Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольная олигофренопедагогика как часть общей педагогики и область специальной педагогической науки.






 

Олигофренопедагогика – это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью.

Олигофренопедагогика является частью общей педа­гогики и руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Существует своеобразие учеб­ной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, которая вытекает из учета особенностей их развития. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик — все это в олигофренопедагогике разрабатывается в соответствии с общепедагогическими принципами.

Олигофренопедагогика в своей основе имеет те же источники, что и общая педагогика – это народная педагогика и педагогические теории, учения крупнейших педагогов.

Основными педагогическими поня­тиями являются воспитание, обучение, образование, развитие чело­века, формирование и т. д., которые употребляются в том же значении, что и в общей педагогике.

Но общепедагогические принципы олигофренопеда­гогика рассматривает как исходные для решения своей основной задачи — коррекции развития умственно отсталого ребен­ка. Методы обучения и воспитания УО ребенка специфичны, и зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Необходимость разработки специфических путей обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе делает олигофре­нопедагогику самостоятельной наукой.

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Олигофренопедагогика как наука имеет свой предмет исследования – теория и практика обучения, вос­питания и развития, социальная, правовая адаптация и реабили­тация, интеграция в социум школьников с нарушениями интел­лекта.

Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкретной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов об­щества.

В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Это умственная отсталость, вызванная не только олигофренией, но и другой этиологией – умственная отсталость неолигофренического происхождения. Расширение границ олигофренопедагогики происходит не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Об этом говорит тот факт, что предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью УО - имбецилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в виде минимальных мозговых дисфункций (ММД), а также дети с ЗПР. Т.о. и термин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объект олигофренопедагогики, т.к. этиология аномалий разнообразна, степень поражения – тоже. Единственный признак, объединяющий этих детей – стойкое, в большей или в меньшей степени, снижение познавательной деятельности и связанная с этим невозможность полностью усвоить учебную программу общеобразовательной школы, т.е. то, что можно назвать нарушением познавательной деятельности.

Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью.

У истоков олигофренопедагогики стояли врачи и физиологи Владимир Михайлович Бехтерев, Петр Францевич Лесгафт, Иван Васильевич Маляревский, Григорий Иванович Россолимо.

Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Дмитрия Ивановича Азбукина, Татьяны Анатольевны Власовой, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова и других.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения, вос­питания и развития детей с умственной отсталостью внесли уче­ные — олигофренопедагоги и психологи: JI.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Григорий Митрофанович Дульнев, И.Г.Еременко, Х.С. Замский, Леонид Владимирович Занков, Мария Игнатьевна Кузьмицкая, Владимр Иванович Лубовский, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, Мария Семеновна Певзнер.

В их трудах коррекция рассматривается как неотъемле­мая сторона образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы.

Теория и практика воспитания и обучения умственно отсталых детей значительно обогатилась благодаря боль­шому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей специальных (коррекционных) школ (авторы публи­каций — учителя Вера Алексеевна Грузинская, Е. Д. Микулина, А. Н. Смирнова, К. Ф. Ширина и другие).

Целью олигофренопедагогики является подготовка УО ребенка к самостоятельной жизни в обществе и его социализация.

Для достижения этой цели олигофренопедагогика решает целую систему задач:

Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

Разработка эффективных методов, приемов и средств обуче­ния и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрос­лым с нарушением интеллекта.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования:

наблюдение,

беседа,

анкетирование,

изучение продуктов детской деятельности,

изучение психолого-педагогической документации,

эксперимент.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наи­менее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблю­дений, полученная информация обрабатывается и интерпретиру­ется.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой инфор­мации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской дея­тельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкеты, то есть, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, по­делок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.

Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характерис­тик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педа­гогической эффективности.

По конечным целям эксперимент может быть констатиру­ющим, обучающим и контрольным.

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на четыре блока: философские, медицинские, психологические и педагогические науки (схема 1).

Философские науки позволя­ют рассмотреть наиболее важные концептуальные проблемы, свя­занные с помощью умственно отсталым лицам:

§ отношение к людям с проблемами в интеллектуальном развитии,

§ правовая защита этих людей,

§ разработка механизмов поведения членов общества при социальном взаимодействии с этой категорией лиц и др.

К этому блоку относятся философия, этика, право, социо­логия.

Медицинские науки помогают:

§ увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости,

§ понять сущность произо­шедших в организме изменений,

§ понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут.

К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Связь олигофренопедагогики с другими науками






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.