Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы увеличения продовольственных ресурсов






На протяжении довольно продолжительного времени проблема увеличения продовольственных ресурсов решалась преимущественно путем расширения культивируемых земель. К настоящему времени, когда практически все пахотные земли освоены, нужно решать данную проблему другими путями, многие из которых только сейчас начинают развиваться на базе последних достижений естествознания и в первую очередь микробиологии.

Традиционные пути решения проблемы увеличения продовольственных ресурсов основаны на совершенствовании технологии производства и хранения продуктов питания. В производственном процессе должны восстанавливаться состав и структура почвы и тем самым сохраняться ее плодородие. На всех стадиях производства продуктов питания и при их хранении важную роль играют естественно-научные знания, поскольку они позволяют понять природу микропроцессов, лежащих в основе развития живых систем разных биологических уровней.

Современные естественно-научные средства дают возможность изучить на молекулярном уровне влияние на живые системы различных веществ, которые приводят к увеличению производства продуктов питания. К таким веществам относят гормоны, феромоны, защитные и питательные вещества. Они оказывают активное действие на домашних животных, культурные растения и их естественных вредителей.

Существенным фактором производства продуктов питания является контроль за вредителями. В недавнем прошлом основное внимание уделялось поиску химических соединений для уничтожения вредных насекомых. При таком подходе природный биологический баланс нарушается и окружающая среда засоряется посторонними и чаще всего вредными веществами. Рациональная задача заключается прежде всего в контроле воздействия вредных насекомых, а не в их полном истреблении. В результате исследования биохимических процессов в самих организмах стало возможным ограничить наносимый вредителями урон такими средствами, которые не опасны для природы даже при длительном их применении. Фундаментальные проблемы биологических систем все в большей степени переплетаются с проблемами молекулярных структур и химических процессов.

Благодаря фотосинтезу живые растения получают энергию, необходимую для превращения диоксида углерода и воды в органические соединения с одновременным выделением молекулярного кислорода. Поскольку увеличение продовольственных ресурсов в конечном результате зависит от роста растений, фотосинтез играет ключевую роль в производстве продуктов питания, фотосинтез – это важнейший естественный процесс, посредством которого зеленые растения, водоросли и фотосинтезирующие бактерии используют солнечную энергию для стимулирования химических реакций. При фотосинтезе содержащийся в хлоропластах растений хлорофилл поглощает световую энергию и превращает ее в энергию химических связей органических соединений. Хлорофилл имеет сложную структуру циклического соединения, содержащего атом магния. Одна из разновидностей структуры хлорофилла показана на рис. 7.17.

 

Клетки растений можно представить в виде химических фабрик, где углерод из углекислого газа объединяется с водородом, образуя углеводородные соединения, составляющие основу растений. В результате фотосинтеза колоссальное количество углерода превращается в полезные вещества.

Установлено, что энергия необходимая для фотосинтеза, примерно на две трети обеспечивается излучением в красной и ближней инфракрасной области солнечного спектра. Кроме того, спектроскопические исследования показывают, что фотосинтез включает взаимодействие многих молекул хлорофилла. При этом, как предполагается, центром фотореакции является пара параллельных хлорофилловых колец, удерживаемых на близком расстоянии друг от друга водородными связями между аминокислотными группами. Все эти сведения весьма важны для понимания сущности фотосинтеза и его воспроизведения. Воспроизведение фотосинтеза в лабораторных условиях было бы величайшим достижением естествознания.

Фотосинтез – важнейший источник не только продовольственных ресурсов, но и энергии. В результате превращения органического растительного сырья можно получить громадное количество энергии. Благодаря фотосинтезу воздух очищается от углекислого газа, который превращается в весьма ценные органические вещества. В этой связи всестороннее изучение фотосинтеза и его воспроизведение в лаборатории – чрезвычайно важные и практически значимые задачи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.