Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые исторические формы социально-психологических исследований.






Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки.

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лаза-руса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов.

Психология масс. Направление связано с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В их работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности.

Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Ч. Кули. Он первым ввел понятие «Я – концепция» как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о нем другие. Другим важным понятием Ч. Кули было понятие первичной группы. Это семья, неформальные объединения по месту жительства или работы, учебный класс и т. п.

Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.

5. Методы социально-психологического исследования, общая характеристика.

Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике исследования одновременно методологических принципов двух научных дисциплин: психологии и социологии, что в ряде случаев вызывает наложение закономерностей общественного развития и развития психики человека. Отсутствие собственного понятийного аппарата вызывает необходимость использования различных терминологических словарей.

В современной науке термином методология (от греч. methodos – «путь познания») обозначают три разных уровня научного знания.

1. Общая методология – это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.

2. Частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективным субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы, цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социального контекста.

3. Методологические приемы (методология) по Т. В. Корниловой это – множество методик исследования, терапии и т. п. Могут подразделяться на метод (стратегию исследования) и методику (способы фиксации эмпирических данных, или техники. Методы нельзя рассматривать изолированно от общей и специальной методологии. Такая зависимость не абсолютна. Одни и те же методы и методики могут применяться в рамках различных методологий.

Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

1) наличие конкретного объекта исследования;

2) выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

3) четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.

6. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.

1. Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии.
Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время (Жуков, Гржегоржевская, 1977). В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.
Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.
Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации.
Цели лабораторного: подробное описание феномена. Особенности: л — контролируемый, можно повторить, ест — можно только фиксировать, а потом интерпретировать.

2. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. По специфике поставленной задачи различаются:

*Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же – на получение практического эффекта.

*Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные – направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

*Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте – целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных.

7. Теоретические основы и задачи «психологии народов» Лацарус Штейнталь

Этнические группы относятся к большим социальным группам. Наиболее распространенная и изученная форма – нации. Родоначальник исследования а области этнических групп – В. Вундт («Психология народов»). Он предлагал в качестве метода исследования изучение мифов, обычаев, языка.

Наиболее разработанным является вопрос о психическом облике этнической группы, в структуре которого различают следующие стороны:

1) психический склад (национальный, или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи);

2) эмоциональная сфера (национальные, или этнические чувства).

Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы. Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они переплетаются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими.

Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.

Выделение национальных способностей не оправдано, так как при равных культурных возможностях для реализации своего потенциала средние достижения членов каждой этнической группы примерно одинаковы.

=============================================

Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки.

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лаза-руса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов.

Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.

 

8. Психология масс. Основные идеи работ Лебона

Дает подробный анализ психологии народных масс (расы и толпы), как важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.

*Основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований.

*Лебон выделял первобытные расы, низшие, средние и высшие. Считая, что только у высшей расы есть глубокий психический склад.

* только очень незначительной кучке избранных мы обязаны всеми завоеванными успехами.

* насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе

*Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.

 

Психология масс. Направление связано с Г. Лебоном. В работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности.

Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Ч. Кули. Он первым ввел понятие «Я – концепция» как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о нем другие. Другим важным понятием Ч. Кули было понятие первичной группы. Это семья, неформальные объединения по месту жительства или работы, учебный класс и т. п.

Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.

 

9. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дугалл

 

Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

 

*Возникла в США. Первым серьезным центральным трудом считается книга английского психологического работавшего в США Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» (1920). В течение ряда лежит эта книга использовалась как учебник в американских университетах. Согласно его теории психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

*Главной причиной социального поведения индивидов является врожденные инстинкты, т.е. врожденная предрасположенность к воспринимаемости окружающего и готовность реагировать тем или иным образом. Он считал, что каждому инстинкту соответствует определенная эмоция. Особое значение он придавал социальному инстинкту, который порождает чувство принадлежности к той или иной группе.

*Эта теория была ведущей в США. Понятие инстинкта со временем заменилось понятием предрасположенность, но основными движущими силами человеческого поведения, основой общественной жизни все равно считались потребность в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении и т.д. Большое значение для развития этой теории приобрели работы Фрейда особенно структура личности и движущих сил развития, также важными оказались механизмы снятия стресса. Созданная им теория психологической защиты получила дальнейшее развитие в социальной психологию в настоящее время выделяют 8 способов психологической защиты:

1)Отрицание проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки информации. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает его благополучию…

2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутреннего конфликта, предполагает не только выключения из сознания негативной информации, но и особые действия по сохранению позитивного я образа, т.е. человек не только может забывать не приемлемые для него факты, но и выдвигает ложные, но приемлемые объяснения его поступков. 3)Проекция – бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений личностных качеств, чаще всего негативного свойства.

4)Замещение – снятие внутреннего напряжения путем переноса, переадресовки действия направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.

5)Идентификация – установление эмоциональной связи с другим объектом отождествления себя с ним. Часто позволяет преодолеть чувство собственной неполноценности.

6)Изоляция – защита от травмирующих фактов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми. Утрата способности к сопереживанию. И самыми эффективными являются:

7)Рационализация проявляется в форме снижения ценности недостижимого.

8)Сублимация – это перевод нереализованных желаний (сексуальных) в социальное приемлемое русло.

9)Регресс – это возврат к прошлым (детским) формам поведения. Идеи Фрейда относительно человеческой агрессивности и способов психологической защиты нашли новое развитие в работах американского психолога Эрика Фромма (1900-1980) (2Бегство от свободы»).

10. Основные направления исследований в социальной психологии: бихевиоризм, когнитевизм, интеракционизм, психоанализ

Бихевиоризм – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Это определение дано И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, Д. Уотсоном, Э. Толме-ном, Б. Скиннером, К. Халлом и др. Поведение изучалось по формуле: стимул – реакция. Реакция – это ответ на внешний стимул, посредством которого происходит адаптация индивида к окружающей среде. Закономерности поведения человека выводились из закономерностей внешнего стимулирования.

Центральной социально-психологической проблемой в рамках бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта путем проб и ошибок, и идея подкрепления. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Закон эффекта выражается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится преобладающей только та, которая сопровождается положительными эмоциями.

Закон упражнения заключается в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения, лежит в основе формирования социальных привычек.

Закон готовности выявляет возможности человека посредством упражнений улучшать адаптацию на психофизиологическом уровне.

Закон ассоциативного сдвига проявляется в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Основываясь на идеях К. Халла, в социальной психологии была разработана теория фрустрации – агрессии Н. Миллера и Д. Дол-ларда, предложены многочисленные модели диадического взаимодействия.

Основной методологический упрек бихевиоризму состоит в том, что большинство работ выполнено на животных.

Психоанализ прежде всего ассоциируется с именем З. Фрейда. В социальной психологии не получил широкого распространения. Попытки построения социально-психологических теорий в рамках этого направления связаны с именами Э. Фромма и Дж. Салливана. Некоторые вопросы социальной психологии получили свое развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами, и проблема источников социальной активности личности.

В рамках этого течения стала развиваться практика проведения Т-групп (групп тренинга), где используются механизмы воздействия людей друг на друга. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению – гуманистической психологии (представители А. Маслоу, К. Роджерс).

Когнитивизм рассматривает социальное поведение через призму познавательных (когнитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) изучали способы формирования знаний человеком; преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти, развитие интеллектуальных функций, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах памяти и мышления. Были сделаны выводы, что человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

В когнитивной социальной психологии важное место занимает теория когнитивного соответствия, которая выделяет в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фес-тингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Г. М. Андреева считает, что когнитивизм дал начало такому направлению, как психология социального познания, которое исследует проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.

Интеракционизм по происхождению – социологическая теория, основанная на теории символического интеракционизма Г. Мида, который исследовал социальные аспекты взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматривается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира. Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатываются единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

Символическая коммуникация – это начало человеческой психики. В рамках направления изучались проблемы референтных групп Г. Хаймена, Р. Мертона, структура и динамика развития личности, ролевые теории Т. Сарбина, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Личность, с одной стороны, – это автономная система, проявляющаяся в независимом импульсивном поведении, с другой – зависимая социальная система, проявляющаяся в ожидаемом окружающими поведении. Активное начало в личности способно менять не только личность, но и общество.

 

11. Понятие «общение», его структура, связь с деятельностью.

1) Проблема общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение характеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность контактов.

 

2) В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.
Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека;
его образа жизни.
В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.
Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте). В другой – общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность) и относительно нее отыскиваются элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. Но ни одна точка зрения не отрицает самого главного – несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе.
Структура общения представляется как коммуникация. Интеракция, социальная перцепция. Соответственно, в структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
Коммуникативная сторона – это обмен информацией между людьми.
Интерактивная сторона – включает в себя взаимодействие людей друг с другом (обмен знаниями, идеями).
Социально-перцептивная сторона – представляет собой восприятие и познание друг друга партнерами и установление на этой основе взаимодействия.

12. Общение как обмен информаций

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации быть может понят как процесс обмена информацией.
Выявим специфику в самом процессе обмена информацией.
В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой либо сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный либо психологический характер.
Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п.
Барьеры бывают:
психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.
проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)
социальные: отс. общ. лингв. система либо по-разному интерпретируются события.
Распространение инф-ции.
в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, быть может двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция быть может различной: активация –побуждение к действию в заданном направлении; интердикция –побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

13. Вербальная коммуникация. Язык и речь

Общение осуществляется посредством знаковых систем. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения.

Речь является универсальным средством общения, так как при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах. Преимущества письменной речи – точность формулировок, развернутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность. В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, а также внимательное отношение к тезаурусу (терминология).
Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.
Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме:
- коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики, используя лексику и синтаксис, затем произносит (кодирует) эти слова с помощью органов чувств.
- реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли.

Способом подачи информации при помощи речи является текст.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда слушающий превратиться в говорящего и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.
Диалог, или диалоговая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».
Важным инструментом этого процесса является обратная связь – сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. В случае вербальной информации это может выглядеть как переспрашивание, уточнение вопросов, выражение желания получить дополнительные сведения

14.Невербальная коммуникация 4 системы.

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

15. Общение как взаимодействие (интеракция)

1) Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.
Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента:
1)учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами;
2) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;
3)осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

2) В процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. Установление такого контакта называется интеракцией. Интерактивный аспект общения включает многообразные проблемы взаимодействия людей. В процессе интеракции происходит развитие личности, при этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него.

По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани – продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.

Психологическая совместимость в социальной группе – это осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Экспериментально установлено, что наиболее совместимы:

1) люди, испытывающие высокую потребность в общении;

2) эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3) субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой;

4) лица с разным практическим интеллектом. На эффективность взаимодействия влияют социальные качества человека. А. Б. Добрович в качестве наиболее значимых таких качеств выделяет следующие: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность.

Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия). Впервые изучил Д. Мид. Действие состоит из четырех фаз: побуждения (первых стимулов к общению), уточнения ситуации (восприятия другого человека, ситуации и информации), непосредственного действия, завершения.

Функциональная единица общения называется трансакцией. Понятие введено Э. Берном. Представляет взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель. Опираясь на теорию трансактного анализа Э. Берна, можно изучать закономерности общения людей.

В различных ситуациях человек может вести себя по-разному. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Ритуальный – задан культурой. Его цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.

Манипулятивный – состоит в желании управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.

Гуманистический – его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия. Подробно исследуется в работах К. Роджерса.

16. Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ. Стили взаимодействия в общении.

1) Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она — результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется ϲ ам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи.
Она быть может представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно.
Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка быть может определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.
Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися». Житейский пример приводится в следующей схеме.
Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика.

 

17. типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.
Средством соединения непосредственного результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе этой совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.
Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
Конкуренция – это взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
В конкуренции на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характеристики этого процесса. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наделить его и позитивными чертами.
В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.
Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, различающихся мерой такого качества, как «мягкость/жесткость»:
а) соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте, проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге);
б) соперничество, когда только победитель оказывается в безусловном выигрыше, другой партнер в абсолютном проигрыше (чемпионат мира по шахматам);
в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести ущерб другому, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями условны, но важно, что последняя степень непосредственно может перерасти в конфликт.

18. общение как восприятие людьми друг друга. Структура социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

19. механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

Идентификация; Эмпатия; Аттракция; Рефлексия; Стереотипизация; Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника. Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам.

Социальная перцепция определяет следующие типы казуальной атрибуции:

Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;

Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие; Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование казуальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

Этнические; Профессиональные; Гендерные; Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.


20. Эффекты межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие – на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации. Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

По А. А.Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

 

21.Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

Проблема группы – это ключевое понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, копания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д.

По мнению Е. В. Андриенко, индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

По Т. Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями нормами.

Социальную группу в ряде случаев обозначают понятием страт. Основы социальной стратификации заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации являются:

1) качество (предписывание индивиду определенной характеристики);

2) исполнение (оценка деятельности и индивида в сравнении с деятельностью других людей);

3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой.

Используется следующая вертикальная стратификация:

1) высший класс профессионалов;

2) технические специалисты среднего уровня;

3) коммерческий класс;

4) мелкая буржуазия;

5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;

6) квалифицированные рабочие;

7) неквалифицированные рабочие.

Для социально-психологического подхода характерно следующее: выполнение различных социальных функций, человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказывается на формировании ее сознания. Для социальной психологии важность группового подхода» состоит в определении степени групповых влияний на содержание сознания личности.

22. психология больших организованных социальных групп

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Изучение больших групп в рамках социальной психологии испытывает определенные трудности, наиболее значимой из которых является отсутствие методик исследования. Однако это не означает, что психология больших групп не поддается научному исследованию.

Самостоятельное развитие социальная психология начала именно с изучения больших социальных групп (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, Г. Леббон). Исследователи XIX в. заложили основу изучения психологии народов, масс.

В первой половине XX в. интерес к проблеме больших групп стал снижаться из-за отсутствия эмпирических методов и вновь возрос лишь с 1970-х гг., что объясняется возрастанием общественной активности в Европе: бурными студенческими выступлениями против войны во Вьетнаме, акциями «зеленых» и т. п.

В настоящее время психология больших групп переживает второе рождение. Отечественная социальная психология считает данный раздел ведущим в своей структуре. Исследования по этой тематике начались с 1960-х гг. (А. И. Горячева, Б. Д. Парыгин). В результате научных дискуссий было признано право на существование внутри социальной психологии раздела «Психологии больших социальных групп», рассматривающего различные типы больших социальных групп как стихийных, так и организованных.

Социальные нормы, ценности, потребности, установки возникают на основе исторического опыта больших групп и через культуру, идеологию доводятся до индивида посредством малой группы и межличностного общения. Важное значение имеют и массовые социальные процессы и движения.

Рассмотрим некоторые методологические аспекты проблемы, прежде всего, что такое большая группа. Взгляд на проблему Г. М. Андреевой: большие группы разделяются на случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества, поэтому долговременные и устойчивые.

Структуру больших групп составляют социальные классы и слои, этнические группы (прежде всего нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые и т. д.).

Каждая из больших групп обладает своим набором психологических черт, в то же время имеются и общие признаки, типы коммуникаций.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, что во многом определяет своеобразие их содержания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.