и их тени, усиливает яркость красок, визуально сокращает глубину перспективы. Освещенность является одним из важнейших факторов, формирующих пластику объемно-пространственной парковой композиции. Характер освещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха, маршрутов движения. Визуально воспринимаемые градации освещенности называют светотенью.

Светотень выявляет объемы пространственных форм, определяет цветовое восприятие окружения, создает контраст освещенных солнцем полян и тенистых насаждений, образует орнамент мозаики теней на дорогах, площадках и стенах зданий, ритм чередования теней в аллеях на полосах дорог. Массивы, боскеты, аллеи образуют закрытые пространства, тенистые участки для отдыха, привлекательность которых усиливается контрастом открытых и полуоткрытых пространств. Как отмечалось выше, соотношения этих пространств определяются географическим местоположением парка.

Художественная выразительность пейзажа в значительной степени зависит от ориентации всей композиции и ее элементов по сторонам света. Так, южная ориентация ручьев и водопадов позволит получить более богатые световые эффекты — игру солнца в воде, ее блеск, яркие солнечные блики; ориентация на юг обширного водного зеркала (озера, водохранилища, моря и др.) позволяет получить эффект отражения луны — «лунной дорожки» (эффекты лунного освещения на Черном море и их отсутствие на Балтийском Свет, отраженный от других предметов, называется рефлексом. Рефлексы в тенях предметов, имеющих матовую поверхность, малозаметны, тогда как на поверхности блестящих предметов рефлексы отчетливо видны. Свет, отражаясь от гладкой блестящей поверхности, образует на ней сверкающие пятна-блики.Полутени образуются на освещенной части изогнутой поверхности от границы собственной тени в сторону света. На цилиндрических поверхностях обычно нет резкого перехода от света к тени. Таким образом, светотень составляют следующие элементы: собственные и падающие тени, рефлекс, свет, блики и полутень.Цветовые градации светотени зависят от 3 причин: а) общей силы освещения, б) окраски предметов, в) густоты тени.

 

ЛА9. Объемно-пространственная структура ландшафтных объектов. (ТПС парковых территорий. Характеристики открытых и закрытых пространств. Композиции открытых пространств (полян и партеров))

В качестве основного классифика­ционного признака объемно-прост­ранственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густо­той и характером их размещения. В условиях горного или просто слож­ного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфоло­гия его форм, а пространственная структура насаждений - подчинен­ным. По пространственной структуре парковые территории подразде­ляются на закрытые, полуоткрытые и открытые.

Закрытые типы пространственной структуры представлены насаждениями, исклю­чающими или ограничивающими ви­зуальные связи, создающими опре­деленные психофизиологические ус­ловия благодаря замкнутости и верх­нему пологу над головой, закрываю­щему небо и защищающему от сол­нечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных - массива­ми и рощами. Величина массива за­висит от территории парка и занима­ет площадь от 1 -5 до десятков гекта­ров. Они характеризуются сомкнуто­стью полога от 1 до 0, 6 (0, 7) и в за­висимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в ниж­них ярусах подразделяются на за­крытые пространства горизонталь­ной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные).

Полуоткрытые типы пространст­венной структуры имеют сомкну­тость полога 0, 5-0, 2 и подразделя­ются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев. Включение довольно широкого диа­пазона показателей по сомкнутости полога заставляет выделять отдельно участки с большей густотой наса­ждений (сомкнутостью 0, 5-0, 4) - полузакрытые и меньшей (сомкнутостью 0, 3-0, 2), их назы­вают рединными

Открытые типы пространствен­ной структуры представлены всеми видами площадей, не занятых плот­ными насаждениями и сооружения­ми. Сюда включаются поляны, лу­жайки, партеры, крупные цветни­ки, площади, плоскостные спор­тивные сооружения, водоемы. Вклю­чение дорог в тот или иной тип про­странственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчи­нено окружению. Форма, размер и ха­рактер открытого пространства опре­деляются его обрамлением - окру­жающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обра­щенные и раскрытые.Замкнутые пространства ок­ружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные про­странства имеют обрамление, кото­рое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные -угловыми.

КОМПОЗИЦИИ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ (ПОЛЯН И ПАРТЕРОВ)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных струк­турных элементов парков. В регуляр­ных парках это прежде всего парте­ры, в пейзажных - поляны.

Партер-это декоративная ком­позиция, расположенная на горизон­тальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цве­ты, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, тол­ченый кирпич, черепица. В компози­цию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадоч­ные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тис, кизильник, туя, в России использовалась ель).

1. Кружевные партеры, или узор­чатые, или партеры-«вышивки».-делали в «мертвом» материале, иног­да с включением полосы газона. Ри­сунок выполнялся на фоне песка. В более позднее время фоном для вос­приятия кружева партера стал газон, что является отступлением от клас­сических правил.

2. Наборно-орнаментальные пар­теры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. Фон-толченая черепица.

3. Английские партеры выполня­лись из газона и песка.

4. Разрезные партеры устраивали на песчаном фоне, главная роль была отведена цветам, заполнявшим эле­менты рисунка. Обрамление-стри­женый буксус. Примером может слу­жить партер перед Монплезиром в Петродворце, где обрамление вы­полнено из дерна.

5. Партеры у оранжерей создавались с применением большого числа кадочных и горшечных растений.

6. Водные партеры.

Все эти виды партеров (особенно первый) представляют собой слож­ные и дорогостоящие устройства, требующие капитальной реконструк­ции каждые 4-5 лет.

В классификацию не вошли пар­теры зеленых ковров. В современных парках газонные партеры встречают­ся чаще, чем рисунчатые.

Со временем рисунок партеров все более упрощался. В XX в. появи­лись ковровые цветники, выполняе­мые в виде сплошного рисунка из летников и ковровых растений и впи­санные в геометрические формы - круг, квадрат, прямоугольник; газон­ные пространства используются в сочетании с живописными группами цветочных растений.

В настоящее время рисунок пар­теров, как правило, выполняется на фоне газона. Это орнаментальные цветники, арабески (упрощенные элементы старинного рисунка или ор­наментальные линии, «вписанные» в плоскость газона), а также пестроцветные рабатки, обрамляющие кон­тур газона.

Поляны. Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются пла­нировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные кар­тины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. Их зе­леные плоскости включаются в поле картины в качестве переднего плана или фона и создают необходимый фронт восприятия пейзажей. Поляны являются не только местом по­строения и обзора пейзажей, но и используются как места отдыха.

 

ЛА10. Основные художественно-композиционные характеристики древесно-кустарниковых насаждений. Основные формы крон деревьев и особенности их применения. Применение кустарников в построении садово-парковых композиций

Художественно-композиционная характеристика де­ревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняют­ся в зависимости от их возраста, сезона года, а в тече­ние дня в зависимости от погоды и освещения.По величине деревья подразделяют на три катего­рии. Представителями первой (высота 25 м и выше) являются сосна, лиственница; второй (высота 15-20 м и выше) - тополь, вяз, ель; третьей (высота 10-15 м) - белая акация, рябина, черемуха.В зависимости от формы и силуэта деревья услов­но делятся на две группы. К первой группе относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колонноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикаль­ный, туя колонноподобная); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).Вторую группу образуют деревья, отличающиеся жи­вописной формой кроны: живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан кон­ский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие); плакучей формы (ива пла­кучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоранская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся и др.).Деревья первой группы (и нередко второй) приме­няются в садово-парковых композициях для подчерки­вания регулярности, высаживаются по сторонам парте­ра и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна.

Пирамидальные кроны формируют четкие вертикальные линии. Они могут быть в виде конуса, колонны или веретена. Более массивными выглядят кроны в форме широкой пирамиды. Крона к форме узкой пирамиды акцентирует все внимание на себе и окружающем пространстве. Ее хорошо использовать для того, чтобы обратить внимание к строением или деталям. Злоупотреблять такой формой нельзя, в том числе, если производится формирование кроны туи.
Плакучие кроны направляют взгляд на то, что расположено ниже. Для растений с такими кронами нужно хорошо подбирать место. Растения выгодно подчеркнут водоемы и композиции. Вертикальные линии плакучих крон нужно уравновешивать горизонтальными - плоскостью водоема или растениями с округлой кроной.
Округлые кроны бывает овальными, яйцевидными, шаровидными. Они служат для создания пространственной структуры, создают картину наполненности и спокойствия. Следует располагать такие формы равномерно или чередовать по размерах.
Шатровидные кроны характеризуются стихийным и непредсказуемым ростом. Их используют для придания естественности и для оттенения строгих форм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.