Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы и рекомендации вожатым по работе с детьми различных возрастных категорий






Дипломные проекты

комиссаров лагеря актива детских объединений «Пламенный»

Возрастные особенности детей

Ю. Мишина

Приветственное слово

Умение работать с разными возрастными группами – деятельность, требующая больших усилий, знаний основ психологии и педагогики. И нашим вожатым это удается! Вот уже почти сорок лет лагерь «Пламенный» обучает лидеров, развивает детей в различных сферах деятельности.

Надеемся, что эта глава поможет всем вожатым вспомнить все, чему их учили в Школе Вожатского Мастерства, а молодых вожатых научит взаимодействию с детьми младшего школьного возраста и с детьми, которые «Мы уже взрослые»!

Желаем приятного прочтения!

Содержание

1. Введение.

2. Общая характеристика возрастов.

3. Работа с разновозрастными детьми в лагере «Пламенный».

4. Советы и рекомендации.

5. Заключение.

 

Введение

В современной педагогике все чаще идет речь про индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать интересы ребенка, его способности, уровень интеллектуального, социального, духовного, физического, культурного развития. Все это развивается в ребенке по мере его взросления, его становления как личности. Поэтому в первую очередь в образовании, развитии и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности.

Какие интересы у второклашек? Что важно для 11-летнего мальчишки? Как заинтересовать подростка 13 лет? Как взаимодействовать со старшеклассниками? Ответы на эти вопросы заинтересуют в частности вожатых детских лагерей, которые имеют большое распространение в Рязанской области. Этим и определяется актуальность нашей работы. Знание особенностей детей разного возраста необходимо и вожатым лагеря «Пламенный», где все отряды являются разновозрастными.

На поставленные выше вопросы мы постараемся ответить в главе под названием «Возрастные особенности детей».

Целью данной работы является обобщение знаний об особенностях детей разного возраста а также разработка рекомендаций для вожатых детских лагерей.

Обозначим задачи нашей работы.

1. Рассмотреть теоретические основы изучения возрастных особенностей детей.

2. Проанализировать работу лагеря «Пламенный» с детьми разного возраста.

3. Разработать рекомендации для вожатых по работе с детьми разного возраста.

 

Общая характеристика возрастов

Лет

Детки этого возраста отличаются большой активностью! Они готовы бегать, прыгать, шуметь, веселиться, играть. Эти «моторчики» требуют к себе большого внимания, иначе травмы не заставят себя долго ждать. Конечно, таких детей нужно постоянно чем-то занимать, давать различные задания! Но! Не надо сильно нагружать ребят, потому что их повышенная работоспособность носит относительный характер – они начинают уставать через 25-30 минут какого-либо занятия. Отличительными особенностями этого возраста являются: активность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Наибольшее значение для малышей имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Ребята в этом возрасте – маленькие обезьянки, их способность к подражанию и копированию можно оценить на отлично! Причем повторяют они без разбора и хорошее, и плохое; чаще стараются копировать старших, т.е. вожатых, воспитателей, так что не удивляйтесь, если ваши привычки увидите у своих малышей в отряде! И лучше, если привычки будут хорошими, а не плохими.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми, связанные с этим. Вместе с тем у детей данного возраста появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, что наносит отпечаток на отношения к поступкам ровесников. Именно это новообразование - критическое отношение к действиям других детей - является основной причиной конфликтов среди ребят данного возраста.

Лет

Детки этого возраста очень общительны. Они хотят познакомиться, пообщаться, подружиться. Они любят коллективные упражнения, хотя стремление к самореализации очень высоко. Ребята 9-10 лет резко выражают свои чувства. Сначала говорят, а потом думают. Свободно выражают свои эмоции. Эмоционально быстро включаются в споры. У таких детей начинает развиваться чувство юмора. Появляется желает рассказывать смешные истории. Ребенок начинает быть самостоятельным, приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Лет

Эти дети уже не маленькие и готовы во всем помогать взрослому. В этом возрасте у ребят особенно развито стремление к лидерству. В этом возрасте могут возникнуть наибольшие проблемы с поведением (они могут подраться, пробовать курить и т.д.). Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое «Я», свое мнение. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Для детей этого возраста характерна резкая смена настроения, зависящая от общего физического состояния
Часто проявляют вспыльчивость. Способны проявить сдержанность, когда находят это нужным. Характерно и стремление к сплочённости. Этим детям очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно в этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем смысле, «стадное» чувство. Младшие дети ещё не осознают таких социальных аспектов, для маленького ребёнка скорее существует он сам и окружающий мир, с которым он налаживает контакт. Старшие дети придают большое значение своей индивидуальности, стараясь как можно весомее и ярче представить окружающим своё «Я». А вот для детей этого возраста главное — «МЫ».

 

 

Лет

Ребята этого возраста считают себя взрослыми и всячески доказывают это всем окружающим. Они достаточно умны, общительны, умеют отстаивать свою точку зрения. Не любят, когда ими командуют. Считают, что вправе распоряжаться собой сами. Больше говорят, чем делают. Если делают, то, в основном, напоказ. Не могут существовать без лидера, поэтому, сами того не подозревая, его создают, в большинстве случаев от этого страдают. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие. Для подростков характерно объединение в неформальные группы.

Итак, мы рассмотрели особенности детей разных возрастов. И очень надеемся, что при работе с детьми в лагере вы будете применять эти знания на практике. А пока предлагаем вашему вниманию работу «Пламенного». И вот как мы организуем свою деятельность, чтобы никого не обидеть!

Работа с разновозрастными детьми в лагере «Пламенный»

В организационном периоде вожатые используют КТД и игры, направленные на работу с разными возрастными категориями детей, что способствует комфортному пребыванию каждого ребенка в отряде (где дети разных возрастов). День «Дельфийских игр» или новый «День искусств» помогает в самореализации детей разного возраста. Помимо общих направлений у нас существует особое – для детей младшего школьного возраста. «День любви» создан для того, чтобы предоставить детям эмоциональный выход. Также он пользуется успехом у детей 13 – 15 лет. Так как это период их полового созревания. Также в «Пламенном» существует традиционный день – «День рождения». На наш взгляд, это самый разновозрастный день, в котором все мероприятия подходят деткам любого возраста. Также огромным плюсом в воспитании детей является «Зарница», которая предполагает патриотическое воспитание детей. А как известно, им нужно заниматься уже с раннего возраста.

Зачастую в нашем лагере создаются «Альтернативные мероприятия» для детей младшего школьного возраста. За целый день малыши сильно устают, и на вечернее мероприятие, будь то батл или массовка, их просто не хватает. Поэтому для них предусмотрены другие дела: игры, просмотр мультфильмов, чтение книг, беседы, трудовая деятельность и т. д.

Таким образом, в лагере «Пламенный» реализуются все виды деятельности детей разного возраста.

Советы и рекомендации вожатым по работе с детьми различных возрастных категорий

Лет

1. Не спускайте с них глаз во избежание травм.

2. Давайте маленькие поручения! Обязательно говорите: «Это очень важно!», «Ты здорово поможешь!», даже если это поручение – ерунда.

3. Организовывайте быт ребенка! Для него вы – и мама, и папа.

4. При объяснении «секрета» используйте яркие картинки.

Лет

1. Самый верный метод воздействия на ребенка в этом возрасте – беседа.

2. Поощрять любое достижение ребенка (самостоятельно застеленная постель, к примеру).

3. Ставить танцы лучше не в синхронной и строго заученной форме, а в произвольной. Важно изначально объяснить настроение танца, его атмосферу. Тогда все будет супер!

4. Используйте деятельность, требующую проявления мускульной активности.

5. Старайтесь более-менее разумно отвечать на вопросы «почемучек».

Лет

1. Если ребенок говорит «Не хочу, не буду», не обижайтесь и не уговаривайте – сам чуть позже прибежит!

2. Давайте ребенку возможность выговориться, постарайтесь его понять.

3. Подталкивайте к общению с противоположным полом.

4. Будет здорово, если на дискотеках напарник и напарница будут танцевать вместе. Так как в этом возрасте дети начинают ценить любовь и заботу. Показывайте пример!

Лет

1. Играйте в игры на тактильность!

2. Придают большое значение замечаниям и обижаются! Указываем на ошибки деликатно.

3. Проводите различные ток-шоу, где ребята смогут высказать свою точку зрения.

4. Советуйте хорошую литературу и фильмы. Анализируйте их вместе с детьми.

 

Заключение

Мы рассмотрели особенности поведения детей разного возраста, особенности физиологического и психологического изменения организма. Поделились опытом подбора мероприятий к различным возрастным категориям детей. Также дали практические советы по работе с детьми.

Советуем почитать:

Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы»

Эльконин Д. Б. «Детская психология»

Смирнова Е. О. «Детская психология»

А также интересные фильмы про взаимоотношения детей и взрослых: «Когда я стану великаном», «Вам и не снилось», «Доживем до понедельника», «Каникулы строгого режима».

Итак, надеемся, что эта информация поможет вам в работе в лагере! Желаем отличных смен! Послушных детей не желаем – все в ваших руках!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.