Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияние на развитие ребенка.






 

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки се­мейного воспитания негативно влияют на соматическое и психи­ческое развитие ребенка.

Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями раз­вития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклоне­ния в его психическом развитии.

Рассмотрим особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним относят следующие:

Ø жесткое доминирование одного из родителей;

Ø коммуникативный барьер между ребенком и отцом, ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания;

Ø конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями;

Ø несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также праро­дителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встреча­ются в семьях, где родители страдают психическими заболевани­ями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплекс­ного изучения ребенка с нарушениями развития.

В беседе с роди­телями следует:

а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;

б) оценить тип семейного воспитания;

в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспи­тания и особенностями развития ребенка;

г) сопоставить тип се­мейного воспитания с особенностями умственного и личностно­го развития ребенка.

Существуют следующие типы неправильного семейного воспитания.

Гипоопека — тип неправильного воспитания, при кото­ром имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляю­щееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.

Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхище­ния родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудно­стей и невзгод. Этот тип воспитания встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата.

Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возника­ют разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъяв­ляет к нему требования, не соответствующие его психофизиче­ским особенностям.

Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсут­ствии — другим педагогом).

В процессе проведения социально-педагогического исследования оцениваются следующие по­казатели:

§ уровень образования родителей;

§ общий культурный уровень семьи;

§ материальная обеспеченность;

§ жилищно-бытовые условия;

§ особенности взаимоотношений в семье;

§ наличие у родителей вредных привычек;

§ состояние здоровья родителей.

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

Очень важными разделами комплексного изучения детей с отклонениями в развитии являются психологическое и логопеди­ческое исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.