Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Основы организации финансов организаций

 

Цель организации любого бизнеса согласно теории финансового менеджмента – это максимизация прибыли, рост акционерной стоимости компании и снижение цены использованного капитала. Для достижения результата менеджмент компании формирует финансовую стратегию, которая включает две основные компоненты:

1. Привлечением средств, необходимых организации.
2. Управление средствами в рамках корпорации.

Корпорация (от лат. corporate - сообщество) – совокупность подразделений или дивизионов на основе частногрупповых интересов.

В одной из своих работ «Природа фирмы» в 1937 году Роналд Коуз задался одним из базовых вопросов «Способно ли воспроизводство развиваться само по себе или как можно выделить признаки организации». Другими словами, что есть само понятие «организация». До этого ученые – Адольф Берль и Гардинер Минс (1932) опубликовали известный труд «Современная корпорация и частная собственность». В этом научном труде экономисты обратили внимание на то, что управление активами компании осуществляют не собственники, а менеджеры. Так возникла теория агентских отношений, согласно которой возникает вопрос: «Будут ли менеджеры эффективно управлять имуществом в интересах собственников, несмотря на отсутствие имущественных прав на предприятие?». Это один из важнейших вопросов, который остается актуальным до сих пор. Современная практика часто показывает примеры того, как менеджеры, получая солидное вознаграждение уже через год работы, меняют компании. Это говорит о том, что им часто не интересен конечный результат. Особенно эта ситуация характерна для российских компаний. Поэтому некоторые собственники после кризиса стали выплачивать вознаграждения по результатам нескольких лет работы и часто премии выдаются в форме контрактов на возможную покупку акций или просто ценными бумагами. Такой подход превращает менеджеров в собственников компании и стимулирует их управленческую активность.

Сложность теории фирмы заключается в том, что менеджер, не являясь собственником компании, имеет право полностью контролировать ее активы и управлять ими. Агентом собственника в данном случае является исполнительный директор. Но в самом начале развития бизнеса именно собственник выполняет функции менеджера. И по мере развития компании выделяются дивизионы и подразделения.

Есть классический пример вертикального слияния, организованного руководством компании и Фишером Боди, собравшим несколько дивизионов в одну структуру «Дженерал Моторс» в 1926 году. До этого с 1919 года фирма Ф.Боди поставляла кузовные запчасти и называлась «Кузовное бюро Фишера». Со временем его фирма стала незаменимым поставщиком. Для оптимизации производства Фишер хотел вложить специфические инвестиции в конвеерные линии. Если бы он это сделал, то быть может GM смогли бы изменить свою политику по отношению к Fisher Body и даже потребовать от них снижения цен на поставляемый продукт. Прежде чем сделать инвестиции Fishers Body заключило контракт с GM на 10 лет, согласно которому концерн оплачивал кузовному бюро переменные издержки и плюс 17, 6% от их суммы в качестве компенсации постоянных издержек.
Fishers Body поставляла кузовы не только GM, но и другим игрокам на рынке автопроизводителей. Следовательно, постоянные издержки, затраченные на производство для GM было подсчитать очень сложно. Фишер воспользовался несовершенной формулировкой в эксклюзивном контракте на продажу изделий на основе принципа " цена плюс издержки" (формулировка была направлена на предотвращение возможности экспроприировать его ренту) и отказался разместить производство кузовов на территории GM. В итоге это производство стало низкоэффективным.

Фишер поставлял кузова с огромной выгодой для себя, а GM покупал их с огромными затратами. В середине 1920-х годов резко возрос спрос на закрытые автомобили, и как следствие, на продукцию Фишера. GM предложили Fisher Body расширить производственные мощности и построить дополнительные цеха в непосредственной близости от завода GM. Но фирма отказалась, так как инвестиции в производственные мощности - это дополнительные постоянные издержки, которые по условиям контракта не оплачивались бы GM. Можно считать, что Fishers Body обманул GM. Но на момент подписания контракта обоим были выгодны его условия. И если бы не резко возросший спрос на закрытые автомобили, то жили бы эти две компании в мире и согласии все 10 лет, пока действует договор. В итоге GM ничего не оставалось в этой ситуации как просто купить Fishers Body, ибо вертикальная интеграция была единственным решением этой проблемы.

Компания, не управлялась собственником, но - профессиональными менеджерами. Она была под контролем исполнительного директора Альфреда Слоуна и вошла в дивизион «GM». Таким образом в выигрыше остались все стороны.

Еще Адам Смит указывал в работе «Богатство нации» на то, что конфликт агентских отношений может возникнуть по причине расхождения интересов сторон. Управляющие стремятся получить премию, поэтому контракты часто будут заключаться из-за этих побуждений. Интересы собственников будут для них вторичными. По мнению некоторых ученых в поисках дополнительного финансирования они более активно буду наращивать долговую нагрузку [1, с.100], а следовательно агентские издержки также возрастут. Таким образом, структура капитала часто формируется согласно решениям менеджмента, а не собственников. Однако, чем выше долговая нагрузка на предприятие, тем серьезнее осуществляется контроль со стороны собственников компании. Кроме функций по финансированию деятельности компании важной задачей менеджмента является размещение капитала. Есть несколько точек зрения о том, на каких рынках лучше размещать временно свободные денежные средства. Первая позиция ученых-экономистов Уильямсона и Алчиана заключается в том, что внутренний рынок более понятен, а следовательно, эффективен. Вторая позиция связана с именами ученых Миллера и Модильяни, согласно которой и внутренние и внешние рынки достаточно эффективны. Третья наиболее современная и популярная точка зрения заключается в том, что внешние рынки в силу доходности и прочих факторов эффективнее.

 

2. Функции и основные принципы корпоративных финансов их организации.

 

Корпоративные финансы – это экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств у предприятий-участников, входящих в корпорацию, с целью выполнения обязательств перед всеми субъектами экономической деятельности и обеспечения ее дальнейшей деятельности.

Функции корпоративных финансов:

1. Воспроизводственная.

2. Распределительная.

3. Контрольная.

Принципы организации финансов:

1. Самофинансирование.

2. Самоокупаемость.

3. Хозяйственная самостоятельность.

4. Материальная ответственность.

5. Формирование финансовых резервов.

6. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.

7. Заинтересованность в результатах деятельности.

 

3. Организация финансовой работы хозяйствующего субъекта

 

В классическом виде корпорации организуются в форме открытых акционерных обществ, т.е. публичных компаний. Однако для переходной экономики характерны и государственные корпорации. Например, в России действует ГК ОАО «РОСНАНО», «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и другие. Их финансирование осуществляется за счет бюджетных средств, тем более, что собственником этих обществ является государство.

Корпорацию от множества компаний отличает объединение под единым началом нескольких дивизионов или групп, которые иногда называют «Финансово-промышленными группами» (ФПГ). В России правоотношения непосредственно в этой области регулируются ФЗ №115 от 22.06.2007г., а также ФЗ №208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г.

Функции по мониторингу и контролю финансово-хозяйственной деятельности, разработкой финансовой политики и стратегии развития занимается управляющая компания. Предприятия, входящие в корпорацию выполняют важную задачу по формированию предложения и спроса. Функцию перераспределения капитала выполняют банковские или небанковские финансово-кредитные организации.

Финансовая работа любого предприятия осуществляется с помощью определенного механизма или инструмента воздействия на хозяйствующий субъект. С помощью финансового механизма решаются задачи по управлению денежным потоком и организацией финансовых отношений.

Выделяют следующие элементы финансового механизма:

- финансовые методы (планирование, управленческий и финансовый учет, регулирование, анализ и контроль);

- финансовые рычаги (процентные ставки, прибыль, финансовые санкции, кредит);

- правовое обеспечение;

- нормативное обеспечение;

- информационное обеспечение;

- финансовые инструменты – это контракт, по которому происходит одновременно увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера.

К финансовым инструментам относят денежные средства, контрактные права на получение актива или его обмен.

 

Тема 2. Расходы и доходы организаций

Вопросы:

1. Классификация расходов организации. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Классификация затрат по месту их возникновения.

2. Группировка затрат по целевому назначению. Прямые и косвенные расходы. Понятие себестоимости, виды себестоимости. Финансовые методы управления расходами.

3. Планирование себестоимости. Содержание и порядок расчетов себестоимости. Влияние учетной политики на себестоимость продукции (работ, услуг).

4. Понятие выручки от реализации. Планирование объема продаж. Порядок формирования доходов от реализации. Порядок использования выручки от реализации.

5. Понятие валового и чистого дохода. Анализ факторов роста валового дохода.

6. Определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).

 

1. Классификация расходов организации

 

Расходами коммерческой организации признается уменьшение экономических выгод этой организации в результате выбытия активов (имущественных и денежных) и возникнове­ния обязательств, приводящих к уменьшению ее капитала. При этом по­нятие «расходы организации» не следует отождествлять с понятиями затраты, издержки про­изводства и обращения, себестоимость. Расходы - это то, что уменьшает активы или увеличивает обязательства организации. Они также определяются как отрицательный поток платежей.

Затраты - это часть расходов, которые относятся к данному отчетному периоду и которые непосредственно влияют на финансовые результаты деятельности организации. Расходы и затраты могут как совпадать, так и не совпадать между собой.

Например, расходы и затраты совпадают если это оплата сырья и материалов которые переработаны в данном периоде; это заработная плата персонала, труд которого ис­пользован в данном периоде; это коммерческие расходы, относящиеся к данному периоду.

В ряде случаев расходы организации не считаются се затратами: это возврат полученных кредитов и займов; оплата сырья и материалов, приобретенных в запас; выплата заработной платы за прошедший или будущий период.

Затраты, не являющиеся расходами организации - это начисление процентов на собственный капитал; амортизационные отчисления; отчисления в резервные фонды организации переработка ранее купленного сырья и материалов.

Издержки производства и обращения - это распределенные по периодам и воздействующие на финансовые результаты затраты на производство и реализацию продукции, в соответствии с действующими положениями о составлении отчетности.

Себестоимость - это конкретный стоимостной показатель хозяйственной деятельности организации, представляющий систему калькуляции издержек, исчисленных по определенным правилам.

Потери - это уменьшение активов организации вследствие непредвиденных обстоятельств, нерациональных хозяйственных решений, не сохранности имущества.

Убытки - это превышение текущих хозяйственных расходов над всеми доходами организации.

Для того, чтобы расходы и затраты были признаны в бухгалтерском учете, необходимо чтобы:

1. Они производились в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота.

2. Имелась уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

3. Сумма расхода могла быть определена.

Если в отношении расходов не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете признаются не расходы, а дебиторская задолженность.

Классификация расходов организации позволяет выделить следующие их группы:

1. По факту признания: начисленные и оплаченные.

2. По отношению к деньгам: денежные (монетарные) и не денежные (немонетарные).

3. По периоду: прошлые, текущие, будущие.

4. По влиянию объема хозяйственной деятельности: постоянные и переменные.

5. По методу распределения: основные (прямые) и накладные (косвенные).

6. По элементам затрат: материальные, оплата труда, начисления на оплату труда, амор­тизация, прочие затраты.

7. По составу: одноэлементные и комплексные (состоящие из нескольких элементов).

8. По методу исчисления (оценке единичной затраты): средние и предельные (маржи­нальные).

9. По методам оценки: полные, неполные, нормативные, плановые, фактические.

10. По значимости: существенные и несущественные.

11. По ожиданию: обычные и экстраординарные (чрезвычайные).

12. По стадиям воспроизводства: затраты производства, обращения, распределения, по­требления.

13. По сферам деятельности: текущие, инвестиционные, финансовые.

14. По характеру, условиям осуществления и направлениям деятельности: расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные.

К обычным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продук­ции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Это могут быть некоторые операционные расходы, если они составляют основной предмет деятельности отдельных организаций.

Операционные расходы, как правило, связаны с реализацией или использованием имуще­ства (активов) организации.

Внереализационные расходы отражают платежи (отток средств) по деятельности органи­зации, не связанной прямо с реализацией продукции, товаров, активов.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие в результате экстра­ординарных обстоятельств хозяйственной деятельности: стихийных бедствий, пожаров, аварий, а в отдельных случаях - при национализации (реприватизашш) имущества.

Большая часть расходов по обычным видам деятельности включается в себестоимость продукции, работ, услуг в соответствии определенными правилами калькуляции издержек производства и обращения. Показатель себестоимости продукции необходим для определения финансового результата (прибыли или убытка) по обычным видам деятельности. Для целей налогообложения при определении налогооблагаемой прибыли вместо себестоимости приме­няется понятие «налоговые расходы».

Расходы по обычным видам деятельности группируются по пяти элементам затрат:

1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов).

2. Затраты па оплату труда.

3. Социальные начисления на оплату труда.

4. Амортизационные отчисления. В элемент затрат «амортизация» теперь включаются суммы, начисляемые по всем видам амортизируемых активов, а не только по основным сред­ствам.

5. Прочие затраты (не вошедшие в названные элементы затрат).

Для целей управления издержками организуется учет расходов по статьям затрат. Пере­чень статей затрат устанавливается коммерческой организацией самостоятельно и теперь от­носится к ее учетной политике. При переходе от определения общих затрат организации (смета затрат) к себестоимости единицы продукции расходы по обычным видам деятельности корректируются с учетом от­раслевых особенностей.

В рамках принятой учетной политики организация особо выделяет управленческие и коммерческие расходы, признает их полностью в составе себестоимости продаж, не распреде­ляет ее по видам продукции, работ, услуг.

Таким образом, при определении себестоимости возможно применение двух методик рас­чета:

1. Укрупненной, по организации в целом или ее подразделениям, на основе сметы и элементов затрат.

2. По видам продукции, работ, услуг, на основе калькуляции по статьям расходов.

 

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, среди которых выделяют:

1. Обоснованные расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

2. Документально подтвержденные расходы - это затраты, подтвержденные документами.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В зависимости от характера, условий и направлений деятельности выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы по изготовлению, хранению и доставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, приобретению и реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

К материальным затратам, в частности, относятся следующие расходы налогоплательщика:

1) на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве;

2) на приобретение материалов, используемых для упаковки произведенных и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку) и другие производственные и хозяйственные нужды;

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ структурными подразделениями налогоплательщика.

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции. Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
Налоговый Кодекс РФ допускает использование метода начисления и кассового метода при определении затрат.

При использовании метода начисления, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты, т.е. исходя из условий сделки.

В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются равномерно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

- дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

- дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

1) дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей;

2) дата начисления в соответствии с требованиями настоящей главы - для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с настоящей главой;

3) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов:

- в виде сумм комиссионных сборов;

- в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);

- в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

- в виде иных подобных расходов;

4) дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика - для расходов:

- в виде сумм выплаченных подъемных;

- в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов;

5) дата утверждения авансового отчета - для расходов:

- на командировки;

- на содержание служебного транспорта;

- на представительские расходы;

- на иные подобные расходы;

Суммовая разница признается расходом:

- у налогоплательщика-продавца - на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- у налогоплательщика-покупателя - на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товаров (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.

При использовании кассового метода учета доходов и расходов организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров.

При этом расходы учитываются в составе затрат с учетом следующих особенностей:

- материальные расходы,

- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;

- расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком.

 

2. Группировка затрат по целевому назначению. Прямые и косвенные расходы. Понятие себестоимости, виды себестоимости.

 

Теперь рассмотрим два основополагающих понятия формирования прибыли:

1. Альтернативные издержки.

2. Вмененные издержки.

Альтернативные издержки представляют ценности, которые можно было получить в результате других возможных действий, от которых пришлось отказаться. Они неизбежны в мире ограниченных ресурсов и возможностей выбора между ними. По свое сущности, это - денежные доходы, которыми жертвует коммерческая организация, владелец ресурсов. Она использует их для собственного производства товаров и услуг, а не предлагает капитал на рынке другим потребителям. Альтернативные издержки должны равняться доходам, которые могли бы принести данные ресурсы при наиболее выгодном их применении. Можно сказать, что все издержки в рыночной экономике являются альтернативными.

В составе альтернативных издержек выделяют вмененные издержки, т.е. это использование факторов производства, которыми производитель уже обладает а, следовательно, не покупает их на рынке. К ним относят труд собственника, его организаторские и предпринимательские способности, риски, вложения собственного капитала и собственных активов без их оплаты.

Также, альтернативные (экономические) издержки подразделяются на явные и неявные:

- явные издержки - это платежи поставщикам факторов производства и услуг (материаль оплата труда, аренда, транспортные расходы, коммунальные платежи). Они отражаются бухгалтерском учете и поэтому являются бухгалтерскими издержками.

- неявные издержки - это издержки, возникающие при использовании ресурсов самой коммерческой организацией без их оплаты. Это стоимость труда собственников фирмы; бесплатное использование зданий, помещений, оборудования; обычный доход на вложенный собственный капитал. Хотя в данном случае отсутствуют реальная выплата заработной платы, ренты, процента, тем не менее, такие издержки должны быть приняты при исчислении экономической прибыли.

Следует обратить внимание на то, что в неявные (вмененные) издержки включена нормальная прибыль, соответствующая величине процентных выплат на использованный собственный капитал. Следовательно, экономическая прибыль представляет доход, полученный сверх обычной (нормальной) прибыли. Она появляется в случае принятия коммерческой организацией на себя дополнительных рисков или в связи с ее монопольными правами. В обычных условиях экономическая прибыль может находиться на нулевой отметке (ситуация «ни прибыли, ни убытка»).

 

3. Планирование себестоимости. Содержание и порядок расчетов себестоимости. Влияние учетной политики на себестоимость продукции (работ, услуг).

 

Планирование издержек производства необходимо для прогнозирования финансовых результатов деятельности организации, для установления нижней границы цен на производимую продукцию (работы, услуги) и для текущего контроля над уровнем затрат на производство и реализацию продукции. План по издержкам производства включает следующие разделы:

1. Смета затрат на производство и реализацию продукции.

2. Расчет снижения себестоимости продукции.

3. Сводная калькуляция себестоимости товарной продукции.

4. Калькуляции себестоимости единицы продукции по товарному ассортименту.

Наиболее удобным документом для финансового планирования является смета затрат ь производство и реализацию продукции. Она обеспечивает прямой расчет по элементам затр; с необходимыми корректировками.

Смета затрат рассчитывается по следующим этапам:

1. Определяется сумма затрат.

2. Из полученной суммы затрат вычитаются расходы, списываемые на непроизводственные счета.

3. Затраты корректируются по учетным статьям:

4. К производственной себестоимости прибавляются накладные расходы (коммерческие управленческие), целиком относимые на себестоимость. В результате определяется полная себестоимость товарной продукции.

5. Полная себестоимость товарной продукции корректируется на изменение себестоимости остатках нереализованной продукции. В результате исчисляется полная себестоимость выручки с продаж.

6. На основе полученных данных рассчитываются затраты на рубль продаж. Смета затрат рассчитывается на год с распределением по кварталам.

Для обоснования величины затрат в планируемом периоде можно использовать один из трех методов:

1. Пересчитать затраты по их удельному весу (структуре) в базовом году. Этот метод применим при незначительных структурных изменениях в планируемом периоде.

2. Скорректировать затраты на коэффициент их изменения в планируемом году, предва­рительно выделив в их составе переменную и постоянную часть.

3. Определить линейную регрессию по каждому элементу затрат в зависимости от объема хозяйственной деятельности (выручки от продаж).

Планирование себестоимости продукции по статьям затрат предполагает выделение каль­куляционных статей, привязанных к конкретным объектам себестоимости.

Каждая отрасль имеет свои особенности калькуляции себестоимости, которые определя­ются характером производимой продукции, ее технологией.

Приведем типовую группировку статей затрат для машиностроения в таблице 1.

Таблица 1.

Калькуляционные статьи затрат в машиностроении

СТАТЬИ ЗАТРАТ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТЕЙ
1. Сырье и материалы Прямые расходы
2. Возвратные отходы (вычитаются) Прямые расходы
3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты Прямые расходы
4.Топливо на технологические цели Прямые расходы
5. Энергия на технологические цели Прямые расходы
6. Основная заработная плата производственных рабо­чих Прямые расходы
7.Дополнительная заработная плата производственных рабочих Прямые расходы
8. Социальные отчисления из средств на оплату труда Прямые расходы
9. Расходы на подготовку и освоение производства Косвенные расходы
10. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения Косвенные расходы
1 [.Общепроизводственные расходы Косвенные расходы
12. Общехозяйственные расходы Косвенные расходы
13. Потери от брака (в пределах норм) Прямые или косвенные расходы
14. Прочие производственные расходы Прямые или косвенные расходы
15. Производственная себестоимость Свод расходов
16. Коммерческие расходы Накладные расходы
I Т. Управленческие расходы Накладные расходы
18. Полная себестоимость Свод расходов

 

Прямые расходы непосредственно включаются в себестоимость соответствующей продук­ции, а косвенные расходы распределяются пропорционально выбранным условным методам: по прямым затратам, по выплаченной заработной плате, по затратам времени в нормо-часах.

Современные системы исчисления себестоимости (" директ-костинг") основаны на выде­лении переменных и постоянных затрат.

Постоянные затраты в данном периоде не зависят от изменения объема хозяйственной деятельности и принимаются в базовой (сметной) величине. Это административно-управленческие расходы, повременная оплата труда, амортизационные отчисления, арендная плата, имущественные налоги.

Переменные затрат зависят от объема хозяйственной деятельности и пересчитываются на коэффициент ее роста. Это затраты на сырье и основные материалы, комплектующие и полу­фабрикаты, технологическое топливо и энергию, сдельная оплата труда.

Современная практика предполагает исчисление себестоимости по отдельным видам про­дукции по неполным затратам (прямым, переменным) с отнесением других затрат (косвенных, постоянных) в полной сумме на всю себестоимость продукции. Этот подход существенно облегчает исчисление себестоимости и контроль затрат.

В планировании себестоимости можно также применить аналитический (факторный) ме­тод. Этот метод предполагает выделение сравнимой товарной продукции, выпускавшейся ра­нее, и расчет влияния на нее следующих факторов:

1. Изменения объема производства (экономия на постоянных расходах).

2. Экономии (пере­расхода) за счет материальных затрат.

3. Экономии (перерасхода) за счет факторов оплаты труда.

4. Структурных (ассортиментных) сдвигов.

5. Изменения цен на покупные товары и услуги.

6 Различных технико-экономических факторов.

Важным вопросом финансового планирования является определение источников по­крытия расходов организации. Ими могут быть:

1. Выручка от продаж-брутто (косвенные налоги; оплата запасов; погашение кредитов и займов, кредиторской задолженности).

2. Себестоимость продукции с последующим покрытием из выручки от продаж (из­держки производства и обращения).

3. Формируемая прибыль (операционные и внереализационные расходы).

4. Общая (балансовая) прибыль (налог на прибыль).

5. Чистая прибыль (бюджетные санкции, некоторые местные налоги, инвестиционные и социальные расходы, резервы, целевые фонды за счет прибыли).

6. Целевые денежные фонды и целевое финансирование (расходы, покрываемые за счет указанных фондов).

На основе данных о планируемых расходах организации и источниках их покрытия можно составлять шахматный (проверочный) финансовый баланс.

 

4. Понятие выручки от реализации. Планирование объема продаж. Порядок формирования доходов от реализации. Порядок использования выручки от реализации.

 

Планирование доходов коммерческой организации осуществляется в рамках оперативного, текущего и перспективного планирования. Оперативное планирование охватывает месячный период по декадам, неделям, рабочим дням. Текущее (тактическое) планирование соответствует периоду один — три года, с выделением кварталов и месяцев. Перспективное (стратегическое) планирование предполагает диапазон более трех лет, с выделением каждого года.

Наиболее важный момент в планировании доходов - это определение не только потенци­альных возможностей коммерческой организации, но прежде всего потребностей рынка (по­купателей продукции, работ, услуг). Подготовка плана продаж предполагает детальную оценку маркетинговой и ценовой политики с учетом конкретной хозяйственной конъюнктуры. Про­блемы прогнозирования спроса и цен выходят за рамки данного пособия.

Рассмотрим наиболее применяемые и одновременно самые простые методики планиро­вания выручки от продаж и прочих доходов и расходов в рамках бизнес-плана коммерческой организации.

Как известно, бизнес-план - это подробный внутрифирменный прогноз на три - пять лет, определяющий цели деятельности организации и показатели, которые она предполагает достичь за определенный период. Для новых организаций бизнес-план является основным документом, необходимым для начальной стадии мобилизации капитала или получения кредит. Действую­щим организациям он особенно необходим, если они переживают трудные времена, или при­нимают решения о крупных инвестиционных проектах и своей хозяй­ственной политики.

Прогнозируемые показатели деятельности организации на первый год даются с поквар­тальным распределением, а на последующие периоды - в годовом исчислении. Это делает воз­можным уточнение показателей по мере приближения очередного года и применение стратегии непрерывного планирования.

В процессе составления бизнес-плана реализуются принципы бюджетирования доходов путем составления различных прогнозов и смет: прогноза продаж, прочих доходов, финансо­вых результатов, притока денежных средств. Мы остановимся лишь на тех разделах бизнес-плана, которые входят в финансовый план коммерческой организации.

В первую очередь необходимо составить прогноз выручки от продаж (сметы продаж).

В литературе описаны следующие методы прогнозирования выручки от продаж.

1. Метод прямого ассортиментного расчета.

2. Укрупненный метод.

3. Аналитический (факторный) метод.

4. Экономико-математические модели.

Метод прямого ассортиментного расчета предполагает проведение расчетов непосредст­венно по видам продукции (работ, услуг) или по их укрупненным группам. Для его применения организация должна располагать информацией о прогнозируемых количественных объемах продаж по видам продукции и соответственно - о предполагае­мых отпускных ценах. Кроме того, не­обходима достаточно объективная информация объема емкости рынка по каждому виду про­дукции и приемлемых для потребителей ценах. Эта информация может быть получена лишь на основе маркетинговых исследований.

Возникает еще одна серьезная проблема. Объемы продаж и цены в рыночной экономике взаимосвязаны. При увеличении объемов продаж цены в большинстве случаев имеют тенден­цию к снижению. Поэтому для каждого конкретного товара можно выявить определенные линейные соотношения, зависящие от вида товарных рынков, рыночной конъюнктуры, качества продукции, ценовой стратегии и других специфических факторов.

Метод укрупненного расчета предполагает прогнозирование выручки организации по всему ее объему, без выделения конкретных позиций товарной номенклатуры. Он более прост, удобен для финансового планирования, снимает ряд проблем, возникающих в случае применения прямого ассортиментного расчета. Эта модель расчета выручки основана на прогнозируемых объемах выпуска товарной про­дукции (V) и изменении остатков нереализованной продукции.

Здесь возникают две проблемы:

1. Прогнозируемый объем товарной продукции должен соответствовать потребностям рынка.

2. Необходим достаточно точный расчет плановых остатков нереализованной продукции на конец периода.

Аналитический (факторный) метод исходит из базовой величины выручки и влияния на нее трех взаимозависимых факторов в планируемом периоде:

1. Изменений объема хозяйственной деятельности (ДО).

2.Изменений в номенклатуре (ас­сортименте) продукции (ДА).

3.Изменений в отпускных ценах (ЛР).

Применение аналитического (факторного) метода также требует разрешения ряда про­блем. Прежде всего, сами факторы взаимозависимы: изменение одного из них требует коррек­тировки всех остальных (например, количество - цена). Существенное влияние оказывают эластичность спроса по цене, доходы потребителей, неценовые факторы.

Поэтому данный ме­тод полезно сочетать с применением экономико-математических методов и моделей:

1. Автокорреляционный анализ.

2. Экспоненциальное сглаживание (ЕХРО).

3. Метод прогноза Бокса и Дженкинса.

4. Регрессионная модель.

При выборе различных вариантов прогноза выручки полезно использовать метод экс­пертных оценок на основе изучения мнений специалистов-экспертов.

Организация заранее должна определить прогнозируемые направления использования выручки.

Выручка от продаж - брутто распределяется в следующей последовательности:

Прежде всего, из нее уплачиваются косвенные налоги.

Из оставшейся части выручки (выручка — нетто) покрываются материальные затраты, после чего формируется ватовой доход организации (добавленная стоимость).

Валовой доход служит источником формирования фонда оплаты труда, амортизационных отчислений и прибыли. Фонд оплаты труда за вычетом налога с доходов и социальных отчислений поступает в распоряжение работников для лич­ного потребления. Амортизационные отчисления остаются в распоряжении организации и используются для восстановления амортизируемых активов (основных фондов, нематериаль­ных активов).

Прибыль включает в себя ренту, процент за кредит и предпринимательскую прибыль.

Часть прибыли поступает в бюджет государства и местных органов самоуправления в виде обязательных платежей.

Оставшаяся прибыль используется по усмотрению коммерче­ской организации.

Прогнозирование прочих доходов организации (операционных или внереализационных) определяется степенью их устойчивости и постоянства. Здесь возможны два подхода:

1. Прогнозирование на основе сложившихся доходов с применением повышающего или понижающего коэффициента.

2. Прогнозирование по наиболее устойчивым и постоянным статьям доходов на основе прямого расчета.

Доходы, носящие случайный или нерегулярный характер, как правило, не планируются.

 

 

5. Понятие валового и чистого дохода. Анализ факторов роста валового дохода

 

Валовая прибыль (англ. Gross Profit) — разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги (англ. Cost of sales или Cost of goods sold - COGS). Следует иметь в виду, что валовая прибыль отличается от операционной прибыли (прибыль до уплаты налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам).

Валовой доход (англ. gross revenue) — это доход, который компания получает от своей основной деятельности, обычно от продажи товаров или услуг потребителям. Во многих странах термин валовой доход является синонимом термина оборот. Некоторые компании могут получать валовой доход от процентов, дивидендов или роялти, которые им платят другие компании.

Под суммой валового дохода может иметься в виду весь валовой доход или валовой доход за определённый период времени в определённой валюте.

Чистый доход от продаж вычисляется следующим образом:

· Чистый доход от продаж = Суммарный доход от продаж − Стоимость возвращённых товаров и предоставленных скидок.

Валовая прибыль вычисляется:

· Валовая прибыль = Чистый доход от продаж − Себестоимость реализованной продукции или услуги − Сумма операционных затрат.

Валовую прибыль не следует путать с чистой и маржинальной прибылью:

· Маржинальная прибыль = Чистый доход от продаж − Себестоимость реализованной продукции или услуги

· Чистая прибыль = Валовая прибыль − Сумма налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам

Себестоимость реализованной продукции рассчитывается по-разному для производства и торговли.

В целом, этот показатель отражает прибыль по сделке, без учёта косвенных расходов. Для розничной торговли валовая прибыль представляет собой выручку за вычетом стоимости проданных товаров. Для производителя прямыми расходами являются расходы на материалы и другие расходные материалы для создания продукта. Например, расходы на электроэнергию для работы машины зачастую считаются как прямые затраты, а расходы на освещение машинного зала — как накладные расходы. Заработная плата также может быть прямой, если работникам выплачивается цена за единицу произведённого товара. По этой причине сервисные отрасли, которые продают свои услуги с почасовой оплатой, часто относятся к заработной плате как к прямым расходам. Валовая прибыль является важным показателем прибыльности, но при расчёте чистого дохода необходимо учитывать косвенные расходы.

 

6. Определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).

 

Экономическая природа прибыли также является предметом дискуссий. Можно выделить, по крайней мере, следующие концепции:

1. Прибыль является вычетом из продукта труда наемных рабочих в пользу предпринима­теля (владельца капитала). В числе приверженцев данной теории назовем Адама Смита, Дави­да Рикардо, Карла Маркса. Наиболее четко трудовая теория стоимости развита в трудах Карла Маркса, где прибыль трактуется как превращенная форма прибавочной стоимости. Сама же прибавочная стоимость возникает в связи с эксплуатацией наемного труда, вычетом капитали­ста части созданной трудом стоимости.

2. Прибыть - это естественный доход, создаваемый факторами производства: трудом, капита­лом, ресурсами, предприимчивостью. То, что обычно называют прибылью, есть не что иное, как заработная плата, процент и рента. Данная теория представлена А. Маршаллом («Принципы эко­номической науки») и в трудах неоклассиков (Дж. Б. Кларк, Ф. Эджворт, В. Парето, Л. Вальрас, К. Виксель).

3. Прибыль является премией (доходом) за риски и неопределенность хозяйственных си­туаций (Ф. Найт в книге «Риск, неопределенность, прибыль»).

4. Прибыль - это временный доход, получаемый от смелых и непредвиденных технических решений, инноваций (И. Шумпетер «Теории экономического развития»).

5. Прибыль возникает как результат таланта и искусства предпринимателя при арбитражных сделках (операциях на одном и том же рынке, осуществляемых для получения выгод).

6. Прибыль - это доход, порождаемый монополией на капитал, ресурсы, знания или другими искусственными ограничениями.

Отметим два существенных принципа формирования финансовых результатов (прибылей или убытков) как показателей хозяйственной деятельности:

1. Они определяются методом начислений, а не по движению денежных средств.

2. Они учитываются в течение хозяйственного года на основе кумуляции (накопления), независимо от их использования (покрытия) в данном году.

Сущность и роль прибыли в рыночной экономике проявляется через ее основные функ­ции. Выделим, по крайней мере, шесть таких функций:

1. Оценка результатов хозяйственной и предпринимательской деятельности.

2. Определение эффекта хозяйствования.

3. Источник формирования доходов бюджета государства и органов местного самоуправ­ления

4. Источник выплаты ренты, процентов и дивидендов.

5. Накопление ресурсов для самофинансирования и наращивания капитала.

6. Контроль и регулирование хозяйственной деятельности.

Тема 3. Прибыль организации

 

Процесс материального производства завершается доведением готовой продукции до потребителя путем реализации изготовленной продукции (выполнен6ных работ, услуг). В условиях товарно-денежных отношений этот процесс сопровождается оплатой реализованной продукции, а также оплатой оказанных услуг. В основе определения сущности такого важного для финансов предприятия понятия, как реализация продукции (работ и услуг) лежит: первое - смена форм собственности после оплаты покупателем товара (товарной в денежную); второе - смена субъектов собственности (до оплаты покупателем товара субъектом собственности является производитель товара, при оплате товара субъектом собственности становится покупатель). Право собственности у покупателя на поставленную продукцию возникает при оплате продукции или предъявлению покупателю расчетных документов (документов на оплату).

Совокупность процессов смены форм собственности и смены субъектов собственности является экономической сущностью понятия реализованной продукции. Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. Во-вторых, выручка от реализации продукции основным регулярным источником для предприятия по удельному весу всех возможных поступлений средств.

От поступления выручки зависят финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не

только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях. Реализация продукции является результатом успешного завершения

процесса производства, служит основным критерием оценки всей деятельности предприятия, источником его развития и материального стимулирования членов трудового коллектива.

Будучи одной из важнейших финансовых категорий, выражающей денежные отношения между поставщиком и потребителем товара, выручка от реализации выступает основным источником поступления денежных средств и финансовых ресурсов, источником формирования денежных доходов и денежных накоплений предприятия. Выручка от реализации продукции знаменует собой важную стадию кругооборота средств и дает возможность началу нового оборота, т.к. выручка от реализации продукции представляет собой сумму денежных средств,

поступивших на расчетный счет предприятия и по своему экономическому назначению являющихся источниками денежных доходов предприятия. Из выручки предприятие прежде всего возмещает все затраты на производство и реализацию продукции, формирует амортизационный фонд, как источник возмещения изношенных основных фондов, из выручки предприятие выполняет свои обязательства перед бюджетом, банками и партнерами по бизнесу.

Разделяют выручку, которая формируется в бухгалтерском учете и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти два понятия, как правило, не совпадают по величине и по своему экономическому содержанию. В бухгалтерском учете выручка всегда возникает в момент отгрузки продукции.

Для определения выручки в целях налогообложения у предприятия есть

право выбора одного из двух методов формирования выручки:

- по методу начисления (т.е. по факту отгрузки продукции);

- по кассовому методу (т.е. по факту оплаты продукции) – если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации без косвенных налогов не превысила в среднем 1 млн. руб. за каждый квартал. Этот выбор отражается в учетной политике предприятия.

При использовании «метода начислений» выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) либо предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов. Этот метод основывается на том, что в момент отгрузки продукции предприятие теряет на нее право собственности. Метод широко используется за рубежом,

где действует отлаженная система безналичных расчетов в условиях стабильной экономической ситуации. Второй метод в России используется относительно недавно. Его недостатком является то, что выручка от реализации продукции учитывается в бухгалтерской отчетности сразу после ее отгрузки.

При этом предприятие обязано заплатить налоги, а реальные денежные средства на счет могут поступить по различным причинам с большим опозданием или не поступить вообще (например, в связи с банкротством покупателя). «Кассовый метод» заключается в том, что выручка формируется по мере оплаты продукции (работ, услуг) в момент поступления средств предприятию. При безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета, а при расчетах наличными деньгами - при поступлении денежных средств в кассу предприятия. Этот метод применяется давно и удобен тем, что предприятие может распоряжаться денежными средствами, фактически поступившими на счет в банке или в кассу предприятия. Выбирая один из двух способов определения выручки, предприятие устанавливает для себя момент возникновения налоговых обязательств (либо в момент отгрузки, либо – оплаты). Выбирая метод «по отгрузке», налоги должны платиться сразу, выбирая метод «по оплате» – по мере поступления денежных средств на расчетный счет.

Выручка от реализации продукции должна планироваться на стадии разработки финансового плана на год для чего необходимо знать факторы, от которых она зависит. Величина выручки во многом определяется отраслевыми факторами, но, вместе с тем, необходимо определять факторы, которые значимы для конкретного предприятия.

Выделяют факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия (рис.3.3):

- факторы, зависящие от деятельности предприятия:

- на стадии производства:

- объем производства;

- качество продукции;

- ассортимент выпущенной продукции;

- ритмичность выпуска.

-на стадии реализации продукции:

- ритмичность отгрузки;

- своевременное оформление платежных и расчетных документов;

- соблюдение договорных обязательств;

- применяемая форма расчетов;

- уровень цен предприятия.

- факторы, не зависящие от деятельности предприятия:

- нарушение договорных обязательств поставщиками;

- недостатки в работе транспорта;

- несвоевременная оплата продукции покупателями;

- уровень цен, сложившихся на рынке.

Показатель реализации продукции характеризует объем продукции, поступившей в хозяйственный оборот в целом, рассчитывается на год в планах предприятия для определения показателя плановой прибыли предприятия. Между показателями «объем реализованной продукции» и «выручка от реализации продукции» существуют определенные качественные и количественные различия.

Качественные различия заключаются в том, что объем реализованной продукции представляет собой оценочный показатель деятельности предприятия, который отражает стоимость отгруженной и оплаченной потребителем продукции и оказанных услуг. Показатель выручки от реализации отражает сумму денежных средств, поступивших на счета предприятия в банках. Количественные различия заключаются в том, что выручка от реализации продукции может превышать объем реализованной продукции, т.к. в ее состав включаются средства от реализации не только от основной продукции, но и от прочей реализации (реализация продукции на сторону и оказание услуг другим организациям, средства, полученные от реализации основных фондов и иного имущества предприятия). Таким образом, выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником покрытия затрат на производство и реализацию

продукции и получения прибыли предприятия.

Большое значение для последующей финансовой деятельности предприятия имеет планирование выручки от реализации, осуществляемое в процессе разработки финансового плана. Оно необходимо для определения валового дохода, прибыли и осуществления оперативного финансового планирования. От обоснованного расчета выручки от реализации зависит реальность планируемой прибыли, намеченных плановых налоговых платежей в бюджет и отчислений в различные фонды. При расчета планируемой выручки необходимо учитывать факторы, влияющие на объем выручки от реализации продукции, ассортимент и цену, знать количество произведенной и реализуемой продукции, остатки нереализованной готовой продукции на складе.

Выручка от реализации продукции рассчитывается и планируется в свободных отпускных ценах предприятия. Затраты же на производство учитываются в бухгалтерском учете по производственной себестоимости. На основе данных бухгалтерского учета рассчитываются переходящие остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода по производственной себестоимости. Поэтому возникает необходимость производить перерасчет стоимости этих остатков из производственной себестоимости в цены реализации. Все элементы должны быть в ценах реализации поэтому применяется коэффициент пересчета реализованной продукции из производственной себестоимости в оптовые цены. Коэффициент пересчета рассчитывается как отношение выручки от реализации в оптовых ценах к производственной себестоимости реализованной продукции. Отдельно рассчитывается коэффициент по производству и по отгрузке продукции.

Планирование выручки начинается с расчета выручки от реализации произведенной товарной продукции (Т). Объем произведенной товарной продукции (Т) рассчитывается на основании плана производства и развития производственной программы бизнес-плана, где указывается плановый выпуск в натуральных величинах и оптовая цена за единицу продукции. На предприятиях с небольшой номенклатурой и объемом производства выручка от реализации произведенной товарной продукции в планируемом году (Т) равна себестоимости единицы продукции умноженной на количество/объем продукции, предполагаемой к производству в планируемом периоде. На предприятиях с большим объемом производства выручка от выпуска товарной продукции в планируемом году (Т) равна объему выпуска продукции в текущем году в денежном выражении умноженному на планируемое изменение объема производства продукции в

планируемом году.

Для определения остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (О1) берутся фактические данные из бухгалтерского учета по состоянию на начало четвертого квартала (на 1 октября текущего года) и на основании прогнозных данных на четвертый квартал текущего года. Выручка от реализации остатков нереализованной продукции на складе на начало года (О1) состоит из:

- остатков готовой продукции на складе на начало года;

- товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил в планируемом году;

- товаров отгруженных, но не оплаченные в срок покупателями в планируемом году;

- товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении покупателя в виду отказа от акцепта.

Методика расчета выручки от реализации по остаткам продукции на начало и на конец планируемого года:

Расчет выручки от реализации по остаткам продукции на начало планируемого года О1 производится по формуле (3.1):

О1 = Оскл + Одо + Оср + Охр (3.1)

- выручка от реализации готовой продукции на складе на начало планируемого года (Оскл) рассчитывается исходя из фактических остатков готовой продукции на складе на последнюю отчетную дату (на начало четвертого квартала) + ожидаемый выпуск готовой продукции (в четвертом квартале) – ожидаемая реализация готовой продукции до конца периода

(четвертого квартала). Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента пересчета производственной себестоимости реализованной продукции в оптовые цены производства.

- выручка от реализации товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил (Одо) определяются умножением: фактически сложившегося срока документооборота в днях за истекший период (9 месяцев) необходимо умножить на однодневную отгрузку продукции за период с последней отчетной даты и до конца текущего периода по производственной себестоимости (в четвертом квартале текущего года). Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента пересчета производственной себестоимости реализованной продукции в оптовые цены реализации.

- выручка от реализации товаров отгруженных, но не оплаченных покупателями в срок (Оср) и товаров отгруженных, находящихся на ответственности хранении покупателя (Охр), рассчитываются исходя из фактических остатков по этим двум группам на последнюю отчетную дату и разработанных мер по их снижению и устранению к началу планируемого года. Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента пересчета производственной себестоимости реализованной продукции в оптовые цены реализации.

Методика расчета выручки от реализации по остаткам продукции на начало и на конец планируемого года. Выручка от реализации остатков нереализованной продукции на складе

на конец года (О2) состоит из:

- остатков готовой продукции на складе на конец года;

- товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил на конец планируемого года.

Расчет выручки от реализации по остаткам продукции на конец планируемого года О2 производится по формуле (3.2):

О2 = Оскл + Одо (3.4)

Выручка от реализации остатков нереализованной готовой продукции на конец планируемого года (О2) определяются исходя из плановых норм запаса готовой продукции на складе и нормальных запасов товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Выручка от реализации остатков готовой продукции на складе на конец планируемого года (Оскл) определяются путем умножения плановой нормы запаса в днях по статье «готовая продукция» на однодневный выпуск готовой продукции в планируемом году по плановой производственной себестоимости. Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента пересчета производственной себестоимости реализованной продукции в оптовые цены реализации. Выручка от реализации остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил на конец планируемого года (Одо) равна планируемому сроку документооборота в днях умноженному на однодневную отгрузку в плановом году по производственной себестоимости. Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента пересчета производственной себестоимости реализованной продукции в оптовые цены реализации.

Если поступление выручки на счет предприятия означает завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой начало нового кругооборота, а также стадию распределительного процесса. На этой стадии формируется доходная база бюджета государства различных уровней, тем самым, обеспечивая общегосударственные интересы, а также образуют собственные финансовые ресурсы предприятия.

Процесс распределения выручки осуществляется по следующим направлениям:

- выделяются косвенные налоги (НДС, акцизы и др.);

- возмещаются налоги, отнесенные на себестоимость продукции;

- возмещаются затраты на производство и реализацию продукции:

- оборотные производственные фонды,

- амортизационные отчисления,

- ремонтный фонд и др.

Оставшиеся после этого средства представляют валовой доход предприятия, из которого в первую очередь возмещаются средства израсходованные на оплату труда. Оставшиеся после этого средства составляют чистых доход предприятия, направляемый на уплату налогов, относимых на финансовый результат деятельности, и формирование прибыли.

Образовавшаяся прибыль предприятия направляется на:

- уплату налоговых платежей из прибыли;

- на формирование фонда накопления;

- на формирование фонда потребления;

- на формирование резервных фондов;

- нераспределенная прибыль.

Таким образом, выручка от реализации продукции является не только результатом успешного завершения процесса производства, но и служит основным критерием оценки всей деятельности предприятия, источником его развития и материального стимулирования членов трудового коллектива.

Прибыль является одним из основных источников формирования бюджетных ресурсов, внебюджетных ресурсов и благотворительных фондов. Прибыль - денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке. С экономической точки зрения прибыль – это разность меж

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пророчество Преподобного Кукши Одесского . | Жақсы-жаман» адамдар арасындағы мәдени көзқарас




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.