Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4.Реализация права.






 

1. Понятие и формы реализации права.

2. Применение как особая форма реализации права. Стадии процесса применения права.

3. Акты применения права.

4. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.

 

1. Понятие и формы реализации права. Реализация права - это воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц предписаний действующих норм права.

Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретные его проявления. Под реализацией права понимается только правомерное поведение, то есть такие действия, которые соответствуют правовым нормам, поскольку неправомерное поведение связано с нарушением предписаний юридических норм.

Реализация права выражается в трех способах воздействия правовых норм на поведение людей, на общественную жизнь:

1. запрещение – возложение на лиц обязанности воздержаться от совершения действий определенного рода;

2. дозволение – предоставление лицам права на свои, собственные активные действия;

3. позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности к активному поведению.

Этим трем способам правового регулирования соответствуют три непосредственные формы реализации права – соблюдение, исполнение, использование. Непосредственными эти формы реализации называются потому, что субъекты права сами претворяют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

Особой формой реализации права выступает применение права, поскольку осуществляется компетентными органами государства и должностными лицами.

Соблюдение – это такая форма реализации норм права, при которой субъекты воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Именно в этом смысле говорится о законопослушных гражданах, которые воздерживаются от действий или бездействия, нарушающих нормы права.

Воздержание как пассивный вид реализации норм права состоит в соблюдении запрещающих норм (запрет на нарушение правил дорожного движения; запрет на уклонение от уплаты налогов; запрет противоправного завладения чужим имуществом – кражи, грабежа, мошенничества и т.д.), причем не тогда, когда кто-либо нарушает их, а когда воздерживается от совершения установленных правом запретов. Во всех случаях адресованные лицам запреты могут быть реализованы исключительно в форме соблюдения.

Исполнение норм права – это реализация правовых предписаний, которая заключается в осуществлении требований обязывающих норм. Если для соблюдения права достаточно не совершать каких-либо действий, то исполнение всегда предполагает совершение обязанной стороной правоотношения активных действий. Так, продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 495 ГК РФ); свидетель обязан явиться в суд и давать там правдивые показания (ст. 56 УПК РФ); ст. 63 Семейного Кодекса РФ закрепляет обязанность родителей заботиться о здоровье, психическом, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей и др. Исполнение норм права предполагает существование механизмов, принуждающих в случае необходимости к выполнению обязанностей. Так, при уклонении от явки в суд без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу (ст.113 УПК РФ). За заведомо ложные показания, отказ от дачи показаний, разглашение данных предварительного расследования он привлекается к ответственности в соответствии со ст. 307, 308 и 310 УК РФ.

Использование права – это форма реализации, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных нормами права действий.

Сущность использования состоит в такой реализации норм права, которая предполагает свободное волеизъявление: субъект вправе использовать предоставленные ему правомочия (заключать сделки, участвовать в митингах, в выборах Президента и т.д.) либо не совершать определенные действия (отказ обвиняемого, подозреваемого в даче показаний (ст. 46, 47 УПК РФ); право свидетеля отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников (ст. 56 УПК РФ) и др.

При использовании права (употреблении права по своему усмотрению) могут возникнуть ситуации, когда субъект использует свое право таким образом, что при том нарушаются права других участников правоотношений, что недопустимо. В юридической литературе такая ситуация обозначается как «злоупотребление правом»[1]. Использовать свои права можно лишь в той мере и в той степени, в какой это не ущемляет законных прав и интересов других.

2. Применение как особая форма реализации права. Стадии процесса применения права. Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями.

Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Необходимость в применении права может быть обусловлена различными обстоятельствами, возникающими в общественной жизни:

1. когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания;

2. когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (например, назначение пенсии, призыв на военную службу и др.);

3. когда требуется официальное признание определенных юридических фактов (например, только в судебном порядке можно признать того или иного гражданина безвестно отсутствующим и т.д.);

4. когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов (например, нотариальное удостоверение определенного вида сделок, регистрация личного автотранспорта и др.);

5. когда возникает спор о праве и определенные стороны не могут самостоятельно прийти к согласованному решению (например, раздел имущества между наследниками и др.);

6. когда ненадлежащим образом лицами используются права и обязанности или не исполняются обязанности в добровольном порядке (например, взыскать алименты, восстановить на работу незаконно уволенного и др.).

Для характеристики применения права как особой формы его реализации выделяют следующие его основные характеристики:

1. правоприменительную деятельность осуществляют только специально на то уполномоченные компетентные органы и должностные лица или уполномоченные государством органы местного самоуправления (например, суд, полиция, прокуратура, префектура и т.д.);

2. правоприменительная деятельность носит государственно-властный характер, она всегда осуществляется от имени государства и в строгом соответствии с законом; закон устанавливает процедуру правоприменительной деятельности, а также требования, предъявляемые к актам применения права, определяет круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы;

3. результатом правоприменительной деятельности всегда является издание индивидуального правового акта (предписания): выдача свидетельства о заключении брака, решение суда по спору о гражданском праве и др.

Все иные формы реализации таких отличительных признаков не имеют. Правоприменительная деятельность разнообразна (ею занимаются самые разные органы), поэтому ее можно классифицировать по различным основаниям:

1. правоприменительная деятельность федеральных органов и органов субъектов федерации (в федеративных государствах), правоприменение высших органов и местных органов;

2. в соответствии с правовыми формами деятельности государственного аппарата рассматривают применение права в правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности;

3. выделяют правоприменительную деятельность законодательных, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов, где сложились различные способы применения права;

4. в соответствии с отраслями права, нормы которых реализуются, выделяют применение норм конституционного, административного, уголовного, семейного прав и т.д.; применение норма материального и процессуального права;

5. в соответствии со специально-юридическими функциями права говорят о применении регулятивных и применении правоохранительных норм.

Регулятивная правоприменительная деятельность – это деятельность по установлению конкретных прав и обязанностей в связи с правомерным поведением.

Правоохранительная правоприменительная деятельность связана с неправомерным поведением и направлена на установление вреда и меры юридической ответственности правонарушителю.

Правоприменительная деятельность носит сложный характер. Она состоит из ряда последовательных действий, именуемых стадиями.

Первая стадия правоприменительной деятельности - установление фактических обстоятельств дела. Эта стадия включает действия правоприменителя, связанные с определением жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу правоприменения. На этой стадии должны быть определены факты и события, при наличии или отсутствии которых применяемая норма права действует. Статья 73 УПК РФ устанавливает, что при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательства дела в суде подлежат доказыванию: события преступления (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины, и мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением и др.

В гражданско-правовом споре решающее значение имеют другие факты и обстоятельства: была ли действительно заключена сделка, какие были установлены права и обязанности участников правоотношения, что препятствовало надлежащему выполнению обязательств по договору, каковы действительные размеры убытков.

Обстоятельства, подлежащие установлению, образуют фактическую основу применения норм права. Фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, исследования документов, экспертизы, правового эксперимента и др. Все факты, имеющие доказательственное значение, должны быть оценены с точки зрения их относимости (в связи с исследуемым событием), допустимости (законности их получения) и достоверности (соответствия объективной действительности).

По уголовным делам и по делам об административных правонарушениях бремя доказывания (обязанность предоставления и обоснования доказательств вины правонарушителя) возлагается на государственный орган, по гражданским делам – на истца.

Вторая стадия – выбор и анализ нормы права, подлежащей применению, к исследуемым фактическим обстоятельствам. На этой стадии осуществляется правовая квалификация, то есть решается вопрос о том, какая норма (нормы) должна быть положена в основу рассматриваемого дела.

Анализ норм осуществляется путем уяснения их содержания и проверки их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего или противоречащего содержания (коллизия норм). Тогда следует определиться со способом разрешения коллизий данных норм.

Третья (основная) стадия – принятие и вынесение решения. Субъект правоприменения (судья, должностное лицо) удостоверяет, полно ли исследованы обстоятельства дела, достаточна ли их совокупность для принятия законного достоверного решения. После принятия решение доводится до сведения заинтересованных лиц, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

3. Акты применения права. Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением акта применения права, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права - это официальный правовой акт компетентного органа или должностного лица, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, издаваемый в точном соответствии с законом на основании исследования обстоятельств конкретного дела и определяющий права, обязанности или юридическую ответственность конкретных лиц.

Особенностями актов применения права является то, что они:

1. издаются компетентными органами или должностными лицами;

2. носят официальный характер, поэтому акт применения права должен быть оформлен в специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние атрибуты. Несоблюдение формы издания такого акта или отсутствие обязательных атрибутов может повлечь за собой его отмену. Так, если приговор (решение) не подписан судьей, он подлежит отмене (п.6 ч.2 ст.345 УПК РФ);

3. оформляется преимущественно в письменном виде. В некоторых случаях акт применения права может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания), либо выражаться в форме конклюдентных действий (жесты постового полицейского);

4. содержат индивидуально - властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе, принудительными возможностями государства;

5. носят строго индивидуальный характер, персонифицированы, адресованы определенным лицам, определяют права, обязанности и ответственность последних;

6. должны быть законными, то есть выноситься только уполномоченными на то органами, должностными лицами с соблюдением установленной законом процедуры.

Большинство актов (особенно акты правоохранительных органов) должны содержать следующие обязательные элементы:

1. вводную часть, где указывается наименование акта; орган (должностное лицо), его издавший; дата и место издания, адресат;

2. описательную часть, где отражаются все фактические обстоятельства рассмотренного дела и собранные по делу доказательства;

3. мотивировочную часть, где приводятся аргументы, обосновывающие принятое по делу решение;

4. резолютивную часть, излагающую принятое по делу решение.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы на определенные виды по различным основаниям:

1. по субъектам, их издающим различают акты: главы государства (распоряжения, ненормативные указы), правительства (распоряжения, и ненормативные постановления), юрисдикиционных органов и т.д.;

2. по юридической форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры, решения и т.д.;

3. в зависимости от характера применяемых норм права различают регулятивные и правоохранительные правоприменительные акты. Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Эти документы принимаются на основе регулятивных (запрещающих, обязывающих, управомочивающих) норм права в связи с правомерным поведением людей. Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе охранительных норм права для определения конкретных вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение;

4. по предмету правового регулирования выделяют акты конституционного права, акты административного права, акты уголовно-правовые и т.д.;

5. по способу выражения правоприменительного решения: акты документы, акты- действия (выраженные вербально – удалением судом свидетеля из зала судебного заседания и в форме конклюдентных действий – жесты постового полицейского) и акты- символы (дорожные знаки, обозначения охраняемых объектов, запретных зон);

6. по способу принятия – акты коллегиальные и единоличные;

7. по времени действия – выделяют правоприменительные акты однократного действия (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа) и длящегося действия (приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы);

8. по значению в процессе разрешения юридического дела различают основные и вспомогательные акты применения права. К основным правоприменительным актам относятся документы, которые содержат завершенное решение юридического дела. Однако, в определенных случаях, кроме основного правоприменительного акта может быть предусмотрено наличие и вспомогательных актов (постановление о возбуждении уголовного дела), которые обязательно должны быть в наличии до вынесения основного акта.

 

4. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления. В правоприменительной деятельности может возникнуть ситуация, когда при разрешении конкретного дела может обнаружиться отсутствие нормы права, на основе которой оно может быть урегулировано. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в праве.

Пробел в праве – это частичное или полное отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации определенного общественного отношения, подлежащего правовому регулированию.

О пробелах в праве говорят только применительно к позитивному праву, поскольку всякая система позитивного права является в той или иной степени пробельной. Естественное право по своей сути всегда беспробельно. Причины возникновения пробелов в праве разнообразны. Это и упущение законодателя, его некомпетентность, недальновидность; это и недостатки юридической техники, порождающие несовершенства законодательства; это и отставание права от постоянно развивающихся динамичных общественных отношений.

Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел – это отсутствие нормы права, регулирующей общественное отношение, которое по своему характеру является правовым.

Мнимым является такой пробел, когда конкретная сфера общественных отношений не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должна быть урегулирована правом.

По причине возникновения пробелы могут быть первоначальными и последующими.

Первоначальная пробельность возникает из-за недосмотра законодателя, когда законодатель не смог охватить формулировками нормативно-правового акта все жизненные ситуации, требующие правового регулирования, допустил ошибки в конструировании той или иной правовой нормы.

Последующая пробельность обусловлена появлением новых общественных отношений.

Различают «простительные» и «непростительные» пробелы.

«Простительные пробелы» - возникают тогда, когда законодатель не мог по каким-либо причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании.

«Непростительные» пробелы возникают тогда, когда существование потребности в правовом регулировании было проигнорировано законодателем, либо не были соблюдены правила законодательной техники, в силу чего потребность в правовом регулировании реализована не полностью. Пробел в праве может быть восполнен либо посредством его устранения, то есть созданием нового нормативно-правового акта в процессе правотворчества, либо путем преодоления с помощью юридической аналогии. Юридическая аналогия не устраняет пробел, она позволяет преодолеть его для разрешения конкретного дела.

Аналогия (в переводе с греч. analogia – соответствие, сходство)- означает определенное сходство, соответствие между предметами, явлениями, перенесение признаков одного процесса на описание схожего процесса.

Различают два вида юридической аналогии: аналогия права и аналогия закона.

Аналогия закона означает принятие решение на основе правовой нормы, регулирующей сходное отношение.

Аналогия права – это принятие решения по конкретному делу на основе общих начал, принципов права, смысла законодательства.

Применение права по аналогии возможно при наличии одновременно двух условий:

1. если нет нормы права, которая непосредственно рассчитана на урегулирование рассматриваемого случая;

2. если рассматриваемый случай находится в сфере правового регулирования.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

В теории права выработаны определенные требования к использованию аналогий:

1. решение дела по аналогии допустимо только в случае отсутствия или неполноты правовых норм;

2. сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть существенным, ориентироваться на равнозначные в правовом отношении признаки;

3. решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;

4. выработанное в ходе использования аналогий правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;

5. решение по аналогии предполагает поиск нормы сначала в актах этой же отрасли права, и только за неимением таковой можно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.