Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентационная работа психолога со старшеклассниками






Профориентационная работа психолога со старшеклассниками направлена на формирование у молодого поколения внутренней готовности к осознанному и самосто­ятельному выбору профессии, планированию и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Профориентирование включает в себя ознакомление учащихся с различными профессиями и их спецификой, а также изучение личностных качеств старшеклассников, сопоставление их с требованиями конкретной профессии. Профессиональная ориентация – этосистема мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий в целях оказания практической помощи в выборе профессии.

Главной задачей школьного психолога является помощь учащимся в разви­тии объективного самоопределения, формировании у них адекватной самооценки, уверенности в своих силах и положительных качеств личности. Работа по профориентации начинается с профессионального воспитания и профессионального просвещения. Профессиональное воспитание – это процесс формирования у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, специальных способностей и умений. Профессиональное просвещение – это научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры. Основной целью профконсультационной помощи является выдача самоопределяющемуся старшекласснику ре­комендаций по выбору подходящей для него профессии или сферы деятельности.

Профессиональный выбор – один из элементов профессиональ­ного самоопределения. На протяжении жизни у человека может быть не один профессиональный выбор, а целое множество. В последнее время подчеркивается неразрыв­ная связь профессионального и личностного самоопределе­ния – ценностно-нравственное самоопределение личности. Нередко на выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность. Смещение ценностей профессий является характерной особенностью нашего времени. Такое явление, как безработица, существенно снижает возможности выбора профес­сии, свободу маневра самоопределяющегося человека. Основные приорите­ты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации, следующие:

- формирование у подрос­тка основы для личностного и профессионального самооп­ределения: это позволит подростку в будущем найти новые смыслы своей деятельности;

- помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

- формирование у подростков умения про­гнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;

- отказ от безоговорочной ориен­тации на моду по отношению к определенным профессиям (юрист, экономист, психолог и др.);

- снижение конформизма и постепен­ное формирование полноценного выбора;

- помощь в нахождении личностных смыслов по отношению к профессиям.

Профес­сиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, но личностное и ценностно-нрав­ственное самоопределение зависят от самого человека. Для психолога-практика важно понять, прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подо­брать адекватные средства для формирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределе­нию. Отрицательные последствия неправильного выбора профес­сии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным исследований, правильный выбор профес­сии в 2-2, 5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% уве­личивает производительность труда и в 1, 5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Любой выбор профессии – это взаимодействие двух сто­рон: подростка с его индивидуальными особенностями и специаль­ности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Необходимо дать детям представление о таких понятиях, как профессиональный отбор и профессиональная пригодность. Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизических особенностей человека, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профессиональный отбор – процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Наука профессиография изучает требования, предъявляемые профессиями к личностным качествам, психолого-физическим способностям и возможностям человека. При правильном выборе индивидуальные особенности подро­стка совпадают с требованиями профессии. Профессиональная ориентация подразумевает руководство выбором про­фессии, оказание человеку помощи в выборе или перевыборе профессии, отве­чающей его индивидуальным особенностям, склонностям и спо­собностям.

Профориентационная работа в школе включает в себя конкурсы по профессиям, оформление кабинетов, встречи с ин­тересными людьми. Помощь учащимся в обоснован­ном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

1) выявление интересов, склонностей учащихся, направлен­ности личности, первичных профнамерений и их динамики;

2) определение социальных установок и помощь в их фор­мировании;

3) определение мотивации выбора и ее структуры;

4) формирование готовности к самоанализу и реальному уровню притязаний;

5) определение выраженности и структуры способностей;

6) определение уровня развития различных сторон лично­сти, динамики и вариативности ее проявлений, жизненного сти­ля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напря­женность, тревожность, склонность к монотонии, потенциаль­ные возможности и их реализация, устойчивость и настойчи­вость, целеустремленность);

7) осуществление профподбора, при необходимости – пер­вичного профотбора;

8) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

9) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Ос­новы выбора профессии».

При выборе профессии человек руководствуется следующи­ми мотивами: общественной значимостью профессии, прести­жем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Психологу необходимо разобраться в мотивах выбора профессии. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладе­вать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнооб­разии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии – ее об­щественная и личная значимость; удовлетворение, которое при­носит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мо­тивация возникает из потребностей самого человека, поэтому, руководствуясь ею человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация – это заработок, стремление к прести­жу, боязнь осуждения, неудачи и т.д.

Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возмож­ность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж – т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Исследования показывают, что преобладание внутренних мо­тивов и относительно положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.