Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реферат. Институт информационных систем и технологий

Институт информационных систем и технологий

Реферат

 

По дисциплине «Культурология»

на тему «Культура средневекового Китая»

 

Выполнил студент группы №

3ИНТ-012 В.Н. Лобанов

 

 

Москва 2014

Содержание:

1. Как делят историю

2. Хань, Цзинь, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин

3. Расцвет китайской цивилизации

4. «Раннее» и «Классическое» китайское Средневековье

5. Монгольское иго

6. Серебряный век

7. Эпоха изоляции

8. Заключение

9. Ссылки на источники

 


 

«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» приписывается Сюнь-цзы, прибл. 313 — 238 г.г. до. н. э., царство Чжао царство Чу

Как делят историю

 

 

Приложение термина «средневековье» к любому периоду развития китайского умозрения может быть только условным. Если в Европе, по наиболее распространенному мнению, о «средних веках», «средневековье» стали говорить лишь со времен Петрарки, то в Китае нельзя назвать мыслителя, с именем которого можно было бы связать подобную попытку разделения собственной истории (и в том числе, конечно, истории мысли, умозрения) на «древность» в смысле античности, как она понималась европейскими учеными-гуманистами, «средневековье» и «новое время». Если в европейской традиции такое трехчленное деление связывают с «Историей средних веков» Х.Келлера (1688), то в Китае только в конце XIX – начале XX века актуальными стали поиски собственных «макроэпох», соответствующих представлениям об истории европейских гуманистов. Излишне напоминать, что такого рода поиски были предприняты под влиянием первого знакомства с европейской хронологией, и не вызывались никакими потребностями внутреннего развития китайской историографии, имеющей собственные, едва ли не древнейшие в мире традиции.

Следует отметить, что в собственной традиции китайскими учеными-традиционалистами в разное время принимались различного рода определения в отношении хронологии, среди которых можно обнаружить и аналогии европейской «трехчленки». В частности, на протяжении веков несколько раз пересматривался вопрос о том, что считать «древнейшей древностью» или «подлинной» древностью, а что – «средней» или «позднейшей» древностью. При этом, как правило, границей между первой и второй назывался рубеж, отделяющий эпоху Инь от эпохи Чжоу (XV-XI вв. до н.э.), а «современностью» считалось время жизни автора соответствующей концепции, то есть, например, I век до н.э. или IV-VII, или XIII века. В некотором смысле продолжением этой традиции можно считать попытки современных китайских ученых и европейских синологов установить границу между китайской «древностью» и «средневековьем» где-то около III-IV века, а новое время отсчитывать с XIX века, обычно с начала «опиумных войн». «Средневековье» для Китая, в случае принятия этой периодизации, охватывает время с IV до XVIII, а в наиболее «широком» варианте – с III по XX века.

До известной степени альтернативой такой схематизации можно считать отказ ряда современных китайских историков, в основном за пределами КНР, от попыток корреляции европейской и китайской хронологий и ориентацию на сохранение традиционной «династийной» схемы китайской истории. В этом случае указанный период китайского «средневековья» охватывает следующие эпохи (получившие свое название по собственному имени царствующего дома): иногда – конец эпохи Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.), период династии Вэй-Цзин и Северных и Южных династий (до V в.), период Суй-Тан (вторая половина V в. – до X в.), период династий Сун, Юань, Мин (середина X в. – середина XVIII в.), период династии Цин (с середины XVII в., иногда – до 1911 г. – года Синьхайской революции). Этой схеме следуют и многие историки китайской философии, пытающиеся найти своеобразие в каждом из названных этапов развития китайского умозрения и, так или иначе, связать эти «особенности» с событиями китайской истории.

В данной работе мы рассмотрим период истории китайских государств от эпохи Хань до конца правления династии Цин. Вначале, мы опишем особенности развития культуры в данные эпохи, а после обратимся непосредственно к объектам китайской культуры.

 

 

Хань, Цзинь, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин

«Судьба Поднебесной такова: когда она долго разъединена, то объединяется, а когда объединена – разъединяется.»   Сым Цянь «Исторические записки» ок. 135 г. до н. э. - ок. 86 г. до н. э. династия Хань

 

 

Империя Хань (206 до н. э.—220 н. э.) — китайская империя, в которой правила династия Лю, и период истории Китая после империи Цинь перед эпохой Троецарствия. Свидетельством успеха ханьской внутренней политики стало то, что она просуществовала дольше любой другой империи в китайской истории. Ее правление и институты послужили образцом для всех последующих.

Существование на протяжении нескольких веков единой Ханьской империи способствовало расцвету культуры древнего Китая. За этот период были достигнуты значительные успехи в области естественных и точных наук и философии, дальнейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства.

При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение новая философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.

 

 

 

Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками было основано новое государство Цзинь (265—420).

В начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. Весь Северный Китай был захвачен кочевниками, которые создали здесь свои царства, так называемые 16 варварских государств Китая. Значительная часть китайской знати бежала на юг и юго-восток, основанное там государство получило название Восточная Цзинь.

Кочевники приходят волнами, одна за другой, и после каждой из этих волн в Северном Китае возникают новые царства и правящие династии, которые, однако, принимают классические китайские названия (Чжао, Янь, Лян, Цинь, Вэй и др.).

В это время, с одной стороны, происходит варваризация образа жизни оседлых китайцев — разгул жестокости, произвола, массовых убийств, нестабильности, казней и бесконечных переворотов. А с другой стороны, пришельцы-кочевники активно стремятся использовать китайский опыт управления и китайскую культуру для стабилизации и упрочения своей власти — мощь китайской конфуцианской цивилизации в конечном счёте гасит волны нашествий варварских племён, которые подвергаются китаизации. К концу VI века потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами.

В Китае всегда, даже в периоды смут и усобиц, высоким социальным статусом и соответствующим престижем пользовались грамотные и образованные конфуцианцы, знатоки истории и ценители поэзии, люди мудрые и ученые, хорошо знакомые с высокими тонкостями нормативной этики и пышного, детально разработанного китайского церемониала. Собственно, речь идет о том самом слое служивых ши, который сформировался еще в Чуньцю и из которого вышли мудрецы, министры и реформаторы древнего Китая. Постепенная конфуцианизация этого слоя в Хань и концентрация большинства его представителей в бюрократическом чиновничестве и сильных домах привели к появлению нового качества, т.е. к превращению древних служивых ши в тип духовной элиты страны, чье поведение и чьи идеи призваны были отражать и формулировать общественное мнение, причем обычно в его самой бескомпромиссной и теоретически рафинированной форме (" чистая критика"). Таким образом, вырабатывался жесткий стереотип, своего рода китайский конфуцианский генотип, носителями которого были аристократы конфуцианского духа и который с честью выдержал испытание временем, содействуя каждый раз возрождению конфуцианской китайской империи.

Одновременно укрепляет свои позиции буддизм — на севере и юге построено уже несколько десятков тысяч монастырей с более чем 2 млн монахов. В немалой степени распространению буддизма способствует ослабление официальной религии — конфуцианства — в связи с варварскими вторжениями и междоусобицами. Первыми китайскими буддистами, способствовавшими популяризации новой религии, были приверженцы даосизма — именно с их помощью переводились с санскрита на китайский древние буддийские тексты. Буддизм постепенно стал процветающей религией.

В это же время возник феномен Троецарствия, короткая история которого овеяна в китайской традиции ореолом рыцарского романтизма - достаточно напомнить о романе " Троецарствие", написанном тысячелетие спустя и красочно, в героических тонах повествующем о событиях III в.

 

Во второй половине VI в. культурные, экономические и политические различия между Севером и Югом страны значительно смягчились. Варвары Севера постепенно ассимилировались с местным населением, а боеспособная тобийская конница — опора степняков — перестала существовать. Кочевники Центральной Азии, создав мощный союз — Тюркский каганат, — угрожали очередным вторжением. Опасность подчинения новым завоевателям стала реальной. Неудивительно, что в этих условиях инициатива возрождения единства страны принадлежала северянам

В одном из многочисленных северных государств — Чжоу — к власти пришла военная группировка китайско-варварской знати Северо-Западного Китая, ставшая центром консолидации сил. В противоборстве с сепаратистскими устремлениями сильных домов она добилась воссоединения страны под властью китайцев, и в 581 г. военачальник Севера Ян Цзянь (Вэнь-ди) был провозглашен императором новой династии, получившей название Суй (581—618).

Сравнительно быстрое воссоединение огромной страны объяснялось следующими причинами. Культурные, экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения нестойких царств в единую империю. Мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая от набегов кочевников-соседей. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы подрывали сельское хозяйство, ремесло, торговлю, затрудняли использование огромной ирригационной системы, а сложившаяся еще в древности культура земледелия была немыслимой без искусственного орошения. Необходимость ликвидации последствий губительных разливов рек и опустошительных засух требовала единения средств и рабочих рук и была не под силу отдельным властителям.

Расчленение Китая, отсутствие сильного и прочного общегосударственного аппарата затрудняли возможность наладить жизнь в стране. В то же время ее объединению способствовали интенсивные культурные контакты, издавна существовавшие между Югом и Севером. Дальнейшее заселение северянами юга страны стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.

Образование новой династии круто изменило течение китайской истории. На смену четырёхвековой эпохе раскола и противоборства пришло время единения и централизации. Прекращение междоусобицы вызвало мощный экономический и культурный подъем в стране.

Император Ян Цзянь выдвинул, в согласии с конфуцианской доктриной, курс на упорядочение отношений в стране, стабильность и процветание. Новые власти снизили налоги, отменили соляную и винную монополии казны, выпустили новую монету. Будучи приверженцем конфуцианства, Вэнь-ди стал приглашать на службу ученых, заложил основы института экзаменов, успешная сдача которых открывала перспективу получения должности чиновника для каждого жителя Поднебесной.

Правители династии Суй не смогли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.

 

 

Династия Тан (18 июня 618 — 4 июня 907)была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем родом из северного пограничья Китая, населённого народностью табгач — китаизированными потомками степняков-тоба, в своё время охарактеризованными востоковедом Л. Гумилёвым как этнос, «в равной степени близкий Китаю и Великой Степи». Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего суйского императора Ян-ди («Справедливая война»), и вскоре после его смерти в 618 году взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гао-цзу.

Мир и порядок в стране позволил сосредоточить все силы народа на благо Китая. Процветали сельское хозяйство, кустарные ремёсла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткачества, красильного дела, гончарного производства, металлургии, кораблестроения. Вся страна покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил экономические и культурные связи с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией, другими государствами при Тайцзуне. Правовые нормы и письменность стали одним из важнейших заимствований Кореи и Японии в ту эпоху. Одновременно с распространением Буддизма за границу, в страну попали такие учения, как Зороастризм, христианское Несторианство, Манихеизм, Иудаизм и Ислам.

По всей стране распространилось чаепитие. Формируется особое отношение к чаю: чайное искусство (Ча И), благодаря которому чай, ранее рассматривавшийся как лекарство или один из продуктов питания, превратился в важный элемент китайской культуры. Китайская классическая литература увековечила имена знаменитых мастеров чайной церемонии эпохи Тан — Лу Туна и Лу Юя.

 

 

В 960 военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун (960—1279). Основание империи положило конец раздробленности Китая, продолжавшейся со времени падения династии Тан в 907 году. Появлению империи предшествовала Эпоха пяти династий и десяти царств. Переломным пунктом в истории династии является 1127, когда войска чжурчжэньского государства Цзинь захватили столицу империи, Кайфэн. Императорский дом был уведён в плен в Маньчжурию, но одному из сыновей отрекшегося монарха удалось бежать на юг, в Цзяннань. Он перенёс столицу в Линьань (современный Ханчжоу), а его военачальник Юэ Фэй остановил дальнейшее продвижение чжурчжэней на юг. Таким образом, история Сун делится на Северный и Южный периоды, соответственно, до и после переноса столицы.

 

 

 

В начале XIII века в Китай вторгаются монголы. До XIII века монголы являлись частью большой степной общности. Их предшественники — протомонгольские и раннемонгольские группы и народы, одним из которых были кидани, представляли собой степных кочевников, разводивших лошадей и рогатый скот, кочевавших от пастбища к пастбищу и организованных в небольшие родоплеменные коллективы, связанные общностью происхождения, языка, культуры и т. п.

Соседство с развитой китайской цивилизации способствовало ускорению процесса создания племён, а затем и мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями. В 1206 на всемонгольском курултае вождём всех монголов был провозглашён победивший в жестокой междоусобной борьбе Темучин, принявший имя и титул Чингисхана.

Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.

Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в 1210 пошёл войной на чжурчжэней и в 1215 взял Пекин.

В 1219—1221 была разорена Средняя Азия и завоёвано государство Хорезмшахов. В 1223 — разбиты русские князья, в 1226—1227 — уничтожено государство тангутов. В 1231 основные силы монголов вернулись в Северный Китай и к 1234 завершили разгром чжурчжэньского государства Цзинь.

Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х, после похода в Европу. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю — государство Дали (1252—1253), Тибет (1253). В 1258 монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (1259). Хан Хубилай, захватив ханский престол, в 1260 перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Чжунду — современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в 1276. К 1280 весь Китай был завоёван, а Сунская империя — уничтожена.

После покорения Китая хан Хубилай провозглашает девиз правления Юань (1271—1368), на службу новой власти привлекаются кидани, чжурчжэни, тюрки и даже европейцы — в частности, в это время Китай посещает венецианский купец Марко Поло.

Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства. Культура этого периода несёт заметный отпечаток угнетения народа под стопой завоевателей.

 

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин (1368—1644). Китай вновь стал независимым государством.

Чжу Юань – чжан добился больших успехов во внешней политике, распространив свою власть на Тибет и Корею. В зависимость от Китая был поставлен Вьетнам. Организовывались военные экспедиции в Индокитай, Индонезию, Малакку.

Экономика Китая в XIV – XVI вв. переживала подъем. Особых успехов стана добилась в производстве тканей, фарфора, стекла, лака, бумаги. Промышленность сохраняла, в основном ремесленный характер, но уже появились мануфактуры, в том числе много государственных. Широко развилась промышленность по добыче железной руды, золота, серебра, меди и соли.

Постепенно империя Мин стала вырождаться в деспотию с господством бюрократии. Для пополнения административного аппарата были возобновлены государственные экзамены. С каждым годом они становились «все более схоластическими, являясь едва ли не единственным барьером, ограждавшим интересы служивого сословия от наплыва массы претендентов на должности».

С самого становления империи Мин приоритетное, господствующее положение в области идеологии и религии занимает ортодоксальное конфуцианство в его чжусианской (неоконфуцианской) версии. Оно приобретает характер государственного культа, который, правда, впитывает в себя черты других традиционных для Китая религиозно-этических систем, в первую очередь буддизма, что вполне согласуется с издавна существовавшей в стране тенденцией к религиозному синкретизму.

 

 

К концу XVI века северные соседи империи Мин — потомки чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингисханом, — объединяются вокруг владения Маньчжоу под предводительством вождя Нурхаци (1559—1626). В 1609 Нурхаци прекращает платить дань Китаю, а затем провозглашает собственную династию Цзинь. С 1618 маньчжуры усиливают вооружённое давление на Китай. За восемь лет они выходят практически к Великой китайской стене (на крайнем востоке).

Преемник Нурхаци Абахай провозглашает себя императором и меняет название династии на Цин. В начале XVII века маньчжуры завоевали Южную (Внутреннюю) Монголию. На всей территории Южной Маньчжурии и захваченных ханств Южной Монголии устанавливается централизованная администрация.

Маньчжурская конница, поддержанная внутренними монголами, начинает совершать регулярные набеги на Китай, грабя и обращая в рабство сотни тысяч китайцев. Императору Мин приходится направить на северные рубежи свою лучшую армию под командованием У Саньгуя. Тем временем в Китае разгорается очередное крестьянское восстание. В 1644 крестьянские отряды под предводительством Ли Цзычэна, разгромив все остальные армии, занимают Пекин, а сам Ли Цзычэн провозглашает себя императором. У Саньгуй пропускает маньчжурскую конницу на Пекин. Маньчжуры разбивают Ли Цзычэна в Шанхайгуаньской битве. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу. Ли Цзычэн вскоре гибнет, а маньчжуры объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. У Саньгуй вместе со всей армией переходит на службу к завоевателям.

Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается ещё долго, но ослабленный Китай не в силах противостоять хорошо вооружённому и организованному войску. Последний оплот сопротивления — Тайвань захвачен маньчжурами в 1683. Китай таким образом утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства — маньчжурской империи Цин (1636 — 1912).

Маньчжуры держали в подчинении угнетенное население, опираясь не только на войска и чиновничий аппарат, но и на судебную систему. Крестьяне и горожане были связаны круговой порукой. За недонесение о преступлении наказывались ближайшие соседи. Законы содержали до 2 тыс. статей, предусматривавших смертную казнь. Правда, богатые люди могли откупиться и представить вместо себя замену.

Завоеватели боролись не только с людьми, но и с книгами. Запрещалось писать о завоевании Китая маньчжурами, а также упоминать о других завоевателях. Из книг исключались места, казавшиеся двусмысленными и антиправительственными. Ученые, писавшие исторические книги, расходившиеся с официальной точкой зрения, казнились. Издавались списки запрещенных произведений, которые сжигались на кострах. Благодаря этому интеллектуальная жизнь Китая с конца XVIII в. впала в состояние застоя.

 

Расцвет китайской цивилизации

 

 

От ханьского времени дошло значительное количество памятников материальной культуры, которые дают представление о высоком уровне строительной техники, архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства того периода. Раскопки поселений ханьского времени в Китае, Маньчжурии и Южной Сибири, глиняные модели домов и башен из погребений, сохранившиеся кое-где до нашего времени каменные пилоны, а также изображения зданий на каменных барельефах свидетельствуют о зрелости ханьского архитектурного стиля. Это подтверждают и сведения письменных источников, дающих описание ханьских построек.

Ханьское изобразительное искусство резко отличается от символического в основном искусства предшествующих периодов со свойственными ему строгими условными формами. Для ханьского искусства характерна более реалистическая трактовка образов и сюжетов, взятых из жизненных наблюдений.

Исключительный интерес представляют ханьские скульптурные рельефы из Шаньдуна, относящиеся к середине II в. н. э. и обнаруженные в могильном склепе знатного рода У. Наряду с сюжетами религиозного, назидательного и мифологического характера многие ханьские рельефы посвящены бытовой тематике. С подчёркнутой пышностью на них изображены сцены охоты, сражений, торжественные выезды, пиры и приёмы гостей, приготовление пищи. Некоторые ханьские рельефы изображают сцены из народного быта. Наиболее интересны в этом отношении раскопанные сравнительно недавно каменные рельефы из могил в Сычуани, относящиеся к концу I в. до н. э.— началу I в. н. э. Мы находим на них изображение таких сюжетов, как жатва, охота и т. п. На одном из сычуаньских рельефов с исключительной силой и выразительностью изображён тяжкий труд в соляных рудниках.

В этот период существовал обычай захоронения вместе с покойником глиняных изображений всего, что окружало умершего в жизни. Терракотовая погребальная скульптура обнаружена в огромном количестве как в могилах богатых и знатных людей, так и в могилах простого народа. В ней нашло своё отражение народное творчество. Глиняные фигурки людей и животных из погребений отличаются, как правило, живостью и реалистичностью изображения.

Значительные успехи были достигнуты в области прикладного искусства. Бронзовые рельефы свидетельствуют о художественных связях ханьского Китая со странами северо-запада. Обращает на себя внимание сходство художественных мотивов и техники выполнения ханьских бронзовых рельефов с памятниками звериного стиля скифо-сибирского круга. На широкие культурные связи ханьского Китая со странами северо-запада и, в частности, со Средней Азией указывает и ряд орнаментальных мотивов, встречающихся на ханьских бронзовых зеркалах, обратная сторона которых украшалась очень тонкой резьбой.

Высоким мастерством исполнения отмечены ханьские бронзовые сосуды. Многие из них позолочены, инкрустированы золотом, серебром, эмалью и полудрагоценными камнями. Получила развитие художественная керамика. Ханьская керамическая масса приближается по характеру к фарфору. Появляются глазурованные сосуды. Неглазурованные сосуды украшаются росписью. Ханьским керамическим изделиям свойственны простота и изящество форм. Достигнутый в это время технический прогресс в изготовлении керамики подготовил почву для дальнейшего развития китайского керамического искусства и изобретения фарфора.

Большим совершенством отличаются ханьские лаковые изделия. Особенно славилась производством этих изделий Сычуань, где находились крупнейшие центры лакировочного ремесла — города Чэпду и Гуаыхань. Изделия сычуаньских мастеров получили широкую известность. Они распространялись по всему Китаю и проникали далеко за его пределы. Прекрасные образцы лаковых изделий из Сычуани с многокрасочной росписью, точно датируемые по сохранившимся на них надписям I в. до н. э.— I в. н. э., были найдены, в частности, при раскопках некрополя в Северной Корее.

Период Хань отмечен прогрессом письменности. Ещё с III в. до н э в качестве материала для письма стал употребляться шёлк. Вместо заострённой палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и деревянных планках, была введена в обиход волосяная кисть, изобретение которой приписывается Мын Тяню. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь. С конца Старшей династии Хань для письма стали пользоваться графитом. Наконец, в I в. н. э. китайцы впервые в истории изобрели бумагу.

Ханьский период был временем расцвета литературы. В это время выдвинулась плеяда блестящих прозаиков и поэтов. Многие ханьские императоры покровительствовали литературе и искусству. В правление У-ди при императорском дворе была создана обширная библиотека. При дворе ханьских императоров жили выдающиеся поэты, писатели, учёные. Среди крупнейших ханьских поэтов следует отметить Лу Цзя, Цзя И, Мэй Шэна и особенно самого блестящего из них—Сыма Сян-жу, в творчестве которых получила дальнейшее развитие чуская ода. Большим мастерством отмечены произведения поэта Ян Сюна, придворных поэтесс Банцзо Юй и Бань Чжао.

На развитие ханьской поэзии оказала сильное влияние созданная при У-ди музыкальная палата Юэ фу. Здесь собирались и обрабатывались народные песни, создавались музыкальные произведения. Хотя многие песни Юэ фу отражали мотивы наслаждения жизнью и сказочной фантастики, значительная их часть носила обличительный характер и, бичуя чиновников и аристократию, рассказывала о тяжёлой жизни народа. Творчество ряда талантливых ханьских поэтов было проникнуто настроениями народных песен. Произведения этих авторов отличаются реализмом содержания, они написаны высокохудожественным, но простым языком, доступным для народа.

В период династий Хань получает значительное распространение литература фантастического характера, создаются сказки, легенды, книги чудес.

Особенно высокого уровня достигла в этот период проза. Среди наиболее замечательных прозаиков выделяются мастерством историки Сыма Цянь и Бань Гу, Дун Фан-шо — один из крупнейших представителей ханьской фантастической литературы, Лю Сян и многие другие.

 

 

«Раннее» и «Классическое» китайское Средневековье

 

Эпоха политической раздробленности, открывающая историю раннего Средневековья Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220-280): образовались три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй - империи Цзинь (280-316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III-VI вв.

Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.

Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения - сутры (букв. - нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест, признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.

Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо). Со временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.

Литература в Китае издревле занимала уникальное по значимости место. Проявленная на государственных экзаменах литературная одаренность давала ученику право претендовать на высшие должности в империи. Ведущее место в китайской классической литературе занимала поэзия, ее же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.

Жанр литературной поэзии III-VI вв. прошел несколько этапов развития. К концу II - первой трети III вв. относится творчество поэтов из семейства Цао и плеяды «Семь цзяньаньских мужей». До наших дней дошло около 300 стихотворений поэтов той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности и личностного начала, пафос объединительных идей, сочувствие к бедам народа.

Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха - фу, который пришел на смену четырехсловному, господствовавшему ранее. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он и развился. «Золотой век» фу начался с Кун Жуна (153-208) и Цао Чжи (192-232). Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточил за критику основателя династии Вэй. Через все творчество Цао Чжи прошел образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

Следующий шаг в развитии пятисловных стихов сделали семь друзей литераторов - «Семь мудрых из бамбуковой рощи». Они положили начало поэтическому профессионализму в Китае. До наших дней дошли стихи двух представителей этого поэтического содружества - Жуань Цзи (210-263) и Цзи Кана (223-262). Творчество Жуань Цзи отличали глубокий лиризм и трагизм мироощущения. Его дух сопротивления выражался в переживании непостоянства всего сущего, изменчивости всего, даже «солнце и луна появляются и исчезают». Разоблачение алчности власть имущих в «Стихах о скрытом негодовании» Цзи Кана, написанных им в тюрьме, стоило поэту жизни. Петицию с выражением симпатии к казненному подписали 3000 человек, что было невиданным прецедентом.

IV столетие проходит под знаком господства «Поэзии таинственных речений» - модных среди аристократов стихов на темы даоской философии. Контрастом ей явилось творчество великого национального поэта Китая Tаo Юань-мина (365-427), жившего на юге страны, автора дошедших до нас 160 стихотворений.

На V в. приходится расцвет пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Открыватели ее - поэты юга из семейства Се - Се Линьюнь (385-433) и Се Тяо (464-499). Се Линьюнь всматривается и вслушивается в природу, находясь в постоянном предчувствии минуты, когда очертания гор откроют ему смысл мироздания. Поэзия Се Тяо уже во многом предвосхищает «золотой век» танской лирики. Она становилась все более предметной и ясной, хотя и сохраняла еще налет рафинированности, обусловленный вкусами среды и времени. С конца V в. началось формирование придворного стиля, который господствовал в китайской поэзии в течение последующих двух столетий. Ему были присущи забота о благозвучности стиха, узкий набор заданных тем, словесный этикет.

Наряду с литературной поэзией в III-VI вв. развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения - Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики, возникшей в среде горожан. Северная поэзия в отличие от южной разнообразнее по содержанию. В ней немало воинских песен, по стилю она более груба и непосредственна.

В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество, отмеченные удлиненными пропорциями и изяществом исполнения. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения рукой.

На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие, не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха явно сближались с искусством каллиграфии. От V в. дошел до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Его автор Се Хэ (ок. 500) оказал основополагающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая. Первые два закона Се Хэ содержали философские принципы живописи - постулат одухотворенного ритма и пластической динамики, остальные четыре намечали частные аспекты техники - сходство, цвет, композицию, копирование.

 

Эпоха Классического Средневековья (VII-XIII вв.) начинается правлением династии Тан, продолжавшимся почти 300 лет (618-907). В результате объединения враждовавших между собою княжеств было создано мощное государство со столицей в Чанъвани, городе с миллионным населением. После падения Танской династии и нескольких десятилетий междуцарствия (907-960) к власти пришла династия Сун (960-1275). Сунский Китай со столицей Кайфэн, ослабленный недавними междоусобицами, вынужден был непрерывно отбиваться от наседавших на него кочевников. В 1126 г. кочевники нанесли сокрушительное поражение сунским войскам, захватив в плен императора, а вместе с ним и весь Северный Китай. Сунам еще удалось полтора столетия (1127-1279) продержаться на юге страны (столица Ханчжоу), пока весь Китай не стал добычей новых завоевателей - монголов.

Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с двухстрочной рифмой. Выдающимися поэтами были Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюй-и. Расцвету поэзии способствовало появление в VII в. первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12158 иероглифов.

Первый в ряду великих классиков танской эпохи Ван Вэй (699-759) - не только замечательный поэт, но и талантливый живописец. Он сумел сделать свои стихи объемными, приблизив их к картине, а картины - к стиху. В его творчестве большое место занимает природа. Ли Бо (701-762) принадлежал к числу тех немногих гениев, чье творчество выразило самый сокровенный дух китайского народа. Сохранилось более 900 его стихотворений. Жизнь поэта не вписывалась в рамки стандартов его положения. Он ушел из дому, странствовал, развивая идеал свободы. Однако в величии Ли Бо не было ни тени высокомерия.

С поэзией Ду Фу (712-770) связана тема сострадания к человеку, обличения несправедливости, стыда благополучного перед страждущим, мотив самопожертвования. В одном их стихотворений последних лет Ду Фу мечтает об огромном доме, в котором нашли бы спасение от непогоды все бедняки Поднебесной.

Во второй половине VIII в. раскрывается дарование последнего из великих танских поэтов Бо Цзюй-и (772-846). Если его знаменитые предшественники определили свой разлад с обществом самой своей жизнью, то Бо Цзюй-и вступил на путь государственной карьеры и при каждом независимом слове рисковал ею. Среди обличительных стихов поэта центральное место занимают «Новые народные песни» и «Циньские напевы».

В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр - новеллы - чуань-ци (букв. передавать удивительное). Танскими признано 79 рассказов. Они невелики по размеру, занимательны по сюжету, назидательны по характеру и динамичны по действию. Характерная черта - тяготение к «исторической точности» повествования, которая обеспечивается частыми отсылками на личное знакомство авторов с друзьями героев. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл, ибо, по представлениям рассказчиков, любовь безраздельно правит миром и находит свои жертвы повсюду. Многочисленную группу составляют рассказы о снах. Любопытно, что в новеллах не дается ни одного яркого отрицательного героя. Завоеванием жанра стал диалог, сближавший новеллу с драмой.

Сунская эпоха в истории китайской словесности (X-XIII вв.) была последней, достойно завершившей период ее расцвета. Обогащение выразительных средств поэзии было связано с развитием нового стихотворного жанра - романса - цы. Родившись в тесной связи с музыкой, этот жанр приобрел самостоятельность. Его отличало многообразие, связанное с многочисленностью мелодических образцов. Другая особенность романса состояла в использовании в стихотворении строк разной длины. В целом романс был более свободной поэтической формой, чем предшествующие жанры поэзии. Однако на первых порах его отличала узость тематики - преимущественно любовного содержания.

Обновление литературы периода Сун составляло одну из граней борьбы за реформы. Ее возглавил выдающийся китайский реформатор, ученый, писатель и поэт (мастер цы) Ван Аньши (1021-1086). С общественными исканиями связано творчество лирика Лю Юна (987-1052), создавшего новую, более крупную форму романса. Другой поэт Су Дунпо (1037-1101) способствовал отделению романса от музыки и превращению цы в самостоятельный жанр. Величайшим мастером цы была поэтесса Ли Цин-чжао (1084-1151).

С момента завоевания империи Сун чжурчжэнями в 1127 г. и вплоть до монгольского нашествия во второй половине XIII в. китайская поэзия была посвящена теме родины и борьбы за ее освобождение. Был сформирован идеал активной творческой личности с обостренным чувством собственного достоинства и свободолюбия.

Завоеванием Классического Средневековья стала «проза древнего стиля», наивысшего расцвета достигшая в эпоху Сун. Ее отличала свободная манера изложения, усиление личного начала, сочетание лиричности со злободневностью. Инициатором обновления прозы был представитель политической элиты Оуян Сю (1007-1072), автор «Новой истории Тан» и «Истории пяти династий». Никому прежде в китайской историографии не удавалось написать историю целой эпохи со своей личной точки зрения. Оуян Сю первым взялся за пересмотр толкований конфуцианского канона. Выдающимся современником Оуян Сю был Сыма Гуан (1019-1086), автор «Зерцала всеобщего, в управлении помогающего». Это была летопись истории Китая с древнейших времен и до Х в. - первый образец большой формы исторической прозы связанного повествования.

В сунское время рождается новый жанр - народная повесть, пришедшая на смену танской новелле. Сложился этот жанр в процессе коллективного творчества рассказчиков, выступавших на улицах городов. В отличие от новеллы повесть создавалась на основе разговорного языка и была более демократична. Основными персонажами стали прежде презиравшиеся сословия - земледельцы и торговцы. Решающими при оценке человека оставались в это время богатство и чины, но важными уже становятся личные качества героя. Новым был и язык повести, ставший основой языка современной китайской художественной литературы и сохранивший в себе фольклорные элементы, воспроизводивший особенности живой разговорной речи. Условный литературный язык вкрапливался лишь в речи чиновников и в документы. Таким образом, народная повесть сунского времени совершила решительный поворот к массовому читателю и слушателю.

Эпохи Тан и Сун отмечены необычайным взлетом всех видов искусств, находившихся под покровительством правящих династий. В VIII в. было открыто пять специальных учебных заведений, в том числе Придворная школа и консерватория «Грушевый сад». Специальные канцелярии ведали музыкой и оркестрами. С Х в. в Нанкине действовала императорская Академия живописи. В XII в. при кайфэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.

В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Благодаря своей многозначности звук, особенно ценившийся китайцами, обретал способность подчинять себе все остальные виды искусства. Подобный образно-эмоциональный строй китайской духовности во многом задан характером национального языка, в котором слово, произносимое с разными интонациями, может иметь разные значения.

Популярна была поговорка «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Ее издревле почитали за одну из самых сильных разновидностей магии.

В танскую эпоху придворная музыка была представлена двумя жанрами: музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся в помещении. В домах образованных людей стала распространяться традиция камерного музицирования на струнных (арфе, кунхоу, цине) и духовых (флейте ди) инструментах. Перелагавшиеся на музыку стихи исполнялись певицами под аккомпанемент лютни. В IX-Х вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламация под музыку отрывков из буддийских канонических книг.

В эпоху Сун популярными становятся зрелищные искусства: разыгрывавшиеся в балаганах песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные музыкальные драмы.

Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника - не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Поэтому их не принято вывешивать, отсюда и форма картины - горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. По доминирующему тону картины можно определить не только историческую эпоху, но и характер описываемого события. Линия, пятно и фон - основные средства выразительности, каждое из которых благодаря индивидуальной манере делает картину неповторимой и нуждающейся в рассекречивании. Так, минимумом средств достигалась удивительная многозначность. Современная китайская живопись водяными красками на шелковых и бумажных свитках называется гохуа (кит. - национальная живопись).

В союзе с живописью, а также и как самостоятельный вид искусства выступала каллиграфия - шуфа. В Средневековье выделились четыре основных стиля шуфа: деловое письмо неровными волнистыми линиями; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, тяготевших к безотрывности.

В эпоху Тан произошел перелом в эстетических теориях живописи. Утверждалась духовная концепция живописи, появились теоретические трактаты о живописи. Одним из наиболее значительных художников и теоретиков живописи первой половины Х в. был Цзын Хао. Он жил один в горной хижине и писал картины для собственного удовольствия. В оставленном им коротком трактате, представляющем беседу таинственного старца с юным художником, целью живописи провозглашается не красота, а истина, подлинное значение которой заключается в том, как она улавливает сущность вещей, а не их внешние формы.

 

Монгольское иго

 

В 1211 г. на территорию Северного Китая обрушились войска монголов под предводительством Чингисхана. Окончательно присоединив его к Монгольской державе в 1234 г., монголы приступили к завоеванию Южного Китая. Сделать это удалось только в

1279 году. Завоеватели разрушили политическую и социальную структуру китайского общества. Они смели цветущие города, превратили возделанные поля в пастбища. Значительная часть населения была уничтожена или угнана в рабство. На несколько десятилетий прекратила функционирование система экзаменов. Завоеватели предпочитали приглашать на высшие должности выходцев из других стран. Китайцам предоставлялись лишь низкие и плохо оплачиваемые должности. Однако постепенно завоеватели стали перенимать китайскую культуру.

В условиях завоевания монголами произошел упадок «высоких» жанров искусства – пяти – и семисложных стихов, песенной лирики, литературной новеллы. Однако китайская литература сохранила свои высокие гуманистические традиции.
Чжао Мэнфу (1254 – 1344), поэт и художник, прославившийся изображением коней, в одном из своих стихотворений оплакивает полководца Юэ Фэя, не знавшего поражений в битвах с чжурчженями и умерщвленного в 1141 г. по доносу царедворца Цинь Хуэя. Он осуждает своих современников, императора и сановников, бежавших на юг и бросивших север без всякой помощи. Вспоминая о герое прошлого, он с горечью отмечает, что живет в «безгеройное» время: «Травою зарос могильный курган.
Здесь лежит могучий герой.
Безлюдно. Только каменный лев
охраняет его покой.
Сановники, даже сам государь
трусливо бежали на юг.
На севере разве что старики
о свободе вздохнут с тоской.
Однако давно убит Юэ Фэй –
нет печальным вздохам числа.
Захватили Север чужие войска,

и на юге плохи дела.
Не стоит над озером Сиху
грустную песню петь –
Красота пленительных гор и рек
развеять скорбь не смогла.»

Эпоха Юань стала временем расцвета средневекового китайского театра. Простейшая форма китайских театрализованных представлений возникла в VII в. в виде фарсов о цаньцзюне (чиновнике), который оказывался в смешном положении и терпел побои. Исполняли фарсы два актера. В X – XIII вв. существовали комические представления из трех частей, не обязательно связанных общим сюжетом. В них участвовало до пяти актеров, музыканты и танцоры. Героями представлений были монахи, студенты, чиновники, иногда – исторические личности.

В XII в. на юге страны возник театр «наньси». На севере, оказавшемся под властью монголов, лишь в первой половине XIII века появился другой вид театра. Постепенно традиции северного театра совершенно вытеснили традиции южного. Тексты пьес для представлений, как правило, поставляли «книжные общества» - объединения литераторов наподобие ремесленных цехов. До нашего времени дошло около ста шестидесяти пьес.

Наиболее прославленным юаньским драматургом был Гуань Хань – цин (ок.1230 –ок. 1300). Большая часть его жизни прошла в Ханбалыке, но после 1277 г. он посетил ряд городов на юге Китая. Один из современников отозвался о нем как о человеке широко образованном, искусном в письме, умном и насмешливом, свободном в поступках.

Значительное место среди юаньских пьес занимают произведения на основе буддийских и даосских легенд. Эти религиозные течения вновь приобрели популярность в последний период правления монголов, когда Китай был охвачен волнениями, а жизнь человека потеряла цену. Герои подобных произведений – обычные люди, утопающие в грехе и погрязшие в страстях, которым с помощью божественного учителя предстоит отречься от мирских соблазнов и достичь озарения.

 

 

Серебряный век

Китай был неотъемлемой частью монгольской империи Юань (1271—1368) до прихода к власти будущих императоров Мин. Недовольство монгольским владычеством объяснялось, среди прочего, дискриминационной политикой государства, направленной против китайцев (хань). Кроме того, падение династии обусловили жёсткий налоговый гнёт и катастрофический разлив реки Хуанхэ, вызванный тем, что прежние ирригационные сооружения пришли в негодность. В результате всего вышеперечисленного промышленность и сельское хозяйство в равной степени пришли в упадок, и сотни тысяч крестьян, насильно согнанных для ремонта речных дамб, восстали.

Это восстание получило в историографии название восстания Красных повязок. Войска восставших формировали члены Белого лотоса — тайного буддийского братства. Из среды повстанцев вскоре выделился Чжу Юаньчжан, до начала восстания — нищий крестьянин, затем буддийский монах, примкнувший к красноповязочникам в 1352 году. Вначале он не выделялся среди остальных, затем значительно вырос в статусе, женившись на приёмной дочери одного из руководителей восстания В 1356 году отряд под его командованием (так называемый «Зелёный лес») захватил Нанкин, ставший позднее столицей Минской династии.

Для ранней минской живописи, главным образом, была характерна ориентация на прежние, главным образом сунские, образцы. В возрождённой на рубеже 20-30-х годов XV века придворной Академии живописи преобладал жанр «цветов и птиц». Наиболее прославленными мастерами здесь были Бянь Вэньцзинь (начало XV века) и Линь Лян (конец XV века). В жанре пейзажной живописи, характерном для независимых от двора художников, пользовались известностью школа У во главе с её основателем Шэнь Чжоу (1427—1509) и школа Чжэ, наиболее ярким представителем которой был Дай Цзинь (род. ок. 1430 г.), а также Хуатинская (Сунцзянская) школа во главе с видным теоретиком живописи Дун Цичаном. В живописи XVI века преобладал подражательный (в отношении традиционных манеры и сюжетов) стиль. В традиционном жанре «цветы и птицы» большого мастерства достиг Люй Цзи. К новым моментам следует отнести развитие получившего распространение в XV в. так называемого «погребального портрета» с его характерной реалистичностью. С XVI веке возникает жанр иллюстрации погребальных произведений. Особый миниатюрный стиль в этой области доводит до совершенства работавший в середине века Цю Ин[54]. Помимо названных художников широкую известность в эпоху Мин также приобрели Тан Инь, Вэнь Чжэнмин и др.

Кроме живописцев, славой пользовались некоторые мастера фарфорового дела, к примеру, Хэ Чаоцзун, живший в начале XVII-го столетия, который занимался изготовлением белых фарфоровых статуэток. Основными центрами фарфорового производства в эпоху Мин выступали Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси и Дэхуа в Фуцзяне. Дэхуанские фарфоровые фабрики, с начала XVI века, занимавшиеся экспортом фарфоровых изделий в Европу, специализировались на их изготовлении в соответствии с европейскими вкусами. В своей книге «Азиатская торговля керамикой» Хоу Цуймэй отмечает, что лишь 16 % экспортных китайских керамических изделий во времена поздней Мин отправлялось в Европу, в то время как остальное предназначалось для продажи в Японии и Юго-Восточной Азии.

Минская поэзия стала менее доступной для понимания из – за перегруженности цитатами, намеками, аллюзиями, связанными с обращением к поэтам – предшественникам. Многочисленными становятся поэтические содружества. Их участники говорят друг с другом, не рискуя быть непонятыми, у них общий язык, единый ключ к поэтическому шифру, они владеют общей тайной о мире, которая растворена во всей поэзии содружества, их стихи могут быть прочитаны как единый цикл, со смысловыми обертонами, внятными только посвященным. Тесное общение позволяет им знать – уже в чисто практическом плане – хотя бы повод для возникновения той или иной ассоциации, что существенно облегчает понимание.

В Эпоху Мин расцвел китайский роман. Самым ранним его образцом считаются «Речные заводи» Ши Най – аня (ок. 1236 – ок. 1370) о повстанцах XII в. из повстанческого лагеря Ляншаньбо. Роман, написанный разговорным языком, существует в редакциях от 70 до 120 глав. Разбойники рисуются в благородном свете. Они либо несправедливо пострадали, либо покарали злодея и вынуждены скрываться. Герои романа заступаются за обездоленных и презирают материальные блага. Среди них встречаются лица, существовавшие в действительности.
Широкое признание заслужил роман Лю Гуань – чжуна (ок. 1330 – 1400) «Троецарствие», описывающий борьбу царств Вэй, Шу и У на заре средневековья. При описании событий автор опирался на летописи. Главная идея его книги – объединение страны под властью законного государя, которым является правитель Шу - Лю Бэй. Его противник, правитель Вэй - Цао Цао, военачальник, незаконно захвативший власть. Автор подчеркивает одаренность и превосходство узурпатора как военного и политического деятеля, но изображает его злодеем.
Фантастический роман У Чэн – эня (1500 – 1584) «Путешествие на Запад» описывает приключения монаха Сюань–цзаня, отправившегося в Индию за священными буддийскими книгами. Его сопровождают чудесные спутники: царь обезьян Сунь У – кун, изгнанный на землю с небес за скандал, учиненный во дворце Небесного императора, а также свиноподобный Чжу Ба – цзе, наказанный за пороки дух песка. Оба они должны искупить вину, охраняя монаха в пути. Сунь У – кун самоволен и неуправляем. Иногда его удается удержать в повиновении только с помощью волшебного обруча, надетого ему на голову. Напротив, Чжу Ба – цзе всецело предан Сюань – цзаню, однако подвержен многим слабостям: он любитель поспать, выпить и погулять.
Острую сатиру на нравы современного общества содержит выдающийся роман
XVI в., написанный неизвестным автором, «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзин, Пин, Мэй».

В эпоху Мин продолжал развиваться театр. Труппы актеров приглашались во дворцы богатых вельмож и даже самого императора. Правда, некоторое время действовал закон, запрещавший изображение в пьесах святых, императоров и больших вельмож. Минские пьесы имели много актов, запутанную интригу, поэтому часто на сцене ставили только отдельные картины.

 

Столица минского Китая, Пекин, была одним из красивейших городов. Прямоугольная в плане, посередине она разделялась широкой магистралью. В южной части города располагался Храм Неба, обнесенный квадратной стеной. Самым высоким зданием в его ансамбле был Храм молений об урожае – круглая, деревянная, лакированная башня, покрытая крышей из черепицы четырех оттенков. Она стояла на террасе из белого мрамора, усыпанной землей пяти цветов. В центре находился Запретный город, где жил император, его семья, придворные и чиновники. Он включал в себя дворцы, площади, сады с мостиками и беседками.
В окрестностях столицы были возведены императорские захоронения. К ним вела особая дорога длиной в 70 километров. Каждое захоронение включало в себя храм предков, башню и земляной холм, внутри которого находились мраморные покои, саркофаг и сопровождавшие умершего предметы.
Живопись в эпоху Мин становилась все более традиционной и скованной. За нарушение канонов изображения живописцу грозило наказание вплоть до смертной казни.
Одним из наиболее известных художников был Ван Фу (1362 – 1416). Он родился в провинции Уси, в молодости предпринял путешествие по северу страны, а вернувшись, поселился на горе Девяти Драконов. Мастер жил уединенно, любил одеваться в даосские одежды и гулять по горе, читая стихи или мысленно разговаривая с ветрами и потоками. Ван Фу прославился композициями, изображавшими скалы, утесы и бамбук тушью. На ранних его картинах преобладает выписывание мелких деталей, затем сменившееся свободным, экспрессивным стилем.

 

 

Эпоха изоляции

Завоевание Китая маньчжурами шло до 1680 – х годов. Первые маньчжурские императоры сидели на троне непрочно. Обеспокоенные тем, что проникшие еще при прежней династии в страну европейцы поставляют оружие и проводят миссионерскую деятельность, они существенно ограничили их доступ в Китай и проводили политику самоизоляции. Завоевав Китай, маньчжуры сохранили систему феодальных отношений. Находясь на более низком культурном уровне, они восприняли многие обычаи китайского общества.

Однако, даже в этих тяжелых условиях жизни под гнётом иноземцем, появлялись великолепные произведения искусства. Драматично сложилась жизнь художников и писателей того времени.

Великий китайский писатель Ли Юй (1611 – 1679/1680) родился в семье аптекаря, успешно сдал экзамены на ученую степень сюцая. С приходом маньчжуров он потерял дом и поместье, оставшись без средств к существованию. С помощью друзей ему удалось обрести новое жилище, которое Ли Юй покинул, чтобы отправиться искать лучшей доли сначала в Ханчжоу, затем в Нанкине. В последнем он прославился как театральный деятель, образовавший труппу из своих домочадцев и слуг, которая выступала в богатых домах, а также как издатель, владелец печатни «Сад с горчичное зерно».

Ли Юй – автор многих пьес, а также теоретического сочинения о сценическом искусстве «Случайное пристанище для праздных дум». В особенности мастера прославил нравоучительный роман «Полуночник Вэйян, или подстилка из плоти».

Отвечая на вопрос, что же мешает человеку жить добродетельно, Ли Юй называет две причины: погоню за богатством и сластолюбие. Он пишет: «Из – за них он (человек – К.М.) не может отыскать брод, который позволил бы добраться до другого брега. Вот от чего в Небесном зале – в раю, на площади безбрежной, так мало обитателей, наоборот, в аду – в узилище подземном, на пространстве узком, скопились тысячи существ. Верховный государь небес пребывает в чистой праздности, а Владыка ада, Яньло – ван занят множеством дел, коих решать не успевает». В романе отразились расцвет и демократизация городской культуры. Его герои – обычные люди, действующие в знакомых всем бытовых ситуациях. Язык произведения прост, описания – откровенны и натуралистичны.

Повесть в эпоху Цин почти не развивалась. Драматургия в XVII в. еще была представлена значительными произведениями, но к XVIII в. как жанр ушла на второй план. Наиболее заметным произведением этого жанра является драма Кун Шан – жэня (1648 – 1718) «Веер с персиковыми цветами». Ее автор был потомком Конфуция и до 37 лет жил в его храме, изучая классические книги, а затем поступил на службу к императору Канси. В 1702 г. писатель был отправлен в отставку.

В целом, самоизоляция Цинской империи и внутреннее удушение свободной мысли и творчества привели к процессам стагнации во всех областях развития, чем не преминули воспользоваться европейские колонизаторы, начавшие в XIX в. активное вмешательство во внутренние дела страны.

 

Заключение

Культура китайского народа проделала долгий и трудный путь. Во многом самобытная, она повлияла на развитие восточных цивилизаций, сделав их столь непохожими на европейские и ближневосточные.

От древних времён, которые наследники греко-римского мира звали античностью и до новейшего времени, тянется китайское «средневековье». Древняя китайская культура пережила войны и потрясения, разделение страны, набеги кочевников, самодурство тиранов, иго завоевателей. Она подарила миру невероятную красоту, и глубокую мудрость. Она несёт в себе знание тысяч поколений и предрассудки многих людей.

Однако, эта прекрасная самобытная культура пала в тяжёлые для Китая годы конца 19-го - начала 20-го века. Она погибла в огне бунтов и революций, войн и оккупаций, реформ и диктата. Лишь клочки её сохранились в памяти образованных людей Китая, зачастую унесённые за океан, в далёкие западные страны. Прошло много лет, прежде чем китайцы-современники вновь познакомились со своим культурным прошлым. И ещё больше, прежде чем жители цивилизованных стран стали массово обращать на неё своё внимание, заворожённые и очарованные прекрасными предметами китайских созидателей.

Ссылки на источники:

Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.: Государственное издательство политической литературы

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой

Л.С. Васильев. " История Востока"

Википедия, свободная энциклопедия

Студопедия, свободная энциклопедия

Материалы Studychinese.ru

И многие другие.

  <

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периодические издания | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.