Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризисное консультирование






Кризисное консультирование – это психологическое консультирование детей и взрослых, находящихся в кризисных ситуациях (болезнь, смерть близких, несчастный случай, катастрофа и др.). К сожалению, жизнь человека наполнена не только ра­достями – в ней встречает­ся и настоящее горе. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь, не имея представления о том, как ве­сти себя. Особенно важно, чтобы взрослый умел помочь ребенку в кризисной ситуации и под­держать его. Переживания ребенка нельзя игнориро­вать, нельзя недооценивать его способность понять происхо­дящее, а также глубину его эмоций. Если в семье горе, то ребенок должен быть включен в переживания всей семьи, и ему требуются дополнительные знаки любви и поддержки.

Неправильно пытаться делать вид, будто ничего не случи­лось. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не га­рантирует избавления от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких стра­хов, которые могут привести к тяжелым психологичес­ким проблемам. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами и папами, а я пришел с только с папой».

Шок – первая ре­акция на смерть. У детей он обычно выражается молча­ливым уходом или взрывом слез. Маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство диском­форта, они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телеви­зор) оказывается не самой лучшей политикой в такой си­туации. Оно действует недолго и не помогает справить­ся с горем, а лишь отвлекает внимание. Ребенку нужно время, чтобы погоревать, поговорить, он не должен чувствовать себя одиноким среди опечаленных или занятых делами взрослых.

Отрицание смерти – следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом. Поиски – логичная для маленького ребенка стадия горя: он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозмож­ность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь. Отчаянье наступает, когда ребенок осознает невозмож­ность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение родных помогут преодолеть это состояние.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на близкого человека, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» этого человека. Маленькие дети могут начать ломать иг­рушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу; под­ростки реагируют по-другому – вдруг перестают общаться, устраивают драки в школе, начинают грубить учителям. Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи. Ребе­нок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Надо окружить ребенка заботой, чтобы он говорил о своих стра­хах, мог выразить свои чувства в связи с по­терей близкого человека. Эти разговоры, порой болез­ненные, помогают справиться со страхами и прояснить собственные мысли.

Невозможно дать рецепт по каждому конкретному слу­чаю. Главное – исходить из потребности ребенка в люб­ви и внимании к нему. В некоторых случаях необходимо обращение к психологу или психиатру. В качестве тревожных симптомов можно выделить сле­дующие: длительное неуправляемое поведение, острая чув­ствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств, анорексия, бессонница, галлюцинации, депрессия. Ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной по­мощи, ему требуется индивидуаль­ная психотерапия.

Со временем сила выражения эмоций, как прави­ло, ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится управлять своими чувствами. Школа может сыграть решающую роль в помощи детям в критических ситуациях – ведь она составляет огромную часть их повседневной жизни. Даже при­вычные ежедневные обязанности могут оказать поддерж­ку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отлича­ется от тягостной домашней атмосферы. Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее, но все это очень индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае це­лесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успо­коился.

Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Болезненно вос­принимаются любые слова даже добрых знакомых. Дети ведут себя доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу. Когда ребенок придет в школу, учитель дол­жен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе дол­жно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному. Поглощенные собственными переживаниями, близкие часто теряют контакт с ребенком, и учитель может оказаться первым, кто замечает симптомы неблагополу­чия. Ниже приведены рекомендации для учителей, столкнувшихся с такой ситуацией:

1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. В первые недели после трагедии у ребенка могут отмечаться тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, не показывайте своего удив­ления, не действуйте вопреки ребенку.

2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выс­лушать его, выберите удобное для этого место. При разговоре обнимите ре­бенка, возьмите его за руку. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы за­ботитесь о нем и готовы помочь ему. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка.

3. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честны­ми в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать: «Я не знаю».

4. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого и не пытайтесь сменить тему разговора. Не следует произносить фраз типа «скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, я понимаю тебя».

5. Старайтесь быть в контакте с близкими ребенка. Это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Понимающие близкие люди помогут ребенку пережить трудный для него период с ми­нимальными потерями. Высшие переживания – это моменты актуализации возможностей человека. В реальном поведении самоактуализация означает самопознание и самопонимание, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью. Вытеснение – не лучший способ разрешения проблем. Нарушения психического и психологического здоровья часто связаны либо с «застреванием» в травматическом прошлом, либо с бесплодным фантазированием о еще не наступившем будущем. Умение жить в настоящем моменте, «здесь и теперь», является одним из условий гармоничного существования человека. Советовать и помогать другим – трудное и ответственное дело, которое под силу только духовно возросшим личностям, способным проявлять мужество, терпение, благородство, бескорыстие и любовь к ближнему.

Глоссарий

  Агрессия мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
  Адаптация приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными мотивами и интересами
  Аддиктивное поведение вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания и деформированной формой удовлетворения потребностей через употребление психоактивных ве­ществ
  Акцентуация характера чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы
  Арттерапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства
  Аффект сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями
  Девиантное поведение действия, не соответствующие официально установленным и фактически сложившимся в данном обществе нормам и приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию
  Дезадаптация школьная образование не­адекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отно­шений, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии
  Игровая терапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры
  Кризисное консультирование психологическое консультирование детей и взрослых, находящихся в кризисных ситуациях
  Профессиограмма совокупность квалификационных требований конкретной профессии или специальности
  Профессиональная консультация метод оказания психологической помощи людям в выборе профессии, планировании профессиональной карьеры в соответствии с индивидуальными качествами личности и возможностями, предоставленными обществом
  Профессиональная ориентация система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий в целях оказания практической помощи в выборе профессии
  Профессиональная пригодность совокупность психологических и психофизических особенностей человека, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности труда
  Профессиональное воспитание процесс формирования у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, специальных способностей и умений
  Профессиональное просвещение научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры
  Профессиональный отбор процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей
  Психогимнастика специальные упражнения, направленные на развитие умений про­извольной регуляции в различных сферах психики – движении, эмоциях, обще­нии, поведении
  Психограмма перечень психофизиологических качеств, необходимых человеку для овладения той или иной профессией
  Психологическийклимат совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе
  Психологическое сопровождение наблюдение за естественным развитием ребенка, своевременное оказание психологической помощи с целью предупреждения различных психологических трудностей и проблем
  Сказкотерапия метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений
  Социально-педагогическая запущенность состояние личности ребенка, проявляющееся в несформированности свойств субъекта деятельности, общения, са­мосознания и выражающееся в нарушенном образе «Я»
  Стиль руководства типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных
  Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности
  Суицид осознанный акт устранения из жизни, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, под воздействием острых психотравмирующих ситуаций или под влиянием психического заболевания
  Т-группа группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия
  Тревога переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности
  Тревожность индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения
  Тренинг делового общения вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для общения в условиях профессиональной деятельности
  Тренинг личностного роста вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, переосмысления представлений о себе и других людях, стремления к самосовершенствованию
  Тренинг социально-психологический область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении
  Фрустрация психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания, непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели и ли решению задачи

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.