Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изнасилование. Основным объектом изнасило­вания является половая свобода взрослой женщины






Основным объектом изнасило­вания является половая свобода взрослой женщины. Под половой свободой понимается право лица самостоятельно решать с кем и как удовлетворять свои сексуальные желания. Критерии и грани­цы допустимости половой свободы устанавливаются лицом, в отношении которого совершаются сексуальные действия. При этом лицо самостоятельно решает, пострадала ли его половая свобода. В случае изнасилования несовершеннолетней или мало­летней девочки объектом является половая неприкосновенность, которая предполагает запрет на совершение любых сексуальных действий против личности. При изнасиловании в случае приме­нения насилия вред причиняется дополнительному объекту — здоровью потерпевшей. Для наличия состава этого преступления потерпевшей может быть только лицо женского пола, независимо от ее отношений с виновным (муж, сожитель и т.д.).

Объективная сторона изнасилования состоит в половом сно­шении с применением насилия или угроз его применения к потер­певшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Таким образом, закон говорит о половом сношении, указывая способы подавления сопротивления потер­певшей, или об использовании ее беспомощного состояния.

Изнасилование с применением насилия, а также с угрозой применения насилия имеет сложную структуру, так как объек­тивная сторона преступления в такой ситуации состоит из двух обязательных действий (насилия и полового сношения).

Под изнасилованием следует понимать лишь половое сношение с женщиной вопреки ее воле и согласию. Способы совершения этих действий четко очерчены в законе. Поэтому не могут рас­сматриваться в качестве изнасилования действия лица, склонивше­го женщину к совершению полового акта путем обмана или зло­употребления доверием, например заведомо ложного обещания вступить в брак.

Под изнасилованием, по смыслу ст. 131 УК, следует понимать лишь совершаемое вопреки воле и согласию потерпевшей с при­менением насилия или угрозы его применения или с использова­нием беспомощного состояния потерпевшей естественное поло­вое сношение, т.е. совершаемое путем введения полового члена мужчины во влагалище женщины, в том случае, когда виновным является мужчина, а потерпевшей — женщина. Все иные насильст­венные действия сексуального характера не могут расцениваться как изнасилование. Их следует квалифицировать по ст. 132 УК.

Под насилием, по смыслу закона, следует понимать физиче­ское насилие. Оно применяется виновным как средство подавле­ния действительного, а не мнимого или ожидаемого, сопротивле­ния потерпевшей.

Физическое насилие может состоять в удержании, связыва­нии, причинении побоев, легкого или средней тяжести вреда здо­ровью. В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.92 № 4 «О судебной практике по делам об изнасиловании» указано, что при подобном насилии «дополнительной квалифи­кации по другим статьям о преступлениях против личности не требуется, так как применение насилия и причинение вреда здо­ровью потерпевшей охватывается диспозицией закона об ответ­ственности за изнасилование».

В случае умышленного причинения смерти или тяжкого вреда здоровью при изнасиловании необходима квалификация по сово­купности изнасилования и убийства или изнасилования и умыш­ленного тяжкого вреда здоровью. Положение п. 2 указанного постановления Пленума, ориентированного на УК РСФСР, о том,

что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью охватыва­ется составом изнасилования, противоречит УК 1996 г., так как ч. 3 ст. 131 УК в качестве квалифицирующих признаков предусмат­ривает лишь неосторожное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей (п. «а» и «б» ч. 3 ст. 131 УК).

Под угрозой применения насилия понимается запугивание по­терпевшей, совершение таких действий, которые свидетельство­вали бы о намерении немедленно применить физическое насилие вплоть до причинения вреда здоровью средней тяжести. Таким образом, в ч. 1 ст. 131 УК речь идет об угрозе причинения побо­ев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, поскольку угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью охватывается п. «в» ч. 2 ст. 131 УК. Угроза должна восприниматься потерпев­шей как реальная вне зависимости от того, имел ли виновный намерение на самом деле осуществить угрозу. Угроза применить насилие в будущем не может рассматриваться в качестве средства подавления сопротивления потерпевшей, поскольку она имеет возможность обратиться за помощью в правоохранительные ор­ганы или к другим гражданам.

Угроза совершить какие-либо иные действия, например раз­гласить позорящие сведения о потерпевшей или ее близких, уничтожить имущество, не позволяет квалифицировать содеян­ное по ст. 131 УК.

Как физическое насилие, так и угроза его применения могут применяться как к потерпевшей, так и к другим лицам. К таким лицам могут быть отнесены не только дети или другие родствен­ники потерпевшей, но и другие лица, в судьбе которых потер­певшая заинтересована, например ее воспитанники, ученики.

Таким образом, для наличия состава изнасилования насилие должно носить реальный характер и иметь отношение к моменту совершения деяния, а не к будущему. Насилие является средст­вом подавления воли потерпевшей и применяется для подавления ее возможного или действительного сопротивления.

Понятие изнасилования с использованием беспомощного со­стояния потерпевшей применительно к УК РСФСР было раскры­то в п. 5 постановления Пленума от 22.04.92 № 4. Это могут быть случаи, когда:

1) потерпевшая в силу своего физического или психического состояния (малолетний возраст, физические недостатки, расстрой­ство душевной деятельности или иное болезненное или бессозна­тельное состояние) не могла понимать характер и значение со­вершаемых с нею действий;

2) потерпевшая понимала характер и значение совершаемых с нею действий, но не могла оказать сопротивления виновному.

При этом в обоих случаях виновный должен осознавать, что потерпевшая находится в таком состоянии.

Изнасилование потерпевшей, находящейся в состоянии алко­гольного опьянения, можно признать совершенным с использова­нием беспомощного состояния не во всех случаях, а лишь при наличии такой степени опьянения, которая лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному (п. 5 указанного постановления Пленума).

Для квалификации изнасилования, совершенного с использо­ванием беспомощного состояния потерпевшей, не имеет значения, привел ли сам виновный потерпевшую в такое состояние (напри­мер, напоил спиртными напитками, предоставил наркотики) или воспользовался тем, что она находилась в таком состоянии неза­висимо от его действий.

В случае наступления беспомощного состояния в результате применения лекарственных препаратов, наркотических средств, сильнодействующих или ядовитых веществ, как отмечается в п. 5 указанного постановления Пленума в редакции от 21 декабря 1993 г., свойства и характер их действия на организм человека могут быть установлены соответствующим экспертом, заключе­ние которого следует учитывать при оценке состояния потерпев­шей наряду с другими доказательствами.

Как изнасилование с использованием беспомощного состоя­ния потерпевшей следует квалифицировать, как правило, и слу­чаи вступления в половое сношение без применения физического или психического насилия с малолетними девочками (п. 13 ука­занного постановления Пленума). Если потерпевшая из-за своего возраста или умственной отсталости не осознает характера и зна­чения совершаемых с ней сексуальных действий, что выясняется в каждом случае индивидуально, следует считать, что она в силу этого находится в беспомощном состоянии.

Преступление сформулировано в законе как имеющее фор­мальный состав. Изнасилование признается оконченным с момента проникновения полового члена мужчины в женские гениталии, независимо от дефлорации 1. Термин «сексуальное проникновение» используют и европейские законодатели, расшифровывая содер­жание сексуального действия как такового (УК Франции, УК Ис­пании).

Как отмечалось ранее, при изнасиловании совершаются двоя­кого рода действия: насилие и половое сношение. Поэтому при­менение физического или психического насилия с целью совер­шения полового сношения, когда насилие является средством к достижению именно этой цели, но при этом само половое сноше­ние не было начато по не зависящим от виновного причинам, следует рассматривать как покушение на изнасилование (п. 15 постановления Пленума). В связи с этим необходимо отличать покушение на изнасилование от других преступных посяга­тельств, затрагивающих честь, достоинство и неприкосновен­ность личности женщин (развратные действия, причинение вреда здоровью, оскорбление и другие подобные действия).

От покушения на изнасилование следует отличать доброволь­ный отказ от доведения его до конца. В каждом конкретном слу­чае необходимо выяснять причины, по которым преступление не было доведено до конца. Не может быть признан добровольным отказ, который вызван невозможностью дальнейшего продолже­ния преступных действий вследствие причин, которые возникли помимо воли виновного.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает насильст­венный половой акт помимо воли и желания потерпевшей или с использованием ее беспомощного состояния, и желает действо­вать подобным образом. Мотивы преступления могут быть раз­личными: удовлетворение половой страсти, месть, желание за­ставить потерпевшую выйти замуж и др.

Субъектом преступления по ст. 131 УК может быть только лицо мужского пола, достигшее 14 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.