Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава о бада (изменении судьбы) 1 страница






 

 

1 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل ع ط ا ر ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن ا ل ح ج ا ل ، ع ن أ ب ي إ س ح ا ق ث ع ل ب ة ، ع ن ز ر ا ر ة ، ع ن أ ح د ه م ا ي ع ن ي أ ب ا ج ع ف ر و أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ق ا ل: م ا ع ب د ا ل ل ه ع ز و ج ل ب ش ئ م ث ل ا ل ب د ا ء

 

1. (383) Передал нам наш отец, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хаджжаля от Абу Исхака Саалаба от Зурара от Имама Бакира и Имама Садыка (мир им):

Аллаху – велик Он и свят! - ничем так не поклоняются, как через бада [236].

 

 

2 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن أ ي و ب ب ن ن و ح ، ع ن ا ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ه ش ا م ب ن س ا ل م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: م ا ع ظ م ا ل ل ه ع ز و ج ل ب م ث ل ا ل ب د ا ء

 

2. (384) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Айуба ибн Нуха от Ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима от Имама Садыка (А), что он сказал:

Аллах – велик Он и свят! - ни через что так не возвеличен, как через бада.

 

 

3 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ل ي م ا ج ي ل و ي ه ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ا ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ه ش ا م ب ن س ا ل م ، ع ن م ح م د ب ن م س ل م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: م ا ب ع ث ا ل ل ه ع ز و ج ل ن ب ي ا ح ت ى ي أ خ ذ ع ل ي ه ث ل ا ث خ ص ا ل: ا ل ا ق ر ا ر ب ا ل ع ب و د ي ة ، و خ ل ع ا ل أ ن د ا د ، و أ ن ا ل ل ه ي ق د م م ا ي ش ا ء و ي ؤ خ ر م ا ي ش ا ء

 

3. (385) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал Али ибн Ибрахим от его отца от Ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:

Аллах – велик Он и свят! – не отправлял ни одного Пророка, кроме как взяв с него договор о трех вещах: признание рабства в поклонении (убудийа), отрешение от сотоварищей (Аллаху) и то, что Аллах приближает, что пожелает, и отодвигает, что пожелает.

 

 

4 - و ب ه ذ ا ا ل إ س ن ا د ، ع ن ه ش ا م ب ن س ا ل م و ح ف ص ب ن ا ل ب خ ت ر ي و غ ي ر ه م ا ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ي ه ذ ه ا ل آ ي ة (ي م ح و ا ا ل ل ه م ا ي ش ا ء و ي ث ب ت) ق ا ل: ف ق ا ل: و ه ل ي م ح و ا ل ل ه إ ل ا م ا ك ا ن و ه ل ي ث ب ت إ ل ا م ا ل م ي ك ن ؟!.

 

4. (386) По тому же иснаду от Хишама ибн Салима и Хафса ибн Бухтари и других от Имама Садыка (А) о значении аята: ««Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – мать Писания» (13: 39):

Имам (А) сказал: «Разве Аллах стирает что-то кроме того, что было? И разве Аллах утверждает что-то, кроме того, чего не было?»

 

5 - ح د ث ن ا ح م ز ة ب ن م ح م د ا ل ع ل و ي ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: أ خ ب ر ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ا ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن م ر ا ز م ب ن ح ك ي م ، ق ا ل: س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ي ق و ل: م ا ت ن ب أ ن ب ي ق ط ح ت ى ي ق ر ل ل ه ع ز و ج ل ب خ م س: ب ا ل ب د ا ء و ا ل م ش ي ة و ا ل س ج و د و ا ل ع ب و د ي ة و ا ل ط ا ع ة

 

 

5. (387) Передал нам Хамза ибн Мухаммад Алави, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Ибн Аби Умейры от Муразима ибн Хукейма, что он сказал:

Я слышал, как Имам Садык (А) сказал: «Ни один Пророк не стал Пророком, иначе как заверив перед Аллахом пять вещей: бада, замысел (машийа), земной поклон, рабство в поклонении (убудийа) и подчинение».

 

 

6 - ح د ث ن ا ح م ز ة ب ن م ح م د ا ل ع ل و ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ع ن ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن ا ل ر ي ا ن ب ن ا ل ص ل ت ، ق ا ل: س م ع ت ا ل ر ض ا ع ل ي ه ا ل س ل ا م ي ق و ل: م ا ب ع ث ا ل ل ه ن ب ي ا ق ط إ ل ا ب ت ح ر ي م ا ل خ م ر ، و أ ن ي ق ر ل ه ب ا ل ب د ا ء

 

6. (388) Передал нам Хамза ибн Мухаммад Алави от Али ибн Ибрахима ибн Хашима от Райана ибн Сальта, что он сказал:

Я слышал, как Имам Реза (А) сказал: «Аллах не посылал ни одного пророка, иначе как с запретом вина и с тем, что тот признает перед Ним бада».

 

 

7 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ع ق و ب ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ، ع ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن ي و ن س ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ، ع ن م ا ل ك ا ل ج ه ن ي ق ا ل: س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ي ق و ل: ل و ي ع ل م ا ل ن ا س م ا ف ي ا ل ق و ل ب ا ل ب د ا ء م ن ا ل أ ج ر م ا ف ت ر و ا ع ن ا ل ك ل ا م ف ي ه

 

7. (389) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб, что передал Али ибн Ибрахим от Мухаммада ибн Исы от Йунуса ибн Абдуррахмана от Малика Джухани, что он сказал:

Я слышал, как Имам Садык (А) сказал: «Если бы люди знали, какая награда скрыта в убеждении о бада, никогда не оставляли бы разговор о нем».

 

8 - و ب ه ذ ا ا ل إ س ن ا د ، ع ن ي و ن س ، ع ن م ن ص و ر ب ن ح ا ز م ، ق ا ل: س أ ل ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ه ل ي ك و ن ا ل ي و م ش ئ ل م ي ك ن ف ي ع ل م ا ل ل ه ت ع ا ل ى ب ا ل أ م س ؟ ق ا ل: ل ا ، م ن ق ا ل ه ذ ا ف أ خ ز ا ه ا ل ل ه ، ق ل ت: أ ر أ ي ت م ا ك ا ن و م ا ه و ك ا ئ ن إ ل ى ي و م ا ل ق ي ا م ة أ ل ي س ف ي ع ل م ا ل ل ه ؟! ق ا ل: ب ل ى ق ب ل أ ن ي خ ل ق ا ل خ ل ق

 

8. (390) По тому же иснаду от Йунуса от Мансура ибн Хазима, что он сказал:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Есть ли сегодня в знании Аллаха то, чего не было в Его знании вчера?» Он сказал: «Нет. Тот, кто говорит так, - Аллах опозорил его». Я спросил: «Говоришь ли ты, что всё, что было, и всё, что будет до Судного дня, - в знании Аллаха?» Он сказал: «О да, прежде чем Он сотворил творение».

 

 

9 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ع ق و ب ، ع ن ا ل ح س ي ن ب ن م ح م د ب ن ع ا م ر ، ع ن م ع ل ى ب ن م ح م د ، ق ا ل: س ئ ل ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م ك ي ف ع ل م ا ل ل ه ؟ ق ا ل: ع ل م ، و ش ا ء ، و أ ر ا د ، و ق د ر ، و ق ض ى ، و أ ب د ى ف أ م ض ى م ا ق ض ى ، و ق ض ى م ا ق د ر ، و ق د ر م ا أ ر ا د ، ف ب ع ل م ه ك ا ن ت ا ل م ش ي ة ، و ب م ش ي ت ه ك ا ن ت ا ل إ ر ا د ة ، و ب إ ر ا د ت ه ك ا ن ا ل ت ق د ي ر ، و ب ت ق د ي ر ه ك ا ن ا ل ق ض ا ء ، و ب ف ض ا ئ ه ك ا ن ا ل ا م ض ا ء ، ف ا ل ع ل م م ت ق د م ا ل م ش ي ة و ا ل م ش ي ة ث ا ن ي ة ، و ا ل إ ر ا د ة ث ا ل ث ة ، و ا ل ت ق د ي ر و ا ق ع ع ل ى ا ل ق ض ا ء ب ا ل ا م ض ا ء ، ف ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ا ل ب د ا ء ف ي م ا ع ل م م ت ى ش ا ء و ف ي م ا أ ر ا د ل ت ق د ي ر ا ل أ ش ي ا ء ، ف إ ذ ا و ق ع ا ل ق ض ا ء ب ا ل ا م ض ا ء ف ل ا ب د ا ء ، ف ا ل ع ل م ب ا ل م ع ل و م ق ب ل ك و ن ه ، و ا ل م ش ي ة ف ي ا ل م ن ش أ ق ب ل ع ي ن ه ، و ا ل إ ر ا د ة ف ي ا ل م ر ا د ق ب ل ق ي ا م ه ، و ا ل ت ق د ي ر ل ه ذ ه ا ل م ع ل و م ا ت ق ب ل ت ف ص ي ل ه ا و ت و ص ي ل ه ا ع ي ا ن ا و ق ي ا م ا ، و ا ل ق ض ا ء ب ا ل ا م ض ا ء ه و ا ل م ب ر م م ن ا ل م ف ع و ل ا ت ذ و ا ت ا ل أ ج س ا م ا ل م د ر ك ا ت ب ا ل ح و ا س م ن ذ ي ل و ن و ر ي ح و و ز ن و ك ي ل و م ا د ب و د ر ج م ن إ ن س و ج ن و ط ي ر و س ب ا ع و غ ي ر ذ ل ك م م ا ي د ر ك ب ا ل ح و ا س ، ف ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ف ي ه ا ل ب د ا ء م م ا ل ا ع ي ن ل ه ، ف إ ذ ا و ق ع ا ل ع ي ن ا ل م ف ه و م ا ل م د ر ك ف ل ا ب د ا ء ، و ا ل ل ه ي ف ع ل م ا ي ش ا ء ، و ب ا ل ع ل م ع ل م ا ل أ ش ي ا ء ق ب ل ك و ن ه ا ، و ب ا ل م ش ي ة ع ر ف ص ف ا ت ه ا و ح د و د ه ا و أ ن ش أ ه ا ق ب ل إ ظ ه ا ر ه ا و ب ا ل إ ر ا د ة م ي ز أ ن ف س ه ا ف ي أ ل و ا ن ه ا و ص ف ا ت ه ا و ح د و د ه ا ، و ب ا ل ت ق د ي ر ق د ر أ و ق ا ت ه ا و ع ر ف أ و ل ه ا و آ خ ر ه ا ، و ب ا ل ق ض ا ء أ ب ا ن ل ل ن ا س أ م ا ك ن ه ا و د ل ه م ع ل ي ه ا ، و ب ا ل إ م ض ا ء ش ر ح ع ل ل ه ا و أ ب ا ن أ م ر ه ا ، و ذ ل ك ا ل ت ق د ي ر ا ل ع ز ي ز ا ل ع ل ي م.

 

9. (391) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб от Хусейна ибн Мухаммада ибн Амира от Муалла ибн Мухаммада:

Спросили знающего (мир ему): «Каково знание Аллаха?» Он сказал: «Он знал, и пожелал (ша’), и захотел (арада), и определил, и решил, и проявил, и удостоверил то, что решил, и решил то, что определил, и определил то, что захотел, и Его желание (машийа) было по Его знанию, и Его воля (ирада) была по Его желанию[237], и Его определение было по Его воле, и Его решение было по Его определению, и Его удостоверение было по Его решению. Знание (Его) предшествует желанию, и желание – второе, и воля – третье, и определение совершается над решением через удостоверение. И клянусь Аллахом, Святым и Возвышенным, бада есть в том, что Он знал, когда желал, и в том, что Он захотел для определения вещей. Но когда совершилось решение через заверение – уже нет в этом бада. И знание о знаемом – раньше его существования, и желание о желаемом – прежде его сущности, и хотение о цели хотения – прежде ее появления, и определение этих данностей – прежде их деталей и их соединения по сущности и появлению. И решение через заверение неотвратимо и окончательно для всего наделенного телесностью и постигаемого органами чувств, имеющего цвет, душу, вес и меру, что передвигается и изменяется из людей, джиннов, птиц, зверей и прочего, постижимого чувствами. И вот, для Аллаха, Святого и Возвышенного, в этом есть бада для того, что не определимо сущностно, а если стало это сущностью постижимой и познаваемой – то нет бада. И Аллах совершает то, что желает, и Своим знанием ведал вещи прежде их существования, и Своим желанием понимал их качества и пределы, и создал их прежде их проявления, и Своим хотением различил их по их цветам, качествам и пределам, и Своим определением определил их времена, и знал первые из них и последние, и Своим решением установил для людей их места, и указал им на них, и Своим заверением разъяснил их причины, и установил их дела, и это – определение Великого, Знающего».

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Бада не такова, как думают невежественные люди, будто она есть сожаление (Аллаха о принятом решении), пречист Аллах от подобного. Значение бада в том, что Он начинает (йабда) какую-то вещь из Своего творения и сотворяет ее прежде чего-то, а потом уничтожает ее и начинает творение другой. Или повелевает некое дело, а потом отказывается от этого и повелевает к чему-то подобному тому, от чего отказался. И это то, как Он отменил некоторые положения шариата или изменил киблу (мусульман) или идду (срок воздержания) женщины, муж которой умер. И не повелевает Аллах Своим рабам какое-либо дело в какое-либо время, иначе как зная о пользе для них в это время и в этом деле, которое Он повелел. И знает Он, что в другое время польза для них – в Его отказе от того, что Он повелел им ранее. И кто удостоверился, что Аллах совершает то, что пожелает, и уничтожает то, что пожелает, и творит на его месте то, что пожелает, и предваряет то, что пожелает, и совершает позже то, что пожелает, и повелевает то, что пожелает как пожелает, - тот удостоверился в бада. И не постигается величие Аллаха через что-либо лучшее, нежели удостоверение в том, что Ему принадлежит творение, и повеление, и предшествование, и завершение, и установление того, чего не было, и уничтожение того, что было.

Бада есть то, что отвергли иудеи, ибо они сказали: «Аллах отдалился от дел». Но мы говорим: «Аллах каждый день занят делом: Он оживляет и умерщвляет, и наделяет, и творит то, что пожелает».

Бада не есть сожаление (о совершенном), но она есть не что иное, как проявление того или иного дела. Арабы говорят: «Бада ли шахсун фи тарики», то есть – «мне встретился (показался, проявился) такой-то человек по пути». Коран говорит: «Ва бада лахум мина ллахи ма лам йакуну йахтасибун» - «И проявилось им то Аллаха то, на что они не рассчитывали» (39: 47). И когда проявилось для Аллаха, что раб поддерживает хорошие отношения с родственниками, Он увеличивает его жизненный срок. Когда же проявилось для Него, что раб порвал отношения с родственниками, Он уменьшает его срок. И когда проявилось для Аллаха, что раб совершает прелюбодеяние, Он уменьшает его пропитание и жизненный срок. И когда проявилось для Него, что раб воздерживается от прелюбодеяния и хранит целомудрие, Он умножает его пропитание и увеличивает его жизненный срок.

 

 

10 - و م ن ذ ل ك ق و ل ا ل ص ا د ق ع ل ي ه ا ل س ل ا م: م ا ب د ا ل ل ه ب د ا ء ك م ا ب د ا ل ه ف ي إ س م ا ع ي ل ا ب ن ي ، ي ق و ل: م ا ظ ه ر ل ل ه أ م ر ك م ا ظ ه ر ل ه ف ي إ س م ا ع ي ل ا ب ن ي إ ذ ا خ ت ر م ه ق ب ل ي ل ي ع ل م ب ذ ل ك أ ن ه ل ي س ب إ م ا م ب ع د ي

 

10. (392) К этому относится высказывание Имама Садыка (А):

«Не было у Аллаха такого бада, как бада относительно моего сына Исмаила; не проявилось у Аллаха такого дела, как дело моего сына Исмаила: Он упокоил его прежде меня, дабы тем самым показать, что он – не Имам после меня».

 

 

11 - و ق د ر و ي ل ي م ن ط ر ي ق أ ب ي ا ل ح س ي ن ا ل أ س د ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ف ي ذ ل ك ش ئ غ ر ي ب ، و ه و أ ن ه ر و ى أ ن ا ل ص ا د ق ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: م ا ب د ا ل ل ه ب د ا ء ك م ا ب د ا ل ه ف ي إ س م ا ع ي ل أ ب ي إ ذ ا أ م ر أ ب ا ه إ ب ر ا ه ي م ب ذ ب ح ه ث م ف د ا ه ب ذ ب ح ع ظ ي م

 

11. Мне было рассказано от Абу Хусейна Асади об этих тайных вещах, что Имам Садык (А) сказал:

«Не было у Аллаха бада, как бада Исмаила, моего предка, когда Аллах повелел его отцу (Ибрахиму) принести в жертву своего сына, а потом заменил его великой жертвой».

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Хадис дошел до меня в этих двух вариантах (10 и 11), и я привел его по причине слова бада, которое в нем упоминается, и только Аллах указывает на истинный путь.

 

55. Глава замысла (машийа) и воли (ирада)

 

 

1 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ، ع ن أ ب ي ه ع ن م ح م د ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ع م ر ب ن أ ذ ي ن ة ، ع ن م ح م د ب ن م س ل م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: ا ل م ش ي ة م ح د ث ة

 

1. (394) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях от Ахмада ибн Мухаммада от его отца от Мухаммада ибн Аби Умейры от Умара ибн Узайна от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:

Замысел (машийа) сотворен (мухдас)[238].

 

 

2 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن ج ع ف ر ب ن م ح م د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن ع ب د ا ل ل ه ب ن م ي م و ن ا ل ق د ا ح ، ع ن ج ع ف ر ب ن م ح م د ، ع ن أ ب ي ه ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ق ي ل ل ع ل ي ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن ر ج ل ا ي ت ك ل م ف ي ا ل م ش ي ة ف ق ا ل: ا د ع ه ل ي ، ق ا ل: ف د ع ي ل ه ، ف ق ا ل: ي ا ع ب د ا ل ل ه خ ل ق ك ا ل ل ه ل م ا ش ا ء أ و ل م ا ش ئ ت ؟! ق ا ل: ل م ا ش ا ء ، ق ا ل: ف ي م ر ض ك إ ذ ا ش ا ء أ و إ ذ ا ش ئ ت ؟! ق ا ل: إ ذ ا ش ا ء: ق ا ل: ف ي ش ف ي ك إ ذ ا ش ا ء أ و إ ذ ا ش ئ ت ؟! ق ا ل: إ ذ ا ش ا ء ، ق ا ل: ف ي د خ ل ك ح ي ث ش ا ء أ و ح ي ث ش ئ ت ؟! ق ا ل: ح ي ث ش ا ء ، ق ا ل: ف ق ا ل ع ل ي ع ل ي ه ا ل س ل ا م ل ه: ل و ق ل ت غ ي ر ه ذ ا ل ض ر ب ت ا ل ذ ي ف ي ه ع ي ن ا ك






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.