Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое воспитание дошкольников с нарушением интеллектуального развития.






 

Физическое воспитание и физическое развитие детей с нару­шениями интеллекта направлено на решение задач двух типов:

1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений

2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компен­сацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи:

§ укрепление здоровья ребенка;

§ обеспечение раз­вития гармоничного его телосложения, правильная. осанка;

§ за­крепление потребности в разных видах двигательной деятель­ности;

§ развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности;

§ тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

§ закаливание организма.

Специфические задачи:

§ создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом;

§ профилактика простудных и инфекционных заболеваний;

§ осуществление сис­темы коррекционно-восстановительных мероприятий, направлен­ных на развитие и совершенствование основных движений, фи­зических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

В режиме дня выделены специальные мероприятия, направ­ленные на физическое воспитание детей:

ü режим питания и сна,

ü утренняя гимнастика (зарядка),

ü прогулка,

ü закаливающие и гигиенические процедуры.

Выполнение мероприятий обязательно для любого дошкольного учрежде­ния. Однако в специальном дошкольном учреждении оно при­обретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или отмена закаливающих мероприя­тий и другие — влечет за собой снижение умственной работо­способности детей, нарушение коррекционно-воспитательной работы в целом.

В «Программе воспитания и обучения умственно отсталых де­тей дошкольного возраста» (1991) предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся З раза в неделю во всех возрастных группах.

В коррекции физического развития детей с нарушениями ин­теллекта важную роль играет создание режима двигательной ак­тивности.

Сюда входит:

Ø проведение утренней гимнастики,

Ø по­движных игр на прогулках в утреннее и вечернее время,

Ø использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.

Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и долж­ны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы.

Подвижные виды деятельности, которые проводятся на заня­тиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направ­лены на усвоение программного материала данного занятия.

Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики:

o развитие согласованности действий обеих рук,

o развитие хвата­тельных движений, ребенок учиться хватать и удерживать раз­личные предметы: крупные — двумя руками, мелкие — одной рукой.

o уделяется большое внима­ние развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев (используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в даль­нейшем театрализованные игры для рук).

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались общие и коррекционные задачи.

В занятия включаются

1) физические упражнения, направлен­ные на развитие всех основных движений,

2) общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плече­вого пояса и ног, координацию движений, формированию пра­вильной осанки, развитию равновесия.

Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию дви­жений, тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта со­стоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдель­ного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми.

В каждое занятие включается специальная работа по:

o коррекции функции равновесия,

o укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и кор­рекция плоскостопия),

o развитию дыхательной мускулатуры,

o нор­мализации двигательной активности.

На начальных этапах обучения с деть­ми проводят бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформи­рованы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения, и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные иг­ры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошколь­ном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с прави­лами, но с элементами соревнования, так как многие дети начи­нают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм.

При обучении детей физическим упражнениям применяются:

§ словесные,

§ наглядные

§ практические методы.

При поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инс­трукций. Поэтому на первых годах обучения основными метода­ми являются наглядные и практические. В начале обучения де­тей надо учить действовать по подражанию действиям взросло­го. Весь первый год подражание остается основным методом обу­чения.

В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает роль речи. При системати­ческой работе дети усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами.

Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражне­ний, которые должны благоприятно влиять на состояние здо­ровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и сни­жение простудных заболеваний.

Опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта показыва­ет, что при достаточно раннем начале и правильном системати­ческом проведении физического воспитания с включением сис­темы коррекционно-восстановительных мероприятий можно до­биться существенного продвижения.

К старшему дошкольному возрасту у детей, не имеющих дополнительных двигательных на­рушений (остаточные явления ДЦП, миопии и др.), можно:

§ сформировать основные движения,

§ в значительной мере выправить осанку, походку,

§ сформировать координацию движений,

§ научить ориентироваться в знакомом пространстве,

§ укрепить их сомати­чески и приблизить их физическое развитие к средней возраст­ной норме.

При правильной постановке обучения физическое воспи­тание способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта:

Ø произвольного внимания,

Ø умения преодолевать посильные трудности,

Ø контролировать себя: раз­витию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости,

Ø правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к свер­стникам.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.