Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика и категории.






В античности под диалектикой вначале понимали такой способ ведения научной дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон этот термин ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения» первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала ХIХ в. диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими методами познания.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и развития.

Термин «метафизика» имеет два значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.

Термин «метафизика» также применялся как синоним слова «философия» вплоть до середины ХIХ в.В марксизме под метафизикой понимали антидиалктический метод познания.

Метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на ХVII – ХVIII вв., расцвет диалектики – на ХIХ – ХХ вв.

Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в ХVII – ХVIII вв., благодаря ему наука этого периода сделала огромный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупным достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, т.е. движения, понимаемого как изменения положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки ХIХ – ХХ вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления, изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Что является источником развития? Существуют две основные точки зрения: метафизическая и диалектическая. Первая считает источником развития внешнее воздействие, а вторая – борьбу противоположных сил и тенденций, т.е. противоречие.

Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений. Одни философы считают, что диалектическое противоречие свойственно как природе, обществу, так и нашему мышлении. Другие считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Большинство диалектических категорий нашли свое обоснование в философской системе Гегеля. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенциализме, проблеме категорий не уделяется внимание.

Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество, мера и др.

Сущность и явление – важные диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление – это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.

Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление. Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете происходит постоянная борьба между формой и содержанием. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую.

Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент отсутствует, это уже будет другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи, характеризуют структуру системы. Структура – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим субъектом как нечто единичное. Единичное – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление обусловлено каким-то другим, предшествующим явлением, и само определяет, обусловливает какое-то явление. Причина – это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие – явление, порожденное другим явлением.

Необходимость и случайность – это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.