Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ос­новные те­ории вос­пи­тания






Те­ории вос­пи­тания – это кон­цепции, объ­яс­ня­ющие про­ис­хожде­ние, фор­ми­рова­ние и из­ме­нение лич­ности, ее по­веде­ния под вли­яни­ем вос­пи­тания. В ка­чес­тве на­уч­ной ба­зы та­ких те­орий выс­ту­па­ют пси­холо­гичес­кие те­ории раз­ви­тия лич­ности, со­ци­аль­ная и воз­рас­тная пси­холо­гия.

Сре­ди ос­новных пси­холо­гичес­ких под­хо­дов к вос­пи­танию и раз­ви­тию лич­ности еще с XVIII в. вы­деля­ют­ся два про­тиво­полож­ных: би­оло­гиза­тор­ский и со­ци­оло­гиза­тор­ский. Сог­ласно би­оло­гиза­тор­ско­му под­хо­ду лич­нос­тные ка­чес­тва че­лове­ка в ос­новном пе­реда­ют­ся по ме­ханиз­мам нас­ледс­твен­ности и ма­ло из­ме­ня­ют­ся под вли­яни­ем ус­ло­вий жиз­ни. Нас­ледс­твен­ность оп­ре­деля­ет весь ход раз­ви­тия че­лове­ка: и его темп – быс­трый или мед­ленный, и его пре­дел – бу­дет ли че­ловек ода­рен­ным, мно­гого ли дос­тигнет или ока­жет­ся пос­редс­твен­ностью. Сре­да, в ко­торой вос­пи­тыва­ет­ся ре­бенок, ста­новит­ся лишь ус­ло­ви­ем та­кого из­на­чаль­но пре­доп­ре­делен­но­го раз­ви­тия, все­го лишь про­яв­ля­ющим то, что и так да­но ре­бен­ку от рож­де­ния. Сто­рон­ни­ки дан­но­го под­хо­да пе­ренес­ли в пси­холо­гию из эм­бри­оло­гии ос­новной би­оге­нети­чес­кий за­кон, сфор­му­лиро­ван­ный в XIX в. не­мец­ким би­оло­гом Э. Гек­ке­лем: он­то­генез (ин­ди­виду­аль­ное раз­ви­тие) пред­став­ля­ет со­бой крат­кое пов­то­рение фи­логе­неза (ис­то­ричес­ко­го раз­ви­тия ви­да). Из­на­чаль­но этот за­кон ка­сал­ся толь­ко пе­ри­ода внут­ри­ут­робно­го раз­ви­тия, но те­ория ре­капи­туля­ции рас­простра­нила его на пос­ле­ду­ющую жизнь ре­бен­ка, эта­пы ко­торой со­пос­тавля­лись с эпо­хами куль­тур­но-ис­то­ричес­ко­го раз­ви­тия че­лове­чес­тва. Сог­ласно этой те­ории ре­бенок в пер­вом по­луго­дии сво­ей жиз­ни на­ходит­ся на ста­дии мле­копи­та­юще­го, во вто­ром по­луго­дии дос­ти­га­ет ста­дии выс­ше­го мле­копи­та­юще­го – обезь­яны, в ран­нем детс­тве пре­быва­ет на уров­не раз­ви­тия древ­ней­ших и древ­них лю­дей, в дош­коль­ном – в пер­во­быт­но-об­щинном сос­то­янии. На­чиная с пос­тупле­ния в шко­лу он ус­ва­ива­ет че­лове­чес­кую куль­ту­ру: в на­чаль­ных клас­сах – в ду­хе ан­тично­го и вет­хо­завет­но­го ми­ра, в под­рос­тко­вом воз­расте – в ду­хе сред­не­веко­вого фа­натиз­ма и лишь в юнос­ти под­ни­ма­ет­ся до уров­ня куль­ту­ры Но­вого вре­мени. Та­ким об­ра­зом, сог­ласно рас­смат­ри­ва­емой те­ории уро­вень раз­ви­тия ре­бен­ка фак­ти­чес­ки за­висит толь­ко от ско­рос­ти раз­верты­вания врож­денных прог­рамм соз­ре­вания и ни­как не со­чета­ет­ся с вос­пи­татель­ным воз­дей­стви­ем на его лич­ность.

Дан­ная те­ория пред­став­ля­ет пес­си­мис­ти­чес­кий взгляд на воз­можнос­ти вос­пи­тания лич­ности. На ос­но­ве это­го под­хо­да впос­ледс­твии сфор­ми­рова­лись убеж­де­ния об из­на­чаль­ном пре­вос­ходс­тве од­них на­ций, клас­сов, рас над дру­гими и, со­от­ветс­твен­но, о не­об­хо­димос­ти при­мене­ния к де­тям из «выс­ших» сло­ев бо­лее прог­рессив­ных и слож­ных ме­тодов обу­чения и вос­пи­тания, чем к де­тям из «низ­ших», о не­воз­можнос­ти пред­ста­вите­лей «низ­ших» рас и клас­сов на рав­ных кон­ку­риро­вать с пред­ста­вите­лями «выс­ших» и т. п. В на­ши дни эта те­ория име­ет ма­ло сто­рон­ни­ков.

Про­тиво­полож­ный под­ход к вос­пи­танию и раз­ви­тию пси­хики про­яв­ля­ет­ся в со­ци­оло­гиза­тор­ском нап­равле­нии. Его ис­то­ки ле­жат в воз­зре­ни­ях ан­глий­ско­го фи­лосо­фа XVII в. Джо­на Лок­ка, счи­тав­ше­го, что ре­ бенок по­яв­ля­ет­ся на свет с ду­шой, чис­той, как бе­лая вос­ко­вая дос­ка – tabula rasa. На этой дос­ке вос­пи­татель мо­жет на­писать все что угод­но, и ре­бенок, не отя­гощен­ный нас­ледс­твен­ностью, вы­рас­тет та­ким, ка­ким хо­тят его ви­деть близ­кие взрос­лые. Сог­ласно этим взгля­дам пу­тем обу­чения и вос­пи­тания мож­но сфор­ми­ровать лю­бые пси­хичес­кие фун­кции и раз­вить их до лю­бого уров­ня не­зави­симо от би­оло­гичес­ких осо­бен­ностей. Со­ци­оло­гиза­тор­ские идеи бы­ли соз­вучны иде­оло­гии, гос­подс­тво­вав­шей в на­шей стра­не до се­реди­ны 1980-х гг., по­это­му их мож­но най­ти во мно­гих пе­даго­гичес­ких и пси­холо­гичес­ких ра­ботах тех лет.

Оче­вид­но, что оба под­хо­да – и би­оло­гиза­тор­ский, и со­ци­оло­гиза­тор­ский – стра­да­ют од­носто­рон­ностью, пре­умень­шая или от­ри­цая зна­чение од­но­го из двух фак­то­ров раз­ви­тия. В це­лом сто­рон­ни­ки со­ци­оло­гиза­тор­ско­го под­хо­да все же бли­же к ис­ти­не, но про­тив не­го так­же мож­но выд­ви­нуть ряд кон­трар­гу­мен­тов. Во-пер­вых, не­кото­рые свой­ства лич­ности, нап­ри­мер тем­пе­рамент, не мо­гут быть вос­пи­таны, пос­коль­ку нап­ря­мую за­висят от ге­ноти­па и оп­ре­деля­ют­ся им: в час­тнос­ти, тем­пе­рамент обус­ловлен врож­денны­ми свой­ства­ми нер­вной сис­те­мы че­лове­ка. Во-вто­рых, из пси­хи­ат­рии и па­топ­си­холо­гии из­вес­тны фак­ты, сви­детель­ству­ющие о свя­зи бо­лез­ненных сос­то­яний ор­га­низ­ма с из­ме­нени­ями в пси­холо­гии че­лове­ка, а так­же о пе­реда­че по ме­ханиз­мам нас­ледс­твен­ности ес­ли не са­мих пси­хичес­ких за­боле­ваний, то по край­ней ме­ре пред­распо­ложен­ности к ним. Сле­дова­тель­но, да­леко не все в лич­ности за­висит толь­ко от вос­пи­тания, мно­гое оп­ре­деля­ет­ся и сос­то­яни­ем ор­га­низ­ма.

Фе­ноти­пичес­кое зна­чение вся­кого приз­на­ка у кон­крет­но­го че­лове­ка, объ­ем, ха­рак­тер и чер­ты это­го приз­на­ка яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том вза­имо­дей­ствия ге­ноти­па со сре­дой. По нас­ледс­тву пе­реда­ет­ся не кон­крет­ное вы­раже­ние фе­ноти­па, а ин­ди­виду­аль­ная фор­ма, вид ре­ак­ции дан­но­го ге­ноти­па на дан­ную сре­ду, по­это­му ре­али­зация ге­ноти­па су­щес­твен­ным об­ра­зом за­висит от не­гене­тичес­ких фак­то­ров. Со­дер­жа­ние че­лове­чес­кой пси­хики про­из­водно от всей ис­то­рии лич­ности.

Дру­гие те­ории пред­став­ля­ют со­бой про­межу­точ­ные, ком­про­мис­сные ва­ри­ан­ты этих двух край­нос­тей. Они ха­рак­те­ризу­ют­ся од­новре­мен­ным приз­на­ни­ем за­виси­мос­ти раз­ви­тия и фун­кци­они­рова­ния лич­ности как от би­оло­гичес­ких, так и от со­ци­аль­ных фак­то­ров и от­во­дят вос­пи­танию зна­читель­ную роль. Во всех этих те­ори­ях воп­ро­сы вос­пи­тания ре­ша­ют­ся диф­фе­рен­ци­рован­но, с вы­деле­ни­ем и не­зави­симым рас­смот­ре­ни­ем от­дель­ных групп пси­холо­гичес­ких ка­честв лич­ности и об­сужде­ни­ем воз­можнос­тей их це­ленап­равлен­но­го вос­пи­тания. Есть груп­па те­орий, пред­ме­том ис­сле­дова­ний ко­торых выс­ту­па­ет ха­рак­тер че­лове­ка. В те­ори­ях дру­гого ти­па об­сужда­ют­ся воп­ро­сы ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ин­те­ресов и пот­ребнос­тей ре­бен­ка.

Осо­бый класс те­орий сос­тавля­ют те, в ко­торых пред­ме­том рас­смот­ре­ния и вос­пи­тания выс­ту­па­ют чер­ты лич­ности. Они в ос­новном вы­ходят из об­щепси­холо­гичес­кой те­ории лич­ности, на­зыва­емой те­ори­ей черт и пред­став­ля­ющей лич­ность как на­бор оп­ре­делен­ных черт, свя­зан­ных друг с дру­гом бо­лее или ме­нее тес­но. Сре­ди этих черт вы­деля­ют­ся ба­зис­ные и вто­рич­ные. Ба­зис­ные чер­ты воз­ни­ка­ют и фор­ми­ру­ют­ся у ре­бен­ка в пе­ри­од ран­не­го детс­тва, и воп­рос о воз­можнос­ти их вос­пи­тания ста­вит­ся толь­ко при­мени­тель­но к дан­но­му пе­ри­оду жиз­ни. Счи­та­ет­ся, что, од­нажды сфор­ми­ровав­шись, эти чер­ты лич­ности в даль­ней­шем прак­ти­чес­ки не из­ме­ня­ют­ся и чем стар­ше ста­новит­ся ре­бенок, тем мень­ше воз­можнос­тей у не­го ос­та­ет­ся для вос­пи­тания со­от­ветс­тву­ющих лич­нос­тных черт. Ес­ли же речь идет о вто­рич­ных чер­тах, ко­торые воз­ни­ка­ют и фор­ми­ру­ют­ся поз­днее, а тем бо­лее – о выс­ших чер­тах ду­хов­но­го и ми­ровоз­зрен­ческо­го ха­рак­те­ра, выс­ту­па­ющих в фор­ме мо­раль­ных и со­ци­аль­ных ус­та­новок, то с их вос­пи­тани­ем свя­зыва­ют­ся бо­лее ос­но­ватель­ные на­деж­ды. Ут­вер­жда­ет­ся, что та­кие чер­ты мож­но вос­пи­тывать у че­лове­ка в те­чение всей его жиз­ни, од­на­ко для это­го не­об­хо­дима спе­ци­аль­ная прак­ти­ка. Все от­но­сяще­еся к собс­твен­но лич­нос­тным чер­там: ми­ровоз­зре­ние че­лове­ка, нравс­твен­ные и эти­чес­кие цен­ности, – нас­ледс­твен­ностью пря­мо не оп­ре­деля­ет­ся. Эти ка­чес­тва суть про­межу­точ­ный и ко­неч­ный итог раз­ви­тия лич­ности во вре­мени и прос­транс­тве ее бы­тия. Вза­имо­дей­ствия ге­ноти­па со сре­дой, зна­чимые для фор­ми­рова­ния ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей пси­хики, для лю­бого че­лове­ка спе­цифич­ны, по­это­му нель­зя сбра­сывать со сче­тов ни то ни дру­гое.

Од­на­ко ни один из двух ос­новных под­хо­дов в чис­том ви­де, ни те­ории, выс­тро­ен­ные пу­тем их ком­би­ниро­вания и на­хож­де­ния ком­про­мис­сов, не учи­тыва­ют та­кой фак­тор, как ак­тивность са­мой лич­ности по са­мовос­пи­танию. Ведь чем стар­ше и опыт­нее че­ловек, тем бо­лее он ста­новит­ся спо­собен сам при­нимать ре­шения о пу­тях сво­его раз­ви­тия и сле­довать этим ре­шени­ям. Роль ак­тивнос­ти са­мого ин­ди­вида ста­вит­ся во гла­ву уг­ла воп­ро­са о вос­пи­тании фун­кци­ональ­ным под­хо­дом. Этот под­ход про­воз­гла­ша­ет, что фор­ми­рова­ние каж­дой пси­хичес­кой фун­кции оп­ре­деля­ет­ся тем, как час­то и нас­коль­ко ин­тенсив­но она ис­поль­зу­ет­ся в жиз­ни ин­ди­вида, т. е. сог­ласно ему ос­новную роль в раз­ви­тии пси­хики иг­ра­ет об­раз жиз­ни раз­ви­ва­юще­гося че­лове­ка. Осо­бен­но яр­ко это вид­но на при­мере спо­соб­ностей: спо­соб­ности к оп­ре­делен­ной де­ятель­нос­ти мо­гут раз­ви­вать­ся лишь при ус­ло­вии ре­гуляр­ных сис­те­мати­чес­ких за­нятий ею. Ес­ли та­кие за­нятия про­водят­ся от слу­чая к слу­чаю, спо­соб­ности не ра­зовь­ют­ся да­же до то­го уров­ня, до ко­торо­го мог­ли бы раз­вить­ся бла­года­ря при­род­ным за­дат­кам. То же са­мое наб­лю­да­ет­ся и при фор­ми­рова­нии нравс­твен­ных ка­честв: доб­ро­ты, щед­рости, го­тов­ности по­мочь, прин­ци­пи­аль­нос­ти, сме­лос­ти. Эти чер­ты мо­гут раз­ви­вать­ся толь­ко в том слу­чае, ког­да че­ловек ре­гуляр­но по­пада­ет в си­ту­ации, тре­бу­ющие их про­яв­ле­ния, лишь тог­да наз­ванные ка­чес­тва вой­дут у не­го в при­выч­ку. Та­ким об­ра­зом, су­щес­тву­ют три ос­новных фак­то­ра раз­ви­тия пси­хики, ко­торым при­да­ет­ся раз­ное зна­чение в раз­личных те­ори­ях вос­пи­тания: 1) ге­нотип (нас­ледс­твен­ность); 2) внеш­няя сре­да; 3) собс­твен­ная ак­тивность лич­ности по са­мораз­ви­тию и са­мовос­пи­танию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.