Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­фес­си­ональ­ные спо­соб­ности пе­даго­га




Для то­го что­бы ус­пешно справ­лять­ся со сво­ей ра­ботой, пе­дагог дол­жен иметь не­за­уряд­ные об­щие и спе­ци­аль­ные спо­соб­ности. Оте­чес­твен­ные ис­сле­дова­тели на ос­но­ве по­ложе­ний С. Л. Ру­бин­штей­на и Б. М. Теп­ло­ва о спо­соб­ностях как пси­холо­гичес­ких ус­ло­ви­ях ус­пешнос­ти вы­пол­не­ния оп­ре­делен­ной де­ятель­нос­ти вы­дели­ли це­лый на­бор пе­даго­гичес­ких спо­соб­ностей. Раз­личные клас­си­фика­ции пе­даго­гичес­ких спо­соб­ностей пред­став­ля­ли Н. Д. Ле­витов, Ф. Н. Го­нобо­лин, а в на­ибо­лее обоб­щенном ви­де они пред­став­ле­ны В. А. Кру­тец­ким. Он вы­делил де­вять групп пе­даго­гичес­ких спо­соб­ностей.[33]

1. Ака­деми­чес­кие спо­соб­ности, т. е. спо­соб­ности к со­от­ветс­тву­ющей пре­пода­ва­емо­му пред­ме­ту об­ласти раз­ви­тию. Су­щес­тву­ющая сис­те­ма об­ра­зова­ния пе­рес­тра­ива­ет­ся вслед за об­щес­твом, но про­ис­хо­дит это не сра­зу, а с не­кото­рым от­ста­вани­ем. Что­бы фор­ми­ровать у уча­щих­ся нуж­ные се­год­ня ка­чес­тва, пе­даго­ги са­ми дол­жны об­ла­дать эти­ми ка­чес­тва­ми, для че­го мно­гим из них не­об­хо­димо при­ложить не­малые уси­лия к собс­твен­но­му са­мовос­пи­танию и са­мо­об­ра­зова­нию. Од­ним учи­телям «ста­рой за­кал­ки» труд­но адап­ти­ровать­ся к но­вым осо­бен­ностям об­щес­тва, дру­гие же, дав­но осоз­на­вая ог­ра­ничен­ность преж­них ра­мок, нап­ро­тив, спо­соб­ны в го­раз­до боль­шей сте­пени ре­али­зовать свой пе­даго­гичес­кий по­тен­ци­ал в но­вой си­ту­ации, ко­торая бо­лее со­от­ветс­тву­ет их ка­чес­твам. Но­вые це­ли обу­чения и вос­пи­тания за­да­ют но­вые тре­бова­ния к лич­ности учи­теля и вос­пи­тате­ля. Что­бы вов­ре­мя и точ­но ус­та­новить эти тре­бова­ния, важ­но пра­виль­но оце­нить тен­денции по­лити­чес­ко­го, со­ци­аль­но­го и эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия об­щес­тва и по­нять, ка­ких ка­честв оно те­перь тре­бу­ет от че­лове­ка. Да­лее сле­ду­ет уточ­нить, нас­коль­ко эти но­вые по­лез­ные ка­чес­тва дол­жны быть вы­раже­ны у граж­да­нина на мо­мент окон­ча­ния сред­ней шко­лы, и на ос­но­ве это­го сде­лать вы­вод, ка­кими пси­холо­гичес­ки­ми осо­бен­ностя­ми дол­жен об­ла­дать пе­дагог сред­ней шко­лы, что­бы обес­пе­чить фор­ми­рова­ние и раз­ви­тие лич­ности, не­об­хо­димой сов­ре­мен­но­му об­щес­тву.

Глав­ные тен­денции сов­ре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­щес­тва – де­мок­ра­тиза­ция жиз­ни, пе­реда­ча ря­дово­му граж­да­нину от­ветс­твен­ности за обус­трой­ство собс­твен­ной жиз­ни, рас­ши­рение воз­можнос­тей и од­новре­мен­ное уси­ление не­об­хо­димос­ти са­мос­то­ятель­но­го при­нятия от­ветс­твен­ных ре­шений. Ны­неш­нее по­коле­ние школь­ни­ков и сту­ден­тов уже не пред­став­ля­ет свою жизнь ина­че как в ус­ло­ви­ях де­мок­ра­тии и плю­рализ­ма, ког­да каж­дый име­ет пра­во на свою точ­ку зре­ния и го­тов ее от­ста­ивать. Это пред­по­лага­ет, с од­ной сто­роны, спо­соб­ность приз­на­вать, при­нимать как дол­жное су­щес­тво­вание мно­гих раз­ных то­чек зре­ния, куль­тур­но вес­ти дис­куссии и раз­ре­шать воз­ни­ка­ющие раз­ногла­сия, а с дру­гой – от­каз от дик­та­та и дав­ле­ния на лич­ность, ува­жение к ней, приз­на­ние ее зна­чимос­ти. Сво­бода мне­ний тре­бу­ет уме­ния ло­гич­но и убе­дитель­но из­ла­гать свои мыс­ли, до­казы­вать, вни­матель­но слу­шать дру­гих. Но­вая по­лити­чес­кая си­ту­ация пред­по­лага­ет воз­можность лю­бого граж­да­нина ока­зать­ся в сфе­ре влас­ти, что предъ­яв­ля­ет по­вышен­ные тре­бова­ния к спо­соб­ности ру­ково­дить людь­ми и при­нимать уп­равлен­ческие ре­шения. Из­ме­нение сис­те­мы эко­номи­чес­ких от­но­шений тре­бу­ет рас­четли­вос­ти, де­лови­тос­ти, бе­реж­ли­вос­ти, пред­при­им­чи­вос­ти и мно­гих дру­гих ка­честв, ко­торые в преж­ние вре­мена не счи­тались не­об­хо­димы­ми и соз­на­тель­но у де­тей не вос­пи­тыва­лись. Все эти ка­чес­тва на­сущ­но не­об­хо­димы сов­ре­мен­ным мо­лодым лю­дям к мо­мен­ту окон­ча­ния шко­лы и на­чала са­мос­то­ятель­ной жиз­ни. От­ве­ча­ющий за их фор­ми­рова­ние и раз­ви­тие пе­дагог сам дол­жен об­ла­дать не­зави­симостью, гра­мот­ностью, ини­ци­атив­ностью, са­мос­то­ятель­ностью и мно­гими дру­гими ка­чес­тва­ми.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.