Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернизм. Наиболее авторитетным направлением постклассической философии в конце XX в






Наиболее авторитетным направлением постклассической философии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных взглядов. Но общим для них является убеждение, что классическая философия исчерпала свои возможности и больше уже не может быть формой самосознания общества эпохи постсовременной культуры. Наиболее известные представители философского постмодернизма являются Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.
Задачи философии в условиях сосуществования и противостояния различных ценностных ориентаций они видят не в поиске «предельных оснований бытия», а в исследовании логики сосуществования антиподов, в описании конфликтных ситуаций.
Идеалом философии в отличие от других форм сознания рассматривается повышенная чувствительность, обостренный интерес к нестандартным ситуациям, неординарной сложности.
Бытует мнение, что философия должна уступить место искусству, поскольку его язык более пластичен и больше подходит к адекватному описанию действительности. Оно способно выразить смыслы и оттенки многообразия рассматриваемого мира. Представители философии постмодерна считают, что плюрализм философии XX в. не позволяет относиться ни к одной школе с доверием, ибо их направленность на освоение мира скорее субъективна, чем объективна. Единственно оправданное отношение ко всем философским школам и к каждой в отдельности — ирония, констатация ограниченности любого утверждения. Налицо оформление особой формы скептицизма, отличного от античного и не имеющего ничего общего с декартовским или юмовским сомнением.
Еще одним явлением в философии конце XX в. является распространение компаративной философии, ратующей за диалог различных философских культур. Компаративистика (сравнительные исследования) исходит из того, что ни одна из философий мира не может претендовать на полное познание истины. Ибо Истина о мире в наше время — это не картина одного художника, а мозаика, составленная усилиями всех. Поэтому все претензии европоцентризма или восточного центризма заявить о своих приоритетах не имеют никакого основания.
Каждая эпоха, каждое направление, каждая школа, каждый философ вносят свой вклад в процесс обретения истины о мире, и каждый должен принять во внимание, что вне целого его усилия ограничены и мизерны, но и без его усилий целое не будет полным и задача обретения Великой Истины не будет выполнена. Время философских систем прошло. Пришло время компаративистики, осуществления сравнительных исследований. Чтобы не потерять философское наследие и оценить его адекватно, необходимо переступить через любые проявления центризма, учитывать философский опыт в рамках диалога всех стран и народов, всех исторических эпох. Только так можно сохранить содержание мировой философии и выявить перспективу ее развития.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сходство и кардинальное отличие концепций Бэкона и Декарта?

2. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

3. Каковы характерные черты Ренессанса?

4. Сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Жить, значит мыслить» и Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».

5. Почему И.Кант считает, что разум сам по себе не способен дать исчерпывающее знание об окружающем нас мире?

6. Назовите философские течения постклассической европейской философии.

7. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?

8. Раскройте сущность системы абсолютного идеализма Гегеля. Что такое «Абсолютная идея»?

9. В чем суть концепции «Смерти Бога», по Ф. Ницше?

10. Что такое «Сверхчеловек» у Ницше? Связаны ли, на ваш взгляд «Смерть Бога» и идея Сверхчеловека у Ницше?

11. Раскройте суть философии экзистенциализма.

12. Дайте анализ философии постмодерна.

13. Определите ориентиры компаративной философии.

 

 

Тест для самоконтроля:

 

1. Индукция – понятие, означающее в философии:

а) метод психологического воздействия;

б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

в) метод мышления, основанный на переходе от частного к общему;

г) метод всеобщего познания.

2. Рационализм – понятие, означающее в философии:

а) область математики;

б) научное знание вообще;

в) теоретическое познание, основанное на разуме;

г) опытное знание.

3. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Спиноза;

г) Лейбниц.

4. Учение Декарта о субстанции называется:

а) дуализм;

б) монизм;

в) плюрализм;

г) универсальная математика.

5. «Вещь в себе» у Канта означает:

а) закрытую для других личность;

б) скрытый смысл вещи;

в) закон;

г) сущность.

6. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

а) с мышления;

б) со свободы воли;

в) с природы;

г) с общества.

7. Решающую роль Абсолюта утверждал в своей философии:

а) Ньютон;

б) Фейербах;

в) Шеллинг;

г) Гегель.

8. Согласно Фейербаху, общественное развитие определяет категория:

а) мышление;

б) любовь;

в) самосознание нации;

г) долг.

9. Выделите высказывание, наиболее соответствующее сущности экзистенциализма:

а) философия экзистенциализма – это учение о высшем понимании мира;

б) философия экзистенциализма – это познание причин и принципов сущего;

в) экзистенциальная философия – это учение о том, как человеку жить;

г) экзистенциализм – это учение о человеческой свободе.

10. Назовите представителя «философии жизни»:

а) А. Шопенгауэр;

б) Ф. Ницше;

в) З. Фрейд;

г) О. Конт.

11. Кто из философов Нового времени рассматривал диалектический метод в неразрывной связи с материалистическим принципом:

а) А. Шопенгауэр;

б) Гегель;

в) К. Маркс;

г) Л. Фейербах.

12. Какое из направлений философии Нового времени развивало принцип, что основной путь достижения знаний - эмпирическое наблюдение, а философии отводится роль разработки методологии наук:

а) прагматизм;

б) позитивизм;

в) экзистенциализм;

г) марксизм.

13. Кто из перечисленных философов отстаивал позицию экзистенциализма:

а) К. Маркс;

б) М. Хайдеггер;

в) О. Конт;

г) Ч. Пирс.

14. Кто из философов отмечал диалектику производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства:

а) К. Маркс;

б) М. Хайдеггер;

в) О. Конт;

г) Ч. Пирс.

15. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм

б) берклианство

в) трансцендентализм

г) эмпириокритицизм

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.