Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выиграть и ничего не проиграть






Один из недавних наших быстротечных премьер-министров, произнося речь о нехватке средств, сокрушался: «Мы слишком много тратим». Едва ли не все телезрители, услышав это, подпрыгнули на стульях: неужели мы (МЫ!) все еще что-то тратим? Нет, премьер говорил о тратах государства. Но тут же пояснил, что на зарплату бюджетников нет ни копейки. Как же так? Можно ли тратить слишком много, и одновременно — ни копейки?

Давайте опять вспомним наш условный пример с механиком, нарисовавшим сотенную купюру. В продуктовом магазине не желали продавать ему колбасу без денег. Что такое деньги? — подумал механик. Это нечто, служащее эквивалентом при обмене товарами. И нарисовал сторублевку, на которую купил в магазине колбасы. Магазин отдал эту сторублевку мясокомбинату, а тот фермеру, у которого закупал мясо. А потом фермер пошел к нашему умельцу, чтобы починить двигатель трактора, а расплатился самодельной сторублевкой. А механик сжег ее.

Это был условный пример; не нужно рисовать фальшивые купюры. Нужно, чтобы наши РУБЛИ были в обороте, и чтобы их было достаточное количество. Но поскольку рубли одновременно играют и роль средства накопления, то люди, имеющие их много, изымают рубли из оборота или покупают на них другие средства накопления, о чем мы писали в предыдущих главах. А рублей для оборота не хватает, но как мы видим, самодельная бумажка, в принципе, может их заменить.

Всем известен лозунг, брошенный в легковерный наш народ создателями финансовых пирамид: «Ваши деньги должны на вас работать!» Но деньги НЕ работают. Работают люди. Деньги только размножаются. Причина нехватки денег в обороте — стремление людей их накапливать и процентная ставка банка. Деньги, оторвавшись от реальной экономики, начинают жить сами по себя. Это — больные деньги, они как раковая опухоль, которая, разрастаясь, пожирает здоровый организм, чтобы погубить и его и себя.

Если бы был изобретен механизм беспроцентного оборота денег, и деньги потребовали складских расходов, то их, во-первых, стало бы невыгодно хранить, а во-вторых, они бы не были подвержены инфляции, потому что люди торопились бы от денег избавиться и покупали на них товары, толкая экономику вперед.

Такой механизм придумал в конце XIX века немецкий экономист и предприниматель Сильвио Гезель. Он так и объяснил: корень проблемы в том, что в отличие от всех других товаров и услуг деньги можно оставлять у себя практически без затрат. Если у одного человека есть корзина яблок, а у другого есть деньги, то владелец яблок будет вынужден быстро продать их, чтобы не потерять свой товар. А обладатель денег может подождать, пока цена не придет в соответствие с его представлениями. Его деньги не требуют «складских расходов», а наоборот, дают «выгоду ликвидности».

В 1890 году Сильвио Гезель предложил создать в рамках существующей денежной системы такие условия, чтобы деньги «ржавели», то есть облагались бы платой за хранение. Вместо того, чтобы платить проценты банкирам, у которых и так больше денег, чем им нужно, люди — для того, чтобы вернуть деньги в оборот — должны были бы платить небольшую сумму государству (мэрии) за изъятие денег из циркуляции.

В австрийском городе Вергле идея денежной реформы овладела умами в 1932 году. Бургомистр убедил коммерсантов и управленческий персонал в том, что никто ничего не потеряет, а наоборот, много приобретет за счет эксперимента с деньгами в той форме, как это изложено в книге Сильвио Гезеля.

Горожане согласились, магистрат выпустил 5000 «горячих бонов», которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке. Этими бонами выплачивалась зарплата, торговцы и предприниматели принимали их в качестве оплаты.

У этой экономической категории много имен: и свободные деньги, и отрицательные, и нейтральные, и беспроцентные. Мы ввели название «горячие боны». «Боны» — для того, чтобы государство не могло заподозрить в терминологии покушения на свои эксклюзивные права в эмиссионной политике. Ну, а «горячие» они оттого, что руки жгут, требуя, чтобы их немедленно потратили.

Плата за пользование бонами составляла ежемесячно 1 %, или 12 % в год. Вноситься она должна была теми, кто имел банкноту в конце месяца. Плата оформлялась специальной маркой, приклеивавшейся на обратной стороне банкноты; без такой марки банкнота была недействительна. Хоть и небольшая, такая плата привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги, старался их как можно быстрее потратить, прежде чем перейти к оплате своими обычными деньгами. Здесь опять сработала идея Николая Коперника о «хороших» и «плохих» деньгах.

Жители Вергля даже налоги платили заранее, чтобы избежать внесения платы за пользование деньгами! В течение года 5000 бонов были в обращении 463 раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2 300 000 шиллингов (5000 х 463), а обычный шиллинг за это время был в обращении всего 213 раз.

В это время многие страны Европы вынуждены были бороться с растущей безработицей, а уровень ее в Вергле снизился за год на 25 %. Полученная магистратом плата, обеспечившая быстрый переход денег из одних рук в другие, составила всего 600 шиллингов (12 % от 5000 шиллингов). Эти деньги были израсходованы на общественные нужды, то есть на благо общины, а не на обогащение отдельных ее членов. В городе был построен мост, улучшено состояние дорог, сделаны капиталовложения в общественные службы.

В самый разгар всемирного кризиса последователи Гезеля провели с «горячими бонами» несколько очень удачных экспериментов также во Франции, Германии и Испании, Швейцарии и США. Внедрение горячих бонов приводило к устранению безработицы. Несмотря на успех, эксперименты прекращались по настоянию банкиров. И в Австрии тоже, когда более 300 общин заинтересовались экономической моделью, примененной в Вергле, Национальный банк вмешался в дела магистрата и запретил печатание свободных местных денег. Несмотря на то, что спор длился очень долго и рассматривался даже в высших судебных инстанциях Австрии, ни Верглю, ни другим европейским общинам не удалось повторить этот эксперимент.

Ситуация в России хуже, чем в Америке или Европе во времена Великой депрессии. Не пора ли ввести «горячие боны» в России?

Конечно же, вводить новую финансовую систему следует для всех стран. Но ее можно ввести и в какой-нибудь отдельно взятой стране. Более того, можно получить выгоды от введения новой финансовой системы лишь в одном регионе. Вообще-то, региональный путь и есть наиболее естественный способ ее введения. В этом случае регион раньше других получит определенные дивиденды от этого перехода, а общество — необходимый опыт для последующего ее введения в других регионах.

Регион, пустивший в оборот такие деньги (боны), как бы получает беспроцентный кредит в большом размере.

Администрация этого региона бесперебойно получает во все увеличивающемся размере налоговые поступления.

Торговля компенсирует небольшие неудобства увеличением (в разы) торгового оборота, получая в результате существенно больший доход.

Промышленность региона получает необходимые оборотные средства для функционирования производства и гарантированный сбыт той части продукции, которая остается в регионе. Кроме того, возможно привлечение денег и из других регионов в силу проходящего здесь промышленного бума.

Сельское хозяйство региона оживает за счет обеспеченного спроса, ибо жители региона предпочтут товары, производимые здесь, на месте.

Жители региона получают выигрыш в том, что уменьшается безработица, у местной власти есть средства на социальное обеспечение и, самое главное, нет задержек в зарплате и выплате пенсий.

Финансовые структуры тоже имеют выигрыш, хоть он и не так явен. Главное, они избегнут инфляционного давления и могут не опасаться кризисов.

Сегодня в России сложилась уникальная ситуация, когда многие регионы страны находятся на грани выживания и введение новой системы не только не ухудшит их положения, но может его существенно улучшить. Чтобы понять, как это сделать, ответим на несколько вопросов.

В чем суть системы?

Суть в выпуске под залог рублей «горячих бон», которые будут ходить вместе с рублями. Их отличие от рублей заключается в том, что за пользование ими следует платить. За хранение бон в банках никакие проценты не платятся, но зато и ссуду получают без процентов. Банк получает только небольшие суммы, необходимые на обслуживание капитала, чтобы банковская система могла работать.

Важно, что эмитентом остается только государство. Боны не заменяют рубли, а выпускаются под их залог. Наличие в обороте двух денежных систем приведет к тому, что «старые» деньги, бесплатные, народ будет копить, а «новые», за хранение которых придется платить, станет как можно быстрее тратить. А значит, последние будут постоянно в обороте. Именно этого мы и добиваемся, так как это и есть главная функция денег. Ускорение оборота эквивалентно тому, что регион получает дополнительные инвестиции.

Если угодно, рубли в таких условиях будут выполнять ту функцию, которую сейчас выполняет доллар в нашей стране — средства накопления. А со временем «горячие боны» будут в среднем иметь более высокие курсовые цены, так как они не подвержены инфляции. Поэтому инвестиции в них могут стать более привлекательными в сравнении с рублями.

Цены на товары и услуги в масштабах беспроцентной и безынфляционной экономики регулируются так же, как и в настоящее время, спросом и предложением. Изменится лишь одно: исчезнет деформация «свободного рынка», вызываемая действием процентов. Снизятся выплаты по процентам на среднюю рабочую силу, так как на его организацию берутся кредиты, проценты по обслуживанию которых лежат на цене рабочего места.

Как вводить новую систему?

Конечно же, самым главным должно быть понимание и желание двигаться по новому пути у руководства региона. Затем следует получить согласие на участие в эксперименте и его поддержки от представителей делового мира (но не насильственным путем). Параллельно с этим следует проводить распространение информации о предполагаемой реформе.

Когда согласие и желание проводить реформу будет достигнуто, можно приступать к самой реформе. Для этого следует положить в банк вышестоящего регионального образования сумму, которую тратит местная власть на выплату месячной заработной платы и выпустить на эту сумму «новые» деньги, БОНЫ. Это необходимо для того, чтобы не увеличивать реальное количество денег, а также чтобы после окончания эксперимента скупить «горячие боны», находящиеся в обращение, и не причинить ущерба тем людям, которые ими в этот момент будут обладать.

Боны обладают тем свойством, что действуют по номиналу лишь один месяц со дня выпуска. Далее надо покупать у администрации марки (вроде почтовых) и наклеивать их на банкноты. Боны с наклеенными марками опять становятся способными обмениваться по номиналу. Цена марки должен быть больше месячного значения инфляции, но не меньше одного процента. Марку должен клеить последний владелец ассигнации перед сроком окончания действия денег. Через месяц — клеить новую марку.

Марки печатает региональная власть и пускает их в продажу. Доход с этих продаж должны окупить затраты на печатание бон и марок. Боны эмитируются местными властями, поэтому они идут на оплату региональных нужд.

Причем здесь возможны варианты: вместо марок можно заменять боны целиком, или ввести их в электронном виде.

НАЛОГИ СЛЕДУЕТ ВЗИМАТЬ НЕ ВМЕСТЕ С ПЛАТОЙ ЗА ОБРАЩЕНИЕ, А ОТДЕЛЬНО, иначе к бонам сложится отрицательное отношение.

Минимальное время проведение эксперимента — не меньше года, чтобы могли пройти целые производственные циклы, например, в сельском хозяйстве.

Кроме вышеперечисленного, предлагается реформировать параллельно банковскую систему региона следующим образом. По добровольному согласию участвующих в эксперименте банков предполагается отказаться от взимания процентов по выдаваемым кредитам и, одновременно отказаться от начисления процентов по вкладам, сделав их чисто сберегательными. Корректное проведение предлагаемых мероприятий позволит сделать экономику региона безинфляционной. Поэтому начисление процентов по вкладам, отслеживающее инфляцию станет ненужным. Банки будут получать прибыль за счет обслуживания операций и эта прибыль будет прямо пропорциональна количеству этих операций, что при росте общей экономической активности в регионе позволит получать устойчивую и растущую прибыль.

Обычно, дополнительные деньги сначала идут на выплаты пособий, долгов по зарплатам, денежному содержанию, пенсиям. Эти деньги сразу пойдут на потребительский рынок. Затем они попадут в торгово-сбытовую систему. И только потом эти деньги, может быть, попадут в те отрасли промышленности и сельского хозяйства, чью продукцию купили, если у торговли не будет возможность конвертировать выручку в доллары и вывезти их за границу для покупки нового товара, потому что это выгоднее. «Горячие боны» позволят не допустить этого, а направить деньги в отечественное производство. То есть замкнуть эту цепочку.

При введении новой денежной системы старая система продолжает функционировать. «Горячие боны» будут использоваться для обмена товаров и услуг, производимых только в данном регионе. Обычными деньгами будет и далее оплачиваться все, что будет закупаться за его пределами.

Регион, который первым введет эти боны, вне сомнения, получит дополнительные выгоды, так как он станет центром притяжения дополнительных денег из соседних регионов. Но от введения этого проекта выиграют и другие регионы, так как будет уже проведена предварительная обкатка для расширенных экспериментов, будут выяснены возможные сложности и неприятности.

В каком регионе наиболее удобно ввести новую систему?

Регион должен быть небольшим, поскольку для успешной работы новой системы нужна достаточная мобильность по транспортировке средств. В нем должен быть слабо развит банковский капитал; отсутствие капиталов делает регион зависимым от притока инвестиций, поэтому новая система станет некоторым выходом из этой ситуации.

Регион должен быть в плохом экономическом положении; в таком случае введение новой системы будет ему особенно полезным, так как позволит увеличить занятость и оживить производство. Но вместе с тем в нем должна быть развита инфраструктура, что необходимо для достаточно быстрого движения денег, ведь чем выше их оборот, тем выше польза от их введения.

Очень желательно, чтобы регион был в достаточной степени способным находится на самообеспечении. Тогда будет достаточным, чтобы «новые» деньги употреблялись только для внутреннего оборота, с минимальной их конвертацией в «старые» для связи с «внешним» миром. Регион, выбранный для эксперимента, должен иметь и сельскохозяйственные районы. Это важно как потому, что в таких районах ситуация наиболее плохая и они особенно нуждаются в свободных деньгах и дешевых кредитах, так и потому, что они могут обеспечить большую часть пищевого рынка региона.

О возможных выгодах от введения беспроцентных денег.

Главное — это существенное уменьшение инфляции и вызываемого действием процентов перераспределения доходов. Кроме этого, снижается уровень безработицы; достигается большая социальная справедливость. Из-за уменьшения процентных ставок на оборотный капитал должно произойти снижение цен на товары и услуги на 30–50 %. На первом этапе будет очень высокая конъюнктура, в дальнейшем неизбежно возникновение стабильной, социально ориентированной экономики.

Для жителей региона польза будет, как минимум, в регулярности выплаты заработной платы, увеличении занятости. Для промышленности — в появлении спроса на продукцию и в оживлении хозяйственной деятельность. Для торговли выигрыш заключается в существенном увеличении товарооборота. Для работников сельского хозяйства — в получении беспроцентных кредитов и расширении рынков сбыта. И, наконец, выиграют банкиры. Они получают фиксированный процент за обслуживание денег и не подвергаются постоянной опасности лишиться всего из-за очередного финансового потрясения.

Система «горячих бонов» более социально справедлива. Главной проблемой при проведении этой реформы может оказаться следующее: допустят ли те, кто извлекает сейчас выгоду от действия существующей денежной системы, и имеют в своих руках рычаги власти, реформирование ее, после чего они не будут более иметь возможность получать доходы без всякого трудового участия?

На первый взгляд, ответ должен быть отрицательным. Они не будут рубить сук, на котором сидят. Но если это «сук» на больном дереве? Задача в том, чтобы те, кто сегодня получает выгоду от финансовых спекуляций, поняли, что есть здоровое альтернативное дерево. Оставаясь на старом дереве, они рискуют потерять все, а на новом дереве их положение может не столь комфортно, но более стабильно.

Чтобы они это поняли, им надо разъяснить механизм функционирования процентной системы и показать практическую альтернативу. За малым исключением они выбрали бы стабильность, а не «больше, денег». В свое время вкладчики капиталов даже платили за то, что получали право хранить деньги в швейцарских банках на беспроцентных счетах, так как их прибыли в банках других стран не покрывали инфляционных потерь.

Конечно, такую реформу поддержат бедные. Среднестатистический россиянин имеет доход около 1500 рублей в месяц. Это очень маленькие деньги, но большинство населения имеет еще меньшую величину. Оживление производства — путь к увеличению реальных богатств, а ускорение оборота денег приведет к тому, что зарплаты будут выплачиваться вовремя, а возможно, и раньше срока.

Из-за отсутствия банковского процента уменьшатся цены, что означает рост реальной зарплаты. Уменьшится бюрократический аппарат, занимающийся перераспределением доходов между разными социальными структурами. А значит, и налоги будут расходоваться более рационально. Больше будет оставаться на общественные фонды потребления (образование, медицину, культуру и т. д.). Возникнет стабильная, социально ориентированная экономика.

То, что происходит в нашей стране сейчас, можно проиллюстрировать тем, что происходит в мире. Развивающиеся страны платят по процентам больше, чем получают «помощи». Это же абсурд, когда у человека сначала отнимают его справедливо заработанную долю, чтобы потом вернуть ему часть этих денег в виде пособий! Вот именно такую уродливую систему мы и предлагаем поменять но новую, справедливую, естественную.

Конечно же, мы коснулись далеко не всех вопросов, которые возникнут при введении горячих бон. Мы пытались только обратить внимание народов разных регионов России на подобный выход из сегодняшней тяжелой ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.